Привет, Хабр! На связи Ирина Ветохина, маркетолог аутстаффинговой компании Smart IT. В этой статье я расскажу вам, как мы делали мерч для наших сотрудников с нуля, о сроках и этапах, через которые нужно пройти, чтобы сотрудник открыл коробочку с мерчем у себя дома к намеченной дате. Информация будет полезна для руководителей IT-направлений, тимлидов, hr-специалистов и маркетологов, а так же для всех тех людей, у кого в голове витают мысли о создании своего мерча.

Ну, что ж, погнали!

Мерч за месяц — это действительно что-то из разряда фантастики. Но за 1,5 - 2 месяца справиться с этой задачкой вполне реально. Особенно, если предметы в мерч-боксе подобраны с заботой и продуманы до мелочей.

Когда приходит бокс с мерчем от компании — не особо задумываешься о таких вопросах, как: "Кто делал этот мерч? Через какие этапы и трудности работник прошел, чтобы подарок оказалась по заветному адресу?"

Я предлагаю посмотреть на ситуацию со стороны исполнителя-реализатора и заодно помочь коллегам, которые могли столкнуться с такой же задачей на своем месте работы.

С чего начать?

Итак, представим ситуацию: обычный будний день, вы сидите за работой и вам прилетает задачка: "Нужно создать корпоративный мерч для компании 100+ человек, рассчитать бюджет и сроки реализации. Желательно успеть к намеченной дате Х."

Ну, что ж, сказано — сделано! Приступаем к работе.

  • Первым делом, нужно узнать точное количество человек и срок, к которому необходимо выполнить поручение. А так же узнать размеры сотрудников, если планируется покупка одежды.

  • Затем нужно подумать о том, какие функции должен выполнять мерч, чтобы понравиться большинству сотрудников, составить примерный список, бюджет на одну коробочку и суммарный бюджет с учётом всех трат, чтобы согласовать сумму с руководством.

  • При выборе поставщика, нужно обратить внимание на: удобство формирования заказа, местоположение складов, способы и сроки доставки, минимальную сумму заказа и возможность оплаты юр. лицом.

  • Разобраться с проблемой хранения приобретаемого мерча и доставки до сотрудников.

Так как компания работает удаленно, мы не могли выделить человека, который бы собирал мерч в единый бокс для каждого сотрудника. По этой причине мы искали такие компании, которые собрали бы наш заказ как конструктор и доставили на один адрес, откуда мы бы смогли отослать боксы до адресов сотрудников.

Что ж, пришлось знатно потрудиться, чтобы найти такую компанию. 3 дня мы провели в обсуждениях и согласованиях всех составляющих бокса и настал новый этап.

Задача: подобрать подарочную коробку под предметы

Компания-исполнитель довольно крупная, предметы хранятся по разным складам и физически невозможно примерить — войдет ли все в выбранную коробку. Но и тут на помощь пришла смекалка, ведь можно найти 3D-программу и смоделировать размеры, оттуда уже понять, влезет все или нет.

Так я и поступила. Загуглила первый попавшийся 3D-редактор, выявила габариты и выбрала нужный размер коробки. Что еще важно при составлении бокса, так это то, что предметы не должны болтаться внутри коробки, иначе могут помяться\погнуться\принять непрезентабельный вид. На такой случай позаботьтесь о бумажном наполнителе, который кладётся в коробочку.

О чем не стоит забывать при создании мерча?

Конечно же о дизайне. Дизайн может подготовить как компания-реализатор, так и штатный или нанятый на парт-тайм дизайнер со стороны заказчика. Мы воспользовались вторым вариантом и подготовили варианты дизайна и айдентики для разных предметов заранее. Так как у нас есть брендбук, времени на реализацию и согласование мерча ушло не так много, всего 1 день.

Если вы сами неплохо разбираетесь в дизайне, и думаете сделать дизайн самостоятельно, то обязательно изучите информацию о предпечатной подготовке. Цвет на мониторе и цвет на мерче будет отличаться, если вы не учтете эти нюансы.

Вот такую айдентику нам подготовил дизайнер:

Полезные советы при заказе мерча

  • Рассчитайте сроки реализации таким образом, чтобы компания-исполнитель успела напечатать пробные образцы и прислать вам на оценку. Это важно, так как заказывать сразу партию из 100+ боксов у непроверенного поставщика довольно рискованно.

  • Рассчитайте time map — карту, на которой будет понятен срок завершения того или иного этапа. К примеру, на поиск поставщиков закладываем 2 дня, на формирование и согласование заказа — 1 неделю, на оплату 3-5 дней и т.д. Таким образом, вам станет понятно: успеете ли вы к намеченной дате и когда стоит поторопиться. Time map удобно делать в Asana в формате отображения Хронология.

  • Не размещайте на каждом предмете из бокса логотип или название компании. В нынешнее время кричащие логотипы из каждого утюга — это моветон. Подумайте о себе и людях, которые будут использовать этот подарок от компании, используйте разные фирменные цвета, напечатайте на мерче маскота или фирменную айдентику.

  • Выберите надежную компанию для транспортировки мерча и попросите компанию-исполнителя хорошенько упаковать купленные изделия. Вам так же могут предложить дополнительно упаковать товар в обрешетку (если заказываете мерч из другого города), советуем не скупиться и сделать ее. Но с оговоркой, что обрешетку нужно будет снять перед доставкой со склада города до адреса. Иначе это чревато открытием деревянного ящика подручными средствами, без лома)))

  • Подстрахуйтесь: закажите на несколько боксов больше нужного, чтобы заменить мерч в случае непредвиденных обстоятельств, от вас независящих: к примеру, съедобные предметы могут потерять свою форму или в процессе доставки до адреса сотрудника разгерметизироваться\принять непрезентабельный вид. На такие форсмажоры и нужен запас.

Итог

Таким образом, на поясной сумке мы разместили цветную айдентику, на дужке очков вырезали название компании в черно-белом варианте, а на термокружке использовали одноцветный логотип.⠀Помимо предметов, в мерч-бокс мы положили пачку ароматного зернового кофе, варенье из сосновых шишек и открытку).

Изначально мы планировали соединить 2 праздника (23 февраля и 8 марта) в одну концепцию, таким образом, у нас получился праздник прихода весны (1 марта), поэтому на открытке красуется интересная надпись "enjoy vesnoy".

Результат, который у нас получился:

А такой фидбэк мы получили от коллег:

Какой мерч-бокс, по вашему мнению, оценил бы каждый сотрудник? Какие предметы ВЫ бы добавили\убрали из предложенного?

Будем с интересом наблюдать за ходом событий в комментариях :)

Комментарии (12)


  1. irvoron Автор
    05.07.2022 16:28
    -1

    Я тут заметила, что мне начали минусить статью, возможно это из-за хаба об управлении проектами, который я успела исключить. На Хабре недавно, возможно не совсем попала в ЦА. Прошу принять и простить :)

    Многим видится реклама, хотя я совсем не понимаю - реклама чего? Свои услуги мы не рекламируем, поставщиков я тоже не раскрываю (хотя кому будет нужно, можете мне написать в личку, дам контакты, не жалко).

    Заголовок отражает суть кейса..

    Возможно опытные Хабрчане помогут мне разобраться в возникшей проблеме?


    1. a3or
      05.07.2022 18:28
      +3

      А в чем смысл писать "для ИТ-удаленщиков"? Набор для среднего сотрудника, или просто рисунок для ИТ всё меняет?


      1. irvoron Автор
        05.07.2022 19:17

        Ну, потому что так и есть: мы IT-компания, которая работает удаленно. Основная проблема, с которой я столкнулась при исполнении задачи, описанной в статье, как раз удаленный формат, так как нет офиса\складов где можно было бы хранить гифт боксы и в целом вживую померить вместимость и все проверить. В статье я рассказываю про этапы, которые прошла, и рассказываю про методы, которые можно применить, столкнувшись с аналогичной задачей.


    1. Moraiatw
      06.07.2022 07:34

      Мерч, гифт-бокс, фидбэк, айдентика - может из этого. Можно ведь и по русски написать...


      1. irvoron Автор
        06.07.2022 09:21
        +1

        Можно, но нужно ли, если смысл понятен? В русском языке довольно много заимствованных слов из-за рубежа, которые когда-то были "не наши", но время и тренды берут свое, это нормально


        1. Moraiatw
          06.07.2022 11:19

          Просто в данном тексте их концентрация могла бы быть поменьше.


    1. baldyozh
      07.07.2022 09:48

      Ой, сейчас как расскажут :) Лучше не станет.


  1. Areso
    05.07.2022 23:57
    +4

    2-й ряд, первый рисунок. Скобочки не провалидируются. Открыли фигурной, закрыли прямой.


    1. irvoron Автор
      06.07.2022 09:27

      Вы очень внимательны, спасибо за уточнение!


  1. xammi-1
    06.07.2022 09:27
    +2

    Лично моё субъективное мнение: "Не хотел бы получить такой дизайн даже в подарок". В следующий раз лучше спросите разрабов до изготовления заказа.


    1. irvoron Автор
      06.07.2022 10:02
      -1

      Каждое мнение важно. Я вас понимаю. У всех разные вкусы и предпочтения. Я специально не ставила хаб Дизайна, так в статье рассказываю больше не дизайн, а про процесс создания мерча от формирования задачи до получения сотрудником подарка. У нас свои цели и концепция, благодаря которой реализовалась представленная на мерче айдентика.

      При разработке вариантов брендинга и айдентики мы анализировали рынок, конкурентов, прописывали стратегию и ценности, делали опросник внутри компании, получали отзывы и предложения, но внедрили с отзывов сотрудников только те правки, на которые указывало большинство.

      Я придерживаюсь такого мнения, в плане корпоративных подарков, что когда у вас более 100 человек в команде — сложно угодить каждому. У каждого человека своё видение и представления о прекрасном. Каждый будет ожидать что-то свое. Конечно, будут люди, которым не зайдёт что-то одно, но в комплексе одну или несколько вещей из набора люди будут использовать)


  1. pyrk2142
    08.07.2022 01:26

    С мерчем есть очень важный момент, который многие не хотят обсуждать: надо внимательно проверять то, кто его будет носить. Плохой мерч может нанести значительный урон компании, навскидку вспомнил три занятных случая:

    1) Компания заказала футболки и рюкзаки, не оценив то, что большая часть сотрудников - люди XXL+ (я не знаю, как они подобрали такой состав). В итоге, по улице шагают кабаны (извините, но так и есть) в растянутых мокрых футболках с гигантской надписью, работать у них не хочется точно.

    2) В другой компании HR сделали мерч с надписью «НазваниеКомпании, делай, что хочешь» (текст слегка изменён), в итоге напившегося сотрудника в этой футболке вытаскивали охранники из бара, его снимала пара человек, потом чаты бурлили и смеялись от того, как совпало поведение и надпись.

    3) Один мой знакомый как-то участвовал в мероприятиях в его универе, получил много футболок с логотипами универа и приемной комиссии. И не придумал ничего лучше, чем отдать бомжам около дома. В итоге бомжи почти все лето ходили в футболках с надписью «Поступай в X, это твоё будущее». Не уверен, что это прямо повлияло на абитуриентов, но было смешно.