Звучит как абсолютно безумная идея: Раздавать свое программное обеспечение бесплатно и рассчитывать, что оно настолько понравится людям, что они захотят заплатить вам деньги. Такова была идея shareware, популярной модели коммерческого программного обеспечения в 1980-х и 1990-х годах. Именно это и сделало ее уникальной и успешной в то время.

image
Benj Edwards

Происхождение Shareware


Традиционно историки считают трех человек в различных степенях причастными к созданию концепции shareware.

В 1982 году Эндрю Флюгельман создал на своем новом IBM PC телекоммуникационную программу под названием PC-Talk и начал делиться ею со своими друзьями. Вскоре он понял, что может поместить внутрь программы специальное сообщение с просьбой пожертвовать $25 в обмен на будущие обновления. (Флюгельман назвал свою концепцию «freeware», но, как сообщается, позже он запатентовал этот термин, что привело к его ограниченному использованию в индустрии. Термин был переосмыслен после его смерти в 1985 году).

В 1985 году журнал Computer Chronicles сделал краткий обзор компании Флюгельмана. Начинается с 16:12 на видео ниже.

Кроме того, в 1982 году еще одному программисту пришла в голову та же концепция, что и Флюгельману. Джим Кнопф (в профессиональной деятельности известный как «Джим Баттон») создал программу базы данных для IBM PC под названием Easy File и начал делиться софтом со своими друзьями. Как и Флюгельман, он понял, что может просить пожертвования (в его случае сначала $10), чтобы компенсировать расходы на дальнейшую разработку и рассылку обновлений. Кнопф назвал свою концепцию «программным обеспечением с поддержкой пользователя»(“user-supported software.”). Вскоре Кнопф и Флюгельман начали общаться, и Кнопф переименовал свою программу в PC-File, чтобы она соответствовала PC-Talk Флюгельмана, и они оба согласились на сумму добровольных взносов в размере $25.

image

К 1983 году концепция shareware стала общепринятой, но ее название еще не закрепилось в обществе. В начале 1983 года бывший сотрудник Microsoft Боб Уоллес изменил сложившуюся ситуацию, создав приложение для обработки текстов под названием PC-Write. В процессе работы он придумал термин «shareware» для описания модели ПО с поддержкой пользователей, заложенной Флюгельманом и Нопфом (его также вдохновила одноименная колонка в Infoworld). С таким солидным и привлекательных во всех смыслах названием концепции shareware некуда было двигаться, кроме как к успеху.

Почему Shareware был революционным


В то время когда Флюгельман и Кнопф пришли к идее создания shareware, большинство коммерческих прикладных программ были очень дорогими, зачастую розничная стоимость составляла сотни долларов. Производители ПО часто использовали драконовские схемы защиты авторских прав, чтобы предотвратить возможность нелегального копирования программного обеспечения. Фактически, пиратство — несанкционированное копирование и дистрибуция — два основных широко распространенных разрушительных факторов в компьютерной индустрии.

image
Антипиратская реклама 1984 года от Ассоциации издателей программного обеспечения. SPA / VC&G

В таких условиях идея о том, что можно написать качественную программу, убедить людей раздать ее своим друзьям, а затем надеяться, что она понравится им настолько, что они добровольно вышлют вам деньги, казалась абсурдной. Но когда Флюгельман и Кнопф попробовали эту концепцию запустить в массы, произошло нечто волшебное: Они оба стали миллионерами.

Shareware не относилась к клиентам как к потенциальным преступникам. Эта концепция предусматривала почтение и уважение к конечному пользователю, чего часто не хватало крупным коммерческим производителям программного обеспечения. Менее альтруистично то, что она также использовала преимущества неофициальной сети распространения ПО от пользователя к пользователю, которая возникла в следствии того, что программное обеспечение было так легко и дешево копировать.

С точки зрения пользователей, концепция shareware весьма привлекательна, поскольку позволяла бесплатно протестировать приложения, прежде чем купить их, а это было новой идеей в индустрии того времени. Вместо того чтобы тратить $795 за пакет баз данных, который по итогу оказался для вас бесполезным и которым вы никогда не пользовались, вы могли получить его бесплатно и отправить деньги его автору только в том случае, если ПО окажется ценным для вас.

Бесплатное программное обеспечение шло рука об руку с электронными коммуникациями


В самом начале своей идеи «бесплатного ПО» Флюгельман предложил предоставлять PC-Talk любому, кто пришлет ему по почте чистую дискету. Но по мере упрощения модемной связи и передачи файлов на платформе IBM PC (во многом благодаря PC-Talk), люди начали торговать shareware в системах досок объявлений (BBS) и в коммерческих онлайн-сервисах, таких как CompuServe и GEnie.

BBS(Bulletin Board System) для разработчиков shareware представлял собой альтернативный канал распространения продукта. Больше разработчику не нужно было подписывать контракт с издательством, разрабатывать и выпускать розничную упаковку, печатать руководство, искать дистрибьютора, имеющего партнерские отношения с розничными магазинами программного обеспечения или дилерскими сетями, а затем надеяться на роялти. Все эти дополнительные расходы, скорее всего, были причиной высокой цены на ПО в то время.

image
Главное меню BBS. Benj Edwards

Автором shareware мог быть одним человеком, работающий из дома. Зачастую мануалы shareware были в электронной форме и предоставлялись вместе с самим программным обеспечением, и самые существенные финансовые расходы на дистрибуцию возникали при рассылке обновлений с использованием пустой дискеты, конверта и марки. Позже, с появлением регистрационных кодов, которые разблокировали функции программного обеспечения, затраты снизились еще больше, и для совершения операций по продаже требовалось только письмо.

Несколько известных программ Shareware


image

Shareware не ограничивалось только платформой IBM PC. Вскоре оно распространилось на Macintosh, Amiga, Atari ST и другие системы. Но некоторые из самых значимых программ shareware были созданы на базе платформ IBM PC и Macintosh в 1980-х и начале 1990-х годов. Вот несколько из них.

  • PC-Talk III (1983): Самая популярная версия пакета эмуляции терминала Эндрю Флюгельмана, который положил начало революции shareware и запустил обмен файлами по модему на платформе IBM PC, написанная на IBM PC BASIC.
  • StuffIt (1987): Эта программа сжатия на базе Macintosh, которая уменьшала размер файлов для более удобной передачи или хранения, стала такой же популярной для Mac, как PKZIP для PC.
  • PKZIP (1989): Очень популярная программа сжатия файлов для IBM PC-совместимых машин.
  • Kingdom of Kroz II (1990): Первая игра для ПК, распространяемая по модели shareware Скотта Миллера Apogee, который выпускал первый эпизод бесплатно, а если вы хотите открыть дополнительные уровни, то необходимо было заплатить. Эта модель произвела революцию в индустрии shareware-игр.
  • WinZip (1991): Эта программа возникла как графический интерфейс для PKZIP под Windows, а затем превратилась в более полнофункциональный продукт, который был незаменим в эпоху Windows 95 и 98.
  • ZZT (1991): Первая игра Тима Суини для ПК, поставляемая со встроенным игровым редактором. Она положила начало Epic Games и проложила путь для Unreal Engine и Fortnite.
  • Doom (1993): революционный боевик от первого лица от id Software появился в виде shareware. Первая часть игры была бесплатной, но для получения остальных ее эпизодов нужно было выслать деньги.
  • Netscape Navigator (1994): Хотя этот новаторский веб-браузер никогда не рекламировался как «shareware», он поставлялся в виде бесплатной ознакомительной версии, которой пользовались почти все, не заплатив ни цента.
  • WinRAR (1995): Еще одна известная утилита сжатия для Windows.
  • Winamp (1997): Популярный и влиятельный MP3-плеер для Windows в конце 1990-х и начале 2000-х годов.

За последние 39 лет были разработаны сотни тысяч программ shareware (хотя мы не проводили точного подсчета), так что этот список лишь поверхностно касается исторически важного программного обеспечения. Каждая компьютерная платформа имела свой собственный список важных shareware — игр, приложений и утилит.

Что случилось с Shareware?


С развитием Интернета стало проще не только распространять программное обеспечение, но и напрямую продавать его в электронном виде. Потенциальные покупатели могли напрямую посетить сайт разработчика, оплатить кредитной картой и загрузить приложение или игру, что сделало модель shareware «pass-it-around» менее необходимой в качестве сети дистрибуции.

Во второй половине 1990-х годов термин «shareware» начал терять свою актуальность в сравнении с такими терминами, как «trial» или «demo» версия программного обеспечения. Каждый мог протестировать ПО перед покупкой — напрямую через Интернет. В этом смысле shareware никогда полностью не исчезало, оно просто трансформировалось.

image
С появлением в Интернете в конце 1990-х годов программного обеспечения с открытым исходным кодом название и концепция «shareware» утратили свою популярность. Бендж Эдвардс

В то же время, появление в интернете в середине и конце 1990-х годов программного обеспечения с открытым исходным кодом стало альтернативной философией свободного ПО, которая поощряла разработчиков к сотрудничеству в создании высококачественных бесплатных приложений (и призывала всех делиться ими бесплатно), делая коммерческое программное обеспечение shareware менее необходимым и популярным.

В последнее время с появлением DRM и магазинов приложений программное обеспечение стало привязываться к учетным записям пользователей, что сделало распространение даже демо — версий игр или программ незаконным или нецелесообразным. На некоторых платформах, таких как iPhone, вообще невозможно устанавливать ПО — без джейлбрейка или компиляции исходного кода приложения и его боковой загрузки с помощью Xcode. Сегодня, когда открытые платформы, такие как Macintosh и Windows, жестко пресекают использование нелицензионного программного обеспечения, дни, когда вы можете скачать программу от случайного разработчика и запустить ее, возможно уже сочтены.

Поэтому сегодня независимый разработчик приложений вероятной всего разместит программу или игру в магазине приложений, а не будет просить пользователей помочь распространить ПО для него, хотя в некоторой степени shareware все еще существует.

Где найти классическую Shareware-программу


Если вам интересно вспомнить времена славы shareware для PC или Mac, в Интернете есть сайты, где собраны десятки тысяч программ, которые вы можете изучить.

  • RGB Classic Games: Большой источник shareware-игр для компьютеров под управлением MS-DOS.
  • Архив игр DOS: Еще один хороший источник shareware игр и демоверсий для DOS.
  • The Cave BBS File Section: Онлайновый архив файлов, взятых из авторской BBS, которая работала с 1992 по 1998 год. Множество игр и утилит, в основном для DOS и Windows, а также для Mac.
  • Shareware CD-ROMs в Internet Archive: Это массивная коллекция CD-ROM, которые в свое время сами были коллекциями shareware. (Имейте в виду, что некоторые материалы на дисках могут быть NSFW).
  • Коллекция CD-ROM Textfiles: Архивариус Джейсон Скотт разместил большую коллекцию CD-ROMов с условно-бесплатным ПО, которые можно легко просматривать без необходимости загружать образ всего диска. (Этот сайт также может содержать материалы для взрослых).
  • Репозиторий Macintosh: На этом сайте размещены тысячи старинных программ для Mac, как shareware, так и других.
  • Архивы Мичиганского университета: В этих легендарных архивах хранятся программы shareware для Apple II, Atari, Macintosh и IBM-совместимых компьютеров.

Немного рекламы


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Комментарии (9)


  1. Nbx
    30.06.2022 15:58
    +2

    Золотые годы шароваров пришлись на годы распада СССР, была очень тяжёлая финансовая ситуация и не помню никого кто платил бы из моего окружения.

    Хотя лично знаю одного парня который за FAR заплатил, но уже в 2000-х.


    1. CrashLogger
      30.06.2022 17:49
      +2

      Даже если было желание заплатить, сделать это было не так просто - банковских карт ни у кого не было, а сделать перевод, тем более за рубеж - тот еще квест.


    1. sergej_pipets
      02.07.2022 20:35

      Заплатил за FAR? Иностранец, видимо?..


  1. nickolas059
    30.06.2022 20:24
    +1

    Я в начале 2000х заплатил за программу докачки файлов, название уже не вспомню, вроде значок зелёный был. Было очень здорово продолжить закачку с места разрыва соединения на диал ап! А я был студентом, денег не было


    1. LeshaRB
      30.06.2022 21:16
      +3

      Download Master для exUSSR freeware


  1. MikeDeblin
    30.06.2022 22:45

    В этом году купил Total commander.


  1. infund
    01.07.2022 00:54

    WinRAR (1995): Еще одна известная утилита сжатия для Windows


  1. R7R
    01.07.2022 14:42

    делая коммерческое программное обеспечение shareware менее необходимым и популярным.


    «Элвис не умер, он просто улетел домой»

    Тот же донат в играх — нынешняя форма shareware.
    «Приложение имеет встроенные покупки»

    Ну и особый вариант shareware — когда люди массово покупают игры, в которые играли в 90-тые бесплатно :)


  1. axe_chita
    02.07.2022 04:23
    +2

    Ярким примером shareware, на территории бывшего СССР, может служить текстовый редактор "Слово и Дело" (W&D).