Как мы уже говорили ранее, один из основных инструментов создания гибридного офиса — это концепция совместного использования рабочего места, а две наиболее распространенные стратегии в рамках концепции — это хот-дескинг и хотелинг. Идея заключается в том, что бизнес получает возможность гибкого управления офисными помещениями. Но всем ли компаниям выгоден этот инновационный подход?

Здесь есть свои "подводные камни", которые стоит обсудить. К чести современных технологий, большую часть сложностей можно отнести к так называемым "человеческим факторам". Это заставляет владельцев бизнеса более тщательно прорабатывать систему организации труда. С какими же задачами и предрассудками придется столкнуться руководителю при модернизации офиса?

Сотрудники чувствуют себя ненужными

Работодатели часто утверждают, что люди — самый большой актив компании. Но многие сотрудники считают, что если компания не предоставила им постоянные рабочие места, это можно расценивать как сообщение со знаком "минус".

Чтобы изменить это мнение, можно внедрить "умную гибридность", исходя из рабочих задач сотрудника, то есть, оставить фиксированные места за бэк-офисом и предложить гибридный режим только проектным командам.

Сотрудники не уверены в наличии свободных мест

Если сотрудник приходит в офис "ни свет, ни заря", он может выбрать любое место. Если же с утра в его рабочем графике стоит 1-2 встречи, к моменту прибытия в офис свободных мест может уже не быть. Это может серьезно повлиять на производительность сотрудника и привести к потере времени, которое он потратит на поиск свободного стола.

Для таких сотрудников рекомендуется бронировать места заранее и на длительный период (например, на неделю, месяц и пр.). Также можно ограничить возможность 100% бронирования рабочих мест: так в офисе всегда будет оставаться 10-20% свободных столов, которые займут сотрудники с активным расписанием.

Ограниченность выбора

Доступные рабочие места могут снижать производительность, например, в тех случаях, если единственный свободный стол находится в шумном месте.

Для сотрудников, занятых творческой работой, требующей максимальной концентрации внимания, а также для переговоров по ВКС и работы с важными документами необходимо предусмотреть маленькие переговорные/кабинки, так называемые Huddle Spaces. Для борьбы с посторонним шумом обычно применяется активная шумовая завеса.

Сотрудники не могут найти ключевых людей

Когда люди, выполняющие сходную работу, размещены рядом друг с другом, это удобно. Если сотрудник знает, где сидит главный специалист в его области, он может подойти к коллеге лично и получить ответ на свой вопрос. Даже если "спец" отсутствует на рабочем месте, скорее всего, решить проблему помогут его коллеги.

При использовании хот-дескинга не всегда легко найти нужного человека. Можно, конечно, запросить информацию по почте или по телефону, но трубку могут не взять, а письмо попадет в спам.

Решением проблемы станет распределение прав на бронирование для разных отделов. Руководитель отдела может бронировать места для своих сотрудников в определенной локации. Если кто-то забронировал место не на том этаже, администратор может отменить/переместить бронь.

В качестве дополнительной подсказки выступают "аватарки", отображаемые на виртуальном плане или на панельном ПК, отвечающем за бронирование конкретного места.

Больше никаких "летучек"

При использовании хот-дескинга команда может быть разбросана по разным уголкам офиса. Импровизированные личные встречи будут практически невозможны. Представьте, что нужно пригласить 6 человек из разных частей здания на 2-минутный сеанс. Только для того, чтобы всех собрать, может понадобиться 20 минут.

Короткие быстрые онлайн-совещания решают эту проблему. Как правило, такие микрособытия не прерывают рабочий процесс — сотрудникам даже не требуется покидать рабочие места. Совещания можно провести в Teams, Zoom и пр.

Трудности с резервированием рабочих мест для большой команды

Используя стратегию хот-дескинга или хотелинга, можно столкнуться с проблемами при размещении большой рабочей группы (более чем из 10 человек), так как для этого нужен большой общий стол либо несколько свободных рабочих мест рядом друг с другом.

Возможность использования ВКС, а также ПО для совместной работы над документами помогает проводить большие собрания без необходимости физического присутствия сотрудников. При необходимости, для проведения массовых собраний можно забронировать большую переговорную или конференц-зал с помощью системы бронирования.

Вопросы безопасности

Если сотрудник (в особенности — руководитель) регулярно имеет дело с конфиденциальными документами, использование стратегии хот-дескинга может привести к проблемам с безопасностью, не говоря о реальном риске потери документов.

Сегодня IT-технологии позволяют вывести из использования бумажный документооборот. Все важные документы могут быть защищены паролем, биометрическими параметрами или возможностью доступа только по RFID-карте.

Некоторые компании, практикующие "гибрид", но не имеющие возможности отказаться от бумажных документов, применяют систему бронирования персональных слотов (тумбочек или ящиков), в которых сотрудник может хранить не только документы, но и личные вещи (ежедневник, ноутбук, канцелярские принадлежности и пр.). Для получения доступа к персональному хранилищу используется мобильное приложение или RFID-пропуск.

Нарушение офисной иерархии

Люди — рабы привычек и стереотипов, поэтому отдельный кабинет (который зачастую сопутствует продвижению по служебной лестнице) воспринимается, как знак особого статуса. Хот-дескинг разрушает физические символы иерархии: здесь человек с 15-летним стажем может работать рядом с новичком. Такая перемена понравится далеко не всем.

ПО для бронирования может компенсировать "имиджевые потери", позволяя разбивать большое помещение по зонам и отделам. Можно создать свою иерархию: VIP, публичная/приватная зоны и пр.

Риски для здоровья

В течение рабочего дня за одним столом может работать более восьми человек. Такая частая смена "соседей" по офису может способствовать распространению болезней.

Система бронирования может отслеживать проведение дезинфекции на рабочем месте, например, путем отправки запроса в клининговый отдел. Кроме того, если рабочее место не устраивает сотрудника, система поможет найти другой свободный стол.

Зачастую современное офисное оборудование (панельные ПК (Qbic TD-1070), IP-телефоны) имеет антибактериальное покрытие сенсорного экрана, устраняющее до 99,9% бактерий.

Отсутствие личного пространства

Одним из самых больших недостатков хот-дескинга является отсутствие контроля за своей рабочей средой. Люди начинают элементарно скучать по своему комфортному личному пространству, а отсутствие "своего угла" становится одним из факторов стресса и напрямую влияет на продуктивность.

Переход на бронируемые рабочие места может освободить до 50% занимаемой сотрудниками площади. Освободившееся пространство можно использовать для создания зон приватности, установки шумопоглощающих кабин, мини-переговорных, оснащения корпоративного спорт-зала, библиотеки и других мест для комфортной работы и коротких перерывов, снижающих уровень стресса.

Накопительный эффект

Совокупность небольших негативных эффектов имеет свойство быстро накапливаться. При этом, чем крупнее бизнес, тем сильнее ощущается потеря эффективности. Как и везде в нашей жизни, КПД не может быть 100%.

Но положительный эффект от "гибрида" способен на порядок поднять эффективность команды за счет привлечения ценных креативных сотрудников, организации комфортного пространства и экономии ресурсов. Сохраненные таким образом средства компания может инвестировать в создание новых продуктов и привлечение нужных специалистов. Сотрудники же получают гибкий график работы и возможность наиболее эффективно использовать свое время для решения задач компании.

Комментарии (24)


  1. Yura1975
    26.09.2022 11:13
    +2

    Дома лучше!


    1. Catherine_Romanova Автор
      26.09.2022 11:15
      +1

      Неоспоримо! :) А ещё лучше - возможность совмещать разные локации. Но с точки зрения работы, рабочее место не всегда оптимально. Так что даёшь гибрид!


    1. Vaitek
      26.09.2022 11:33
      +1

      Дома лучше, когда тихо)


      1. Catherine_Romanova Автор
        26.09.2022 11:34

        Можем предложить гарнитуры с шумоподавлением :)


        1. vmkazakoff
          26.09.2022 12:21
          +1

          А нет с собакопогулянием или кошкокормлением? И клавиатура с деткоукладыванием? Ну или хоть монитора с вмагазиносходибием? Идеально ещё микрофон с наженунереагированием. А шум то как раз не мешает, тишина бывает разная, и тут речь не про аккустическую.


          1. Catherine_Romanova Автор
            26.09.2022 12:53

            Кто знает, что ещё изобретут? :) Следим за всеми нововведениями.


          1. Vaitek
            26.09.2022 14:10

            я бы клавиатуру прикупил) еще бы хорошо чтобы она в школу за меня ходила)


            1. Catherine_Romanova Автор
              26.09.2022 14:20
              +2

              Опасно :) Про такую помощь всё уже сказано в классике отечественной мультипликации :)


  1. Ivan22
    26.09.2022 12:25
    +1

    Уже 2 года работаю по такой модели. В среднем появляюсь в офисе раз в неделю - букаю случайное свободное место. Проблем особо нету, т.к. в принципе моя команда расскидана по 5 странам и 8 городам и в принципе получается не больше 2 человек в одной локации, так что никаких офлайн встреч по-любому не предвидится.


    1. Gar02b
      26.09.2022 12:54
      +1

      Ваши бы слова - да моему начальству в уши.

      Два года я работал дома, и это было здорово. Построил себе рабочий стол для двух компов, купил монитор 43", обустроил рабочее место. Времени на дорогу - ноль. Жена довольна: приходит с работы, а ужин готов. Болеть перестал.

      А осенью вывели нас в офис. Минус два часа из жизни на дорогу, в транспорте полно чихающе-кашляющих персонажей, и жена, придя с работы, готовит ужин. Болел уже дважды.

      Зато начальство довольно: мы, типа, под присмотром.


      1. Catherine_Romanova Автор
        26.09.2022 12:55

        Думаю, со временем и с увеличением охвата такой модели многие работодатели включат такие схемы в список приемлемых. Сейчас идёт её обкатка, многие присматриваются, многим непросто сразу изменить представление об организации процессов. Желаем удачи!


    1. Catherine_Romanova Автор
      29.09.2022 08:37

      Как по мне, это удобно. К тому же современные системы бронирования позволяют заранее бронировать место, так что в офис приезжаешь уже спокойно.


  1. Ivan22
    26.09.2022 12:27
    +1

    "здесь человек с 15-летним стажем может работать рядом с новичком. " Господи, какой кошмар !!! Какой ужас !!! Как же можно такое терпеть!!! Чтобы немытый чумазый новичек, посмел сидеть рядом с белым сеньором с 15 летним стажем.


    1. Catherine_Romanova Автор
      26.09.2022 12:56

      Вы не поверите! :) Очень разные взгляды и "тараканов" приходится учитывать буквально при каждой инновации. Для нашей команды это - не ужас-ужас, но знаем, что бывает всякое.


  1. kinall
    26.09.2022 13:13

    Отсутствие личного пространства

    Для меня это основная проблема. Привычная чашка, прошедшая со мной уже пять работодателей; удобные тетрадка и ручка для полёта мысли по бумаге; заметки-стикеры с ключевыми данными, формулами, номерами; коробочка с таблетками на всякий случай; да просто какая-нибудь эмоционально значимая безделушка... Всё это на обычном рабочем месте рассредотачивается по столу, тумбочке, перегородкам, монитору - и образует индивидуальное уютное рабочее место, в которое я сажусь, как пилот в своё кресло. А когда каждый день новый стол, то всё это приходится таскать в рюкзаке или сумке, ни о каком уюте речи не идёт.

    Да и каждый раз кресло и монитор (и стол, если регулируемый) под себя настраивать приходится, тоже раздражает.


    1. Catherine_Romanova Автор
      26.09.2022 13:19

      Как интроверт, понимаю Вашу боль! :)


    1. Vaitek
      26.09.2022 14:11
      +1

      Чужие кресла скрипят и неудобны)


      1. bkfoto
        29.09.2022 07:47

        Да как вообще можно трогать чужую клаву? Да и вообще не понятно как можно пользоваться офисными компами? Мониторы говно, клавы тоже. Купил себе свой ноут и все удобно и привычно. Мне когда иногда приходится садиться за офисный комп, например лень идти в машину за ноутом - случаются приступы тошноты.


        1. Catherine_Romanova Автор
          29.09.2022 08:34

          К счастью, гибридный офис предусматривает и такой формат, как рабочий стол. Это просто временное рабочее место, на котором можно работать за своим ноутбуком и со своим BYOD-оборудованием. Многие наши вендоры предлагают устройства именно для такого формата: гарнитуры, USB-камеры, рабочие станции, спикерфоны и пр. В целом, это довольно удобно, а всё оснащение занимает не так много места в рюкзаке. Ещё проще, если Вы на машине.


      1. Catherine_Romanova Автор
        29.09.2022 08:36

        Вот тут сложнее, да :)


    1. Ivan22
      26.09.2022 14:18
      +1

      Сейчас уже по-любому время remote-work culture (а если у вас нет - у меня для вас плохие новости) Т.е. удобная чашка живет дома, а в редкие приходы в офис ее полюбому тащить в рюкзаке. Так что разницы не вижу.


      1. Catherine_Romanova Автор
        26.09.2022 14:21

        Да, думаю, эти тренды у нас надолго, и причин этому очень и очень много.


  1. dyadyaSerezha
    27.09.2022 13:38

    Сохраненные таким образом средства компания может инвестировать в создание новых продуктов и привлечение нужных спспециалистов.

    К сожалению, часто в компании это совсем разные фонды и управляются они несколькими уровнями выше, поэтому если в одном (аренда офиса) что-то убыло, совершенно не значит, что в другом (фонд з/п) что-то прибудет.


    1. Catherine_Romanova Автор
      27.09.2022 14:20

      Это уже вопрос планирования и, конечно, структуры компании.