В наших головах прочно засела установка, что учиться надо всегда. Компании транслируют life-learning подход (обучение на протяжении всей жизни), в соцсетях продвигаются разного рода курсы, на собеседованиях спрашивают: «Чему вы научились за последнее время?»‎

Выходит, что освоение новых навыков и расширение знаний по уже имеющимся — один из основных параметров для роста в доходе и карьере. Проблема в том, что подход «век живи — век учись»‎ часто превращается в «учиться, чтобы учиться»‎ или «процесс ради процесса».

Меня зовут Алёна Стаценко, я методист образовательных программ Selectel. Уже 7 лет занимаюсь развитием и обучением сотрудников. Начала в сфере HoReCa, затем перешла в IT. Под катом я расскажу, как не попасть в ловушку ненужного обучения.

Почему нужна глубинная мотивация в обучении? Объясняем на круассанах


Начну с жизненного примера. Уверена, многие узнают себя или знакомых.

На встрече подруга поделилась, что записалась на курсы французского. Меня это удивило, ведь она не питала особой любви к изучению языков. На вопрос: «А для чего это тебе?»‎ получила очевидный ответ: «Чтобы знать»‎.

Как человек, который занимается обучением, я не могла остановиться на этом и продолжила задавать вопросы:

— А зачем тебе его знать?

— Чтобы я могла на нем говорить.

— А зачем тебе на нем говорить?

Я еще несколько раз задала один и тот же вопрос. В итоге пришли к тому, что когда-то в фильме подруга увидела, как красивая девушка, приехав в Париж, заказала круассан в кафе на французском. Подругу это впечатлило: она захотела пережить такой же опыт.

У меня и, думаю, у вас возник вопрос: действительно ли нужно изучать французский ради того, чтобы заказать круассан?

Конечно же, нет. Если бы подруга изначально нашла в своем запросе глубинную мотивацию, ей понадобилось бы лишь скачать бесплатное приложение. С его помощью она бы выучила пару полезных фраз и сэкономила два ресурса – деньги и время.

Как определить глубинную мотивацию?


Для того, чтобы разобраться, как искать глубинную, или истинную, мотивацию в обучении, советую использовать метод «лесенки».


Если хотите пройти обучение для каких-то рабочих процессов, используйте вопрос: «Что я должен научиться делать?» Ответ формулируйте через действие.


Я хочу изучать JavaScript → Что я должен научиться делать? → Я должен научится применять JavaScript в web-страницах.

Вариант «Я должен научиться писать на JavaScript» общий и трудноизмеримый. В нем нет точной цели с логическим завершением. А в формулировке «Я должен научится применять JavaScript в web-страницах»‎ уже становится понятно, для чего именно нужен навык.

Если сложно указать цель с четкими контурами, обозначьте так, чтобы появилась понятная рамка. Например, не «научиться писать на JavaScript», а «изучить основы JavaScript» или «освоить навыки, необходимые для джуна». Так в процессе изучения сможете лучше разобраться, что является основами, и цель приобретет логическое завершение.

Когда определились с действием, задайте себе вопрос → зачем? Он поможет разобраться и обосновать самому себе, для чего нужно научиться этому действию.

Просто научиться действию недостаточно. Понимание, для чего мы идем на обучение, делает цель обоснованной для нас самих.‎ Наш мозг очень ленив, и если ему не докажем, что это действительно нужно, он будет саботировать обучение всеми возможными способами.

Я должен научится применять JavaScript в web-страницах → Зачем мне это нужно? → Чтобы отправить резюме на позицию джуна в Selectel.


Как понять, что вы нашли глубинную мотивацию?


1) Каждый раз, когда отвечаете на вопрос «А зачем?»:

  • подвергайте ответ сомнению: убедили ли вы себя?
  • прислушайтесь к отклику: драйвит ли вас ответ?

2) Задавать дальше вопрос «А зачем?» больше нет смысла, дошли до абсурда.

Почему важно быть честным?


Есть прямая зависимость между честностью с самим собой и эффективностью подхода. Увы, люди не всегда готовы признать свои истинные мотивы.

— Деньги? Нет, я же не корыстный человек!

— Повышение авторитета и признание коллег? Быть тщеславным недостойно, я не такой!


Эти и другие отрицания корнями уходят во внутренние блоки. Это — объемная и отдельная тема, сейчас обсуждать ее не будем. Могу лишь дать простой совет: будьте откровенны с собой. Без честности есть риск остаться на поверхности и не докопаться до сути мотивации. Если преодолеть блоки трудно, стоит обратиться к психологу или коучу.

Резюмируем: что стоит сделать перед выбором обучения?


  • Начните с поиска глубинной мотивации.
  • Задайте себе вопрос: «Какое действие я хочу научиться делать?»
  • Дальше от действия спуститесь по «лестнице» с помощью вопросов к самому себе и разберитесь, зачем хотите научиться этому действию.
  • Честно ответьте на все вопросы.



Как руководителю работать с поиском мотивации?


Если вы руководитель, который хочет отправить сотрудника на обучение, инструмент для поиска глубинной мотивации поможет:

  • убедиться, что сотруднику действительно нужно это обучение,
  • объяснить ему, зачем нужно учиться с вашей точки зрения.

Увы, руководители не всегда объясняют, какое именно действие сотрудники должны научиться делать.

Нам не всегда легко убедить мозг, что нужно учиться. Даже если сами этого хотим. А тут нужно убедить мозг другого человека. Точно стоит добавить пару убедительных слов! :)

Если сотрудник не понимает ценности обучения (как с точки зрения личной выгоды, так и с точки зрения приобретенного навыка), результаты будут низкими.

Как мотивировать сотрудника?


На старте пропишите, чего ожидаете от коллеги. Для этого используйте описанный выше метод «лесенки»‎. Спуститесь с помощью вопросов до глубинной мотивации и ответьте на вопрос: что вас побудило отправить его на это обучение?

Далее четко обозначьте:

  • какому действию он должен обучиться,
  • почему, с вашей точки зрения, ему необходимо это сделать.

Если сотрудник сам инициировал обучение:

  • попросите обозначить, какому действию он планирует научиться и какую пользу это принесет в контексте рабочих задач.
  • спросите о глубинной мотивации сотрудника: что побудило его пойти на обучение?

Совет: если сотруднику сложно сформулировать мотивацию, поделитесь принципом «лесенки»‎ и попробуйте дойти до ответа вместе. Это займет время, но поможет наладить контакт, улучшить целеполагание и конечный результат обучения.

От мотивации к действию


После того, как определились с мотивацией и зарядились на обучение, продумайте дорожную карту процесса. Для этого советую использовать метод шкалирования.

Шкалирование помогает определить стартовую и финишную точки обучения. А также понять, как пройти этот путь.

Как задать шкалу?


Давайте разберем метод на предыдущем примере про JavaScript. Мы уже определили цель-действие: «научиться применять JavaScript в web-страницах»‎. Это наша финишная точка.


Теперь важно адекватно оценить, что вы уже умеете делать в рамках навыка, который будете изучать. Например, я никогда не изучала языки программирования, поэтому в моей точке старта будет такая формулировка.


Если сложно самостоятельно определить текущий уровень навыка, обратитесь к опытным коллегам за помощью. Другой вариант — пройдите онлайн-тестирование для самопроверки.

Как определить сроки обучения?


Теперь приступаем к самому интересному: срокам и промежуточным шагам.

Для меня определение срока — всегда самое сложное. Первое, на что нужно смотреть: сколько времени вы реально готовы уделять обучению. Часто его откладывают на выходные, но будем откровенны: в эти дни хочется отоспаться, провести время с семьей и увидеться с друзьями. И если выделите два часа на обучение на выходных — это уже много. Но в общей картине двух часов в неделю не достаточно.

Моя рекомендация: 1-1,5 часа на обучение каждый день. Так нагрузка на ваш мозг будет более равномерной. Он будет в состоянии усваивать и перерабатывать информацию.

Исходя из общей нагрузки, оцените, сколько времени вам нужно, чтобы дойти до финишной точки. Максимальный срок — полгода. Если понимаете, что не укладываетесь, пересмотрите цель-действие. Возможно, она слишком масштабная и находится слишком далеко от вашей точки старта.

Чек-поинты для самопроверки рекомендую делать раз в месяц. Они помогут отслеживать прогресс, не терять мотивацию и уберегут от прокрастинации. Еще такой подход наглядно показывает ваш рост.


Как проверять себя в процессе?


Осталось вписать, что именно будете проверять на чек-поинтах. Это особенно непросто, если вы новичок в сфере. Поэтому начните с первого пункта, а когда дойдете до второго, конкретизируйте его и последующие.

Время от времени возвращайтесь к шкале, проверяйте актуальность сроков и чек-поинтов, обновляйте их по необходимости. Шкала должна быть рабочим и гибким инструментом.

Как быть, если вы осваиваете не один навык?


Бывают ситуации, когда за одно и то же время нужно обучиться больше, чем одному навыку. Сколько шкал нужно сделать в таком случае? Все так же одну.

Время на обучение не может удвоиться или утроиться. Поэтому одно обучение или сразу несколько — неважно: всю загрузку нужно вписать в одни и те же рамки. Учтите фактор времени в формулировании ваших целей.

Если сделать шкалы на каждый навык и не синхронизировать их, будут наложения по времени. А если сделать и синхронизировать — проделаете двойную работу.

Резюмируем: как использовать шкалирование в обучении?


  1. Определите свою исходную точку с помощью вопроса: на каком уровне владения навыком находитесь сейчас? Для ориентира используйте вашу цель-действие — она станет точкой финиша.
  2. Определите общий срок обучения. Важно, чтобы путь занял не более 6 месяцев.
  3. Разбейте общий срок на промежутки.
  4. Определите промежуточные цели, которые будут проверяться на чек-поинтах.
  5. Периодически возвращайтесь к шкале и актуализируйте ее.

Как руководителю работать с методом шкалирования?


Интересная практика — использовать метод шкалирования для командного обучения. Особенно он поможет при внедрении новых процессов и инструментов.

Рекомендация: составьте шкалу вместе с командой и используйте ее на командных встречах. Так сможете оценить и обсудить общий прогресс, трудности и победы на пути.

На десерт: важное правило, которое, увы, не всегда применяют


Полученные знания всегда должны применяться на практике. Описанные выше подходы хороши, только если вы не теряете фокус с конечной, сформулированной с помощью вопросов цели. А после обучения сразу начинаете применять то, чему научились.

Пройдите опрос и напишите в комментариях, что вы думаете по поводу необходимости постоянно учиться?

Комментарии (45)


  1. a40
    13.09.2022 14:25
    +7

    Вот зачем вы лишили девушку удовольствия в достижении своей мечты? (заказать круаса на французском?). Поясните пожалуйста. Можно, кстати, методом лесенки воспользоваться.


    1. holyx
      13.09.2022 14:49
      +4

      Банальная зависть)


    1. lodz
      13.09.2022 14:52
      +3

      Так девушка достигла! Просто для этого потратила два часа времени, чтобы научиться правильно и красиво заказывать капучино и круассан) А не 60К на языковые курсы, на которые она в итоге бы забила


      1. a40
        13.09.2022 15:01
        +2

        Вы концентрируетесь на результате. Что иногда, без сомнения, важно.

        Однако, чтобы получать удовольствие от жизни, нужно уметь получать удовольствие именно от процесса :)

        В конце концов, результат у нас у в сех будет один ????‍♂️


        1. hard2018
          13.09.2022 15:54
          +1

          Что ни делай, как ни старайся, летит это всё к чертям в конце концов. Из за реалий жизни.


          1. asso
            15.09.2022 11:57

            Не обязательно. Я начал учить совершенно незнакомый и по сути не нужный мне иностранный язык просто для тренировки мозга. Прошло больше года как я занимаюсь этим каждый день без единого пропуска. Результат появился неожиданно: недавно я заметил что моя память улучшилась. А еще я некоторые мемчики на этом языке стал понимать :)


      1. holyx
        13.09.2022 15:47
        +1

        При таком подходе и школьная программа, процентов на 80 потраченные в пустоту время и ресурсы, но на самом деле это не так.

        Лучше попробовать и понять, нужно или нет, чем с помощью "лесенки" ничего не делать. Понятно, что сразу платить за глобальный курс не надо, но пара-тройка пробных занятий не помешают, ведь не только Париж и круассан привлекли девушку, но и сама атмосфера, другая культура.


        1. a40
          13.09.2022 15:58

          А почему в школе это не так?

          Едва ли найдётся кто-то, кто помнит хотя бы 20% школьного.


          1. holyx
            13.09.2022 16:14
            +1

            Интеллект и нейронные связи формируют даже непрактичные знания. Главное - научиться учиться, а дальше уже можно выбирать что и как учить.


            1. a40
              13.09.2022 16:21
              +2

              Как раз таки "учиться" в школе не учат.

              Зазубривание наизусть + простые навыки вроде решения уравнений.


              1. holyx
                13.09.2022 16:28

                Всем дают базовые навыки, а потом каждый решает, нужно ли ему это развивать и "записываться на курсы французского" или "не маяться дурью, идти работать". Большинству достаточно школьного образования.


          1. IvanSTV
            13.09.2022 17:42

            все родители старшеклассников помнят 146% школьного курса :) Отдайте ребенка в хорошую школу, и вы узнаете даже то, что в ВУЗе вам не рассказывали :)


            1. svr_91
              14.09.2022 08:24

              Не ну с младшекласниками и чуть-чуть средней школы это понятно. Но чтобы старшеклассники? Это что за опека такая, что 17-летний грудничек не может домашку без папки сделать?


              1. Areso
                15.09.2022 15:23

                подготовка по физике, математике, информатике, инязу вполне себе требует применения родителей. ну или репетиторов. или и того, и другого.

                У меня племянница перед глазами, 9-ый класс окончила.


      1. Areso
        15.09.2022 15:22

        Давайте я сломаю паттерн, девушка (д) и обслуживающий персонал(о):

        д: бонжур, сивупле, круасан е(т) капучино (круто, мечта сбылась!)

        о: бонжур, а импорту иси?

        д: чёсказала?

        о: а импорту иси (на вынос или здесь?)

        д: этого не было в сценарии!

        о: но воз инкете па! (вы только не волнуйтесь!)

        д: стало еще хуже! (окончательно впадает в панику и круассан с капучино ей уже не нужен).


    1. Zer0Sum
      13.09.2022 15:56

      Ваш комментарий меня развеселил, но справедливости ради, девушка не была лишена удовольствия пережить опыт заказа круассана на французском. Автором поста лишь был предложен более дешёвый метод для достижения этой конкретной цели - скачать приложение и выучить несколько фраз.


  1. VladislavaZ
    13.09.2022 14:31

    спасибо за статью! все-таки жаль, что не раскрыли тему глубинной мотивации, я бы почитала)


    1. a40
      13.09.2022 14:55

      Глубинные мотивации - это по части психологии. Вопрос не простой и, вы правы, очень важный. Но решается сугубо индивидуально.


  1. IvanSTV
    13.09.2022 17:40
    +8

    Проблема в том, что подход «век живи — век учись»‎ часто превращается в «учиться, чтобы учиться»‎ или «процесс ради процесса».

    То. что вы называете "процесс ради процесса" - не есть не только что-то негативное, но и вообще является чистым позитивом.

    Во-первых, обучение чему бы то ни было развивает мозг. Вам может не понадобиться таблица Брадиса, но умение запоминать числовые таблицы в принципе полезное свойство - например, я мог прочитать расписание электричек, приехав в какое-нибудь Одинцово, а потом посреди вечеринки встать и, покачиваясь побрести на станцию, так как расписание было в башке (смартфонов тогда не было). Выручало. Или вот, например, отец у меня - самостоятельно занимался изучением языков, причем использовал в инженерной работе он только три - английский, немейкий и французский, а остальные типа японский. испанский, чешский, польский он изучал просто чтобы держать мозг в форме. Зато когда его ровесники уже начинают забывать, где в квартире туалет, отец бодрячком почитывает избранные места из сопромата и детективы Райнова в оригинале никаких признаков старения.

    Во-вторых, сегодня неконвертируемые в доход и карьеру знания и навыки могут быть конвертируемы завтра. Например, некоторые начальные навыки программирования мне пригодились через 20 лет после того, как я перестал активно что-то кодить с поступлением в ВУЗ. Жена, окончив еще в школьные годы курсы кройки и шитья (при специальности музыкант), через лет 15 смогла навыки применить и развить - обшивая меня. себя, дочку, и несколько моделей даже смогла продать. А одна подруга, окончив химтех, работала 20 лет бухгалтером, но. устроившись бухгалтером в лабораторию, через какое-то время вернулась к профессии уже в качестве управленцв этой лаборатории. А ведь в 90-х ей было совсем очевидно, что инженером на кусок хлеба с маслом не заработаешь, и вся химия нафиг никому не нужна. Если бы я в 2002 году вдруг решил изучить какой-нибудь PHP чисто для себя (такая мысль была, просто мне подвернулся склад, и времени перестало хватать), то, полагаю, что сейчас, и даже гораздо раньше, я бы нашел точно куда это применить

    В-третьих, знания в принципе расширяют степень свободы. У меня, например, два иностранных языка - английский и французский. Английский я могу конвертировать в деньгу, а вот с французским все гораздо хуже, он никому не нужен. Но тем не менее, было несколько собеседований в французских компаниях, и на них приглашали не в последнюю очередь из-за того, что могу связать на языке хозяев пару слов. При необходимости эмиграции или путешествий с двумя языками всяко лучше. чем с одним. А как-то раз я делал авторскую правку перевода своей статьи на французский. Я уже не говорю, что французский в целом доставил мне массу удовольствия при чтении книг, просмотре фильмов, и в принципе знание языка латинской группы сильно улучшает интуитивное понимание итальянского, испанского, латыни, причем эти плюсы - они интуитивные, и многим пользуюсь, даже без осознания, что это все благодаря тому, что пару лет плотно изучал французский, а потом прилагал усилия, чтобы его не забыть.


    1. yerbabuena
      13.09.2022 18:52

      умение запоминать числовые таблицы в принципе полезное свойство

      Соревноваться с гуглом? Какжется ,у человеческой головы есть предназначение получше, чем просто тупо зазубривать гигабайты никчемного текста. Да и сомнительно что именно тупая зубрежка что-то там помогает в борьбе с альцгеймером.


      1. iggr63
        13.09.2022 23:10
        +1

        Тренировка запоминать связанные или не связанные наборы данных и ими манипулировать в уме довольно-таки важна. Открывает перспективы стать менеджером продуктовой линейки в миддл-кап компании. И быть способным назвать какой блок нужен там-то или там-то быстрее чем кто-то сможет это найти в SAP.


      1. IvanSTV
        14.09.2022 13:45

        в 96м году про Гугл знали только профессионалы :)

        А про альцгеймера - рекомендуют заучивать на память стихи, куски текста, таблицы, учить иностранные языки, кроссворды решать, т.е. постоянно занимать мозг. от органической деградации не спасает в целом, но позволяет сохранять дееспособность достаточно долго.


        1. DaneSoul
          14.09.2022 15:36

          в 96м году про Гугл знали только профессионалы :)
          За 2 года до его основания о нем могли знать только очень крутые предсказатели будущего :-)


          1. IvanSTV
            14.09.2022 16:33

            никогда даже не интересовался, когда он там основан. Но уже выросло поколение, для которого он был всегда :)


  1. Metotron0
    13.09.2022 19:01

    Мне было бы страшно собеседоваться в компанию, где спрашивают, чему я научился. Эдак они каждую неделю будут требовать новых знаний. Я человек простой — учусь только в отпуске или на праздниках, в остальное времени нет никаких моральных сил, чтобы читать учебники. Максимум — хабр полистываю.

    Если применять подход последовательных "а зачем", то можно дойти до того, что человеку вообще ничего не нужно, кроме тепла, еды и воздуха. Но даже если он хочет просто жить, то тоже можно спросить, зачем ему это. Я понимаю, что таким образом можно освободиться от обусловленного существования и достичь просветления, но можно ли так найти работника?


  1. Zenitchik
    14.09.2022 01:12

    Я изучил JavaScript - чтобы пользоваться им. Потому что это круто.

    А сильно позже я узнал, что за это, оказывается, платят )))

    Человек который изучает язык, чтобы писать скриптики для сайтиков, потому что у программиста большая зарплата... Это не настоящий программист.


  1. anonymous
    14.09.2022 06:09

    НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


  1. Yukr
    14.09.2022 11:38
    +1

    Изучение языков ещё рекомендуют как способ борьбы с деменцией... ))


    1. Mihij
      14.09.2022 22:22
      +1

      Я начал изучение арабского как раз в качестве разминки для ума. А вот спустя некоторое время уже рассматриваю как новый навык, повышающий мою ценность в качестве специалиста.


      1. IvanSTV
        15.09.2022 13:13
        -3

        А вот спустя некоторое время уже рассматриваю как новый навык, повышающий мою ценность в качестве специалиста.

        будете взрываться, плиз, не в московском метро :)


    1. Zenitchik
      15.09.2022 04:34

      Математика надёжнее.


      1. Yukr
        15.09.2022 07:01

        для программистов - да. помнится, как-то раз с удивлением для себя вспомнил (при разработки алгоритма ) разложения в ряды из курса вышки, было приятно, хотя не думал, что понадобиться. Для удовольствия, пару раз в жизни читал математические статьи и понимал))). А так, конечно, полученный но неиспользуемый навык забывается года через два, оседая клочками.

        С другой стороны, надо помнить об изобретениях, сделанных на стыке знаний из совершенно разных областей - например, одёжных липучек.


  1. ilmarin77
    14.09.2022 22:04
    +2

    А потом девушка регулярно учившая ненужные новые языки и другие навыки жила долга и счастлива, а её подруга использовавшая приложение рано получила болезнь Альцгемера и теперь глупо улыбается и писает в подгузник. The End.


    1. Daniil_Palii
      14.09.2022 23:47

      В общем-то статья и не запрещает учится для поддержания мозга или для удовольствия от процесса, только призывает осознавать причину


      1. ilmarin77
        14.09.2022 23:53

        у меня в школе было две одноклассницы, совершенно твёрдо знавшие причину по которым им никогда не понадобится знать алгебру и много рассуждавшие на эту тему. Теперь одна работает бухгалтером, а вторая врачом.


        1. vtal007
          15.09.2022 15:55
          +1

          и обеим не нужна алгебра. Вот ведь парадокс :)
          (а вообще прикольно, Вы знаете где работают одноклассницы)


          1. ilmarin77
            15.09.2022 20:45

            Врачам статистику надо знать, бухгалтеру сложные проценты вычислят. Хотя, возможно некоторые врачи не знают, и результаты себя не заставляют ждать.


            1. vtal007
              15.09.2022 20:49

              так это все не алгебра. статистика это статистика, сложные проценты проходятся в обычной мате (да и бухи считают не в уме, а в 1С-ке)
              алгебра это совсем иное
              вот такого плана байда
              https://pdf.11klasov.net/16037-algebra-8-klass-uglublennyj-uroven-v-2-h-chastjah-uchebnik-mordkovich-ag-nikolaev-np.html


              1. ilmarin77
                15.09.2022 23:22

                а поскольку у них есть калькулятор, то таблицу умножения знать тоже не нужно?


                1. vtal007
                  16.09.2022 08:50

                  разумеется, и правила русской орфографии и грамматики, поскольку есть Ворд
                  Давайте устроим соревнования в доведении до абсурда


    1. yerbabuena
      16.09.2022 00:29

       а её подруга использовавшая приложение рано получила болезнь Альцгемера 

      Связывать Альцгеймер и отсутствие задрачивания свой головы - это как связать раскачку веток дерева и ветер формулой "ветер дует потому что ветки качаются", как мне кажется. Или есть какие-то свидетельства что интеллектуальная загрузка головы пусть и ненужной сиюминутно работой отодвигает генетически обусловленный риск нейро-дегенеративных заболеваний, а не наоборот, успешно загружать голову могут только те, у кого эти заболевания в генетике не прописаны, а если прописаны, то хоть обзанимайся - просто с чердак слетит с катушек раньше?


      1. ilmarin77
        16.09.2022 01:30

        Есть два типа болезни Альцгемера: ранняя (30-40 лет) она обычно связана с генами и проявляется у многих членов семьи , и спорадическая ( 65+). Известно что есть мутации некоторых генов (ApoeE4 самый распространённый) который повышает вероятность спорадической формы, известно что люди с такой мутацией могут этот риск понизить если ведут здоровую образ жизни и стимулируют свою мозговую активность.
        Ещё известно, что у людей знающий много языков болезнь альцгеймера бывает реже и наступает позже, чем у людей знающих один язык.


  1. vtal007
    15.09.2022 15:54

    Про важность французского, есть же легендарная реклама курсов иностранных языков в балашихе
    А выучить заказ круасанов - мне кажется просто этот ответ был дан, чтобы отвязались.
    я бы вот испанский выучил, потому что ливин да вида лока и пута мадре. Но приходится учить питон, потому что за это платят


  1. Lexer11l
    15.09.2022 18:13

    Первая картинка очень напоминает здание университета Иннополис. Случайно ли?