Так DALL-E представляет себе рабочее окружение спамера
Так DALL-E представляет себе рабочее окружение спамера

Эта короткая заметка — о последнем эпизоде моей многолетней борьбы с ветряными мельницами.

Я пробовал разное: ругался на звонящих мне без моего согласия «гениев» маркетинга, угрожал им, советовал сменить работу, просил никогда мне больше не звонить, сбрасывал звонки, использовал черные, белые списки и другую айтишную автоматику. Ничего не помогало: надежного решения у проблемы не было.

Наконец, я собрал свою лень волю в кулак, взял в руки листок и ручку и потребовал у очередного звонившего назвать фамилию, отдел и должность. Спамером оказался сотрудник отдела продаж моего банка — телефон банка не был заблокирован на экстренный случай.

Дальше все было просто: через личный кабинет банка я написал короткое требование компенсировать моральный ущерб и потерю времени, приложив полученные данные вместе с номером телефона и временем поступившего звонка.

Примерно через сутки пришел ответ:

В требовании я не указывал сумму компенсации — мне было важно только прекратить долбёжку звонки.

Надеюсь, эта заметка вдохновит кого-то поступить также. Надеюсь, Хабр читают. Надеюсь, что если наши активные действия примут массовый характер, мир станет чуть лучше.

P.S. Эта заметка никоим образом не претендует на полноту раскрытия темы. Если у вас есть опыт в этом вопросе, прошу дополнить в комментариях.

Комментарии (51)


  1. v1000
    07.10.2022 07:18
    +4

    Телефон был придуман для облегчения общения между людьми, но люди научились использовать его, чтобы докучать другим в корыстных или мошеннических целях. Так, что иногда проще выключать телефон, чем фильтровать такой спам. Ну а вообще, наверное, это как с электронной почтой-ящики были завалены спамом, пока не начали находить и блокировать основных распространителей спама.


    1. Exchan-ge
      07.10.2022 10:11
      +3

      Ну а вообще, наверное, это как с электронной почтой-ящики были завалены спамом, пока не начали находить и блокировать основных распространителей спама.


      У меня есть пара старых почтовых ящиков, просто забитых свежим спамом — владельцы этих почтовых сервисов, похоже, забили на антиспам-фильтры.

      (Отсутствие спама — это именно хорошо работающие антиспам-фильтры, сам же спам никуда не делся)


      1. SimSonic
        08.10.2022 11:04

        Мне пару лет назад приходили просто тонны спама, и в какой-то момент я начал открывать всё и жать кнопку Отписаться, если такая есть.

        Очень быстро спама почти не стало, точнее остался только тот, который реально отфильтровывается фильтром. Если в него заходить, там сейчас не более 10 писем за 10 дней.


  1. Faxfox
    07.10.2022 07:40
    +15

    Я уже пару лет, как поставил телефон в режим не беспокоить, настроил звонки только для телефонов из моих контактов, остальные проходят бесшумно. если я знаю что могу ожидать звонок с неизвестного номера, то временно этот режим выключаю, но как правило такое происходит редко. Возможно тем кто работает в продажах этот способ не подойдет.


    1. ATrushkov
      08.10.2022 04:24
      +1

      А ведь и правда… достаточно просто установить режим «не беспокоить» и столько проблем и раздражителей будет убрано)) никакие уведомления из мессенджеров не буду отвлекать и пушки.

      Буду использовать, спасибо за наводку????


  1. ATrushkov
    07.10.2022 07:40
    +2

    Привет!

    Ты написал правильный вариант решения проблемы спама от банков, но есть несколько минусов.

    1) Это работает только у банков. Юридические конторы, зубные, соц опросы и звонки от спам ботов так не исключить.

    Я избавился от спам звонков подключив телефонного секретаря. Он не пропускает спам номера, а иногда отвечает на некоторые из них. По итогу спам-бот, который длительное время не дозванивается до живого человека автоматически вычеркивает твой номер из системы обзвона.

    2) Маркетинговые обзвоны и рассылки можно отключить при обращении в поддержку банков, отключают сразу. Меня смущает, что ты выложил скриншот с компенсацией, люди могут начать писать в поддержку банков с жалобами, которых на самом деле нет и требовать деньги за якобы потраченное время. Таким образом образуется очередь на линии у сотрудников поддержки и бэк-офиса, причем бестолковая , просто из-за того, что люди захотят халявных денег. Махинации с банковскими акциями одно из любимых занятий некоторой части людей. Вместо того чтобы помогать тем, у кого реально проблемы, сотрудники будут заниматься попрошайками.

    Про время и моральный ущерб. Если человек занят - он не возьмет трубку и не потратит время, если не занят и готов говорить - поднимет незнакомый номер ;)


    1. vladpen Автор
      07.10.2022 08:03
      +1

      1) Да, с ботами сложнее.

      2)

      рассылки можно отключить при обращении в поддержку банков

      Можно, но через некоторое время они иногда волшебным образом включаются обратно. В некоторые особо выдающиеся банки мне доводилось приходить лично, чтобы отключить какую-нибудь обязательную, по их мнению, фигню.

      сотрудники будут заниматься попрошайками

      Предлагаю просто оставаться людьми в любой ситуации, честными перед собой и друг перед другом. И то, что творят спамеры в масштабах планеты, имхо, хуже паразитной нагрузки.

      Если человек занят - он не возьмет трубку

      Мой друг умирал от рака. Телефон выключить не мог. В течении дня пытался уснуть, борясь с адскими болями. Как ты оценишь ущерб от бессмысленных звонков в этом случае?


    1. Ninil
      07.10.2022 10:08

      DEL. (ответил не на то сообщение)


  1. mihmig
    07.10.2022 08:37
    -2

    Ни разу не реклама оператора, но последние полгода до меня "прорвались" только обзвонщики кабельного интернет провайдера.... МТС :)


    1. xhd
      07.10.2022 11:15
      +2

      К сожалению, они иногда отсеивают нужные звонки от полезных роботов, например СДЭК


  1. Sancho_SP
    07.10.2022 08:49
    +4

    Все сильно зависит от самого человека.

    На рядового обывателя редко тратят время менеджеры и звонят, в основном, либо мошенники (а у них динамически подменяемые номера, как правило), либо боты.

    А вот если засветиться где-то как ИП или генеральный директор, то прорывает уже всяких предлагателей услуг со вполне живыми белыми номерами, которых не берут фильтры.


  1. MrCleaner
    07.10.2022 09:00
    +5

    Стоит фильтр звонков от Сбера (настраивается в приложении банка) и авто-секретарь Олег от Тинькова через Телеграм. Незнакомые номера сбрасываю и они уходят к Олегу. Автоматически включается режим "не беспокоить" в ночное время. На прорывающихся ботов, а звонят сейчас в основном роботы - составляю жалобу оператору https://fas.gov.ru/pages/zhaloby-sms Мошенники, в последнее время, переползли на звонки в WhatsApp. Поставьте на них другую мелодию звонка. Совсем отключить сервис не даёт.
    Отдельная боль - это системные и пуш уведомления от приложений и самого оператора связи. Тех от кого не жду нужных оповещений - сразу блокирую средствами ОС смартфона, но банки, брокеры, маркетплейсы - их приходится терпеть. Кто знает как побороть - делитесь.


    1. DWM
      07.10.2022 09:23
      +5

      банки, брокеры, маркетплейсы - их приходится терпеть. Кто знает как побороть - делитесь.

      Не устанавливать приложения от "Компания *" на смартфон, заходить на сайты через браузер.
      Пуш уведомления вроде можно отключать в настройках телефона -> настройки приложения -> список разрешений.
      За исключением тех приложений, что по умолчанию стоят, хотя у тех тоже должны быть списки разрешений. Но не факт что их можно будет редактировать.


      1. MrCleaner
        07.10.2022 10:12
        +1

        Приложения по умолчанию вычищаются с помощью ADB AppControl. Про настройку разрешений я писал выше: "средствами ОС". Альфабанку даже в чат поддержки написал, что отключил их уведомления совсем. Судя по ответу, они даже не поняли о чем речь.


        1. Iv38
          07.10.2022 14:49

          Сбербанк сам отслеживает, что пуш-уведомления отключены и спрашивает каждый раз при входе, что меня побудило это сделать. Я им написал, что надо сделать отдельные категории для банковских сообщений и маркетинговых, тогда я включу только важные мне. Они сразу подорвались и всё исправили. Нет, конечно же нет.


      1. hw_store
        07.10.2022 12:12
        +1

        Авито слило мой номер (как зарегистрированного пользователя авито) кол-центру торговца(ев) недвижимостью - кликнул по какому-то рекламному объявлению. Теперь мне с некоторой периодичностью поступают вызовы с неизвестных номеров, как они объясняют, "потому что Вы недавно интересовались покупкой квартиры". Приложения авито у меня нет, на сайты захожу исключительно через браузер.


    1. Ninil
      07.10.2022 10:10
      +3

      Есть у меня два знакомых, что подключили секретаря-Олега. Теперь никогда сам до них дозвониться не могу - Олег решил что я спамер, хотя я есть, естественно, в адресной книге у этих приятелей. Так что вреда от Секретарей больше чем пользы порою.

      PS текущий номер у меня с середины 2000х, спам-обзвоном никогда не занимался.


      1. YARLY
        07.10.2022 12:32

        Такое бывает, если человека добавили в блэклист средствами телефона. Звонок сбрасывается и поступает Олегу. Мне пришлось банк свой зарплатный забанить, т.к. иногда звонили по нескольку раз в день с предложениеями оформить кредитную карту. Стали попадать на Олега и через некоторое время звонки прекратились.


    1. Shaman_RSHU
      07.10.2022 10:33

      Не знаю. почему все так заморачиваются. У меня в стандартной Гугл звонилке стоят галки на АОН и спам. Ну приходит в сутки штук по 8 звонков. Но о них узнаю только, как записи в истории звонков. Но никто до меня не дозванивается. Возможно в Apple такого нет.


    1. mihmig
      07.10.2022 11:20
      +1

      Есть приложение FilterBox - позволяет фильтровать пуши по регулярным выражениям


      1. Didimus
        07.10.2022 18:51

        То есть оно имеет доступ к пушам, в которых, потенциально, могут быть коды доступа?


        1. mihmig
          07.10.2022 19:48

          Ну да, с таким же уровнем опасности как приложения-замены звонилок и СМС мессенджеров.


    1. Iv38
      07.10.2022 14:56
      +1

      Кстати, пытался найти смс-клиент с фильтрацией по правилам под Андроид и ничего дельного не нашёл. Либо вообще никакой фильтрации, либо совсем примитивная. Если кто знает такую софтину, поделитесь, пожалуйста!


      1. rostislav-zp
        07.10.2022 16:53

        Поидее вам Tasker поможет.по нему каких только руководств нет в интернете.достаточно почитать на 4pda ветку с тем,что под него уже написано.я его для смены профилей звука при отключении от wifi домашенго использовал.новом самсунге для этого Bixby подошел


  1. miarh
    07.10.2022 10:08
    +2

    Нервные клетки дороже. Просто кладу трубку через 5 сек. Бывает не часто - раз в две три недели. Видел, как люди пытаются разговаривать, выяснять отношения, ругаться.... Кто то даже принимает участие в опросе :) Смысл? Стоит стандартное средство от оператора, которое иногда (не часто) что то блочит :) Почему не часто - хз. Хотя и телефону уже много много лет и по работе (и не только) где только не оставляешь его (клиентам, сотрудникам, поставщикам).... Думаю, потому что не разговариваю. Длительность звонка 3 сек - какой смысл мне звонить в следующий раз? Вот смотрите - вы (вот работа то....) делаете выборку кому позвонить. Вряд ли туда попадут те, кто не берет трубку или длительность звонков 3 сек. А если длительность звонка несколько минут - наш клиент (то, что он ругался матом - в системе не отображается).


    1. Popadanec
      07.10.2022 10:45
      +3

      Установил гугл звонилку и практически перестали пробиваться. Раз в одну/две недели. Судя по списку пропущенных спамеры волнами накатывают и отступают через какое то время.


      1. snaiper04ek
        07.10.2022 14:59
        +1

        Как-то сяоми смс сказало мне что больше не будет обновляться, и порекомендовало мне поставить другое приложение. Я скачал гугл смс.

        Стал замечать, что иногда пропадает первая смс. Иногда от людей, иногда от сервисов смс подтверждение (любых - авито, сбер, озон, что угодно). Вторая смс приходит сразу же, а шанс на не доставку первой около 90%, так и не понял по какому принципу они не доходят.

        Думал на всё что угодно: телефон, оператор(жалобу оставлял, они: смс видно в системе, вам доставлена, проверяйте телефон).

        Длилась эпопея более года, я даже смирился. Как-то месяц назад, случайно зашёл в смс от сяоми (не удалял), и увидел смс которая мне не пришла. wait a minute... ЧТО?

        Перепроверил - да, действительно смс в ми-смс видно, а в гугл смс, даже при условии что оно стояло приложением по умолчанию, не видно первую смс. Вернул ми-смс на место, теперь дышу полной грудью во время двухфакторной аутентификации.

        Я к чему. Я бы поспрашивал у знакомых, все ли до вас дозваниваются сразу.


        1. Popadanec
          08.10.2022 00:42

          У меня небольшой ИП, так что я бы давно уже узнал.
          Гугл смс так же стоит давным давно. И проблем с потерей смс так же не было замечено.
          А вот проблемы с техникой сяоми, регулярно.
          Из последнего это блютуз в телефоне который будучи подключенным к машине вместо отключения звонка ставит его на удержание и сяоми бокс тв, в которой умудрились напрочь сломать HDMI-CEC.
          Я рассматриваю даже варианты что так делают специально, через костыли ломая стандарты, чтобы пользовались стандартными/фирменными приложениями/устройствами.


  1. Mishootk
    07.10.2022 10:37
    +3

    По возможности использую звонящих как тренировочный материал для прокачивания, ну, скажем, своего уровня НЛП. Начинаю получать удовольствие. В жизни, увы, приходится использовать язык как оружие (и защиты и нападения), такие тренировки поддерживают в форме.


    1. snaiper04ek
      07.10.2022 14:50

      Не поделитесь примерным таким, усреднённым началом диалога? Стало интересно, но даже не представляю, каким образом можно это делать


      1. NikaLapka
        07.10.2022 15:35
        +2

        Прежде всего сперва попытайтесь перевести звонок в комфортное для вас общение: не бойтесь сказать, "пожалуйста подождите, остановитесь, выслушайте меня, повторите, я вас не понимаю, мне не удобно, перезвоните чуть позже".

        Следующим шагом, постарайтесь начинать общение с "пожалуйста представьтесь", да это трудно и многие звонки просто обезоруживают, когда берёте трубку, и первым слышите "Иван Иванов?", откуда, они меня знают, кто звонит. Успокойтесь, см предыдущий шаг, возьмите паузу, и начинайте беседу с "пожалуйста представьтесь, кто звонит". Затем уточните, "кому вы звоните?", и "по какому вопросу?".

        И только после этого примите решение, продолжать беседу или нет. Если собеседник не ответил на предыдущие вопросы, или это очередной спам, просто закончите общение: "вы ошиблись", "мне это не интересно", "нет".


      1. Shamov
        08.10.2022 11:31
        +2

        Стандартных приёмов тут нет. Всегда приходится импровизировать в зависимости от предложенных обстоятельств. Мой лучший диалог, которым я горжусь, выглядит так:

        — Алло, это из полиции... (далее человек представляется). Расследуем дело о коррупции. К вам есть определённые вопросы. Какое отношение к вам имеет (далее идёт рандомное ФИО)?
        — Это мой брат-близнец.
        — А почему у него фамилия другая?
        — Нас разлучили в детстве. Он вырос в приёмной семье. У него их фамилия.
        (бросили трубку)


    1. Mishootk
      07.10.2022 16:36
      +2

      Мошенники - хорошая игра на время. Идите на рекорд удержания звонящего на линии. Правила два - не сообщать конфиденциальную информацию и не заканчивать разговор первым.

      Спамеры - выводить на получение максимума информации не сообщая о себе. Тоже на время, тоже первым не завершать. Цель - уводить разговор в сторону от темы звонящего (чем незаметнее для него тем лучше). Высший пилотаж - пробить звонящего на эмоции (желательно положительные).


    1. Didimus
      07.10.2022 18:53
      +1

      Распевая, посылаю матом. Когда ещё такое удовольствие себе легально доставишь


    1. Cerberuser
      07.10.2022 20:05

      Один раз вышел занятный эпизод (пусть и мелкий). Звонок:

      - Алло, служба безопасности Такого-то-Банка, мы обнаружили у вас заявку на перевод, скажите, вы её создавали?
      - Нет, спасибо за информацию, сейчас разберусь.

      Вешаю трубку. Через минуту снова звонок:
      - Алло, служба безопасности Такого-то-Банка, вам надо разобраться с заявкой...
      - А я, по-Вашему, что делаю? Чтобы разобраться, мне надо позвонить на официальную горячую линию банка и по стандартному каналу решить возможную проблему. Какого чёрта Вы мне мешаете выполнять Вами же возложенные обязанности?

      Бросили трубку. Обиделись, наверное.


      1. Shamov
        08.10.2022 11:18
        +4

        У меня для конкретного случая служб безопасности банков есть специальный паттерн разговора.
        — Алло, это служба безопасности, например, Сбера... и т.д...
        — У меня нет ничего в Сбере.
        — А какой у вас банк? Нам нужно передать информацию в их службу безопасности.
        — У меня Тинькофф.
        (через три минуты перезванивают)
        — Алло, это служба безопасности Тинькофф... и т.д...
        — У меня нет ничего в вашем банке.
        — А какой у вас банк?
        — У меня Сбер.
        (после этого не перезванивают)


    1. vconst
      07.10.2022 23:24
      +4

      Нет никакого смысла тратить на них свое время и давать им сэмпл своего голоса. Просто вешаю трубку, сразу

      Ну и: play.google.com/store/apps/details?id=callfilter.app
      Спам проходит пару раз в месяц


  1. Exchan-ge
    07.10.2022 10:37
    +1

    У нас не так давно телефонный спам был очень частым явлением.
    Потом народ массово перешел на звонки через Телеграм и Вайбер, и, странным образом — чисто телефонного спама стало намного меньше (отдельные случаи)


  1. svr_91
    07.10.2022 11:44
    +1

    Недавно было (причем не один раз) такое, что начинают дозваниваться с незнакомых номеров. Сначала редко, по разу в 2 дня. Потом чаще, по 2 раза в день. В какойто момент перешли на 5-6 звонков в день. В этот же день они видимо сообразили что со случайного номера до меня не дозвониться и использовали стандартный номер банка. В этот момент я забеспокоился, а вдруг действительно что-то очень важное, служба безопасности какая (настоящая) (тот звонок с номера банка я пропустил). Дождался следущего звонка, и нет, естественно "мы хотим предложить вам кредит на выгодных условиях". Ну вот и надо ли было так заморачиваться, чтобы я в итоге все равно отказался?

    Причем, подозреваю, рядовые менеджеры не могут просто позвонить со "стандартного" номера, и вынуждены использовать случайные номера. Но под конец мне всеже звонили именно со стандартного. Вот я пытаюсь представить себе, как у них это изнутри выглядело. "Герман Оскорович, мы нашли вам стопроцентно выгодного клиента, пожалуйста, санкционируйте нам звонок с вашего самого главного номера". Ну бред же.


  1. Teomit
    07.10.2022 12:02
    +3

    В первый раз прошу исключить мой номер из своей базы (вежливо, конечно). В случае второго звонка интересуюсь услугой/товаром и делаю заказ. На другое почтовое отделение и ФИО. Потом правда могу быть угрозы, что в суд подадут за незабранную вещь, что внесут мой номер в чёрный список и я не смогу делать у них заказ (да!), что поступаю неправильно. А на душе так тепло становится.


    1. iShrimp
      07.10.2022 18:50
      +1

      С легальными фирмами ещё можно о чём-то договориться. Но если пахнет мошенничеством, лучше вообще с ними не разговаривать и тем более не пытаться их разозлить. По номеру телефона они могут узнать персональные данные и повесить на человека кучу разных неприятностей. Можно, к примеру, просто отключить микрофон, или врубить в ответ звук перфоратора. Желательно иметь телефон с автозаписью всех звонков.


  1. at5Fd8NVdfpf
    07.10.2022 12:32
    +4

    Нет телефона - нет проблемы. Уже много лет как не пользуюсь сотовой связью, есть лишь пара симок в модемах на случай если нужен интернет где нибудь в дороге. Все телефоны всегда в режиме полёта, включен только wifi. Если надо именно позвонить на телефонный номер (что бывает крайне редко) то есть аккаунт SIP. Софтом который требует смс либо не пользуюсь, либо (если действительно нужно, а без смс никак) принимаю смс через сервисы в интернете. Как результат - никакого спама вообще не вижу и не слышу уже много лет. Иногда приходится объяснять, что нет такого закона по которому я обязан иметь телефонный номер, а даже если есть, то не обязан отвечать на звонки и вообще держать симку вставленной в телефон.


  1. Kelv13
    07.10.2022 15:28
    +1

    Есть приложение, называется ...WhoCalls. Платное. Но стоит своих денег. Не более 1 спам звонка в месяц. Да и почти все операторы предлагают блокировки спама, но я уже несколько лет пользуюсь этим приложением и достаточно доволен, хотя и не очень доверяю его издателю, но что делать...


    1. Aspecter
      07.10.2022 21:52

      Дополню. У WhoCalls есть бесплатная версия, в абсолютном большинстве случаев детектит номер правильно (какой именно банк или рандомный спам), просто сбрасываешь вызов если это не то что нужно. Пользуюсь им уже года три или около того.


  1. Didimus
    07.10.2022 18:54

    Решение простое - номерная ёмкость должна стать ценной, чтобы смена номера стоила дорого. Очень дорого.


  1. aMster1
    07.10.2022 19:51
    +2

    Моя жена оформляла ИП. Подала документы в МФЦ, в заявлении НЕ УКАЗЫВАЛА свой номер телефона ( указали номер МФЦ, но не помогло). Телефон оформлен на меня. Еще не поступило уведомление о регистрации, но судя по всему она прошла, как начались звонки на ее номер от банков с предложением открыть расчетный счет. Звонили недели 2 - первые 3 дня чуть не каждые полчаса, потом все реже.

    На вопрос "откуда вы взяли этот номер, откуда вы знаете мои персональные данные (фамилию, имя отчество, номер телефона, то что я стала ИП) - никто не смог ответить. Самое распространенная отговорка - "из общедоступных источников" ха-ха.

    Мы написали заявление в Роскомнадзор, а там они сами запрашивали и полицию (отказ) и налоговую, и операторов связи и МФЦ, и банки. По факту факту незаконного распространения персональных данных получился пшик. Оказывается, в большинстве случаев, представляясь "мы из банка ХХХ" они, мягко говоря, лукавят, а проще - пиздят. По факту, банки отписались в РКН что телефоны с которых производились звонки, банкам не принадлежат, и звонили не работники банков, а просто их "партнеры, которые предоставляют услуги по привлечению клиентов". И типа к ним это никакого отношения не имеет, они белые и пушистые.

    В общем достаточно странная ситуация.

    Кстати, совсем недавно на работе произошла реорганизация, так вот, ситуация один в один - еще нет ни одного извещения - телефон директора оборвали с предложением открыть расчетный счет. Сбер кстати отличился - позвонил главбуху, на личный телефон, взяв его, судя по всему из карточки предприятия, потому что в других местах его просто нет.


  1. panteleymonov
    07.10.2022 22:23

    Реклама и банки пол беды. Повадились звонить абсолютно левые личности, представляться следователями или службой безопасности с тем что с вашего "несуществующего" счета что-то сняли или на вас завели уголовное дело. По пять раз на дню такие звонки надоедали, но теперь просто не беру незнакомые номера. Одна проблема, поскольку работаю по заявкам, можно так пропустить работодателя, который вместо предварительной договоренности по почте начнет отзванивать.


  1. Fangaro
    07.10.2022 23:34
    +1

    Личное мнение...

    Ответ голосом, похожим на автоответчик, иногда завершает звонок. Ответ "сухим" голосом иногда вынуждает звонящего переспрашивать. Ответ "ты кто?" только дважды пробовал. Но лучше всего, лично для меня, работало следующее: звонок принял, но просто слушаешь. Но, опять же, это индивидуально.


  1. Daddy_Cool
    07.10.2022 23:35

    Использую приложение "Не берите трубку", перехватывает входящий звонок и показывает его рейтинг, тип, и т.п... у них своя пополняемая база, и также можно новый номер сразу внести с комментарием.


    1. vconst
      07.10.2022 23:37
      +1

      У них старая база и для русских она больше не будет обновляться


    1. s_poliakov
      09.10.2022 05:28

      Если эта пополняемая база когда-нибудь начнет сама обновляться, без клика, будет вообще праздник. Или не будет.