Ниже будет эпичный рассказ о том, как мы всеми силами пытались купить квартиру в Турции, но так и не купили. В офисе одного из застройщиков перевод с Турецкого осуществлял местный житель. Он назвал себя агентом по недвижимости. Мы начали вести просмотры квартир с ним (удобно же, что он знает русский), нашли подходящий вариант и согласились на сделку. Цена была 1.990.000 TL. Уже через 2 дня цена изменилась на 10% и выросла до 2.180.000 TL. Но так как квартира понравилась, мы повозмущались и решили все-таки идти на сделку. И тут началось.

Вот как обычно запрашивают список документов, который необходимо подготовить покупателю? Деловые люди делают это в виде текста со списком документов и пояснениями, но это был не наш случай)) Однажды от нашего Агента пришло вот такое и без комментариев:

На резонный вопрос "что это" наш Суперагент ответил: “Нам нужно 3-4 бумажки”. В дальнейшем нас продолжат просить предоставить “три-четыре бумажки”. За одной из бумажек отправил в Нюфус, но даже работники государственных органов не могли понять, что надо, тогда наш Суперагент просто накричал на работника по телефону, за что мы были выставлены с позором за дверь. Что ж, пришлось самим гуглить и узнавать что же зашифровано в этом послании. После долгих поисков документ был найден на одном из сайтов местных госуслуг.

И вот мы собрали нужные документы с нашей стороны, внесли залог 5000 TL продавцу, положили часть денежных средств (кадастровая стоимость, указанная в Tapu - право собственности) на специальный счет в государственном банке (комиссия 1500 TL). Суперагент согласовал удобный способ оплаты за квартиру путем перевода USD на счет продавца в конкретном банке, чтобы без SWIFT переводов (с комиссиями и трудностями). Тогда казалось, что счастье где-то рядом, и уже вот-вот мы будем пить чай на балконе с чудесным видом на море в замечательной стране!

Приведу в пример один момент нашей деловой переписки. Как-то утром агент высылает аудио-сообщение с просьбой: “Доброе утро, мне нужны бумажки которые у вас есть. Сегодня.” На просьбу перечислить список документов какие нужно предоставить, пришло еще более веселое аудио сообщение: “Можете ли дать 3-4 бумажки, пожалуйста”. Очень хотелось спросить, сколько рулонов надо, но все-таки это деловые переговоры, поэтому уточнили в бумажном или электронном виде они нужны. Какие именно - уточнений не получили, просто принесли все что было на руках. “Бумажки” были отданы, и дома появился новый мем.

Потом шли дни, а̶ ̶б̶а̶б̶у̶ш̶к̶и̶ ̶в̶с̶е̶ ̶п̶а̶д̶а̶л̶и̶ ̶и̶ ̶п̶а̶д̶а̶л̶и̶… а наш Суперагент все собирал свои оливки в саду и перестал отвечать на сообщения и звонки. Мы уже было отчаялись вовсе. Но вот настал чудесный день, когда нам пришло сообщение с набором букв и сумм к оплате, помчались к нашему товарищу за комментариями (ведь нельзя же все вопросы решить по телефону...). Неужто близок тот радостный день, когда мы будем подписывать контракт!

Но не все так просто. Агент нас уверял, что покупка квартиры в Турции -  это как сходить в магазин за хлебом: вот квартира, оставляете деньги на прилавке и квартира ваша. Договоренность об оплате путем перевода на банковский счет превратилась в личное оскорбление (мол, вы дураки и все не так поняли), деньги надо принести бумажными долларами, а контракт не нужен вовсе, потому что квартиру продают “напрямую”. Да, именно так. Сколько красных флагов зажглось в один момент!

Между прочим, а как вы представляли офис риэлтера? Воот, а мы вели переговоры за стойкой магазина мобильных телефонов, периодически обслуживая покупателей.

Переговоры были конструктивными. До тех пор пока не закончились. Мы договорились на оплату путем перевода. Но пока я ехал от офиса продаж телефонов и квартир, все резко изменилось. Наша фея устала:

Прошла небольшая пауза, агент и продавец полностью осознали, что без контракта мы не купим квартиру, и тут началось еще веселее.

Потом пришло много эмоций.

Вся загвоздка была в том, что мы так и не получили необходимый список документов на квартиру(документы, подтверждающие право владения, акты ввода в эксплуатацию и т д и т п) А полученные несколько документов были действительно “бумажками”, сфотографированными на коленках, где не разобрать текста. Чем худшего качества были фото документов, тем ярче агент утверждал, что он все предоставил. На каждый мой запрос документа было очень много эмоций в виде пулеметной дроби сообщений и аудио-записей, а также угроз об отказе продавать квартиру:

Тут было уже понятно, что сделки не будет, даже если хозяин в очередной раз снова надумает продавать. Но все же желание получить деньги брало верх над эмоциями, и мы получили часть запрашиваемых документов. И нашли в них мнооооооого интересного.

Оказалось, что на фото в отчете независимой оценки квартиры указана квартира в другом доме. Комментарий агента был таков, что нам надо определиться, покупаем ли мы квартиру или фото (типа, "вам шашечки или ехать?"), и что на фото просто указан пример дома:

В искане на дом (это что-то типа ввода в эксплуатацию) указано два собственника, а в том куске доверенности, что мы получили, указан только один собственник. Обещанного искана на квартиру (что-то типа тех.паспорта на квартиру) и вовсе не оказалось. При показе квартиры говорили, что детскую площадку обустроят в течение 10 дней, но как догадываетесь, это было тоже так... для примера. А главное: обещанного месяц назад генератора тоже так и не оказалось на месте, срок был 2-4 недели, и это было важной отправной точкой начала и окончания попытки купить квартиру, т.к. тут очень часто отключают электричество.

И на этом все. Мы смирились с потерей залога и с тем, что нам снова предстоит поиск подходящей квартиры. Но, как говорится, опыт - это то, что получается, когда не получаешь того, что хотел. А вам желаем хороших покупок!

Комментарии (29)


  1. segment
    13.01.2023 21:16
    +28

    Не совсем понятно при чем тут Хабр. Если бы мне пришлось обсуждать покупку квартиры в магазине или я бы получил такие скриншоты, то это уже колокол.


  1. Solovej
    13.01.2023 21:24
    +12

    Я не понял, а почему вы смирились с потерей залога? Пишите официальное досудебное письмо с уведомлением и требуйте свои деньги назад.


  1. MoscowBrownBear
    13.01.2023 21:35
    +29

    Мое собственное наблюдение, если человек отправляет мне голосовые сообщения в чате, этот человек из другого мира и нужно постараться, что бы этот мир как можно меньше пересекался с моим


    1. Ksoo
      13.01.2023 22:24
      +7

      Некоторым простительно из-за специфики работы. Знакомая педиатр участковый, она отвечать может пока идет от одного больного к другому. Такой же адвокат есть, что ему проще наговорить аудио, чем текстом отвечать.


      1. amphasis
        14.01.2023 01:30
        +17

        Никому это не простительно. Как минимум, есть голосовой набор. Как потом искать важную информацию в голосовых сообщениях от такого адвоката?


        1. konst90
          14.01.2023 12:57
          -1

          ВКонтакте например умеет распознавать голосовые сообщения (то есть вы можете их читать, а не слушать) и искать по распознанному.


      1. auddu_k
        14.01.2023 21:27
        +1

        Только если этот кто-то нужен тебе больше, чем ты ему. У него нет времени набрать, а у меня чаще всего нет времени послушать, ну может завтра вечером ????‍♂️


  1. czz
    13.01.2023 21:39
    +11

    Хм, а может быть, это просто мошенничество?


  1. lonelymyp
    13.01.2023 21:41
    +20

    Развёл туриста на симку, развел туриста на залог квартиры, на нал не вышло, но пофиг, на том и живёт.

    Вы простите не из России родом? Ощущение что вы из страны розовых пони и вас ни разу никто не обманывал. Левому чуваку с улицы, который понятия не имеет что делает, отдали 5 тыщ лир просто так.


    1. Wesha
      14.01.2023 09:58
      +1

      Ощущение что вы из страны розовых пони и вас ни разу никто не обманывал

      Ну кто-то же покупал билеты пяти разных МММ?


  1. lsnk
    13.01.2023 22:14
    +12

    Не для Хабра контент


  1. funca
    13.01.2023 23:20
    +6

    Когда встречаются человек с опытом и человек с деньгами, то первый уходит с деньгами, а другой - с опытом.


    1. gleb_l
      14.01.2023 00:15
      +2

      Обмен энергией абсолютно упругих тел. Физика. Механика. ;)


  1. AlexeyUral
    14.01.2023 01:48
    +4

    Между прочим, а как вы представляли офис риэлтера? Воот, а мы вели переговоры за стойкой магазина мобильных телефонов, периодически обслуживая покупателей

    И ничего не щелкнуло???


  1. aborouhin
    14.01.2023 02:12
    +24

    Если Вы связались с каким-то мутным посредником - это исключительно Ваша проблема, сорри. У него хоть лицензия риэлтора была? С этого обычно надо начинать; не то, чтобы это что-то гарантировало, но хотя бы базовый отсев совсем мутных личностей сделаете...

    Из "прекрасных" моментов в Вашем рассказе отметил следующее:

    1. Намерение оплатить квартиру в USD. Так не бывает, платить можно только в лирах. А вот эти лиры иностранец должен по особой процедуре купить за валюту, получив документ, который шестой по счёту в Вашем первом скриншоте. И счёт в государственном банке для этого не нужен совсем, коммерческие тоже осуществляют эту процедуру, если им объяснить, что от них требуется (Deniz делает, проверено лично). Я распечатывал соответствующие нормативные акты, подсвечивал в них маркером ключевые слова и с ними шёл в банк.

    2. Желание отдельно оплатить "часть, указанную в Тапу". Это местный красивый народный обычай - уклоняться от налогов, не указывая полной стоимости в Тапу. Следовать ему не то, что необязательно, а чревато самыми различными рисками. Короче, пишите в Тапу всю сумму, и будет Вам счастье и гарантия от проблем. А если продавец в ответ на такое предложение предложит заплатить ему НДФЛ, на который он влетит, сверх цены, - ищите продавца, у которого квартира в собственности больше 5 лет. Ещё налог 4% за переход права с этой суммы начисляется - но, поверьте, это не те деньги, которые стóят такого риска.

    3. Вы слишком заморочились по поводу искана и прочих второстепенных документов. Если у Вас в Тапу Kat Mülkiyeti или Kat Irtifakı, но дому очевидно уже 20+ лет, - Ваши риски минимальны. Да, тут полный бардак с правильным вводом в эксплуатацию домов и правильным оформлением прав. Но чисто с практической т.зр. этот бардак может Вам аукнуться только если дом реально свежепостроенный и не введён из-за каких-то косяков. В целом, тут очень простая процедура регистрации по сравнению с нашей - стороны вместе приходят в Tapu ve Kadastro Müdürlügü, откуда покупатель выходит со своим Тапу. Если есть препятствия к регистрации - там на месте в присутствии обеих сторон это и выясняется.

    4. Отдавать залог без предварительного договора и заключать предварительный договор, не проверив все документы заранее - очень плохая идея. Даже такой маленький залог.

    В общем, да, в любой новой правовой системе, со своей практикой работы и пр. надо сначала разобраться. Это требует многих дней и недель, но результат Вас вознаградит. Я пишу этот комментарий из своей собственной квартиры в Стамбуле, хотя за тот месяц, который я её выбирал и покупал, мысль "да ну его всё в пень" возникала неоднократно :)


    1. Eleon
      14.01.2023 09:29
      +1

      И все же то, что в России называется "неполная сумма в ДКП" в Турции - стандартная практика, и разницу налом как раз таки запросто можно доплатить и в USD. В остальном конечно история редкий кринж, не ясно как автор столько выдержал :)


      1. Dolios
        14.01.2023 10:00
        +8

        И все же то, что в России называется "неполная сумма в ДКП" в Турции — стандартная практика

        И зачем это покупателю-иностранцу? Чтобы в внж потом отказали, т.к. квартира делевле установленной для получения внж суммы?


      1. aborouhin
        14.01.2023 11:12
        +5

        То, что это стандартная практика, не значит, что её надо поддерживать. Во-первых, при любых проблемах со сделкой (которые бывают везде, как ни проверяй) вернуть квартиру придётся, а вот вернуть полную сумму может быть куда проблематичнее. Во-вторых, начинать свою жизнь в новой стране с уклонения от налогов - ну, такое... В-третьих, в случае с суммой около 2 миллионов ₺ это ещё и изрядно бессмысленно, т.к. для ВНЖ надо показать минимум 75 тыс. $ (около 1,5 млн. ₺), а на налогах с остального много не наэкономишь.


  1. stitrace
    14.01.2023 06:23
    +7

    По-моему это блестящий развод на 5000, клиент еще и в полной уверенности, что это он «наказал» агента тем, что прекратил сделку.


    1. dopusteam
      14.01.2023 09:04
      +1

      «клиент» еще и в полной уверенности, что это он «наказал» «агента» тем, что «прекратил» «сделку».


  1. Kabron287
    14.01.2023 17:22
    -2

    1. Dolios
      14.01.2023 23:04
      +2

      Когда я снимал квартиру в Москве, ~70% объявлений на авито были левые. Либо замануха, которой нет, либо цена не соответствует объявлению, либо откровенный развод. Интересно, на этой помойке хоть кто-то сделку смог совершить...


      1. Kabron287
        15.01.2023 00:50
        +1

        30% нелево совсем неплохо для этого бизнеса.


  1. Svbakulin
    14.01.2023 20:38
    +1

    Познавательно. Но, без обид, флаги были с самого начала.

    Что я понял для себя

    1) если я не понимаю как это работает, и человек не может мне это объяснить - значит это какая то херня.

    2) если что то выглядит как дерьмо, пахнет дерьмом - это дерьмо.

    Сам давал слабинку пару раз, но больше не буду. Вопросы буду задавать пока не пойму. Если человек устанет на них отвечать - ему со мной не по пути. Если не может ответить - значит он сам не понимает что он делает.

    Еще момент. Продавцы телефонов по моему опыту не продают квартиры, никогда. Так же как продавцы квартир не продают телефоны. Турция конечно довольно местечковая, но это уже перебор.

    "акричал на работника по телефону, за что мы были выставлены с позором за двер"

    Хотя было более чем достаточно флагов до этого, после такого события никаких контактов с человеком быть не должно.


  1. dejecher
    15.01.2023 15:17
    -1

    Просто удивительно насколько некоторые люди готовы терпеть откровенно хамское поведение со стороны тех, для кото они являются клиентами. Представив себя на месте автора, я никак не мог представить продолжения общения с "агентом" сразу после получения уведомления о повышении цены без явной на то причины.

    вообще крайне сомнительно, чтобы я вообще начал бы общение с таким вот типом агентов - я вообще не понимаю почему люди обращаются к посредникам для покупки недвижимости или там для организации туристических путешествий... но.. возможно я чего-то не понимаю и в этом смысл имеется. Но в моем представлении к клиентам все-таки относятся как-то по другому... вот буквально два дня назад я отписал одному испанскому отелб о том, что я анулирую свое резервирование (четыре звезды, полный пансион, 3 недели - полагаю, что я был достаточно выгодным клиентом) - просто потому, что на мое сообщение котороя я им отправил в прошлую пятницу я так и не получил никакого ответа (просто просил дать больше подробностей.. ну там доступность парковки, время приема пищи, наличие шезлонгов у пляжа и у бассейна.. ну я всегда эти подробности запрашиваю). С мой точки зрения это показатель того как там относятся к клиентам, и это отношение мне не нравится. И да - никакие посредники чтобы зарезервировать отель мне не нужен


    1. Dolios
      15.01.2023 20:42

      я вообще не понимаю почему люди обращаются к посредникам для покупки недвижимости

      Потому что это часто дешевле, чем делать все самому. Особенно, когда речь о другой стране, языка которой вы не знаете, а интернет забит отсебятиной спамеров (которых копирайтерами называют нынче).


      просто потому, что на мое сообщение котороя я им отправил в прошлую пятницу я так и не получил никакого ответа

      Сообщение как отправляли, уверены, что оно было доставлено?


      1. dejecher
        16.01.2023 12:37
        -1

        >>я вообще не понимаю почему люди обращаются к посредникам для покупки недвижимости

        Потому что это часто дешевле, чем делать все самому. Особенно, когда речь о другой стране, языка которой вы не знаете, а интернет забит отсебятиной спамеров (которых копирайтерами называют нынче).

        Сама статья является яркой иллюстрацией поговорки "не всё то золото, что блестит". В частности, если продаэная цена недвижимости декларируется заметно ниже рынка, то этому должно быть ясное объяснение. Причем это не должно быть словесноен объяснение продавца (и тем более посредника) - если вам не известны причины такой цены, то с огромной вероятностью это откровенный развод (в чем именно он состоит вы поймете только после того, как заплатите деньги, да и то возможно не сразу).

        Если вместо того, чтобы выяснить эти объяснения (или просто отказаться от сделки) вы ПРИДУМЫВАЕТЕ разумные с ващей точки зрения объяснения (по принципу "ну может быть ...") или доверяете бездоказательным утверждениям продавца (и тем более посредника), то вы очень скоро сможете написать аналог этой статьи.

        Если-же " речь о другой стране, языка которой вы не знаете, а интернет забит отсебятиной спамеров"... вам точно не нуждно поупать недвижимость в этой стране - если вы даже с этим справиться не можете. "Справиться с этим" означает найти подходящий вам лично вариант используя профильные ресурсы а не "отсебятину спамеров", и вступить в перегноворы с профессиональным риэлтером, а в случае любых сомнений в его профессионализме, прервать общение с ним и перейти к поиску других вариантов.

        Причем как бывалый покупатель недвижимости в странах, языка которых я не знаю, могу сказать, что иногда один и тот-же объект недвижимости выставляется на продажу несколькими риэлторами (это случай из моей практики - я нарвался на русскоязычного риэлтора в Испании, которая достаточно агрессивно насела на меня с вопросами, ответы на которые я давать не желал, о чем я ей прямо и сказал - дескать все о чем вы спрашиваете не ваше дело, я рассчитываю получить от вас вполне конкретный сервис и если дело дойдет до заключения сделки - оформить ее в соответствии с законом, уплатив налоги от моего имени. Не поняла... я из принципа нашел этот объект недвижмости у другого риэлтора - испанца, и незнание испанского языка мне не помешало. Впрочем я не приобрел этот объект - именно после анализа той дополнительной информации, которую мне предоставил риэлтор)

        >> просто потому, что на мое сообщение котороя я им отправил в прошлую пятницу я так и не получил никакого ответа

        Сообщение как отправляли, уверены, что оно было доставлено?

        Уважаемый, а не подскажете почему шерифа должны волновать проблемы индейцев?

        Есть адрес электронной почты, который администрация отеля опубликовала именно для того, чтобы потенциальные клиенты использовали его для обратной связи. Потенциальный клиент пишет на этот адрес запрос, который остается без ответа.

        Почему этот потенциальный клиент должет вообще задумываться о причинах по которым его не обслуживают? Не проще ли просто поискать другой отель? (и надежнее, ибо отказ от обслуживания по любой причине это показатель отношения к клиентам).

        Опять-же все это личный опыт последних лет пятнадцати - я делаю резервирование всего и вся для отпуска один-два раза в год для отпуска, и несколько раз в году для командировок (между первыми и вторым есть принципиальные раличия, но принцип резервирования остается прежним), так что могу с полным основанием сказать что:

        1) ни один отель не является незаменимым - во всех отношениях. Вы всегда сможете найти как минимум полный аналог того, что вам по какой-то причине вам не подошло (например о причине хамстива персонала)

        2) Никакой посредник не сможет предложить вам цену ниже того, что вы можете зарезервированть напрямую, при прочих равных. Если какой-то посредник вам предлагает что-то сильно дешевле, значит одно из этого:

        а) Вы плохо искали и в частности не разобрались в доступных опциях резервирования (с другой стороны, если вы не хотите что-то искать, почему не заплатить за это кому-то еще?)

        б) Вам предлагается сильно урезаный сервис по сравнению с тем, что доступен вам для прямого резервирования. Причем этоможет быть сделано неявно. Например если вы резервируете авиабилеты на каком-то агрегаторе, вы можете обнаружить, что в случае любого форс-мажора вы просто теряете деньги и ваш отпуск, а если вы соглашаетесь на дополнительную страховку, то стоиморсть билетов зачастую становятся дороже чем если вы просто купите их напрямую у авиакомпании. Кроме того, очень часто (не всегда, но ооочень часто) билеты у агрегаторов прдаюься "голыми", когда вы начинаете добавлять к собственно билетам багаж (например) вы опять-же запросто можете переплатить. Если говорить о резервировании гостиниц, то опять-же очень часто "посредники" выкупают наименее востребованный номерной фонд - за прошедшие полтора десятилетия мне ни одна гостиница не отказала в просьбе выделить мне номер с видом на море - т.е. я просто пишу письмо, сильно заранее, а потом еще дублирую за несколько дней до поездки, с просьбой выделить мне именно такой номер при наличии возможности - это для случаев когда в гостинице такие номера не выделяются в отдельную категорию (если выделяются, то я беру именно такую ибо для меня это важно) - ни разу.. реально - ни единого разу мне в этом не отказывали! Но с другой стороны, если цена является главным параметром оптимизации, а вам лично не хочется заниматься это оптимизацией самому - почему бы и не заплаить посреднику

        г) Скрытые платежи - вот это запросто. Причем из размер может оказаться таким, что экономия выйдет отрицательной. О сколько я слышал историй о том, как кого-то откровенно развели! Причем практически все эти истории имели в своей основе некритичный подход к предложением чего-то по дешевке ("не гонялся бы ты поп за дешевизной" - стоит припоминать цитату классика русской литературы каждый раз когда вы видите очень специальную цену - не важно за что - китайский смартфон или туристическую поездку - принцип один)

        д) огрраниченный выбор - "посредник" предлгает некий пакет всего, по очень привлекательнйо цене. Но как правило имеет место различные ограничения... Например при покупке пакетного тура это может быть ограничение по времени (или за изменение дат приезда/отъезда, а также продолжительности поездки приходится доплатить), ограничение по вариантам размещения (конкретная гостиница и конкретный тип номера - опять-же за смену номера можно доплатить, но в таких турах все стараются делать лучшего качества) ну или (чаще всего) ограничение на время принятия решения - т.е. вы видите тур по конкретной цене, и вам нужно заплатить в течение недели-двух (причем если вы можете себе это позволить, то это наилучший выбор - сам бы воспользовался без колебаний)

        е) Ну и наконец ситуация при которой "посредник" изначально не планировал исполнять то, что он декларировал - статья яркая иллюстрация такого типа посредника


        1. Dolios
          16.01.2023 12:45

          К чему этот поток сознания? Я ответил на совершенно конкретный опрос:


          я вообще не понимаю почему люди обращаются к посредникам для покупки недвижимости

          Особенно, порадовал совет:


          вступить в перегноворы с профессиональным риэлтером

          "Я не понимаю, почему люди обращаются к посредникам для покупки недвижимости, ведь можно обратиться к посредникам для покупки недвижимости..." Ясно, понятно.


          Есть адрес электронной почты, который администрация отеля опубликовала именно для того, чтобы потенциальные клиенты использовали его для обратной связи. Потенциальный клиент пишет на этот адрес запрос, который остается без ответа.

          Потому что электронная почта, это канал с ненадежной доставкой. Мы тут все еще на хобре или на форуме домохозяек? Во всем мире в деловом общении принята практика, как минимум, позвонить и убедиться, что письмо получено. А вы на зло маме отморозили уши. Так держать. Отель, думаю, только выиграл, потеряв такого проблемного клиента в вашем лице.


          1. dejecher
            16.01.2023 15:31
            -1

            К чему этот поток сознания? Я ответил на совершенно конкретный опрос:

            мой поток сознания это ответ на ваш поток...

            Особенно, порадовал совет:

            я рад, что вас порадовали мои советы, хотя совершенно очевидно, что вы не поняли их смысла... ну точнее не пытались понять что либо вообще

            Потому что электронная почта, это канал с ненадежной доставкой. 

            я попробую еще раз объяснить, хотя надежды на то что вы поймете немного:

            если компания, которая предоставляет тот или иной сервис предпочитает чтобы клиенты связывались с ними именно по электронной почте и публикуют адрес этой почты как официальный канал связи с клиентом, то мне абсолютно все равно почему этот канал не сработал - из-за ненадежности самого канали или из-за того, что им просто наплевать клиентов - по мне так оба варианта совершенно равнозначны. Я не знаю что там выиграл отель, но я лично не проингар ничего ибо отелей много - в том числе и таких, которые отвечают в течение суток (при условии что на эти сутки приходится полный рабочий день) - даже если они не знают что ответить прямо сейчас, они так и пищут - дескать мы выясним то что вас интересует и ответим так бысто как сможем - и это не абстрактные рассуждения, вроте ваших фантазий о том как по вагему мнению выглядит деловая практика, а именно самая что ни на есть деловая практика - та самая практика в которой я работаю не первое (и даже не второе) десятилетие. Я и недвижимость покупаю, и продаю, и поедки бронирую - как деловые так и для отдыха, и "своих" клиентов обслуживаю (в кавычках, потому что клиенты не всегда лично мои, но и компании на которую я работаю)