Резидент ОЭЗ «Иннопо́лис» компания IVA Technologies разрабатывает телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение для унифицированных коммуникаций.

В этой статье расскажем, за счёт каких возможностей IVA MCU упрощает онлайн-взаимодействие, что нового умеет платформа и почему стоит выбрать именно этот сервис для удалённого общения в деловых и образовательных целях.

IVA MCU - это программный сервер ВКС с функционалом унифицированных коммуникаций, предназначенный для защищенного взаимодействия через видеосвязь и мессенджер IVA Connect. Система поддерживает быстрые звонки, создание виртуальных комнат, индивидуальные настройки для мероприятий, а также демонстрацию рабочего стола и совместную работу с файлами и документами.

Унифицированные коммуникации подойдут для организации в онлайн-­режиме переговоров, совещаний, деловых встреч, собеседований, планерок, дистанционных занятий и вебинаров, лекций и семинаров, лабораторных и экзаменов.

В качестве клиентских устройств сервер IVA поддерживает:

  • Аппаратные SIP/H.323-терминалы

  • Программные клиенты Windows, MacOS и Linux

  • Мобильные устройства на Android и iOS

  • Работа через браузер по WebRTC

  • Работа через браузер по FLV over HTTP

Основными особенностями IVA MCU являются: поддержка распознавания речи и протоколирования мероприятий, видео звонки через персональные и групповые чаты, а также широкие возможности управления правами и раскладками пользователей.

Сервер IVA MCU

Для того, чтобы начать пользоваться профессиональной корпоративной системой видеоконференцсвязи IVA, достаточно развернуть на физическом или виртуальном сервере образ на базе Linux. Установка занимает меньше минуты и сервис ВКС готов к работе.

Решение поддерживает как установку на едином сервере, так и работу в кластере. Кластер оптимален при необходимости распределения нагрузки на систему, а также для обеспечения отказоустойчивости узлов решения. Роли серверов в таком случае делятся на серверы управления и медиа-серверы. Для распределения нагрузки наращиваются медиа-серверы, а для повышения отказоустойчивости дублируются серверы управления.

Всё управление сервером происходит через web-интерфейс администратора. Настроек бесконечное множество, выделим лишь ключевые из них:

  • Учетные записи пользователей. Ручная регистрация, централизованная загрузка списком, поддержка LDAP, управление правами и ролями пользователей, возможность самостоятельной регистрации

  • SIP регистраторы. Регистрация на сервере SIP-телефонов и аппаратных терминалов ВКС для звонков через сервер, используя короткие номера, интеграция с IP PBX

  • Управление раскладками. Конструктор раскладок, детальные настройки разрешения и битрейта для всевозможных сценариев мероприятий, персональные раскладки с настройкой каждого окна

  • Пользовательское брендирование. Установка собственных логотипов, управление стилем подписей участников и рамки раскладки

  • Запись и протоколирование. Управление системой распознавания речи для формирования текстовых протоколов мероприятия, поддержка видео записи конференции и контента в 2 файла, аудио запись

Клиентские устройства

Сервер поддерживает работу с аппаратными терминалами по протоколам SIP или H.323. Возможны звонки с терминалов в конференцию или виртуальную комнату, а также их вызов из активного мероприятия.

Поддерживается планирование видеоконференций с участием SIP/H.323-терминалов с предварительным автоматическим обзвоном всех участников перед началом мероприятия.

В IVA MCU реализована регистрация SIP-устройств на сервере и звонки с использованием внутренней короткой нумерации, а также интеграция с IP-телефонией.

Мобильные клиенты

Есть приложение IVA Connect под iOS и Android. Это удобный корпоративный мессенджер с возможностью создания персональных и групповых чатов, обмена файлами, а также голосовых вызовов и многоточечных видеоконференций.

Интерфейс IVA Connect Mobile
Интерфейс IVA Connect Mobile

Программные клиенты для ПК

Приложение IVA Connect доступно для работы в среде Windows, MacOS и Astra Linux. Дистрибутивы интегрированы в серверный образ, поэтому при первом визите в web-интерфейс IVA MCU, страница авторизации предлагает скачать необходимый клиент прямо с сервера.

Программные клиенты IVA
Программные клиенты IVA

Приложения IVA Connect имеет весь необходимый функционал для комфортного общения. При этом интерфейс абсолютно не перегружен и лаконичен.

Iva Connect Desktop для Mac OS
Iva Connect Desktop для Mac OS

В закладке "Мероприятия" отражаются все прошедшие, текущие и запланированные мероприятия с участием пользователя.

Iva Connect для Mac OS
Iva Connect для Mac OS

В разделе "Комнаты" пользователю доступен список всех виртуальных комнат, к которым у него есть доступ.

Iva Connect для Mac OS
Iva Connect для Mac OS

В разделе "Контакты" добавляются необходимые учётные записи зарегистрированных на сервере пользователей. Адресную книгу можно загрузить централизованно списком, или позволить каждому пользователю сформировать список необходимых контактов самостоятельно.

Закладка "Настройки" позволяет заполнить собственный профиль и поменять язык интерфейса на английский. Также здесь возможна настройка оборудования, которое будет использоваться клиентом при аудио и видео вызовах.

Web-интерфейс пользователя

Рабочее пространство интерфейса пользователя
Рабочее пространство интерфейса пользователя

На данный момент происходит переход на новую версию Web-интерфейса.
В прежней версии web-интерфейса пользователям доступен функционал сервиса IVA MCU в полном объёме.

  • Начать сейчас - создание мероприятия "на лету" по шаблонам Симметричная конференция, Лекция, Селектор или Вебинар. После выбора шаблона происходит автоматический вход в интерфейс активного мероприятия с возможностью детальной настройки конференции и приглашения участников.

  • Запланировать - создание будущей конференции или планирование периодических мероприятий на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе. Предварительная настройка конференции с выбором шаблона и приглашением участников. Занесение в календарь с напоминанием по почте.

  • Создать комнату - интерфейс создания постоянной VMR (Virtual Meeting Room), используя аналогичные примерам выше настройки шаблонов, прав доступа и списка участников для данной виртуальной переговорной комнаты. Эта комната будет отражаться при всех типах подключения у приглашённых пользователей.

  • Войти по ID - эта функция позволяет неприглашённым участникам присоединиться к мероприятию, указав уникальный номер конференции. При этом в настройках мероприятия можно задать пароль для таких участников, с разделением на докладчиков и гостей. Вход в конференцию по ID является альтернативным вариантом входа в мероприятие по ссылке.

Панель управления включает следующие разделы:

  • Календарь - лента календаря с отображением всех прошедших, текущих и будущих мероприятий с участием данного пользователя системы IVA MCU. В этом разделе можно отыскать необходимое мероприятие, войти в него для просмотра анкет и опросов, а также скачать запись и загруженные в конференцию файлы.

  • Комнаты - эта закладка отображает все активные VMR текущего пользователя с указанием количества участников, находящихся в ней в настоящий момент. Возможна архивация неактуальных комнат для более удобного отображения списка VMR.

  • Адресная книга - эта закладка частично дублирует список контактов в левом блоке пользовательского интерфейса IVA MCU. Но, помимо личных контактов, здесь можно вывести список всех зарегистрированных в домене пользователей. Это позволяет добавлять в свою адресную книгу необходимых пользователей из глобального списка.

  • Файлы - это личное файловое хранилище пользователя системы IVA. Сюда можно загружать любые файлы для последующего добавления их в требуемое мероприятие. Но также, файлы можно добавлять не через хранилище, а напрямую с компьютера, используя интерфейс активного мероприятия.

В момент входа в текущее мероприятие или виртуальную комнату, пользователь попадает в интерфейс активного вызова.

Прежде чем описать функциональные возможности web-интерфейса мероприятия, хочу остановиться на одной особенности сервера IVA MCU в плане кадрирования и микширования изображения.

Сервер имеет возможность передавать видео клиентам в двух режимах:

  • Streams - видео, полученное от клиентов, транслируется сервером в виде отдельных видеопотоков, с параметрами заданными в медиа профилях. Вычислительная нагрузка на клиентское устройство при этом сценарии кратно возрастает, так как программному терминалу приходится обрабатывать не одну микшированную картинку, а сразу несколько потоков в высоком разрешении. Это существенно повышает требования к ПК и пропускной способности сети, но при этом позволяет управлять в процессе конференции каждым потоком в раскладке независимо друг от друга.
    Расчет пропускной способности сети в таком случае следующий:

    Client UpStream = 1 x b
    Client DownStream = b x (n - 1)
    Server UpStream = (n - 1) x n x b
    Server DownStream = b x n

    n - количество участников конференции
    b - битрейт одного потока (FullHD - 2Мбит/с, HD - 1Мбит/с, SD - 0.5Мбит/с и т.д.)

  • Mosaic - это классический режим MCU, позволяющий микшировать все полученные от клиентов потоки на сервере, а клиентам отправлять итоговую заданную мозаику единым видео потоком заданного разрешения. Нагрузка на клиента и сеть в этом случае минимальна, и обусловлена лишь разрешением конференции, заданным в медиа профилях.

    Расчет пропускной способности сети в таком случае следующий:

    Client UpStream = 1 x b
    Client DownStream = 1 x b
    Server UpStream = n x b
    Server DownStream = n x b

    n - количество участников конференции
    b - битрейт одного потока (FullHD - 2Мбит/с, HD - 1Мбит/с, SD - 0.5Мбит/с и т.д.)

Режим Streams поддерживают только web-клиенты, мобильные и десктопные приложения работают в режиме Mosaic для стабильности качества вне зависимости от количества участников конференции.

В режиме мозаики у сервера IVA есть очень полезная возможность. Изменение пропорций видео относительно рабочего окна клиента, учитывая количество участников и тип мозаики.

В админке этот параметр называется Максимальный размер кадрирования изображения, %.

Указывая какой-либо процент, мы позволяем серверу изменить пропорции видеопотоков, чтобы использовать рабочее пространство окна конференции более эффективно.

Например, без кадрирования видео вызов с двумя участниками выглядит так:

Мозаика на два участника без изменения пропорций видео потоков
Мозаика на два участника без изменения пропорций видео потоков

Указывая процент кадрирования равный 50, мы получаем более комфортную раскладку, исключающую черные области не занятой площади экрана.

Кадрирование под рабочую область просмотра конференции
Кадрирование под рабочую область просмотра конференции

Этот режим не актуален для "правильных" раскладок (n x n), повторяющих пропорции рабочей области экрана клиента, предназначенного для отображения видео потоков. Но если мы имеем дело с несимметричными раскладками - этот режим существенно оптимизирует визуализацию конференции.

Рабочее пространство интерфейса конференции включает следующие поля, функции и кнопки:

  • Длительность и название - счетчик времени конференции стартует в момент начала мероприятия на сервере (при входе модератора), а не в момент подключения к ней пользователя. Название также задаётся модератором в интерфейсе управления конференцией.

  • Информация - отображает дату и время создания конференции, длительность (для запланированных мероприятий ограниченных по времени), описание (заполняется модератором), организатор (модератор, создавший конференцию на сервере), тип конференции (конференция, лекция, селектор, вебинар).

  • Файлы - здесь содержатся все файлы загруженные в конференцию всеми участниками. Здесь же можно загрузить файлы с компьютера.

  • Статистика - отображает битрейт передачи и получения для аудио и видео потоков.

  • Раскладка - позволяет выбрать один из трёх типов стандартной раскладки: Симметричная мозаика n x n - все окна равные по размеру
    Постоянное присутствие 1 + n -
    активный докладчик крупней остальных
    Селектор
    - только активный докладчик во весь экран
    Эти правила действуют только при выборе типовых раскладок. Ручная настройка раскладок конференции будет описана отдельно ниже по тексту.

  • Во весь экран - параметр для web-версии клиента, позволяющий раскрыть окно конференции в браузере в полноэкранном режиме.

  • Микрофон - включение/выключение микрофона клиента.

  • Камера - включение/выключение камеры клиента.

  • Демонстрация контента - позволяет транслировать в конференцию рабочий стол, окно приложения или загруженный в конференцию документ или медиа контент.

  • Звук - включение/выключение входящего аудио потока из конференции.

  • Настройка оборудования - управление аудио/видео периферией клиента, управление качеством камеры и чувствительностью микрофона.

  • Поднять руку - позволяет участнику обратить на себя внимание модератора. Это актуально для ролевых мероприятий, где зритель может запросить возможность выступить голосом или задать вопрос в режиме докладчика. Активно применяется в режиме обучения при проведении мероприятия по шаблону вебинар.

  • Участники - список всех активных пользователей мероприятия, возможность модератора приглашать и удалять участников, управлять их ролями, камерами и микрофонами.

  • Чат - возможность ведения переписки в рамках текущего мероприятия. Поддерживаются приватные сообщения между участниками. Доступна модерация.

  • Запись - модератор активирует запись конференции на сервер. Разрешение записи настраивается персонально через интерфейс администратора. Возможна раздельная запись в два файла контента и мозаики участников.

  • Стенограмма - позволяет модератору активировать функцию протоколирования мероприятия. Сервис позволяет трансформировать голосовые доклады в текстовый файл. Протоколирование ведётся с разделением докладчиков и указанием даты и времени для каждой фразы.

Демонстрация контента
Демонстрация контента

Управление конференцией

Интерфейс администратора позволяет получить полный доступ к управлению активными мероприятиями.

Панель управления мероприятием
Панель управления мероприятием

Настроек очень много, ветвление закладок поражает глубиной и разнообразием. Чтобы не превращать статью в руководство администратора, рассмотрим не каждую настройку в отдельности, а задачи, которые решаются функционалом системы.

Управление участниками

Администратор имеет полный контроль над конференцией. Ему доступно не только управление аудио/видео периферией любого участника, но и возможность перенести пользователя в другую конференцию в один клик.

Конструктор раскладок

Редактор раскладок
Редактор раскладок

В интерфейсе администратора доступен функционал создания собственных раскладок для видеоконференций.

Каждое окно можно перемещать и масштабировать в рамках довольно мелкой сетки привязки. Каждое поле наделяется требуемой ролью:

  • Автовыбор - участники последовательно заполняют окна данного типа по мере их входа в конференцию. Если участников становится больше, чем окон с автовыбором - отображение не попавших в раскладку пользователей производиться не будет. Для решения такого сценария существует следующий параметр.

  • Автовыбор (карусель) - этот тип окна применим, когда участников с видео больше, чем позволяет разместить выбранная раскладка. Данное поле будет по очереди отображать всех участников, которые активировали передачу видео в конференцию. Этот тип отображения позволяет разделить неприкосновенных участников с фиксированным отображением, и второстепенных с переменным отображением в раскладке видеоконференции.

  • Изображение - в окне отображается любое загруженное администратором изображение. Этот сценарий может быть применён в каких-либо тематических мероприятиях.

  • Докладчик - для данного поля возможен выбор либо конкретного докладчика по номеру, либо отображение активного докладчика с активацией по голосу.

  • Предыдущий докладчик - поле отображает докладчика, который передал слово активному. Таким образом сохраняется атмосфера переговоров, если беседу ведут несколько участников - в крупных окнах можно отслеживать докладчиков одновременно, следить за их реакцией и не терять их из вида после передачи слова оппоненту.

Стенограмма в реальном времени

Из окна управления конференцией администратор может не только подключиться к трансляции, но также в реальном времени получать текстовую стенограмму всех переговоров. Функция распознавания речи на лету производится сторонними сервисами, имеющими интеграцию с IVA MCU. На данный момент доступна работа через Expasoft и ЦРТ.

Текстовый файл становится доступен модератору конференции сразу после окончания записи стенограммы. Администратор же может получать данные в текстовом виде построчно с задержкой всего пару секунд прямо в интерфейсе управления конференцией.

Управление кластером
Управление кластером

Пилотные проекты и тестирование

Запросить дистрибутив IVA MCU и всю необходимую документацию можно по адресу iva@prof-av.ru

Достаточно указать данные о Вашей компании и сценарий использования системы ВКС. После регистрации проекта Вы получаете временный ключ на требуемое количество подключений.

Проверить работу решения в облаке можно уже сейчас. Регистрируйтесь на моём демо-стенде iva.world - и в бесплатном режиме пробуйте проводить видеоконференции до 4 докладчиков.

Аппаратные платформы

Решение IVA MCU может быть развёрнуто в существующей инфраструктуре компании, если есть необходимое количество виртуальных или физических вычислительных мощностей. Если подходящего сервера в компании не предусмотрено, возможна поставка готового сервера с предустановленным IVA MCU.

Для этого разработана линейка серверов с оптимальной производительностью под различное количество подключений.

Возможна поставка в виде ПАК - сервер и лицензии одной позицией.

Заключение

Решение унифицированных коммуникаций IVA обеспечивает компанию всем необходимым функционалом для удалённого общения и совместной работы.

Широчайшие возможности подключения, позволяют организовать в онлайн-­режиме переговоры, совещания, деловые встречи, собеседования и планерки. А также проведение дистанционных занятий и вебинаров, лекций и семинаров, лабораторных и экзаменов.

Комментарии (10)


  1. m1skam
    29.11.2021 19:51

    Проверить работу решения в облаке можно уже сейчас. Регистрируйтесь на сервисе iva.world - и в бесплатном режиме пробуйте проводить видеоконференции до 4 докладчиков.

    Вы точно хотите показывать такое демо? Сертификат сайта самоподписанный, на почту приходит письмо сразу в спам и в тексте письма:

    Link to log in: https://91.200.226.196/


    1. Usikoff Автор
      29.11.2021 20:10
      +2

      Добрый день, за сертификат спасибо, обновлю. А с остальным в чём проблема? Это не официальный сервер IVA, это мой личный стенд с установленным IVA MCU, такой же какой будет у любого, кто решит развернуть демо сервер у себя. Для тестирования функционала хватает.


      1. m1skam
        30.11.2021 14:04
        +3

        Кирилл, спасибо что поправили сертификат. На момент прочтения статьи, там не было указания, что это ваш личный демо-стенд. И у меня создалось впечатление, что это демо от компании.


        1. Usikoff Автор
          30.11.2021 14:05
          +2

          Спасибо Вам, сертификат обновил, IP в письме заменил на имя, про стенд уточнил!


  1. Ovoshlook
    29.11.2021 23:21

    Почему именно MCU? Почему не SFU?


    1. Usikoff Автор
      30.11.2021 11:47
      +2

      А почему SFU? Сервер действительно поддерживает работу в режиме Streams в браузере, но это далеко не основной функционал. При работе с подключениями по SIP/H.323, через браузер и приложение используется классическая схема транскодирования на сервере. Поэтому именно MCU.


      1. Ovoshlook
        30.11.2021 12:24

        Потому что вы заявляетесь как "Больше чем Zoom", а в статье описано стандартное коробочное и довольно консервативное решение. Не понятно чем вы "больше чем Zoom".

        Чтобы быть хотя бы равным условному Zoom - сервис должен уметь собираться в смешанное решение которое умеет расширяться и предоставляет дополнительные сервисы помимо базовой связи, что не возможно без работы ядра системы именно как SFU, так как это самый эффективный способ расширения. MCU в таких сервисах выступает как Gateway для конечных пользователей которые подсоединяются с девайсов не поддерживающих multiple media streams.

        Я понимаю что оно ориентировано на большой бизнес и госсектор, а так же покупку/настройку уже имеющихся необходимых SIP/H.323 клиентов под него, но по функционалу и возможностям расширения исходя из того что написано в статье даже сравнивать это решение с Zoom и подобным сервисам пока рано.


  1. Zuzik3500
    30.11.2021 08:46
    +1

    В веб версии некоторое время назад были проблемы с запросом разрешения на использование микрофона в firefox - нужно было либо шаманить, либо использовать хром.

    Десктоп клиент под например убунту 20.04 не станет - привязан к старым qt библиотекам.


  1. evros
    30.11.2021 10:24
    +2

    Тестил onprem полгода назад. Понравилось. Но к сожалению, не было AD SSO.


  1. andreyverbin
    30.11.2021 18:36
    -1

    Мне интересно как обосновывалось решение делать именно такой продукт? С позиции инвестора это продукт, который пытается отжать долю рынка у сильных конкурентов клонируя их же сервис. Не видел, чтобы это хоть раз сработало. Может я не заметил какой-то важной детали? Или сервис уже продаётся и на практике доказывает превосходство над конкурентами?