Российская премьера салона в Ле-Бурже: Sukhoi SuperJet-100

В парижском аэропорту Ле-Бурже с 19 по 25 июня прошла одна из самых известных важных мировых выставок авиации и космонавтики. Salon international de l'aéronautique et de l'espace (SIAE) или просто Парижский авиаслон проводится более ста лет и проходит один раз в два года, чередуясь с авиасалоном в Фарнборо и берлинской выставкой ILA. На всех этих выставках в той или иной степени представлена и гражданская, и военная техника. 180 тысяч  зрителей приехали в Ле-Бурже в последние три дня салона, чтобы увидеть современную технику на земле и в воздухе. Зрителей в этот раз оказалось больше, чем специалистов, которых в этом году собралось 140 тысяч.  подошел к экспозиции потребительски и выяснил, что на выставке интересного для обычного человека, который летает в качестве пассажира.

Airbus обошел Boeing на шесть пассажиров

Успех или неуспех выставки и отдельных ее участников считают по двум критериям – что было представлено, и сколько самолетов было продано. Главным звездами  авиасалона этого года стали не революционно новые модели – практически все авиалайнеры, представленные в этом году, либо уже были где-то представлены, либо являются модификациями известных  моделей. Это тоже заметная тенденция в авиастроении – за многие годы конструкция серийных моделей стала близка к совершенству, и конструкторам остается только вносить улучшения в конструкцию по мере появления новых технологий и комплектующих. И это касается практически всех классов авиалайнеров.

Таковы новые модели в семействах Airbus A320neo и Boeing 737MAX. Они представляют собой развитие  всемирных бестселлеров  – среднемагистральных лайнеров A320 и 737, отличающиеся новыми двигателями и модернизированной конструкцией. Это помогает улучшить экономичность и снизить уровень шума. Расход топлива при этом снижается на 10–12 процентов. Это важно для современных авиакомпаний, которые часто балансируют на грани убыточности. При этом также улучшаются экологические характеристики, и для ответственно мыслящих пассажиров  становится важным фактором при выборе перевозчика.

Airbus представил модифицированную версию своей самой длинной узкофюзеляжной модели A321neo. Аббревиатура neo означает New Engine Option и указывает на то, что ключевую роль играют новые двигатели. Кроме того, европейскому авиапроизводителю удалось довести вместимость до 236 пассажиров, обойдя конкурирующую модель Boeing 737 MAX 10 на шесть кресел. Но Boeing утверждает, что его самолет обеспечивает самую низкую стоимость пассажирокилометра среди узкофюзеляжных моделей.

А вот две нашумевшие новинки этого года в Париж не прилетели. Впервые поднявшиеся в воздух весной китайский С919 и российский МС-21 пока не готовы к демонстрации. Хотя нацелены на тот же сегмент, что 737 и A320. В ближайшие десятилетия ожидается рост спроса на авиалайнеры, так что и новинкам должно хватить места.

Sukhoi SuperJet-100 на службе у мексиканцев

Ле-Бурже стал первым авиасалоном, где был представлен японский региональный самолет Mitsubishi Regional Jet. Японский лайнер сильно задерживается по сравнению с первоначальным планом – еще недавно первые поставки ожидались в 2018 году, а теперь перенесены на 2020-й. Первым клиентом должна стать японская авиакомпания ANA (All Nippon Airways), в цветах которой самолет и прилетел в Париж из США, где он проходит программу летных испытаний – в японском небе слишком плотное движение.

Сегмент региональных реактивных самолетов в последние годы на подъеме, в него пришли новые игроки – в том числе наш Sukhoi SuperJet-100. Он тоже присутствовал на выставке в ливрее основного зарубежного эксплуатанта, мексиканской авиакомпании Interjet.

Его конкурент, канадский  Bombardier CS300, недавно вышел на регулярные линии Swiss и Air Baltic. Во время ависалона было объявлено, что российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс» подписала с неназванной авиакомпанией соглашение о лизинге шести CS300 из 20, контракт на покупку которых она заключила с Bombardier в 2013 году.

Ожидается и обновление одного из основных игроков этого сегмента, бразильских Embraer серии Е. Самая большая модель  E195-E2 была представлена на авиасалоне. Новые двигатели и новая система управления помогают сделать самолет более эффективным. Хотя E-Jet формально остается в классе региональных, вместимость  до 132 мест и дальность полета до 4800 км сопоставимы с характеристиками среднемагистральных лайнеров. Это общая тенденция для регионалов: увеличение числа мест позволяет сократить удельный расход на перевозку одного пассажира, поэтому все они стремятся возить все больше.

А вот в сегменте бизнес-джетов можно заметить и обратный тренд: Embraer показал модель Legacy 450, который представляет собой укороченную версию Legacy 500. Число пассажиров на таких рейсах обычно не слишком велико, и слишком большой самолет не всегда нужен.

Airbus и Boeing очистили воздух

Airbus и Boeing выступили лицом к лицу в классе широкофюзеляжных самолетов – и оба показали самые длинные версии новейшего поколения дальнемагистральных лайнеров. Airbus A350-1000 и  Boeing 787-10 оба могут перевозить до 440 человек на расстояние до 14 800 км (Airbus)  и 11 900 км (Boeing). Впрочем, предельная пассажировместимость определяется по нормативам и зависит от числа выходов,  в реальности число мест, конечно меньше. И авиакомпании и производители даже в погоне за экономией стремятся обеспечить высокий комфорт на борту – в числе достоинств и A350 и Boeing 787  более качественный воздух, эффектное и эффективное освещение салонов, удобные и вместительные багажные полки и большие иллюминаторы.

Airbus A380 подвинулся

Даже самый большой самолет в мире, Airbus A380, тоже немного увеличили. При этом размеры его не выросли, зато стало возможным прибавить число мест.  A380plus объединяет несколько взаимосвязанных изменений. Самое заметное – новые законцовки крыла гораздо большего размера, который снижают расход топлива в горизонтальном полете примерно на 4 процента. Так что самолет может с тем же запасом топлива либо улететь чуть дальше, либо взять на борт чуть больше. Максимальная взлетная масса увеличена на три тонны. Чтобы увеличить вместимость, Airbus еще в прошлом году предложил несколько решений – отказ от таких удобных отсеков для ручной клади на верхней палубе, замена эффектной полукруглой лестницы сзади на несколько маршей и даже установку на нижней палубе по 11 кресел эконома в ряду вместо десяти. Увы, экономика диктует свои правила, красота молчит, когда говорят деньги. Что важнее – уникальная лестница или снижение себестоимости перевозки на 13 процентов?

Впрочем, пока еще ни одна авиакомпания не приобрела такой самолет. Средняя вместимость A380 в эксплуатации сегодня 497 мест, и они имеют салоны трех или четырех классов, и Airbus считает, что благодаря новым предложениям может предложить 575-местный лайнер.

Рекордсменом по вместимости A380 остается Emirates, двухклассная версия этого типа у нее рассчитана на 615 пассажиров. Но до пределов еще далеко: максимальная  вместимость A380 – 853 мест, если оборудовать его только креслами эконом-класса. Будем надеяться, что до этого не дойдет.

Стремление авиакомпаний получить все более вместительные и экономичные самолеты означает, что они рассчитывают на то, что мы будем летать все больше, и это не может не радовать. Ведь возможность путешествовать — свидетельство роста уровня жизни во всем мире.

Поделиться с друзьями

Об авторе

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта