Завершился мой 14-месячный проект – от начала переговоров с издательством и до выхода бумажной версии книги. Во всей этой истории есть несколько моментов, которыми хотел поделиться и про которые еще не говорили другие авторы, кому посчастливилось дойти до релиза. В основном они касаются общения с издательством и общего подхода к написанию больших объемов текста.

Начну с финансового вопроса – сколько сможет заработать автор. Про него уже писали на Хабре, но я добавлю свои «пять копеек».

Сколько можно заработать на книге?

Скажу сразу, сколь-нибудь заметно заработать на выпуске книги, скорее всего, не получится. Творения малоизвестных авторов, у которых нет собственного ресурса для распространения, например, миллиона подписчиков в телеграм, обычно печатаются тиражами в 1-2 тыс. экземпляров. Авторский гонорар составляет от 5 до 25% с отпускной цены издательства (чаще всего 10%), которая обычно в полтора раза ниже средней розничной. Например, если книжка в розницу стоит 600 рублей, то автору достанется с нее около 40 рублей.

Заработать можно только если вы серийный автор типа Донцовой, создающий бестселлеры, или если книга выходит тиражом хотя бы 10-20 тыс. экземпляров, а ее розничная цена колеблется в районе 1 тыс. рублей. Тут можно и процент побольше выторговать, да и вообще вести диалог с издательством с более уверенной позиции.

С электронной версии книги автору обычно платят чуть побольше – 10-30%, но возникает все тот же вопрос – кто будет продвигать вашу книгу? У издательств возможности ограниченные. Дело чаще всего ограничивается рассылкой по подписчикам и анонсом в их соцсетях. Розничные продавцы и интернет-магазины поставят книгу в ротацию на своих сайтах только если увидят на нее ажиотажный спрос. В остальном она будет доступна лишь поиском.

Краткий вывод таков: автору хорошо бы заранее подумать о том, как он будет способствовать продвижению своей книги. В противном случае придется уповать на уникальность, хайповость и востребованность темы, но тут тоже без гарантий. Хорошие книги могут долго лежать на полках, пока читатели их не распробуют.

Если хотите больше информации про то, сколько может заработать айтишный автор с издательством и без – посмотрите вот эту статью от @helenger. Там много всяких цифр и примеров из личного опыта.

При каких условиях стоит начать писать?

Первое. Писать совсем с нуля достаточно сложно – это большой объем работы: нужно создать развернутую структуру книги, собрать основной материал, оценить его объем и качество, а затем планомерно начать прорабатывать и перекладывать в текст. Все это требует большого количества времени.

Гораздо легче начинать, когда у вас есть какой-то задел. Например, вы уже вели по этой теме какие-то курсы или выпускали серию лонгридов на Хабре. Или, может, готовили документацию по основному предмету повествования, и у вас уже есть базовый набор иллюстраций, примеров, да и сама тема хорошо проработана в голове.

Есть хороший пример по теме: вот тут Сергей Абдульманов (@Milfgard) делится своими опытом и впечатлениям от книги, созданной на основе серии постов с Хабра.

В моем случае в основу книги лег курс лекций, который шлифовался пару лет.

Его нужно было только расширить: собрать побольше примеров, подробно раскрыть сопутствующие темы и подготовить порцию новых иллюстраций. Однако этого всего хватило только на половину книги, как по страничному объему, так и по тематическому охвату.

Дело в том, что тонкие брошюры в сотню страниц никто издавать не хочет! В книге должно быть минимум 160-200 страниц.

Подозреваю, что на тонкие книжки плохой спрос. Люди хотят держать в руках монументальный труд, а не буклетик. И тут, чем больше страниц – тем лучше.

Второе. Соответственно, нужно понимать, что такой объем у вас в итоге соберется. А именно: 150+ вордовских страниц с иллюстрациями или 400+ тысяч знаков текста вместе с пробелами. Это минимальные требования большинства издательств, которые они особо не озвучивают.

Что думают издательства про авторов?

После того, как родилась идея книги, вы оценили объем собранного материала, свои силы и потенциальный объем будущей рукописи, можно идти стучаться в издательства. На их сайтах есть разделы для авторов, где можно заполнить анкету-заявку, приложить рукопись или, в ее отсутствие, подробное содержание с указанием объема каждой главы. Затем издательство будет рассматривать вашу заявку и решать, выгодно ли им издавать эту книгу или нет.

Отдельно поставлю акцент на слове «выгодно». Издательства – это коммерческие компании. Они зарабатывают деньги. И, в первую очередь, они оценивают, сколько они смогут заработать на той или иной книге. Спасет ли эта книга мир – их не интересует. Им надо зарабатывать себе на хлеб. Все логично.

Например, на сайте МИФа в свое время было указано, что в месяц им приходит по 60-70 заявок от авторов и только 1-2 идут в работу. Я вижу три причины: издательство не видит коммерческого успеха, не верит в способности автора написать нормальную книгу, не понимает предложенной темы.

Непонимание издательством темы – это важный момент. Если редактор какого-то направления в издательстве не может оценить перспективу той или иной темы, не понимает ее, он ее автоматически отклонит. Следовательно, потенциальному автору стоит побегать по издательствам в надежде, что там будет сидеть редактор, который, глядя на заявку, скажет: «о, да это то, что сейчас нужно».

Мне в этом плане повезло. Я столкнулся с редактором издательства bhv Олегом Сивченко @OlegSivchenko который курирует темы, связанные с компьютерами и IT. Мы с ним говорили на одном языке, поэтому достаточно быстро ударили по рукам. Вдобавок он сотрудничает с Хабром и сам много и интересно пишет. В общем, если у вас есть планы на написание или издание книг айтишной тематики, я всячески рекомендую его.

Ну а если вам интересно глянуть на мир глазами редактора издательства – вот превосходный текст от человека, проработавшего в издательствах пару десятков лет.

Сколько времени займет работа над рукописью?

Все участники процесса хотят выпустить книгу как можно скорее. Издательства ожидают, что авторы будут подавать заявки вместе с законченными рукописями. Авторы планируют, что, работая над книгой по вечерам после основной работы, они закончат ее месяцев через шесть. Но по факту все получается иначе.

Для своей книги в ~190 страниц я заложил срок в шесть месяцев, два из которых планировал посвятить книге целиком, а в остальные работать по принципу 50/50, где вторая половина времени должна отводиться основной работе. Мне казалось, что времени достаточно, и работать можно без авралов. Издательство, глядя в мой план, накинуло еще месяц для страховки.

Книгу планировалось сдавать по частям. При таком подходе появлялись осязаемые краткосрочные цели, вдобавок редактор в издательстве мог параллельно со мной изучать присланные части и готовить фидбэк по ним.

Первые две части из пяти я сдал действительно по графику, но затем сроки поплыли. Виной тому была неучтенная нагрузка по основной работе, а также мои собственные просчеты. Все сроки, которые я себе ставил с большим запасом, на практике оказались минимальными. В итоге я сдал рукопись с опозданием в месяц от сроков, установленных издательством. И это с учетом того, что на «овертайм» попали январские каникулы, которыми пришлось пожертвовать.

В итоге на рукопись ушло семь с половиной месяцев. Два из них я действительно целиком посвятил книге, в то же время была пара месяцев, когда я не написал практически ни строчки. Вывод – к самым длинным срокам лучше накинуть еще 15-20%, и это как раз и будет то реалистичное время, которое займет работа над рукописью.

Создание рукописи – это только половина пути

Если вы подумали, что после сдачи рукописи вам останется только согласовывать мелкие правки с редактором, да ждать, пока книгу сверстают и напечатают, то это не так. Вы пока на середине пути. Впереди предстоит битва с правками основного редактора и работа с литературным редактором.

Давайте я поясню, что это за редактора такие и откуда они берутся. Изначально книгу курирует редактор тематического направления (иногда проектный менеджер). Он отвечает за идеологическую составляющую и полноту повествования. Другими словами, за картину в целом. Это тот человек, который отстаивает книгу на редакционном совете в издательстве и определяет ее судьбу. Он работает с автором на протяжении всего времени подготовки рукописи, высказывая свои пожелания или уточняя детали, а также двигает рукопись по конвейеру внутри издательства.

После того, как черновик готов, рукопись изучает основной редактор. Больше всего вопросов и замечаний будет именно у него.

Он должен сделать из рукописи предельно понятный читателю текст. Но есть одна проблема – как правило, он лишь в общих чертах разбирается в теме, которой посвящена книга. Все свои правки он будет согласовывать с автором. В итоге автор может получить текст, исчирканный и напичканный доверху комментариями.

Важно понимать, что работа с редактором – это отдельная большая задача. Причем важная, на которую надо заложить примерно месяц. На ней срезаются многие авторы, в основном из-за того, что им кажется, что редактор задает слишком примитивные вопросы и до крайности привередлив.

Но это не так. Нормальный редактор будет заваливать автора вопросами с целью указать на возможные тонкие места или логические несостыковки. В моем случае две трети правок и замечаний редактора были ошибочными. Но остальные приходились весьма кстати.

Больше всего времени и нервов уходило на ошибочные замечания и правки. Для каждой приходилось добавлять пояснение редактору, давать примеры или ссылки, почему я написал именно так, и почему это верный вариант. Но в целом вся эта процедура приводила к общему оздоровлению текста и выносу из него заковыристых мест.

После основного редактора текст попадает к литературному редактору. Его задача - сделать текст красивым и легким. Количество внесенных им правок будет зависеть от чистоты языка автора, но практически все они окажутся по делу.

Мне очень повезло как с основным редактором, так и с литературным. В то же время я знаю двух авторов, которые «погибли» именно на этом участке пути. Они просто не понимали, почему какой-то человек, разбирающийся в теме хуже их, вдруг исчиркал в рукописи все страницы. Почему он придирается к авторскому стилю и чем ему не угодило слово «придурки» - ведь оно наиболее ярко и точно раскрывает все происходящее в том абзаце? И, вообще, это же моя книга, а не его!

Решение тут может быть только одно: заранее выделить время на работу с редактором, запастись терпением, хладнокровно и планомерно отвечать на все нападки и отстаивать свою позицию. В награду вы получите красивый и легкий текст.

Какие этапы предстоит пройти автору…

Кратко опишу все этапы создания книги, чтобы было понятно, что и в какой момент ждет автора на этом пути. В качестве вводных данных представим, что у вас есть четкая идея и пара написанных глав страниц эдак на 20-40, как того требуют издательства при подаче заявки.

1. Поиск издательства

При благоприятном исходе процесс может занять месяц-два, и от автора потребуется приложить ряд усилий. В базовом варианте придется составить список подходящих издательств, которые выпускают книги нужной тематики, найти на их сайтах форму для авторов и подать заявки.

Некоторые издательства просят заполнить длинную анкету, другие – лишь короткую форму. Практически все рассчитывают, что автор приложит к анкете если не всю рукопись, то хотя бы пару десятков страниц. Ответ они обещают дать в срок от недели до месяца.

Далее начинается обсуждение деталей и условий. В случае достижения договоренностей начинается подготовка к подписанию договора.

Вот тут есть познавательный рассказ про то, как человек со своей книгой обращался в 11 разных издательств и какие ответы получал.

2. Подписание договора

На этом этапе идет проработка содержания и графика сдачи частей рукописи. В договоре фиксируются финансовые условия (есть шанс поторговаться) и передача авторских прав. По умолчанию издательство получает полные имущественные права на книгу, однако тут можно добавить ограничение. Например, передавать права сроком на пять лет. Это не помешает продолжить сотрудничество с издательством по истечении этого срока, но в то же время позволит потом автору самостоятельно переиздавать и продавать свою книгу.

Еще раз подчеркну два момента. Первый – заранее прибавьте 15% к самым длинным срокам, которые вы себе установили на подготовку рукописи. Второй – разбейте работу над рукописью на пять-семь частей с отдельными сроками сдачи. Так намного удобнее контролировать ход написания книги и сократит общее время обработки рукописи в издательстве.

3. Работа над рукописью

Тут важно держать сроки и, возможно, не сильно зарываться в каких-то отдельных темах. Практика показывает, что глубина изложения может быть любой, а весь процесс подчиняется закону Паретто, когда 20% усилий дают 80% результата. Дальнейшее наращивание результативности приводит к несоизмеримым временным затратам, из-за чего книга может быть написана примерно никогда. На мой взгляд важно почувствовать условный баланс детализации и доступных временных ресурсов. При этом все равно будет много мест, где придется излагать детали максимально подробно - без этого никак.

4. Работа с редактором и литредактором

Просто напомню, что на этот этап надо выделить много времени и много терпения. Я сам, как редактор, отчетливо осознаю, что без этого этапа нельзя.

5. Предпечатная подготовка

На этом этапе издательство приступает к верстке. Процесс может занять пару недель или больше. Затем штатный дизайнер запросит пожелания к обложке и спустя какое-то время пришлет несколько вариантов на всеобщее согласование. К ним можно давать комментарии и пожелания.

В моем случае варианты были такие:

Автору на этой стадии не стоит сидеть сложа руки – самое время найти для книги рецензентов, кто сможет прочесть и написать короткий отзыв. Эти отзывы можно поместить на обложку книги или в саму книгу. При этом надо понимать, что люди все занятые, и найти в своем графике время для прочтения книги, или ее части, это вопрос непростой. По-хорошему, лучше выделить на сбор отзывов месяца полтора. Да и запустить этот процесс, на самом деле, можно пораньше - до стадии литредактирования, если издательство даст отмашку.

6. Выход книги из типографии

Обычно издательства передают автору десяток бесплатных авторских экземпляров. Я закупил по оптовой цене еще десяток и почти все раздал причастным коллегам и друзьям. Некоторые из них отписались об этом факте в своих соцсетях, за что я им очень благодарен.

Из полезных идей – практически у каждого издательства есть свой интернет-магазин, в котором они могут предоставлять скидки. Соответственно, можно попросить промо-код на скидку в 15-20%, оговорив число применений, и делиться им, например, в закрытых профессиональных сообществах.

Сколько времени занимает весь цикл?

Если работа над текстом будет завершена за полгода, то есть реалистичный шанс уложиться в 12 месяцев с момента достижений договоренности с издательством и до выхода тиража. Если книга в издательстве проходит с невысоким приоритетом, то можно накинуть еще пару-тройку месяцев. А если заинтересованность велика, то тираж может выйти уже месяцев через 10.

Отдельный разговор – про электронную версию. Обычно издательства хотят подстраховаться и частично распродать бумажный тираж, потому электронную версию могут придержать на несколько месяцев. Но тут много исключений. Некоторые издательства стараются выпустить обе версии одновременно. Все это, кстати, можно обговорить на этапе подписания договора.


Наверное, это все, чем мне хотелось поделиться по части процесса написания книги и работы с издательствами. Если вы не нашли в моем тексте ответов на какие-то отдельные вопросы, то лишь по тому, что я не хотел повторяться с теми авторами, кто уже писал про издательство книг на Хабре. Ссылки на самые актуальные посты я поместил в соответствующих местах своего рассказа. Одновременно хочу пожелать всем желающим поделиться своим опытом в формате книги времени, сил и терпения. Как мне кажется, книга – это самый доступный, в финансовом плане, формат распространения и получения большого объема знаний. Кроме того, человек счастлив тогда, когда чем-то делится. Возможно, из-за этого авторы книг (и не только книг) временами могут ощутить себя чуточку счастливее других.

Комментарии (71)


  1. Alexufo
    09.08.2022 18:46
    +3

    Если целью не является заработок, зачем работать с издательствами? Они тут чисто как дистрибьюторы. Редактор да нужен как вода, и то... А если можете сверстать книжку и обложку... Вам нужен только е-мейл типографии и деньги.

    Поздравляю! Свой труд приятно чувствовать на руках)


    1. AntonPolyakov Автор
      09.08.2022 19:03
      +3

      Тут каждый выбирает сам, как ему удобнее. Плюсы и минусы есть в том и другом подходе, и при желании это можно обсудить.
      Мне кажется, что если заработок не важен, и нет опыта издания книг, то лучше идти в издательство. Они сделают большой объем работы за автора (литредактура, верстка, дистрибуция, всякие советы дадут). Кроме того, когда твою работу кто-то одобрил изначально (издательство), это большой плюс со многих позиций.


    1. Tavrid
      10.08.2022 07:35
      +5

      Без специалистов издательства даже хорошо сверстанная книга будет выглядеть как "самиздат", ее даже на полку в библиотеке не определят, т.к. там не будет кода библиотечного коллектора ББК, не будет кода ISBN что бы правильно продавать на книжных сайтах Озоне или Амазоне. Это не говоря уже о тексте, редактуре, корректуре, правильном выборе типа обложки.


      1. sfi0zy
        10.08.2022 08:58
        +5

        ее даже на полку в библиотеке не определят, т.к. там не будет кода библиотечного коллектора ББК, не будет кода ISBN

        Есть вариант, когда ты приходишь в менее пафосное издательство со своей готовой книгой, выбираешь себе бумагу/тип обложки/тип печати/что там еще можно выбрать (это не так сложно, как кажется), платишь денежку, они доверстывают вторую и последнюю страницу, присваивают и УДК, и ББК, и авторский знак, и ISBN, и штрих-код сзади, и потом все печатают и отправляют законные 16 экземпляров в библиотеки. Получается, что книга есть, а вот этого длинного процесса общения с классическим издательством — нет. Единственное, что выдает отсутствие процесса — на последней странице вместо имен сотрудников издательства написано «в авторской редакции». Для каких-то изданий для небольшого круга читателей — это очень даже неплохой вариант. Это как бы самиздат — книга получается именно такая, какую ты сам хочешь, но как бы не совсем — все формальности там будут соблюдены.


        1. vconst
          10.08.2022 09:47
          +5

          Да, все эти коды можно получить индивидуально, даже для самопечати. Было бы желание.


        1. PereslavlFoto
          10.08.2022 11:11
          +2

          Код УДК, код ББК и авторский знак — не присваивают, а прочитывают из справочника. Все эти справочники есть в интернете.

          Правила оформления библиографической карточки на 2 странице есть в редакторском справочнике. Сведения для последней страницы перечислены там же, их легко рассчитать.

          Получается, что издательство нужно только для того, чтобы за счёт автора купить ISBN, за счёт автора обратиться в типографию и за счёт автора прислать 16 экземпляров в Книжную палату.


          1. sfi0zy
            10.08.2022 12:03
            +1

            Можно и так сказать. Тут получается, что вопрос больше в удобстве. Издательство становится такой небольшой прослойкой, которая за пару тысяч рублей избавляет от необходимости со всем разбираться самостоятельно.


  1. Dmitry_Dor
    09.08.2022 18:49
    +6

    При каких условиях стоит начать писать?
    “Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать“
    (© Л.Н.Толстой)


    1. vconst
      10.08.2022 08:54
      +1

      НЕ ПИСАЛ СТИХОВ — И НЕ ПИШИ!

      Не писал стихов и не пишу, —
      Ими я, как воздухом, дышу.
      Им я, как себе, принадлежу.
      Под подушкой утром нахожу.
      Не писал стихов и не пишу, —
      Просто я себя перевожу…
      (Николай Доризо)


      Не писал стихов — и не пиши!
      Лучше погуляй и подыши.
      За перо поспешно не берись,
      От стола подальше уберись.

      Не спеши, не торопись, уймись,
      Чем-нибудь, в конце концов, займись.
      Выброси к чертям карандаши.
      Полежи, в затылке почеши.

      Суп свари, порежь на кухне лук.
      Выпей чаю, почини утюг.
      Новый телевизор разбери — Посмотри, что у него внутри.

      Плюнь в окно и в урну попади!
      В оперетту вечером пойди.
      Вымой пол, прими холодный душ,
      Почитай на сон грядущий Чушь…

      Что-нибудь, короче, соверши!
      Не писал стихов —
      И НЕ ПИШИ!
      Александр Иванов
      www.youtube.com/watch?v=1OAik17jEpc

      Это просто то — что сразу приходит на ум, от таких фраз :)


  1. PereslavlFoto
    09.08.2022 19:24
    +1

    Ещё один вопрос остался не раскрытым.

    По умолчанию издательство получает полные имущественные права на книгу, однако тут можно добавить ограничение.

    Вопрос — о том, как работать с издательством, выпуская свою книгу по свободной лицензии, то есть одновременно передавая права на неё неограниченному кругу лиц.


    1. AntonPolyakov Автор
      09.08.2022 19:59
      +1

      ИМХО издательства с таким вариантом связываться не захотят. Только если книга - потенциальный хит. Но в теории ничто не мешает договориться с издательством на каких угодно условиях. Например, дать неисключительные права на бумажную версию. Это сработает, если у издательства будет уверенность, что тираж продастся.


      1. PereslavlFoto
        09.08.2022 20:24

        Это сработает, если у издательства будет уверенность, что тираж продастся.

        А тираж продаётся только при одном условии: если само издательство работает над его продажей, если само издательство постоянно впаривает книги магазинам.

        Я вот знаю случай, когда издательство вообще не впаривало книги магазинам. Две трети тиража лежат на складе, а треть каким-то волшебным образом уже продали. Этот математически чистый опыт показывает, что книга сама себя не продаст, издательство должно работать по этой теме.


        1. AntonPolyakov Автор
          09.08.2022 20:37

          Насколько я понимаю, магазины будут ставить книгу на полку с новинками и пускать в ротацию на сайтах только если книга представляет большой интерес. В остальных случаях за это попросят денег. Ну или если у каких-то онлайн-витрин есть интеллектуальный подбор товаров, тогда там оно само выскочит при определенных условиях. Но зная типичный CTR таких "добавочных предложений", я бы на это не закладывался.


  1. propulsive
    09.08.2022 19:25
    +2

    левый верхний вариант обложки мне больше нравится, чем выбранный итоговый


  1. Arastas
    09.08.2022 21:22
    +1

    А вы можете, пожалуйста, привести несколько примеров, когда литредактор был неправ?


    1. AntonPolyakov Автор
      09.08.2022 22:05
      +2

      Хороший вопрос. Полез в архив смотреть правки литредактора и увидел, что они у меня местами "склеились" с правками основного редактора. И именно к литредактору претензий явно меньше, чем я указал. Сейчас пофиксю этот момент в посте. В качестве примера приведу вот такие предложения (болдом помечены вставки литредактора, а зачеркнуто то, что он удалял):

      1. Если кратко, то рассказчик не всегда может должен выступать с позиции суперэксперта. (замена "может" на "доложен" меняет смысл фразы)

      2. Ну а то, что про эту тему может потенциально рассказать кто-то еще, вам-то что с того? (зачем-то убрана частица "то" в начале, и это портит фразу)

      3. Когда пользователь накопит 10 одобренных разными людьми комментариев, его аккаунт получает статус Read & and Comment. (тут было изменено название статуса)


      1. vconst
        10.08.2022 09:04
        +1

        С литредактором имеет смысл спорить. У человека может быть собственный стиль (но может и не быть, увы), или особенности изложения продиктованы потенциальной аудиторией. Например, тот же «инфостиль» хорош в новостях, рассылке, лендингах, но с лонгриды им писать — просто невозможно, люди такое ниасилят в большом объеме, если это развлекательная статья, а не мануал.


  1. Daddy_Cool
    10.08.2022 00:48
    +5

    Мои поздравления автору! Написание книги - огромный труд.
    ---
    Но конечно в плане заработка... 40 рублей умножить на 1000 экз... минус налоги. А времени и внимания...
    Интересно какие есть пути продажи бумажной книги самостоятельно? Если прийти в "Москву" то они скорее всего пошлют нафиг. Через свой сайт? Через мелкие книжные? Они еще есть?


    1. Tavrid
      10.08.2022 07:41

      Есть очень много мелких книжных магазинов (их тысячи!), они принимают даже по почте книги на реализацию от авторов с выплатой наложенным переводом по факту продажи. Но конверсия в продажи в таких магазинах очень низкие. Так же есть книжные рынки в каждом городе, где владельцы точек принимают на реализацию, или просто выкупают 3-5 экземпляров если видят перспективу.
      Основным каналом являются крупные оптовые книжные базы, где закупаются книжные магазины и рыночники (закупают они сразу целый грузовик книг за наличные деньги, и бывает можно отгрузить им "непотреб" по низкой цене).


      1. Holmogorov
        10.08.2022 12:44

        Оптовики, сетевые и более-менее крупныекнижные магазины не работают с частными лицами. То есть, вам придется регистрировать ООО или ИП (самозанятость не подойдет, в разрешенных видах деятельности отсутствует торговля, хотя присутствует продажа продукта собственного труда, в общем, этот момент скользкий - у налоговой могут возникнуть претензии).

        Плюс даже при наличии юрлица оптовики и сетевые магазины предпочитают работать с "длинным прайсом" - им нужно предложить 5-6 наименований книг, иначе они не будут заморачиваться. В сухом остатке остаются маркетплейсы, мелкие розничные магазины, или стоять со своими книжками на рынке. Еще можно продавать через собственный сайт или соцсети, но здесь нужна прогретая аудитория, готовая покупать.


        1. vconst
          10.08.2022 12:46

          Да тот же литрес торгует самиздатом, вполне себе раскрученная площадка. Если не вспоминать с чего она начиналась — то вай нот?


    1. AntonPolyakov Автор
      10.08.2022 08:09

      Спасибо!
      Вот тут наша с вами коллега описывает свой опыт самиздата: https://habr.com/ru/post/562558/
      А тут подробно про то, сколько можно заработать на книге: https://habr.com/ru/post/587418/
      Я давал эти ссылки в посте и специально не стал повторяться за ней.


    1. Mike-M
      10.08.2022 12:19
      +1

      Но конечно в плане заработка… 40 рублей умножить на 1000 экз… минус налоги.
      Как-то раз высказывался на эту тему. Повторю и здесь: это грабёж!


      1. PereslavlFoto
        10.08.2022 22:04

        Да какой же грабёж, если автор получает деньги за то, что уже сделал за свою зарплату?


        1. AntonPolyakov Автор
          10.08.2022 22:28

          Это как так? )


          1. PereslavlFoto
            10.08.2022 22:31

            Вот пример. Иван Иванович работает архитектором, каждый год пишет отчёт о сделанных работах, сдаёт на кафедру проекты, получает за это зарплату. Через двадцать лет собирает свои проекты и отчёты в книгу и получает зарплату уже второй раз, от издательства, за давно уже сделанную работу.

            Другой пример. Иван Иванович работает лектором, каждый год читает лекции в обществе «Знание», получает за это зарплату. Через двадцать лет собирает свои лекции в книгу и получает зарплату уже второй раз, от издательства, за давно сделанную работу.

            Третий пример точно такой же, только здесь Иван Иванович работал медийным лицом и выступал с интервью, а потом свои интервью собрал в книгу.


            1. AntonPolyakov Автор
              10.08.2022 22:53

              В теории все очень красиво. Вот у меня тоже были собраны и отшлифованы материалы на полкниги. Однако чистого времени на написание одного лишь текста в итоге ушло месяца 3-4. ЗП мне никто не платит.


            1. Mike-M
              11.08.2022 01:14

              В приведенных Вами примерах действительно можно усмотреть двойную оплату.
              Однако я имел в виду совершенно другие примеры: когда автор работает в одной сфере, а книгу пишет по другой, из области своего никем не оплачиваемого хобби.


  1. vconst
    10.08.2022 08:55
    +1

    Можно показать сканы десятка-двух страниц?

    Походу, я прямо не обложке разглядел висящий предлог. Любопытно, что там внутри наверстали…


    1. AntonPolyakov Автор
      10.08.2022 09:39

      На сайте издательства есть pdf-ка с парой десятков страниц. Вот ссылочка: https://bhv.ru/pdfview?to=view_2869_978-5-9775-1222-0.pdf


      1. vconst
        10.08.2022 09:51
        +3

        Плохо… Очень плохо. Позорно залили текст, «как на сайт». Верстки там нет, совсем. Наотлюбись сделано. И это я только бегло просмотрел чисто текст, ибо проблем куда больше

        Приеду на работу, покажу на скринах.

        Неприятно удивлен. Где тут «бихевиорист» был? Сейчас мы ему наваляем )))


        1. Alexufo
          10.08.2022 11:19

          старая школа с версткой не окупается, много сил, которых не видит читатель


          1. vconst
            10.08.2022 12:17
            +8

            старая школа с версткой не окупается, много сил, которых не видит читатель
            Читатель не видит, но ощущает, что читается книга тяжело, все эти правила были не для красоты придуманы

            Даже если прогнать текст через тупой скрипт, подставляющий неразрывные пробелы перед союзами, предлогами и тп — верстка уже станет лучше. А так — да, «черная верстка» стоит копейки, никто не будет за них корячиться втягивая висяки. Но, хотя бы, на обложке то…

            Приступим
            Висячая строка

            Более того — ДВЕ буквы. Так просто нельзя, даже при очень недорогой работе, оно втягивается за три клика.

            Снова висячие предлоги, союзы, строки
            И такое по всему тексту. Вообще по всему

            Текст без засечек целыми страницами

            За это уже бьем по пальцам — дазайнера. Потому что так нельзя, просто нельзя, совсем и без оправданий. Засечки придуманы для того, чтобы печатный текст хорошо воспринимался в больших блоках — абзацы, страницы, они помогают глазу скользить по строке. Шрифты без засечек используются в заголовках, названиях глав, выносах — они акцидентные. В большом текстовом блоке такой шрифт читается тяжело, он ломает глаза.

            Надо было начало подпункта перенести на след страницу
            Сами подпункты хорошо бы отбить друг от друга, чтобюы они не слипались.

            Курсивное начертание текста без засечек — особенно этого — сразу кровь из глаз.
            Номер главы и ее название — одним кеглем
            К кернингу в заголовках — претензий нет, приятно удивляет. А то любят творить дичь, которая выглядит как «НА УКА». Но, есть подозрения, это заслуга шрифтового дизайнера, хорошо прописавшего таблицы кернинга, а не верстальщика.
            Какие-то нелепые линейки под названиями глав… Зачем?..
            Колонтитулы, обычно присущи чисто технической литературе, где важно одним взглядом узнать название раздела. Мне кажется, в этой книге они не нужны, отнимают место на странице, душат дизайн. Лучше бы поля сделали побольше, чтобы оставить на странице побольше воздуха вокруг текста, но это уже субьективно, как и рамки вокруг картинок.
            Названия глав выровнены по правому краю… Ну, такое себе, читается не очень.
            QR-коды — костыль, которого бы не было в чисто электронной версии. Издержки устаревшего носителя, но хоть что-то. Но это настолько неудобно, лазить по книге туда-сюда в поиске кодов, что я даже не знаю. На ники тоже есть ссылки с кодами?
            Разный стиль выключки, текст в полную выключку, комментарии к рисункам безсерифным шрифтом и выключка по левому краю. Непонятно зачем

            И висяки… ВЕЗДЕ! Реально кровь из глаз, по 1-2 буквы в конце строки, порой через строчку. Ну йомайо. Таки да, висяк на обложке мне не почудился…

            Что на это скажет OlegSivchenko? Я так понимаю — он сам из bhv?
            Может вам стоит ввести услугу «сверстать по правилам», чтобы текст книги выглядел достойно, а не «как получилось»? Стоимость расчитывать от обьема текста. Зато потом не будет претензиий, ибо можно будет ответить: «верстка позорная, потому что автор не заплатил за ее причесывание».

            *.ps
            Снова нафлудил простыню ))


            1. Alexufo
              10.08.2022 12:22

              Плагин же есть под индизайн с этими правилами, куда вставляются неразрывные пробелы. Например после предлогов, перед и после тире и прочее. Хотя текущий макет прекрасно сверстается и в ворде, а там я не помню правил типографики.


              1. vconst
                10.08.2022 12:25

                Да много что можно было сделать
                Я склоняюсь к тому, что человек просто не умеет и не понимает, потому что оставить висеть в конце абзаца две буквы?..

                Все привыкли, что браузер рендерит текст по разному, в зависимости от размеров окна, хотя и там можно расставить неразрывные пробелы.


                1. Alexufo
                  10.08.2022 12:28

                  автоматом нельзя, браузер должен понимать язык, который рендерит для вставки неразрывных пробелов. Хотя да, руками же можно.


                  1. vconst
                    10.08.2022 12:31

                    Ну может быть. Хотя, в некоторых случаях, на сайтах где именно больше тесты или книги показываются онлайн — надо бы делать что-то такое.


                    1. Alexufo
                      10.08.2022 12:35

                      есть автотипографы для редакоров текста на сайтах. На новостных 100% есть, если не сложнее системы.


                      1. vconst
                        10.08.2022 12:36

                        Есть и онлайн-сервисы, но кто же ими будет пользоваться? ))


              1. PereslavlFoto
                10.08.2022 22:08

                А под все остальные верстальные программы тоже есть плагин? Или там надо самому писать скрипты?


                1. Alexufo
                  10.08.2022 23:41

                  под ворд набор регуляток, которые этим занимаются, но помню было платное расширение.


            1. AntonPolyakov Автор
              10.08.2022 13:14

              Любопытный разбор, спасибо.


            1. simpleadmin
              10.08.2022 16:51

              Ну йомайо

              Вот-вот. И в книге буквы "Ё" тоже без точек.


              1. vconst
                10.08.2022 17:48

                Ё — это уже на большого любителя. Обычно народ на этот счет не парится


                1. Alexufo
                  10.08.2022 23:42
                  +1

                  звучит как про честную жизнь


      1. ne555
        11.08.2022 17:03
        +1

        Вопрос, который сразу настигает читателя: почему на титульнике не все фамилии в имен. падеже? И предположение о том, что в самом начале книги уже ошибка, а значит и качество соответсвует...

        Пример сравнения титульных листов: вашей книги и случайной. Если полагать, что фамилии в имен.падеже нужно указывать, то читатель сразу понял бы: Н.Г. Шабанова — женщина, а если в род.падеже, как у вас на титульнике, то Шабанов — мужчина. Неужели такой простой вопрос не покрывает ГОСТ?

        Спойлер
        Шабанов/а, он или она?
        Шабанов/а, он или она?


  1. vconst
    10.08.2022 09:46
    +1

    Бумажная книга… Через издательство… Не мануал по починке и обслуживанию двигателя, при этом
    Я точно в 21 веке? ))

    Зачем был выбран такой странный формат? Это же явно хоббийный проект, без попыток заработать. Даже, если бы меня, к примеру, заинтересовало это издание, я бы точно не пошел покупать его в бумаге, в оффлайновом магазине (а как же без полистать). Глянул бы ознакомительный фрагмент, потом погуглил где скачать, потом уже, если понравится — купил файл. А если бы распространяли текст бесплатно, то его популярность, а значит и популярность автора — возросли бы на порядки. Если нет цели заработать, то, для охвата максимальной аудитории, электронка в свободном доступе — это то что доктор. При этом, гораздо больше людей извлекли бы из нее практическую пользу, что немаловажно, ведь книга представляется полезной, по описанию.

    Но бумага???
    Лично у меня к ней высокие требования, последняя бумажная покупка — это ГПМРМ. Ещё на полке стоит ЗТТ, пиратский и авторский экземпляры. Например, Эхопраксия была куплена, чтобы отсканить и залить на Флибусту ))

    Ну… Если уж очень хочется поставить пылиться устаревший носитель, то полно всяких «принт он деманд». А читать бумажное руководство, по написанию электронных текстов — звучит настолько абсурдно, насколько и неудобно.

    Или хотелось почувствовать себя «настоящим писателем»? :)
    Это я бы понял, но… Мошковский самиздат, а затем всякие автортудеи, за последние дцать лет — полностью дискредитировали этот термин. Фраза «я писатель» уже не несет тот загадочный флер, не наделяет человека романтическим ореолом, как это было раньше. Скорее вызывает вздох и вопрос типа: «Очередных попаданцев написал?..» (не ваш случай — уже хорошо).

    Писателей развелось как собак нерезаных, доходит уже до анекдотов.
    Как вам такое:

    «Литератор нашел ошибку в справочнике Розенталя»
    Или еще хлеще:
    «Переводчик — не знающий ни одного иностранного языка, но редактирующий (плохо, кстати) выдачу Google Translate»

    Вот что сейчас представляет из себя основная масса тех, кто величает себя «писателем». Как по мне, не очень-то достойная компания.

    *.ps
    ~300 страниц… Формат и склейку предложило издательство? Хорошо, что это не традиционный А5 и 7БЦ. Иначе ее невозможно было бы раскрыть на 180 градусов или читать одной рукой. Тут все продумано получше, правильно сделали. bhv поднаторели в выпуске мануалов :)


    1. AntonPolyakov Автор
      10.08.2022 10:27
      +2

      Лично мне в этой истории были важны два момента: сдать черновик издательству и забыть, но при этом получить полноценный продукт; получить опыт работы с издательством.
      Что касается электронки, то она скоро будет. Сам я люблю бумажные версии, хотя, конечно, больше читаю со смартфона. И есть много людей, которые тоже любят бумагу. Так что однозначно осуждать такой подход не стоит.


      1. vconst
        10.08.2022 10:33

        Логичный подход, вполне в тренде SaaS )
        Я не осуждаю бумагу, просто она очень непрактична

        Электронка будет также «и сердито»? Издательство просто отдаст pdf или сделает нормальный мобильночитаемый формат?


        1. AntonPolyakov Автор
          10.08.2022 10:48

          Электронка должна быть в нормальных мобильных форматах.


          1. vconst
            10.08.2022 10:48

            Это хорошо, заценю, когда появится на флибрусеках )


        1. Alexufo
          10.08.2022 11:09

          девушке электронику не подаришь.


          1. vconst
            10.08.2022 11:20

            Так говорил же — «печать по требованию». Вполне доступно, если не пытаться так печатать тираж, а чисто для подарить.


      1. vconst
        10.08.2022 11:07

        Лично мне в этой истории были важны два момента: сдать черновик издательству и забыть, но при этом получить полноценный продукт

        К слову, ничего не мешало получить, в итоге, чисто электронную версию, без бумажного тиража. А бумагу печатать «по запросу»


        1. Alexufo
          10.08.2022 11:10
          +1

          по запросу? Я сколько не искал, никто не обрабатывает интернет заказ с сайта книги по требованию полностью под ключ с доставкой, не берет общение клиента на себя.


          1. vconst
            10.08.2022 11:26

            Не хочу никого рекламировать, но вроде как, ридеро это умеет, если верить сайту. Вроде, там даже услуги издательства предлагаются — корректура, редактура и тп.

            Предположим, автору статьи издательство уже подготовило текст для электронного издания. Этот текст можно отдать в сервис и они напечатают «эн» экземпляров. Все онлайн


    1. Daddy_Cool
      11.08.2022 00:03

      Позволю вставить три копейки.
      "...Писателей развелось как собак нерезаных
      ..." А также фотографов, блогеров, музыкантов... кажется коммунизм близок - всё больше людей занимаются интересным творческим трудом.
      "... был выбран такой странный формат...".
      Каждому формату - свое содержание. Художку нормально читать в электронном виде, научную/техническую - ИМХО лучше в бумажном. Надо быстро листать туда-сюда, держать под рукой/на виду, и т.п... У меня много именно распечаток. Недавно купил (!) электронную книгу по Fusion - оказалось неудобно. Надо чтобы книга и монитор были видны одновременно.
      "...Эхопраксия была куплена, чтобы отсканить и залить на Флибусту..."
      Думаю это обкрадывание самих себя в долгосрочной перспективе. Графоманы будут бесплатно писать про тех же попаданцев (ну скажем в альтернативную Москву конца февраля нынешнего года), а проф. писатели переквалифицируются в копирайтеров, рекламщиков, программистов и таксистов. И мы все будем ныть - ну нет хорошей литературы, нету, вот раньше... Ну впрочем это холиварная тема, не стоит её развивать.


      1. vconst
        11.08.2022 09:21

        В электронной книге есть поиск, можно одновременно открыть несколько страниц из совершенно разных частей, можно копировать код и просто термины — чтобы гуглить их.

        Бумажная книга хороша в гараже, например, когда неудобно одновременно ковыряться в механизме и что-то тыкать на ноуте

        В текущей ситуации с книгами виноваты исключительно жадные издательства, но это тема совершенно другого разговора


        1. Daddy_Cool
          11.08.2022 14:45

          В электронной книге есть поиск, можно одновременно открыть несколько страниц из совершенно разных частей

          Сейчас перевожу одну книжку, так да - открыто два экземпляра оригинала (разные куски текста).
          В общем надо, чтоб было всё ) .


    1. ne555
      11.08.2022 21:30

      Писателей развелось как собак нерезаных

      анекдоты и вывод:

      Вот что сейчас представляет из себя основная масса тех, кто величает себя «писателем». 

      Без пруфов, без "ИМХО", за чистую монету. Таким, своим комментариеи перечеркнули первое положительное впечатление о том, что выше критика была конструктивная, а оказалось, ИМХО, суждение на почве брезгливости.


      1. vconst
        11.08.2022 21:49

        Да пожалуйста, благо — далеко ходить не надо )))
        habr.com/ru/company/timeweb/blog/677884/#comment_24550810

        И да, я рассказываю это как готовый анекдот, между прочим — он имеет большой успех ))


        1. ne555
          11.08.2022 22:44
          +1

          Ну может анекдот и имеет большой успех где-то на Хабре в комментах, но это как-то слабо коррелирует с железным утверждением, что основная масса писателей — "отстой". Это вообще, как можно соотнести и подсчитать?

          Навскидку и мой анекдот.

          При написании диплома в потрёпанной книжке ВУЗа прошлого века обнаружил неправильное описание процесса распространения радиоволны в двойном Т-мосте (препод подтвердила). На Горьковском направлении с месяц неверно была укзанна новая ЖД станция во всех электричках на обновлённых плакатах (письменная благодарность). В книге крутейшего спеца Гончаренко по антеннам ошибочный расчёт/ответ был по формуле (верстка сайта...). В Сбербанке в тарифах (pdf/онлайн) не знали, как пишется правильно слово "дочерних". Но! В мыслях не было, что все "отстой", а у вас анекдот и сразу вывод громкий.


          1. Arastas
            11.08.2022 23:54

            Простите, я не понимаю ваши анекдоты. Вы же описываете случаи реальных исправлений, а vconst - случай исправления выдуманного.


          1. vconst
            12.08.2022 08:52

            Забавно :)
            Видимо вы, по какой-то причине решили, что Аста и правда нашел ошибку в Справочнике Розенталя :)

            В том и цимес анекдота, что ничего он там не нашел, потому что в Справочнике все верно. Безграмотный профан настолько самоуверен, что не способен ни понять своей неправоты, ни признать ее. Вы комментарий то читали, ссылку смотрели? Милости просим:

            — Я у нас литератор. Кому находить ошибки у Розенталя, как не литератору?
            author.today/post/269445

            Краткое изложение диалога:
            — в приведённом в посте предложении должно по правилам русского быть слитно, и девочка реально права
            — Думаю, что ларчик открывается просто — вы неправильно трактуете правила русского языка
            — Нет. Это моя профессия. Я на это училась и работаю корректором. Вы язык не чувствуете? Это ведь совсем разное. Сейчас поищу правило, у Розенталя должно быть. В этом и отличие местоимения с предлогом от наречия: evartist.narod.ru/text1/37.htm?ysclid=l3c3i2buco
            — Это вы Розенталя цитируете? Было бы забавно найти ошибку у Розенталя
            — Да, это Розенталь. Это правило такое. Оно общепринято
            — Нет. Скорее правило ошибочное


            Видимо вы не знакомы с таким культурным феноменом, как Самиздат Мошкова. Там и статистика есть, потому — все подсчитано. Попробуйте ознакомиться, на свой страх и риск (я предупреждал!). Подобное этому я имел в виду, когда сказал, что «Писателей развелось как собак нерезаных». Ошибка только в том, что слова: писатель, литератор и переводчик — надо было взять в кавычки, ибо оно там все «псевдо»


            1. ne555
              12.08.2022 12:05

              Каюсь, не читал и не вникал (анекдоты не мой жанр), карму поправил, спорить про кол-во писателей/"собак" уже нет желания, но было бы интересно (если несложно вам) получить развернутый комментарий на мое наблюдение, автор книги, видимо, не пожелал отвечать или не знает.


              1. vconst
                12.08.2022 12:39

                Там не анекдоты, там лютая графомания, отборная настолько, что не стоит в нее вникать :) Все бы ничего, если бы не количество этой графомании — легионы их

                На титульнике могли ошибиться, не сказать что ошибка очень критична, лично я этих людей не знаю, потому об их поле судить не возьмусь


              1. AntonPolyakov Автор
                12.08.2022 16:07

                автор книги, видимо, не пожелал отвечать или не знает

                А какой ответ вы хотите услышать? Что кто-то в финале не проверил один из титульных листов? Да, произошла ошибка. Досадная.
                Ниже вам, кстати, дали исчерпывающий ответ, что вы придрались к одному, а проецируете на другое, совершенно не связанное с первым.


  1. Mike-M
    10.08.2022 12:40
    +1

    Статья показалась мне отличным руководством к действию, спасибо!

    Вопрос автору. Вы говорите: «запустить этот процесс, на самом деле, можно пораньше — до стадии литредактирования».
    Не получится ли так, что рецензент напишет в отзыве что-то типа «книга толковая, но стиль тяжеловат»?


    1. AntonPolyakov Автор
      10.08.2022 13:16

      Можно заранее предупредить, что рукопись пока еще проходит редакторскую и литобработку. Будут некоторые локальные коррективы. Я так и сделал.


      1. Mike-M
        10.08.2022 13:44

        Тогда рецензент, не имея перед глазами полной картины, не сможет написать полноценный отзыв, который учитывает подачу материала.
        На мой взгляд, качественная, объективная рецензия на книгу важнее сэкономленного месяца её выхода в свет.


        1. AntonPolyakov Автор
          10.08.2022 14:37

          Мне кажется, что если рецензенту книга не понравится, то отзыв для автора он не будет писать. Кроме того, все люди не глупые и понимают, что книга еще в процессе обработки.
          Но в целом тут каждый решает сам. Наверняка издательство пойдет навстречу автору и подождет пару лишних неделек ради качественных отзывов.