Один из читателей нашей рассылки обратился к нам с вопросом: можно ли с помощью двухканального модуля MP325M управлять трех фазным двигателем в однофазной сети?



Собственно ничего сложного в этом нет. Для реверса двигателя постоянного тока необходимо перекидывать положительную линию питания. Для реверса трехфазного двигателя переменного тока необходимо переключать питание конденсатора с одного полюса питающего напряжения на другой.

Что представляет собой MP325M? Это двухканальный беспроводной приемник диапазона 433 МГц, с передатчиком в виде брелка. Как видно из фотографии приемник поставляется без корпуса. На плате приемника имеется кнопка для добавления/удаления брелков и три светодиода. Зеленый светодиод информирует о нажатие кнопок на пульте. Два красных светодиода информируют о состояние реле ВКЛ/ОТКЛ. Два силовых реле имеют возможность управления нагрузками с рабочим напряжением 250В и мощностью до 2200Вт. Питается приемник напряжением 12В.

Реле имеют два режима работы кнопка и триггер. Нам нужен будет режим кнопка.

На корпусе передатчика имеется индикация нажатия кнопок, по которой можно определить о необходимости замены элемента питания. Работает передатчик от широко распространенного 12В элемента питания типа 27А и сохраняет работоспособность до напряжения 6В.

Дальность комплекта в прямой видимости составляет 100 метров, чего с лихвой хватает для такого управления. Передатчик с приемником общается с помощью цифрового сигнала имеющего 1048576 комбинационный код, что гарантированно исключает ложное срабатывание от помех и других передающих устройств на данной частоте.

Схему подключения двигателя лебедки можно увидеть на рисунке ниже:



1. блок пускателя;
2. катушка управления пускателем;
3. контакт теплового реле;
4. тепловое реле;
5. силовые контакты пускателя;
6. беспроводной модуль управления MP325M
7. источник питания 12В PW1245

Алгоритм работы управления получился простым. Нажав и удерживая первую кнопку, лебедка начинает разматывать трос. Отпускаем первую кнопку и ждем полной остановки двигателя. Нажимаем вторую кнопку, трос начинает сматываться. Если необходимо поменять местами кнопки управления, просто поменяйте местами подключение сиреневого и зеленого провода.

Хочу обратить ваше внимание. Данная схема не имеет электронного тормоза, поэтому, во избежание больших пусковых токов при эксплуатации лебедки, необходимо дождаться полной остановки вращения вала двигателя и только тогда осуществлять реверс.

Данное управление можно с успехом применить в управлении лебедкой и других решениях, где применяется электродвигатель переменного тока.

Возможно, кто-то захочет повторить или улучшить данное решение. А может быть, предложит свое.

п.с. В публикации описывалось подключение асинхронного двигателя включенного в схеме треугольник. В таком включении мощность может достигать до 70% от номинальной. При этом два вывода подключаются непосредственно к однофазной сети 220В, а третий через конденсатор в зависимости от направления вращения.

Автор: Рублев Владимир

Комментарии (7)


  1. amarao
    07.10.2015 15:46

    Я понял что меня смутило. Это напоминает письма в журнал «Наука и Жизнь».

    Как улучшить? Куда? Где ссылка на репозиторий для пул-реквестов?

    Ну прямо как прошлый век, блин.


    1. Zzzuhell
      07.10.2015 16:27

      меня смутило упоминание о

      полюсе питающего напряжения
      применительно к переменному току.
      Фазы/обмотки имелись в виду?


      1. masterkit
        07.10.2015 17:13

        Все верно. Имелось в виду фазы обмотки.


    1. masterkit
      08.10.2015 08:28

      Кстати, да, надо назвать серию — письма в редакцию. Вы бы только знали, чего у нас только по телефону и в письмах не спрашивают. Пытливость ума разных самоделкиных не знает границ.


      1. amarao
        08.10.2015 11:57

        Но почему без репозитория на гитхабе?


  1. Sergey_datex
    08.10.2015 15:05

    Мне кажется это не очень хорошее решение:

    1) нет защиты от быстрого переключения «прямой ход-реверс».
    2) Радиоканал — штука нестабильная, особенно 433 мгц, где куча автосигнализаций.
    Плюс добавим помехи от мощного силового оборудования (лебедка, контакторы).
    При кратковременной потере связи с приемником реле может отключаться на короткий период (секунда), что легко может угробить двигатель, вместе с пускателем.

    Мы же все знаем законы Мерфи, да?


    1. Sergey_datex
      08.10.2015 15:11

      Добавлю: если бы потребовалось реализовывать такое именно на радиоканале, то я бы добавил дополнительный микроконтроллер для «сглаживания» всех переходных процессов, какой-либо датчик, по которому можно видеть вращение вала двигателя, и разрешать вращение только после полной остановки. Железо должно работать так чтобы его нельзя было сломать неверными действиями