Привет!

Меня зовут Александр, я руковожу backend-разработкой в КТS. Мы разрабатываем сложные высоконагруженные сервисы для крупных корпораций и рекламные спецпроекты.

У нас есть Телеграм-канал «Программисты делают бизнес». Мы ведем его недавно — первый пост вышел в декабре 2020 года.

В статье расскажу:

Зачем нам канал в Телеграме

Мы завели канал и начали писать по двум причинам:

Во-первых, чтобы рассказать о себе, показаться людям. Телеграм стал первым шагом на нашем пути к публичности. Раньше о нашей компании знали только друзья, знакомые, ученики нашей школы «Метакласс» и студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, где мы вели лекции.

Во-вторых, чтобы клиенты и потенциальные сотрудники знали о нас чуть больше того, что написано на сайте. Никому не хочется работать с неизвестными людьми. Поэтому вместо дайджестов и инфографики мы решили писать о том, что происходит с нами в процессе жизни компании.

Как подготовили первые посты и почему писать — больно

Сначала мы решили собирать темы для постов с сотрудников. Мы сделали общую встречу и объявили, что хотим начать вести канал в Телеграме и на Хабре. И попросили: «Если у вас есть идеи, мы будем очень рады помочь написать о них пост или статью». 

Но из этого ничего не вышло: активные ребята как предлагали идеи, так и продолжили, но остальные в процесс не включились. Стало понятно: пока не начнем писать сами, толку не будет.

Мы долго не могли определиться, о чем писать. У нас, как у многих программистов, развит синдром самозванца. Каждый про себя думал: «О чем писать? Я же ничего такого особенного не делаю. А если и делаю, об этом все равно уже тыщу раз написано». 

В итоге мы в очередной раз ничего не придумали и решили: будем писать обо всем, что придет в голову. Создали специальный чат и начали писать посты с тегом #content.

Каждый из 5 основателей должен был каждый день писать по одному посту о чем угодно. Кто-то рассказывал, что произошло за день, кто-то писал про недавно опробованные лайфхаки из книг, кто-то — про организацию процессов в офисе. 

Писать для программиста — боль. Поначалу всем было тяжело от непривычного дела. Заставить себя «просто писать» было достаточно трудно, но у нас получилось: через неделю мы набрали 30 совершенно разных постов. 

Выбирать какую-то одну рубрику мы не стали, а решили писать и вести канал в таком же стиле, как писали на тестовой неделе: описывать будни работы основателей компании. Так появилось первое название канала — «Будни KTS».

Как начали постить

После тестовой недели мы запустили канал и начали постить наши «будни». Это было 22 декабря 2020 года.

Со контентом канала мы определились, поэтому выбрать первый пост было довольно легко: описали, чем занимается компания, и рассказали, что в этом канале основатели и сотрудники будут делиться опытом реализации проектов и писать заметки.

Дальше было чуть сложнее, потому что теперь нужно было выбирать посты регулярно.

Поначалу для организации канала пользовались только Asana. Мы отправляли в нее посты через сервис автоматизации Integromat. Сделали Телеграм-бот, который добавили в группу, где пишем посты с хештегом #content. Как только мы выкладываем такой пост в чате, бот создает такой же в Асане:

Бот создает пост
Бот создает пост
СММ-коллектор. Кроме Asana, мы добавили интеграцию с гугл-документами
СММ-коллектор. Кроме Asana, мы добавили интеграцию с гугл-документами

Посты решили выпускать 3 раза в неделю. До Нового Года мы успели собраться дважды и выбрать по три публикации. На общих встречах искали случайные посты и выбирали те, которые нравились всем. После встречи участники собраний их перечитывали и писали в чат правки и пожелания. Потом пост редактировали последний раз и ставили в очередь выхода в канале.

Но в таком подходе сразу возникли сложности, потому что мы:

  • выбирали посты случайно 

  • теряли правки в Телеграме среди остальных обсуждений 

  • никак не учитывали статус постов: неразобранный, запланированный или опубликованный

  • с трудом находили время, чтобы собраться все вместе: у каждого из 5 человек были свои дела

На старте с этими проблемами можно было жить: постов мало, и вся информация умещается в голове. Но после Нового Года мы начали оптимизировать работу канала.

Как наладили процесс

Сначала мы хотели выпускать посты по понедельниками, средам и пятницам. Но иногда времени запланировать посты не хватало. Тогда выпускали их со смещением в 1 день: вторник, четверг и суббота. Тут эмпирическим путем выяснилось: если пост выходит в выходной день, люди выключают уведомления. Когда мы это поняли, при сдвиге графика просто оставляли 2 поста в неделю вместо 3.

Теперь встали новые вопросы: как измерять успех и прогресс канала, сформировать рубрики и контент-план?

Мы добавили еще один шаг в сценарий Integromat: соединили Асану и Телеграм-бота с Excel-таблицей. У нас она называется Content Framework. Теперь созданный кем-то из нас пост попадал одновременно в список задач Асаны и в таблицу.

Мы добавили в Excel все посты и вручную заполнили категории. Сначала в таблице были такие поля: Заголовок, Тема, Стадия, Целевая аудитория, Дата выхода и Ссылка на Асану.

Список постов в Content Framework
Список постов в Content Framework

Мы сразу решили записывать, что и в какую дату публиковали. Эту информацию записывали во вкладке «Выпуск по датам».

Выпуск по датам
Выпуск по датам

После этого сделали страницу со сводной аналитикой. Это помогло понять, сколько постов и на какие темы осталось для будущих публикаций.

Сводная аналитика
Сводная аналитика

Как измеряем качество постов?

Наконец мы дошли до такого сложного вопроса, как: «Что вообще нравится аудитории?» Мы добавили в нашу сводную таблицу новые параметры для аналитики: Просмотры, Лайки, Дизлайки, Количество проголосовавших в опросах и Шеринг. По собранным данным мы стали считать общий показатель-коэффициент Engagement Rate (вовлеченность) и добавили в таблицу еще одну вкладку.

ER
ER

Первая формула ER была проста: частное от общего числа просмотров к сумме всех реакций на пост. Сейчас мы уже поняли, что лайк, шеринг и комментарий требуют разной вовлеченности. Написать комментарий человеку сложнее, чем просто лайкнуть. Поэтому разделили коэффициент вовлеченности по 3 показателям: лайкам, голосам и комментариям с шерингами.

Одна из формул ER
Одна из формул ER

Как продвигаем

Для продвижения раз в месяц покупаем рекламу на других каналах. 

Наш канал ориентирован на разную целевую аудиторию: тут и программисты, и бизнесмены, и менеджеры рекламных агентств. Поэтому сначала решаем, на кого будет нацелена реклама. Потом отбираем список каналов, которые читает выбранная аудитория. 

После отбора каналы надо проанализировать. 

Первый этап анализа: заходим в «Телеметр» и смотрим показатели: количество подписчиков, их рост, ER, где рекламируется. Это общая информация, по которой нужно понять основное: на канале сидят живые подписчики или боты? Стоит на нем вообще давать рекламу?

Телеметр
Телеметр

Второй этап анализа: считаем, сколько просмотров получает один пост. Для этого делим количество подписчиков на ER, который выдает «Телеметр». После этого проверяем, так ли это: просто заходим на канал и сами считаем количество просмотров у последних постов.

Третий этап анализа: смотрим цену за рекламный пост на канале и считаем, сколько стоит один просмотр. Сейчас средняя цена по рынку составляет 2₽. Если стоимость выше, нужно понять, почему: цена аудитории зависит от ее платежеспособности. Дать рекламу на канале разработчиков дороже, чем на развлекательном типа «Фэйлы дня».

По мере анализа и покупки рекламы добавляем очередные данные в таблицу. У нас получается диаграмма Ганта, сформированная по месяцам: кто и когда нас постит. Тут мы отмечаем, когда написали в канал, согласовали дату и оплатили пост.

Кто и когда нас постит
Кто и когда нас постит

После выхода рекламного поста смотрим, сколько он набрал просмотров, и сколько новых подписчиков мы получили. Теперь можно посчитать цену за одного подписчика. Сейчас для нас в пределах нормы заплатить до 50₽ за человека. 

В итоге получается еще одна таблица:

Анализ каналов для рекламы
Анализ каналов для рекламы

Как планируем развиваться

Сейчас у нас 1200 подписчиков и несколько пунктов, которые хотим сделать.

Во-первых, раскроем лица авторов канала. Мы заметили, что посты от живых людей, про которых что-то знаешь, читать интереснее, чем записки анонимных писателей.

Во-вторых, начнем считать корреляцию между ростом подписчиков и ростом количества реакций.

В-третьих, мы хотим сформировать единый стиль для наших SMM: у нас уже есть два канала и Инстаграм. Хочется привести их к одному tone of voice.

А как вы ведете каналы? Расскажите, заметили ли вы какие-то пробелы и упущения в нашей схеме?

Почитать наши каналы можно по ссылкам:

Основной канал «Программисты делают бизнес»

Канал школы «Метакласс»

Комментарии (2)


  1. DolgopolovDenis
    28.10.2021 10:50

    тоже имею очень небольшое отношение к ведению курсов в бауманке, так что привет коллеги)

    но вопрос в другом. недавно тоже завел свой тг-канал, именно от лица разработчика

    и столкнулся с огромной проблемой - абсолютно нет способов, позволяющих узнать потенциальной аудитории о существовании твоего канала

    единственный способ "рекомендаций" - реклама в других тг-каналах. которая:
    а) дорогая (по вашим подсчетам 50р за подписчика - и это очень реалистичная цифра)
    б) по дефолту вызывает негатив у пользователей, ведь "реклама = зло"

    нашли ли вы другие способы рассказать о себе?


    1. alexopryshko Автор
      29.10.2021 17:30
      +2

      Я пробовал следующие каналы:

      — реклама в fb, результаты очень плохие (рекламу могут не пропустить или забанить акк)

      — реклама в vk, результаты нормальные (рекламу могут не пропустить или забанить акк)

      — публикации рекламных постов в других каналах. Большая часть подписчиков пришла благодаря таким рекламным публикациям 

      — посадочная площадка. После различных вебинаров можно и нужно приземлять аудиторию. Канал в тг очень хорошо подходит в качестве площадки для приземления.

      — ссылки в различных источниках)))

      Остановлюсь подробнее на некоторых.

      1. Публикации рекламных постов в других каналах:

      Если реклама выглядит полезной, негатива не будет. Нужно подбирать рекламные каналы, аудитории которой может быть интересен ваш контент (спасибо кэп). В посте стоит обращать внимание пользователей на эту пользу и давать ссылки на нужные посты. 

      50 рублей за подписчика достаточно высокая цена. Можно привлекать дешевле, но так или иначе, аудитория «программистов» дорогая. Другие аудитории оцениваются дешевле — порядка 20 рублей за подписчика.

      Еще цену можно уменьшать, если пользоваться услугами подборщиков рекламных постов. Они закупают рекламу оптом в каналах и могут продать ее на более выгодных условиях. Также они проверяют каналы на добросовестность.

      2. Посадочная площадка

      В любых активностях, в которых вы участвуете, нужно оставлять ссылки на канал. Аудитория, пришедшая на ваш вебинар, уже лояльная, поэтому задача — не потерять ее и куда-то приземлить. Таким образом можно тоже расширять канал.