Представьте ситуацию: вы Senior QA Engineer, давно работаете в компании, хорошо знаете ее внутреннюю кухню, стек технологий, все темные уголки продукта. Неожиданно к вам приходит руководитель или руководитель вашего руководителя и сообщает новость, что текущий QA Lead команды уходит, а, как известно, «свято место пусто не бывает», и кто-то это самое место должен занять. Как раз вы являетесь тем самым классным специалистом, который может претендовать на новую должность с последующим увеличением компенсации в случае успеха. Знакомая картина? По моему личному опыту и опыту моих коллег именно так и становятся впервые лидами. Но, как мы знаем, «с великой силой приходит великая ответственность». Уже недостаточно быть просто продвинутым инженером и разбираться в своей области. Серия статей «QA Lead и точка» должна помочь сориентироваться в будущих обязанностях и ожиданиях от вас.

В этой части мы рассмотрим, к чему должен готовиться Lead, который еще вчера был Senior, и в чем состоит разница мышления в работе на этих позициях. Все описание будет происходить в контексте и с примерами из QA, так как это моя специализация, но данные советы применимы к любым позициям с приставкой Lead.

1. Ориентация на конечный результат, а не на отработанные часы

Вам этого никто явно не скажет, но на самом деле никого не интересует, сколько часов вы провели перед монитором. Ваша работа больше не измеряется числом тест-кейсов, временем прохождения тестовых циклов или количеством разработанных автотестов. Также никого не интересует (или по крайней мере в идеальном мире не должно интересовать), работаете ли вы  на даче, в другой стране или кафетерии. На Lead позиции вы отвечаете за конкретное подразделение, работа которого направлена на достижение определенных, заранее запланированных целей. Именно результаты по достижению этих целей говорят о вашей эффективности как специалиста.

2. Ваши успехи — это успехи вашей команды

Текущий пункт вытекает из предыдущего. Но кроме постановки целей и организации активностей для их достижения, хороший Lead должен заботиться о развитии своих сотрудников, регулярно следить за их профессиональными потребностями и способствовать их удовлетворению. Это достигается балансом между желанием человека изучить что-то новое и нуждами бизнеса. Когда эти точки пересечения найдены, необходимо составить индивидуальный план развития, обозначить ключевые результаты и критерии их достижения. Для полного понимания разницы, сравним 2 фразы:

  • Senior: «Я прошел курс по Appium и применил его на проекте, теперь в список своих навыков можно добавить мобильную автоматизацию».

  • Lead: «Наш коллега Петр прошел курс по Appium, теперь у нас в команде есть экспертиза по мобильной автоматизации и мы можем покрыть ручной регресс».

3. T-shape компетенции и видение всей картины происходящего (the whole picture view)

Как мы обозначили в начале статьи, вы уже классный специалист в своей области, именно поэтому вам и предложили Lead позицию. Реальность такова, что это необходимое, но не достаточное условие для эффективной работы. Вам предстоит  общаться с другими отделами, согласовывать цели между несколькими командами, планировать зависимости. Для этого нужно развивать T-shape навыки по смежным областям: Development / Product Management /  DevOps. Широкий кругозор, понимание принципов работы других специальностей и видение общей картины проекта даст вам гибкость в коммуникации, оценке трудозатрат и анализе возможных рисков при планировании.

4. Развиваем навыки делегирования

В зависимости от вашего уровня компетенций и масштабов компании вы можете быть лидом нескольких команд и разного количества человек. Согласитесь, что QA Lead отдела из 3, 20 или 100 человек это 3 разных руководителя. И чем крупнее масштабы, тем меньше у вас контроля над  конкретными задачами и ситуациями. Поэтому рано или поздно вам придется начать делегировать ваши обязанности  другим сотрудникам. Как дополнительный бонус ваши сотрудники при этом тоже будут расти. Но есть важный нюанс: эффективность заключается в делегировании зон ответственности, а не конкретных задач.  Например, вы не должны просить специалиста своего отдела реализовать API функции для интеграции TMS с CI/CD системой для автоматического запуска тестовых циклов. Вместо этого вы делегируете всю зону по работе TMS с CI/CD, не углубляясь на ранних стадиях в конкретные задачи и как это сделать. Сотруднику поручают начальную проработку такой абстрактной задачи и план по ее выполнению и поддержке. Если сотрудник сталкивается с таким заданием   впервые, вы можете стать  его наставником или назначить другого  человека в отделе. А это уже делегирования работ по наставничеству, так как если у вас 100 сотрудников, вы физически не сможете работать с каждым из них индивидуально.

5. Переход из любимых TMS или IDE в Google документы и Zoom

А теперь довольно грустная новость для технических специалистов, но к текущему моменту она уже должна быть очевидной. Вы ставите цели, планируете, развиваете сотрудников, общаетесь с руководителями других отделов, проводите 1 to 1 встречи. Какое ПО обычно для этого используется? Все верно, офисные программы Microsoft Office / Google Docs, инструменты коммуникации Google Meet / Zoom / Slack / Gmail. Именно эти программы будут открыты на вашем ноутбуке и использоваться 60-90% времени в зависимости от масштабов вашего отдела. И к этому надо быть готовым, если до этого вы привыкли все делать самостоятельно: писать тест-кейсы, разрабатывать автотесты и участвовать в ритуалах продуктовой команды.

Теперь вы видите, что Lead — это не Senior+ инженер, а совершенно другая позиция, где обязанности кардинально отличаются. Идеальный вариант погрузиться в новую роль это найти себе наставника, который будет следить за вашими действиями и давать советы, ведь с чего начать непонятно. Если знаний не хватает или они хаотичны, а более опытного коллеги рядом нет, то можно пройти обучающие курсы (например QA Lead от OTUS). В следующих частях серии «QA Lead и точка» мы рассмотрим более подробно эти и другие аспекты работы QA Lead, но уже сейчас вы знаете, к чему готовиться. Удачи! 

Комментарии (4)


  1. NeverIn
    28.06.2022 19:28

    Ну не знаю, в моей практике к лиду идут именно как к Senior+, а сам он приходит как лид


    1. alexeyQA Автор
      28.06.2022 20:49

      Разумеется ситуации разные и зависит от компании, но все же обязанности отличаются


  1. vasenka
    28.06.2022 20:41

    Как заинтересованное лицо, выскажу пару пожеланий) Можно ли добавить краткий анонс тем, которые будут затронуты? Для общей картины. Пока заголовок, упоминающий первую часть, выглядит оторванно и не очень понятно, сколько будет частей.

    И хотелось бы почитать личные истории. Сомнения, страхи, особенности принятия решений и разграничение зон ответственности, факапы, вот это вот всё :) Интересуюсь как человек, которого активно зовут занять эту позицию, а мне сложно решиться.


    1. alexeyQA Автор
      28.06.2022 20:54

      Спасибо за комментарий, постараюсь учесть пожелания.

      Часть 1 - означает, что как минимум будет часть 2, которая уже запланирована. А сколько частей будет всего не запланировано и не лимитировано. Зависит от желания и возможности писать. Ну и от количества заинтересованных лиц :)