Навеяно статьёй “Почему я ушел из Google“: http://geektimes.ru/post/140070/

, прочитав которую, я решил написать небольшой рассказ, описывающий реальную ситуацию по работе в Германии с такими фирмами как Daimler, Audi и Porsche AG…

Когда я приехал в Германию (2000 год), мне казалось, что вот она многообещающая страна с большим потенциалом, что надо учиться, работать и стремиться и будет тебе счастье. Как и многие другие мне пришлось заканчивать курсы немецкого языка, находить университет, скрипеть зубами от местных порядков и стремиться к лучшей жизни. Тогда где-то в середине 2000ых мне попался под руку рекламный ролик Porsche AG



который послужил сильнейшей мотивацией попасть на фирму “мечты”…



В это время я уже работал практикантом на Daimler AG, где и написал дипломную работу. Параллельно к Daimler-у я брал всеразличные проекты и работал по ночам, собирая опыт и деньги, которые очень нужны были в студенческие годы. На учёбу я практически не ходил, только на экзамены. По окончании учёбы (2007) год у меня кроме диплома был опыт уже с примерно 10ю IT проектами, что помогло найти следующую работу, уже как Freelancer на полную ставку ещё до того, как я получил диплом. И вот, буквально потирая руки о том, что жизнь удалась, мы запустили первый стартап (с горем пополам) на рынок, который, как мы думали, нужен всем. Это был 2009 год. Стартап мы делали 1.5 года и я занимался им после работы и тратил на него всё своё свободное время и деньги. У меня тогда работало 8 человек, которых я оплачивал сам. Сам я работал по 6 часов после работы и еле заставлял себя вставать утром и идти именно на ту работу, которая приносила деньги…

Через несколько месяцев после старта стартапа мы поняли, что наше детище никому не нужно и мы не можем привлечь большое количество народа. Нет, трафик, конечно, был, но для нас эти цифры были слишком маленькие и я полностью остановил разработку…

Примерно в тоже время я понял, что перерос ту фирму, на которой работал и хочу большего, нежели сидеть и стругать код для Air Traffic Management & Security и… в один прекрасный день просто уволился, не собираясь тратить свою жизнь на глупое занятие.

Сейчас смотря в прошлое, я понимаю, насколько это был, с одной стороны, смелый поступок, а с другой стороны, глупый. Тогда в мой адрес было много нареканий, что я не правильно поступаю и что не понятно, что будет теперь со мной и т.д… И я начал искать новое место работы и… невероятно долго не мог его найти. Да, я искал его не только для себя, но ещё и для одного человека из моей команды. Было невероятно много звонков рекрутеров, но все они в конечном счёте не перезванивали. И вот, спустя 5 месяцев нами заинтересовались сразу две фирмы, одна в Швейцарии, другая в Ingolstadt-е (посредник Audi).

Немного поразмыслив, я выбрал посредника Audi. (Сразу оговорюсь, кантракники в Германии очень редко работают на прямую на фирму. Тут всегда есть промежуточное звено.) Мне никогда не приходилось ещё так много разговаривать и так мало делать, как тогда там. Мы писали одну строку кода и делали три митинга клиенту объясняя, что мы перетаскали несколько камазов угля в ручную вчера ночью. Мы писали политические письма, которые проверял и переправлял шеф с указанием, что политику так не ведут. Народ, с которым я начал работать почти весь уволился в течении короткого промежутка времени. Мы пытались навести порядок в этом хаосе, а нас просто давили сверху не давая нам ничего делать. И вот… в один прекрасный день я просто не вышел на работу, т.к. мне просто не хотели подписывать рабочие часы по которым я мог получить зарплату. Начальник экономил и пресовал народ. Был дикий скандал, в котором дело почти дошло до суда и мы остановили процесс по обоюдному согласию, в результате которого мне выплатили лишь часть заработанных денег.

Следующая фирма выкинула меня через 3 месяца, как только закончилось финансирование.

Поиски продолжались и вот я нашёл несколько средних контрактов, не только на меня одного, а уже на команду. Дела наши пошли в гору и работы было столько, что мы работали по две смены. За 4 года мы завершили примерно 15 проектов, где-то на 4000 проектных дней. Я даже перестал брать какие-то проекты ввиду сильной занятости. Среди всех заказчиков, был и Porsche AG. Когда я пришёл в отдел на первый разговор, человек под именем X сказал мне, чтоб я не путал машину с фирмой и одно из них на букву Х, но не подумайте что хорошо. Он тогда не удивился, что у меня даже нет контракта и объяснил, что это нормально и я скоро пойму, что такое настоящий хаос. Так и повелось. Я никогда в жизни не оформлял такое количество бумаг с разрешениями, например, для firewall-a. Чтоб вам понимать какое кол-во подписей мне пришлось сделать приведу пример: в течении трёх лет — примерно 300 штук. Каждый чих — две подписи. Лишь для SVNа мне пришлось для всех оформить примерно 50 подписей. Каждый путь — две подписи. Тут решают всегда минимум двое. Я даже завёл Excel на несколько страниц, где вёл чёткую отчётность о том, кто, когда, почему, откуда, куда и номер контракта по оформлению. Отсюда объясняется очень медленная работа концерна…

Среди прочего, за три года, мы сделали ядро (написанное на JEE), на котором мы строили все приложения. Мы гордились этим ядром. Туда были вложены все наши разработки. Туда было вложено три года работы только с Porsche AG. Многие менеджеры уже знали об этом ядре и удивлялись, насколько нам быстро, качественно удавалось сдавать проекты в полном хаосе. Мы же работали в две смены. Я пытался разговаривать с более вышестоящими начальниками чтоб внедрять это ядро во все проекты и мне частично помогали, пока… не появился новый большой проект, который отдали по политическим соображениям другой фирме. В этот момент я уже чётко понимал, что ни качество, ни быстрота, ни меньшее количество денег не помогает “выиграть проект”. Всё построено на контактах. Porsche AG — это семейный бизнес. Если вы не член семьи, вы — раб для этой фирмы, которого никто никогда не будет слушать, как бы сильно вы не старались. Чтоб вас повысили в таком концерне по званию вам нужен десяток лет. Я знаю одного человека, который спустя 12 лет работы в две смены и все его заслуги так и не дождался повышения на Daimler AG.

Так вот, это “политическая” фирма не смогла написать техническую спецификацию проекта, взялась за программирование и четыре раза подряд не могла сдать софт. Все были просто на пределе. Люди увольнялись со дня на день. Кто не увольнялся сам, того увольняли принудительно. Меня с моей командой попросили помочь и я долго отказывался лесть в очередной хаос. Наверно, это и было ошибкой, но на тот момент у нас совсем не было заказов. Мы полезли в проект, в котором сами менеджеры компании не понимали, что они хотят сделать. Документации было на 1.5 гига в PDF формате и один менеджер противоречил другому. Все боялись взять управление проектом. Приведу простой пример: база данных у нас не работала 2.5 месяца, просто потому что кто-то там что-то в очередной раз что-то подправил. В базу данных просто так тоже не залезть, нужно ждать администраторов и нужно… писать им письма (да!) и ждать, ждать… Менеджеры начали посмеиваться. “Porsche AG — это не фирма, которая пишет софт”, говорили они, “мы тратим деньги на красивые рекламные картинки, зачем нам софт?”

Всё развалилось. Никто не стал поддерживать созданное ядро, которое мы втянули уже в десяток проектов. Как только повеял ветер перемен, нас всех выгнали. Все хорошие контакты пожимают плечами, мол, начальство и мы ничего не можем сделать. Кризис у VW, они экономят и всё такое. Porsche AG просто не заинтересован в качественных сотрудниках. Всё на контактах. Типичная скороговорка: “я себе не так представлял этот концерн”. Когда я уходил, несколько менеджеров сказали, что они больше не найдут более лучшей команды, которую я привёл и что теперь жизнь у них будет не сахар, но никто из них не может ничего решать…

Разочаровавшись в концернах, экспериментально мы запустили проект шахматы на троих на Кикстартере http://kck.st/1Mr65As и пытаемся понять мир crowdfunding-а.

image

Также строим приложение помогающее пользователю нарисовать его любимую песню взаимодействуя с ней как с игрой: I Color Music Мы позволяем пользователю играть с любым англоязычным треком находящимся уже на девайсе пользователя (база 4 миллиона только англоязычных треков).

А также думаем в сторону B2B: система менеджмента качества в фармаиндустрии.

Мы пытаемся понять и открыть для нас новый мир — мир без консервативных концернов и загнивающей индустрии Германии.

В последнее время я усиленно изучаю английский язык. Мне кажется, что Силиконовая долина не такая консервативная, как Германия. Тут, в Германии, правят концерны, сделать стартап нереально тяжело. Я знаю, что народ в Берлине что-то там пытается, но многие из них закрывают лавочку и перебираются в Калифорнию. Тут у вас никогда не будет поддержки и оступившись однажды, вас утопят не давая вам второй шанс.

ПС:

Для чего я написал эту статью?

Во первых, для того чтоб раскрыть глаза молодёжи. Чтоб вы сняли розовые очки.
Во вторых, чтоб найти контакты на сильных духом ребят и возможно будущих партнёров.
В третьих, чтоб найти самому дальнейший путь. Чтоб развивать проекты дальше, а также попробовать ещё раз закрутить жизнь на новый лад.

Комментарии (0)