Привет, Хабр! Мы запустили акцию — даем бонус 300 000 руб. на готовые вычислительные ресурсы IaaS сегмента Gold 3.0 в облаке.

Спрос на облачные услуги вырос, а его структура значительно изменилась. Появились заказчики, которые ищут альтернативу западным облакам. Компании экстренно переезжали с иностранных хостингов, масштабировали и оптимизировали инфраструктуру при дефиците оборудования. В ряде случаев бизнес должен был в кратчайшие сроки с нуля перестроить ИТ-инфраструктуру.

В статье на примере историй наших клиентов покажем, какие новые проблемы в текущих условиях решает облако.

Универсальный сценарий миграции

Традиционно стартовая точка миграции выглядит так: заказчик осознает, что покупать и поддерживать оборудование обходится дороже, чем аренда виртуальной ИТ-инфраструктуры. Однако 2022 год внес коррективы. 

Часто внедрение новых технологий представляет собой «тихую» трансформацию. Например, в команду приходит DevOPS-инженер, который раньше имел опыт работы с облачными технологиями. Он рассказывает о преимуществах облачной инфраструктуры:

  • ускорение time-to-market;

  • резервирование данных;

  • масштабирование инфраструктуры;

  • консолидация ИТ-систем;

  • экономия за счет оплаты вычислительных ресурсов по факту использования. 

Команда подхватывает идею создать новый уровень абстракции, на котором они смогут перенести фокус внимания с операционных задач на разработку бизнес-функций. 

Сегодня же ситуация изменилась: уход или заморозка работы вендоров и риски, связанные с возможными ограничениями, вызвали рост интереса компаний к российским облачным сервисам. Появился запрос на повторную миграцию: требуется переход из западного облака на платформу российского подрядчика. При этом перенести ИТ-системы необходимо в кратчайшие сроки.

Вот что рассказывает о своем недавнем опыте клиент #CloudMTS, крупная сеть обувных магазинов:

«Мы использовали зарубежный облачный сервис, который не прекращал работу в России, но в компании очень серьезно отнеслись к риску отключения доступа к инфраструктуре. Мы обратились к облачному подразделению МТС, чтобы перенести 111 виртуальных машин и несколько физических серверов с критичными системами. Провайдер предоставил выделенную команду технических экспертов по виртуализации, системам резервного копирования и репликации данных. Вместе составили план миграции и перенесли весь объем инфраструктуры за два дня. Команда также скорректировала и оптимизировала конфигурации виртуальных машин с учетом фактического потребления ресурсов».

Как снизить риски переезда

Миграция — нетривиальная задача, подготовительный этап которой в отдельных случаях занимает месяцы. При этом провайдер может взять вопросы миграции на себя, получив необходимые права доступа к инфраструктуре клиента и контролируя процесс от и до.

Клиенту также доступна самостоятельная миграция, без привлечения техподдержки на стороне провайдера. В любом случае процесс будет под контролем: каждый проект по переселению происходит с участием минимум одного инженера #CloudМТS. 

Переход в облако состоит из следующих шагов:

  • Инвентаризация ИТ-инфраструктуры

В первую очередь команда #CloudМТS уточняет состав и структуру ИТ-среды клиента. А при необходимости проводит инвентаризацию: как показывает практика, бизнес не всегда четко понимает, с каким набором систем живет.

Если заказчик накопил много данных, обычно ему предлагается построить выделенный канал до дата-центра оператора.

  • Подготовка

На этом этапе определяют схему миграции, а также подходящий под задачи тип облака: публичное, частное или гибридное. 

В процессе бывают подводные камни. Если мигрирует компания с большим количеством ИТ-систем, то обязательно составляется дорожная карта, в которой определяется очередность переноса сервисов. 

Планируют сетевую связность инфраструктуры клиента и облака провайдера. На площадке проводят тестовую миграцию для оценки соответствия потребностей компании и конфигурации облака.

  • Перенос данных

В зависимости от сложности миграции и наличия квалифицированных специалистов внутри компании, нужно решить, как выполнить переход: самостоятельно или с помощью провайдера. 

Этап включает несколько процессов:

  • финальная репликация;

  • перенос нагрузки в облако;

  • изменение сетевой схемы.

После того как данные реплицировались и готова полная копия, обычно требуется еще подготовить площадку и настроить правила. Поэтому миграция чаще всего проходит в выходной день или поздно вечером в будни.

Бесшовная и безопасная экстренная миграция

В нынешних условиях у клиентов нет месяцев и даже недель на подготовку. Поэтому облачный провайдер берет на себя львиную долю работ: от аудита до аутсорсинга ИТ-систем. 

Так клиент, который развивает сеть магазинов детских товаров, пережил экстренную миграцию с командой #CloudMTS:

«Большой объем критически важных данных компании мы размещали в зарубежном дата-центре. Без срочной миграции бизнесу грозила остановка продаж во всех торговых точках. Времени было мало, поэтому обратились за помощью к #CloudMTS. Резервные копии данных с зарубежной площадки провайдер перенес в Объектное хранилище S3. В течение буквально двух дней все системы мигрировали в новое облако. Кроме того, провели постмиграционную оптимизацию, благодаря которой удалось в сжатые сроки возобновить работу критичных ИТ-систем».

В другом случае — для российской добывающей компании — нам понадобилось 10 дней, чтобы выполнить оперативную миграцию SAP. Сам перенос систем занял один день.  

Каждый пример уникален: длительность процессов зависит от объема данных, конфигурации систем и еще многих факторов, которые невозможно предсказать, не погрузившись в бизнес-процессы заказчика.

Облачный бэкап и киберзащита

Другой популярный сценарий использования облаков в 2022 году — BaaS. Ранее наш анализ запросов российских компаний на бэкап-услуги показывал следующее распределение:

  • 52% не имели четкого мотивирующего фактора к использованию резервного копирования и действовали на опережение;

  • 27% стали жертвами атак шифровальщиков с потерей данных;

  • 18% лишились данных из-за случайных или умышленных действий сотрудников.

Теперь на рынке формируется новый тренд. Облачное резервирование повышает стабильность существующих систем и сохраняет критически важную информацию, от которой зависит непрерывность бизнеса. Как никогда актуальна опция сервисов резервного копирования по защите от программ-шифровальщиков.

У нас есть решения, которые защищают от таких вредоносов. Если обнаружено нецелевое действие — например, вирус пытается поменять кодировку или зашифровать паролем документы, — то это действие блокируется, а администратор получает уведомление. При этом не нужно обращаться к последней резервной копии, которую могли сделать задолго до атаки. И любой сотрудник с минимальными техническими знаниями может быстро восстановить данные.

Поддержка зарубежного софта

На ИТ-рынке формируется новое направление: поддержка софта зарубежных вендоров, которые ушли с российского рынка. Решения таких компаний, как SAP и Oracle, лежат в основе многих бизнес-процессов предприятий. Переход на российские аналоги требует серьезных временных и финансовых затрат на модернизацию.  

Компаниям важна бесперебойная работа, но даже крупным заказчикам сложно и дорого содержать собственную команду поддержки. Вариант решения проблемы: мигрировать в специализированный хостинг облачного провайдера, который предоставляет вычислительные ресурсы и дополнительные сервисы, включая поддержку и доработку бизнес-приложений.

Разберем ситуацию на примере SAP. #CloudMTS берет на аутсорсинг задачи системного администрирования сред SAP:

  • консистентное резервное копирование и хранение данных, в том числе на нескольких географически распределенных площадках;

  • работа с ПДн в SAP — по запросу предоставляем защищенный сегмент облака под требования ФЗ-152;

  • проактивный мониторинг с автоматическим оповещением об инцидентах;

  • администрирование БД и ОС;

  • сопровождение физической и виртуальной инфраструктуры;

  • поддержка SAP Basis;

  • установка патчей и апгрейдов;

  • анализ и устранение ошибок.

Заказчикам доступны выделенные сегменты облака, настроенные по требованиям SAP к оборудованию и системе виртуализации. Для надежной, быстрой и предсказуемой работы SAP Hana мы используем только совместимые или сертифицированные процессоры, ставим до 6 ТБ оперативной памяти на сервер.

Для удобства услуга предоставляется в режиме одного окна: оптимизированная под SAP инфраструктура + техническая поддержка с общим SLA и опытной проектной командой. Облачный провайдер разворачивает ландшафт приложений вокруг ключевого приложения SAP в облаке и поддерживает его связность и отказоустойчивость силами своей команды. 

ИТ-специалисты на стороне бизнеса могут справиться с любыми сложностями. Но всё же лучше, когда сотрудники решают целевые задачи, а не пытаются срочно найти выход из нештатных ситуаций. Виртуальная инфраструктура IaaS как раз помогает свести количество авралов к минимуму.

Комментарии (0)