image

Все знают, что есть в ИТ сфере такие люди – Администраторы. Но не все задумываются над тем, кто они, какие они бывают, и самое главное – откуда они берутся. На самом деле Администраторами называют самые различные специальности, связанные с управлением весьма различных систем – от веб-сервера и интернет-кафе, до интернет-провайдеров и корпоративных ИТ-инфраструктур. Под катом речь пойдёт именно об администраторах ИТ-инфраструктур предприятий и о том, откуда они берутся…

Для начала разберёмся с понятием ИT-инфраструктура предприятия. Исходя из того, что все информационные технологии (далее ИТ) на предприятии предназначены исключительно для автоматизации действий сотрудников оного предприятия, то не сложно определить наполнение этого термина: ИТ-инфраструктура предприятия, это совокупность аппаратных и программных средств, позволяющих эффективно функционировать всем используемым в работе предприятия ИТ-системам. Под ИТ-системами подразумеваем сервера и рабочие станции, операционные системы и программное обеспечение компьютеров, сетевые устройства и связывающие их коммуникации, приобретаемые ИТ-услуги у сторонних провайдеров и все элементы управления, мониторинга и контроля всего выше перечисленного. Т.е. все то, что необходимо, что бы каждый пользователь ПК на предприятии мог выполнять с его помощью возложенные на него задачи.



Для того чтобы персональный компьютер (далее ПК) сотрудника предприятия позволил эффективно работать с, например, складской программой, нужно что бы на компьютере была не только установлена соответствующее ПО, но и что бы сам компьютер соответствовал многим требованиям – чётко определённый доступ для конкретных пользователей, возможности запуска программам и доступа к информации под чётким контролем, защита от вредоносных программ (вирусов, троянов, шпионов, червей и т.п.), регулярное сохранение архивных копий конфигурации и пользовательских данных, и т.д. и т.п. … Для выполнения каждой из перечисленных задач в предприятии разворачивается соответствующая система, использующая множество серверов и сетевых устройств, основывающаяся на операционных системах (далее ОС) и программном обеспечении (далее ПО). Да и сама складская программа обычно является всего лишь клиентом системы, включающей в себя сервера, базы данных (далее БД), системы управления БД (СУБД) и множество других функциональных элементов.

Ну а если попытаться представить себе, что все вышеперечисленное должно выполнять бесперебойную работу, для чего в предприятии разворачивают целые системы контроля и мониторинга, а так же создания архивных копий конфигураций и данных, то становиться ясным, что Администратор ИТ-инфраструктуры – это специалист с весьма немалым запасом знаний и навыков. Более того, ИТ-инфраструктуру предприятия зачастую обслуживает целая команда специалистов, в которой каждый Администратор выполняет лишь часть задач по обслуживанию тех или иных систем, тесно взаимодействуя с другими администраторами, специалистами технической поддержки, архитекторами систем и пользователями.

Конечно, ИТ-инфраструктуры предприятий по своему объёму и сложности зачастую соответствуют размерам самих предприятий. Если во многих малых компаниях не редко обходятся приходящим администратором или услугами сторонней компании, то в крупных предприятиях ИТ-инфраструктуру могут обслуживать сотни, а то и тысячи специалистов, многие из которых работают в узких, но связанных с другими, профилях компетенций. Однако, вне зависимости от размера и сложности ИТ-инфраструктуры, перед её главными администраторами всегда стоят схожие задачи, отличающиеся только лишь масштабами.



Без админов и не туда и не сюда


Даже если маленькая компания с несколькими сотрудниками начинает использовать компьютеры (а куда же сейчас без них?), то уже спустя небольшое время владельцы и руководители такой компании сталкиваются с вопросами: «Как обеспечить сохранность всей корпоративной переписки/документооборота/бухгалтерии/… ?», «Как разграничить доступ к документам компании, что бы обезопасить себя от утечки или пропажи информации?», «Как ограничить возможности рабочих ПК, что бы сотрудники на них могли только работать, а не играться, лазить по соц.сетям и смотреть фильмы?»… И это далеко не полный их перечень.

Решают такие вопросы именно администраторы, создающие базовые элементы ИТ-инфраструктур: сервера с хранилищами корпоративных информационных ресурсов и системы управления доступом/конфигурациями/связью и т.п.. Уже на этом этапе в подавляющем большинстве случаев выясняется, что на ПК уже несколько десятилетий чаще всего используют ОС Windows и набор офисных программ от компании Microsoft, а для обеспечения хранилищ и систем контроля и управления используют сервера с ОС Windows Server компоненты которой позволяют настроить все необходимые функции. И это вовсе не реклама… Microsoft уже настолько давно доминирует на рынке корпоративных

ИТ-инфраструктур, что компаний, в чьих инфраструктурах не используется Windows или Windows Server почти нет.
Конечно, специалисты в других операционных системах и серверных продуктах вполне могут построить ИТ-инфраструктуру предприятия на основе альтернативных решений. Но… есть очень много факторов и особенностей, в т.ч. экономических, влияющих на выбор платформ и элементов ИТ-инфраструктур. Эта статья не об этом. Просто ограничимся пока фактом, что в подавляющем большинстве платформ современных офисных ИТ-инфраструктур доминирует все же продукция Microsoft. И уже на платформе продуктов этой компании зачастую используются программно-аппаратные решения других брендов.

Итак, на начальном этапе развития офисная ИТ-инфраструктура малого предприятия зачастую представляет из себя некое хранилище документов (файлов) и систему управления доступом и конфигурациями, построенной на базе технологии Active Directory, безусловно являющейся фирменным двигателем успеха на этом поприще компании Microsoft с 2000 года. Дабы не отягощать статью излишними техническими деталями, скажем лишь, что на этом этапе администраторы ИТ-инфраструктур начинают использовать технологии Windows и Windows Server, File Services, Active Directory Directory Services, Group Policy и т.п… Так же уже на этом этапе может появиться потребность в СУБД MS SQL, различных бизнес приложениях (склад, бухгалтерия, магазин, …), системах удалённого доступа, службах обмена информацией и электронной почты.

Чем характерен начальный этап развития ИТ-инфраструктуры, так это тем, что после его завершения предприятие начинает быть жизненно зависимым от инфраструктуры, ее качества и стабильности работы, а скорость развития самой ИТ-инфраструктуры значительно набирает обороты. Что влечёт за собой более активное использование ИТ в работе предприятия с одной стороны, но и увеличивает расходы на поддержание ИТ-инфраструктуры на требуемом уровне отказоустойчивости и доступности, с другой. Именно на этом этапе растущая и развивающаяся компания чаще всего уже не может обойтись без качественного, профессионального и полноценного Администратора, а то и нескольких. Хотя все ещё остаётся возможность использовать внешнего поставщика услуг, сознательно принимая риски отсутствия собственного контроля над ИТ-инфраструктурой.

Дальше – больше. Один раз открыв для себя прелести информационных технологий компания не может останавливаться. Зависимость бизнеса компании от качества ИТ-инфраструктуры крепнет с каждым витком её эволюции. Формируется и разрастается структурное ИТ подразделение, а расходная часть бюджета растёт как на дрожжах… Получается эдакий ящик Пандоры… Разрастаясь, ИТ-инфраструктура начинает ставить гораздо большие задачи перед администраторами и менеджерами. Разнообразие оборудования и систем, сложность используемых решений и трудоёмкость управления растут чуть ли не в геометрической прогрессии…



С точки зрения владельцев бизнеса и руководителей компании, критическим становится риск потери контроля над ИТ-инфраструктурой. И вот здесь и проявляет себя верность выбора платформы. Платформа Microsoft доминирует на рынке офисных ИТ-инфраструктур. При чем дело не только в самих ОС и программных продуктах, огромное значение имеет широкомасштабная информационная поддержка клиентов, профессионалов и пользователей, а так же развитая сеть стандартизированного обучения. В т.ч. обучения Администраторов ИТ-инфраструктур.

Вы наверняка слышали не раз истории о трудностях, появившихся после ухода нанятого компанией администратора ИТ-инфраструктуры. Ведь очень часто, стремясь сэкономить, менеджеры таких компаний не утруждают себя и администраторов в документировании существующей ИТ-инфраструктуры. И если вдруг у динамически развивающегося бизнеса ИТ-инфраструктура превращается в непонятный чёрный ящик, то впереди компанию ждёт или дорогой и болезненный процесс полной переработки инфраструктуры, или она превращается в… взбесившийся чёрный ящик Пандоры…

И вот тут-то подход компании Microsoft и проявляет себя во всей красе. Наличие развитой системы стандартов, как в продуктах, так и в обучении и в информационной поддержке, позволяет упростить процесс даже в случае, если все (упаси боже!) администраторы вашей ИТ-инфраструктуры исчезли в один момент. Достаточно только иметь доступ к приоритетным административным учётным записям. Найти подготовленных инженеров и администраторов ИТ-инфраструктур, построенных на платформе Microsoft весьма не сложно. Подтвердить их компетенции рекруитерам помогает система сертификации специалистов Microsoft. Другими словами использование платформы Microsoft в ИТ-инфраструктурах может весьма упростить жизнь, уменьшить расходы и снизить риски!



Откуда берутся администраторы ИТ-инфраструктур?


К сожалению, в подавляющем большинстве случаев, администраторами ИТ-инфраструктур все ещё становятся специалисты-энтузиасты, самостоятельно изучающие технологии и продукты. Чаще всего – без отрыва от производства, к тому же не редко – методом проб и ошибок… Это вовсе не программирование, которое сейчас преподаётся во многих учебных заведениях.

На сегодняшний день в мире практически отсутствует ниша образовательных заведений, целенаправленно готовящих специалистов ИТ-инфраструктур. В лучшем случае ВУЗам, коммерческим учебным центрам (далее УЦ) и представительствам таких вендоров как Microsoft и Cisco удаётся внедрить в программу обучения студентов родственных для ИТ факультетов программу коммерческих курсов. Но такая практика все ещё редка.

Основным инструментом обучения таких специалистов долгое время были, и все ещё остаются, сертифицированные курсы таких вендоров, как Microsoft и Cisco в коммерческих УЦ. Для полноценной подготовки специалиста ИТ-инфраструктуры требуется освоить содержимое не менее пяти, а то и семи курсов, продолжительность каждого 5 дней а совокупная стоимость исчисляется десятками тысяч гривен. Причём каждый учебный день – это не менее 8 часов интенсивного теоретического и практического обучения. При этом, обычно, к моменту начала обучения у слушателя уже должна быть в голове вся техническая база технологических основ.

Конечно, можно утверждать, что при современном уровне информационной поддержки вендоров, изучать нужные технологии и продукты можно и самостоятельно, без отрыва от производства. Да! Возможно конечно… Однако такой путь весьма труден и тернист, особенно если у потенциального будущего администратора нет базовых знаний сетевых технологий, основ ИТ-инфраструктур, базовых навыков и знаний в управлении Windows Server, основ Active Directory и некоторых других компетенций, нет полного представления о доступных информационных источниках и базах знаний…

Учиться, учиться и ещё раз учиться!


В подавляющем количестве случаев, сертифицированные коммерческие УЦ чаще всего предлагают курсы только лишь для повышения уже существующей квалификации администраторов. Не сертифицированные УЦ, работающие с населением по гораздо низким ценам, зачастую наоборот – предлагают только самые простейшие курсы, в которых качество и объем предлагаемых знаний весьма не высок.

Автор этой статьи занимается обучением специалистов ИТ-инфраструктур в качестве Сертифицированного тренера Microsoft уже более 10 лет, а непосредственно разработкой, организацией и обслуживанием ИТ-инфраструктур более 20 лет. Мне всегда нравилось работать с начинающими специалистами. Особенно с теми, кто сам оплачивает свое обучение и приходит с настоящим информационным голодом в глазах… На раннем этапе этим будущим специалистам можно дать не только адекватные концентрированные знания и навыки, но и привить модель мышления, помогающую эффективно развиваться самостоятельно, используя все доступные источники знаний. Раньше, к сожалению, желающим стать администратором ИТ-инфраструктуры, но не имеющим базовых знаний слушателям было крайне трудно подобрать соответствующий курс и условия обучения – сказывался принцип формирования курсов Microsoft, как инструмента только лишь повышения квалификации. Однако сейчас, благодаря новой линейке сертифицированных курсов Microsoft, такая возможность появилась.

В сотрудничестве с Учебным Центром Группы Компаний MUK мы решили вывести на украинский рынок профессионального обучения новый продукт, позволяющий сделать первый шаг к освоению столь востребованной профессии как Администратор ИТ-инфраструктур – сертифицированные базовые курсы Microsoft – курсы Основы инфраструктур на базе Windows Server и Службы Active Directory на базе Windows Server. Сертифицированные учебные материалы Microsoft, соответствующие запросам учащихся условия и формат обучения, качественная подача опытного преподавателя-эксперта, дополняющего и расширяющего программу курса специально для начинающих специалистов, дают замечательную возможность подготовить специалиста начального уровня «с нуля».

Дальнейшее повышение уровня знаний, опыта и квалификации возможно, как на более высокоуровневых курсах, так и самостоятельно – я всегда включаю в базовые курсы полный обзор рекомендуемых источников знаний, документации и методов работы с ними. Когда-то я сам прошёл этот путь – от самоучки до сертифицированного тренера Microsoft, и всегда рад поделиться опытом со студентами.

Владимир Степанец
преподаватель-эксперт
Microsoft Certified Trainer




Ближайшие курсы по теме статьи, УЦ МУК (Киев)
16 — 20 ноября — Installing and configuring Windows Server 2012 / Установка и настройка Windows Server 2012
30 ноября — 4 декабря — Microsoft Administering Windows Server 2012 R2 / Администрирование Windows Server 2012 R2
21 — 25 декабря — Configuring Advanced Windows Server 2012 Services / Настройка дополнительных сервисов Windows Server 2012

МУК-сервис — клиентский и корпоративный ИТ-ремонт, сервисные контракты

Комментарии (3)


  1. Maysoft
    05.11.2015 13:03

    Как то вы бессвязно перескочили от невозможности руководством компании управлять инфраструктурой ИТ к продукции Microsoft. Наличие каких-либо стандартов у Microsoft или еще у кого-то никак не влияет на текущую ситуацию в компании, то есть вот был бардак, потом обучили весь штат админов и стал порядок. Как минимум пропущено: компьютерный аудит и набор корпоративных стандартов. Чую, что и на ваших занятиях про это ни слова ни пол-слова.


    1. Muk
      06.11.2015 23:01

      Ответ автора: В этой статье идет речь в первую очередь об аспектах обучения технических специалистов ИТ инфраструктуры. Эта статья не рецепт универсальной палочки выручалочки. Менеджеры, в т.ч. менеджеры ИТ, нуждаются в собственном образовании. Ведь именно они определяют задачи стандартизации, аудита, контроля. И для таких менеджеров есть отдельные курсы. Но в этой статье об этом речь не велась. Так что нельзя говорить о том, что что-то пропущено. Можно говорить о том, что вам нужно что-то ещё.


  1. Mofas
    06.11.2015 20:57

    +1