Привет, Хабр! Группа X-Com продолжает поиск оптимальных комплектующих для сборки игрового компьютера. И если вы до конца не уверены, стоит ли переплачивать за диагональ и частоту, как оценивать время задержки матрицы, важно ли подключать монитор через HDMI или DP, а также имеют ли значение другие “геймерские” характеристики — давайте скорее под кат!

В конце декабря мы разобрали несколько сочетаний процессоров и видеокарт, потенциал которых адекватен цене, а в начале января выпустили большую статью об оперативной памяти, где постарались разобрать все основные аспекты, влияющие на производительность. Теперь пришло время игровых мониторов.

Конечно, если мы выбираем универсальный монитор, то по большей части всё, что нас скорее всего интересует, будет диагональ экрана, его матрица (и то не всегда), а также разрешающая способность. В контексте игровых моделей характеристик, на которые следует обратить внимание уже больше.

Какую диагональ монитора выбрать

Диагональ экрана - характеристика сугубо индивидуальная. Поэтому выбирайте монитор с оглядкой на условия, в которых вы планируете его использовать. Если ему предстоит стоять на расстоянии более метра от ваших глаз, имеет смысл присмотреться к мониторам с увеличенным экраном в районе 30-32 дюймов. Но, если планируете разместить его на расстоянии вытянутой руки, то выбирайте из моделей поменьше: 24-27 дюймов. Просто выставьте необходимые параметры и получите искомое.

Монитор с диагональю сильно меньше 24’’ брать особого смысла нет, даже если вы планируете сидеть к экрану практически впритык. Разве что вы очень сильно стеснены в средствах. Но даже в этом случае двигаться влево по части размера экрана нужно с осторожностью. Современные мониторы довольно компактны, а подходящие для игр модели с диагональю 20 дюймов и адекватными характеристиками в продаже почти не встречаются.

Чаще всего размер монитора напрямую влияет на его характеристики. Чем меньше диагональ, тем хуже будут разрешающая способность и другие параметры вроде используемой матрицы и частоты обновления. Для производителя почти нет смысла ставить приличную VA-панель в монитор на 21 дюйм, потому что стоить он будет слишком дорого для этого сегмента, а платёжеспособная аудитория просто не клюнет на такой маленький экран. Это видно по ассортименту как нашего интернет-магазина, так и любой другой специализированной площадки.

Разрешение монитора для игр

Сегодня на рынке представлены мониторы в основном со стандартными разрешениями: Full HD, 2K, 2K+ и 4K. Но бывают и нестандартные. Они, как правило, встречаются у мониторов с необычным соотношением сторон. 

Конечно, самую чёткую картинку обеспечит монитор с самым высоким разрешением (спасибо, КО). Но чем выше разрешение, тем больше требований предъявляется к железу компьютера, в паре с которым используется монитор. Недавно у нас была интересная статья на эту тему. Там подробно изложены сочетания процессоров и видеокарт под разные разрешения. Если вы уже прочли её, то знаете, что тот сетап, который годится для игр в Full HD, может не подойти даже для 1440p.

При игре в 1440p видеокарта должна ворочать 8,3 миллионами пикселей в каждом кадре, которых может быть и 30, и 60, и 120 в секунду. Лишь бы хватило запаса мощности. В противном случае обновление изображения замедлится. А в играх типа Counter Strike или Overwatch это равносильно проигрышу.

Какая матрица лучше для геймерского монитора

Фотографическая точность цветопередачи для геймеров большого значения не имеет. Поэтому гнаться за профессиональными мониторами для цветокоррекции и работы с изображениями, поддерживающими расширенный цветовой охват, не стоит. Выигрывая в качестве картинки, они чаще всего проигрывают игровым мониторам по ряду других характеристик. Но наблюдать тусклые спецэффекты и «плывущую» анимацию не захочет ни один геймер, и тут матрица играет определяющее значение.

В современных мониторах, как правило, используется три основных типа матриц:

  • TN

  • VA 

  • IPS

Не будем вдаваться в подробности их технического устройства, поскольку в контексте данной статьи это не так важно. Но на характеристиках, которые их отличают применительно к играм, задержимся. Посмотрите на таблицу ниже. Тут приведены основные параметры разных типов матриц, которые отличают их друг от друга:

Характеристика

TN-матрицы

VA-матрицы

IPS-матрицы

Производительность

Самая высокая. Быстрый отклик, минимальное размытие. Поддерживают высокую частоту обновления

Высокая, но ниже, чем у TN. Поддерживают высокую частоту обновления

Ниже, чем у TN, но выше, чем у VA. Нечасто поддерживают высокую частоту обновления (либо стоят дорого)

Изображение

Небольшие углы обзора, не самая лучшая цветопередача

Углы обзора лучше, чем у TN, но хуже, чем у IPS. Лучший контраст и чёткость

Лучшие углы обзора, лучшее качество картинки, встречается поддержка DCI-P3

Предназначение

Игры

Универсальные

В основном профессиональные сценарии

По таблице видно, что наилучшим выбором для игр будут либо TN-, либо VA-матрицы. Они имеют самые оптимальные характеристики и по качеству картинки, и по скорости отклика, и по частоте обновления. Правда, TN чуть более компромиссны. Они подойдут тем, кто не готов сильно тратиться. А вот зацикливаться на IPS применительно к играм лично я бы не советовал. Несмотря на то, что производители уже смекнули, что можно выпускать игровые IPS-мониторы, по ряду параметров они всё ещё уступают VA. Это и контрастность, и частота обновления экрана, и время отклика.

Что значит контрастность монитора на практике

Контрастность - это разность яркости точек чёрного и белого. Грубо говоря, она обозначает, насколько чётким будет переход от белого к чёрному и наоборот. Чем выше показатель контрастности, тем естественнее смотрится картинка. Наверняка вам доводилось видеть в характеристиках мониторов цифры 1000:1, 2000:1, 5000:1. Они и обозначают контрастность. Посмотрите на пару картинок ниже и попробуйте угадать, где контрастность намеренно выставлена выше, а где - ниже?

Профи говорят, что у разных матриц реальная и номинальная контрастность может отличаться довольно существенно и что 1000:1 у VA - это совсем не то же самое, что 1000:1 у IPS. Но я предлагаю не запутывать себя намеренно, а сразу ориентироваться на максимальный показатель контрастности, который вы только можете встретить у VA-мониторов. Ведь, как мы уже разобрались, это самый оптимальный выбор. Несмотря на это, рекомендуется сравнивать разные мониторы между собой вживую. Так разница будет более очевидной.

За какой частотой обновления стоит гнаться?

На офисных мониторах обычно частота обновления составляет 60 Гц. Это немного и для игр не годится. Особенно для динамичных. Доехать до Алмазного в “Дальнобойщиках” ещё хватит, но своевременно среагировать на террориста в CS:Go - уже нет. Монитор просто не успеет отрисовать его появление в зоне вашей видимости, а сама отрисовка будет проходить более дёргано.

Максимальная частота обновления, которая доступна в коммерческих мониторах, составляет 360 Гц. Однако гнаться за ней смысла не имеет. Это уже скорее демонстрация возможностей производителей, поэтому кроме как в киберспортивных соревнованиях такие мониторы больше нигде не применяются. Для абсолютного большинства геймеров - даже с мощными сетапами процессоров и видеокарт - будет достаточно 144 Гц. Дальше, на мой взгляд, идёт просто неоправданная переплата.

Лучше всего сравнение скорости отрисовки изображения на мониторах с разной герцовкой видно на этом видео:

[Slow motion] 240Hz vs 144Hz vs 120Hz vs 60Hz - Monitor refresh rates

Обратите внимание, насколько велика разница в плавности между 240- и 60-герцовыми мониторами. На топовом машина действительно едет даже в замедленной съёмке, а на простом - она двигается рывками, как бы перескакивая сквозь пространство. А теперь представьте, что вы играете не в гонки, а в какой-нибудь шутер. Если монитор будет иметь невысокую частоту обновления, вы, стреляя по подвижной цели, рискуете ошибиться уже в момент прицеливания. Оттого и шанс попасть по нему будет ниже, просто потому что вы будете наблюдать её перемещения с задержкой. 

Простое правило — не брать монитор с частотой обновления менее 75 Гц. Лучше — больше…но не всегда. Частота обновления — это показатель, который, конечно, напрямую связан с частотой смены кадров (FPS). Некоторые даже предлагают считать, что это одно и то же. И в принципе эта теория не лишена смысла, если у вас реально стоит топовая видеокарта. Но в жизни FPS - величина непостоянная и из-за перегрева, троттлинга или просто нехватки мощности видеокарты она будет проседать. Вот несколько примеров соответствия видеокарт и герцовок мониторов друг другу:

  • PCI-E ASRock Radeon RX 6600 - 1080p/60 Гц

  • PCI-E GIGABYTE GeForce RTX 3060 Ti - 1080p/60 Гц

  • PCI-E Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro - 1440p/144 Гц

И если видюха в принципе не может вытянуть больше 60 Гц, зачем брать монитор на 144?

Время отклика монитора

Обычно время отклика и частоту обновления монитора рассматривают в отрыве друг от друга, но я считаю, что это одного поля ягоды. Обе эти характеристики отвечают за скорость обработки сигнала. Просто применительно к скорости отклика за это отвечает непосредственно сам монитор. Это, если хотите, его физическая характеристика, которая опирается на способность жидких кристаллов сменять друг друга, реагируя на ввод информации.

Если мы играем при 120 кадрах в секунду, то каждый кадр держится на экране примерно по 8,3 мс. При 60 к/с это время будет ещё больше - примерно 16,5 мс. То есть чем оно дольше, тем явнее себя проявляют шлейфы и эффект остаточного изображения и наоборот чем меньше показатель задержки, тем более чёткой становится картинка.

Низкое время отклика - это хорошо. Но есть проблема: каждый производитель проводит замеры по собственной методике. По этой причине, когда мы читаем про скорость отклика разных мониторов, неизбежно встречаем такие аббревиатуры как GtG (используется чаще всего), BtW или BWB. Первая обозначает время, за которое монитор сменяет серый цвет при яркости в 10-90% (20-80, 30-80%). Вторая - включение неактивного пикселя до светящегося при яркости в 100%. Третья же - переключение пикселя с чёрного на белый и обратно на чёрный цвет. 

Но, во-первых, GtG-методика является самой распространённой, потому что больше приближена к реальности. Во-вторых, резкая смена цветов (когда белый меняется на синий или красный) в кадре происходит нечасто. Поэтому в последнее время BtW-градация не используется. В-третьих, известные производители дорожат своей репутацией и не будут подсовывать вам откровенный мусор за большие деньги. Поэтому там, где пишется, что скорость отклика составляет 1 мс, скорее всего, так и будет. Вот эти мониторы лучше и брать для игровых задач.

FreeSync и G-Sync

Справиться со шлейфами и синхронизировать монитор с видеокартой для минимизации разрывов, когда используется несопоставимая по своим возможностям периферия, позволяют надстройки FreeSync от AMD и G-Sync авторства Nvidia. Они нужны, если количество кадров, которые отдаёт видеокарта, больше, чем может принять монитор. Без этих надстроек кадры не успевали бы сменить друг друга, а отображались на экране просто друг под другом, образуя разрыв сцены. FreeSync и G-Synс как бы разгоняют монитор, повышая частоту его обновления, чтобы не происходило подобных разрывов. 

G-Sync, в отличие от программной FreeSync, - технология, реализуемая на аппаратном уровне. Nvidia выпускает одноимённые чипы, которые устанавливаются в сами мониторы на заводе. Поэтому G-Sync не так популярен. На распространение влияет и стоимость, и повышенные требования к оборудованию.

FreeSync - это трёхуровневая надстройка, каждый уровень которой соответствует своему классу мониторов. Базовая версия FreeSync подходит для всех, даже самых дешёвых мониторов. Но ещё есть FreeSync Premium, которая предполагает, что монитор будет иметь частоту обновления не ниже 120 Гц, а также FreeSync Premium Pro, которой нужны те же 144 Гц, что и у G-Sync. Сама надстройка FreeSync полностью бесплатна для производителей, а потому не влияет на цену монитора. Но её уровень определяют характеристики, которыми обладает монитор. Поэтому модели, совместимые с FreeSync Premium Pro, будут стоить больше, чем с базовой FreeSync.

Так какой монитор лучше: с G-Sync или FreeSync? На самом деле разницы нет. С технической точки зрения обе надстройки справляются со своей задачей как нужно, не допуская разрывов. Поэтому лучше не переплачивать. Несмотря на то что G-Sync работает благодаря физической микросхеме и изначально предназначалась только для видеокарт Nvidia, в последнее время на рынке появилось немало решений с FreeSync, поддерживающих видюхи Nvidia. А поскольку они и стоят дешевле, то лучше всего брать именно их. В общем, FreeSync рулит.

HDMI или DisplayPort?

Остаются порты. Казалось бы, такая мелочь. Кому вообще есть дело, через какой интерфейс подключать монитор к ПК? Но разница есть, и в ряде случаев она может быть принципиальной. Например, мониторы с G-Sync будут работать только при подключении через DisplayPort стандарта 1.2 и новее. Разъём HDMI ему не подойдёт. FreeSync в этом плане менее принципиальна, и позволяет подключать монитор и по HDMI, и по DisplayPort. 

Их главное отличие друг от друга заключается в пропускной способности. У HDMI, который считается более универсальным, в абсолютных значениях она ниже: 4,9-48 Гбит/с против 21,6-64,8 Гбит/с у DP. Всё дело в ширине канала, которая у DisplayPort выше. Он позволяет тянуть не только высокое разрешение, но и высокую частоту смены кадров. Поэтому там, где HDMI не потянет выше 60 Гц, DP выдаст все 240. 

Ещё одно преимущество DisplayPort - возможность работать на несколько устройств вывода одновременно. Если вы используете связку из 2-3 мониторов, HDMI вам противопоказан. Главное, чтобы был разветвитель. Но следите за тем, чтобы совокупная длина связки не превышала 3 метров. Если будет больше, пропускная способность начнёт падать. Это физика, поэтому, если всё-таки пришлось наращивать длину, потребуется задействовать специальный усилитель либо задействовать оптоволокно.

В общем, вывод таков: для игр при 60 Гц на одном мониторе берите HDMI и не парьтесь. Для двух и более моников и при частоте обновления выше 60 Гц подойдёт только DisplayPort.

А для тех, кто дочитал до самого конца, подборка хороших игровых мониторов из разных ценовых категорий, которые соответствуют критериям, описанным выше — не как рекомендация к действию, а просто для ориентира:

Комментарии (26)


  1. plus
    30.01.2023 12:52
    +5

    Испанский стыд


  1. Fox_exe
    30.01.2023 12:53
    +4

    После фразы "60 Гц для игр недостаточно" дальше читать не стал...


    1. yea
      30.01.2023 13:17
      +5

      На 60Гц играть-то можно, конечно, если вы не киберспортсмен. Но банально разница в комфорте между 60Гц и, скажем, 144Гц — весьма значительная.


      1. Fox_exe
        30.01.2023 13:26
        +5

        Комфорт для глаз - да, согласен.
        В остальном - 60 кадров-в-секунду вполне достаточно, чтобы успеть отреагировать на появление противника. Вернее, человеческая реакция не на столько шустрая, чтобы успеть отреагировать на пол-кадра быстрее (при 120Гц/FPs).
        Тут куда важнее скорость отклика матрицы и задержка формирования картинки в целом. Хотя опять-же - речь идёт о микросекундах. Человеческая реакция не на столько быстра...


        1. GennPen
          30.01.2023 13:28
          +4

          Тише, а то вы открываете ящик Пандоры.


          1. Fox_exe
            30.01.2023 13:30
            +4

            Всего лиш "набрасываю на вентилятор" ????


        1. yea
          30.01.2023 13:43
          +2

          Абсолютные значения времени человеческой реакции действительно отвратительные и с единицами микросекунд рядом не стоят. Но вот разница между временем реакции двух примерно равных игроков уже может быть схожего порядка, и в этом случае более быстрая развертка должна дать ощутимое преимущество в случае их противостояния.

          Во всяком случае, примерно так я это себе представляю. На своем опыте подтвердить идею не могу, потому что лично мне никакой геймерский монитор не поможет меньше тупить:) Но глазам да, до сих пор грустно после вынужденного перехода с 170Гц обратно на 60.


          1. BadHandycap
            02.02.2023 05:58

            Да откуда вы микросекунды то берёте? При 144Гц один кадр берет на себя 6.9 миллисекунды.


        1. edo1h
          31.01.2023 00:52
          +1

          Комфорт для глаз — да, согласен.

          так это же не ЭЛТ, как комфорт связан с частотой обновления?


          1. Fox_exe
            31.01.2023 10:03

            Меньше мерцания картинки при частой смене оной.
            Чуть меньше размытие / выше чёткость при резком смене кадра.


            1. edo1h
              31.01.2023 13:30

              если вы играете — то может быть.
              а для чтения документации/кода/хабра в конце концов сомневаюсь, что есть разница.
              моим глазам вполне комфортно и с книгой на электронных чернилах.


              1. yea
                31.01.2023 14:20

                Просто на eInk читалках анимация почти отсутствует как часть пользовательского опыта. Действительно, какая разница, какая у вас частота обновления экрана, если вы его обновляете раз в минуту при перелистывании?

                Компьютер — немного другое. Подергайте курсор мыши по кругу. Видите, как он распадается на целую кучу курсоров вдоль траектории? А на мониторах с высокой частотой обновления он ни на что не распадается, а плавно скользит, и это воспринимается совсем по-другому. То же самое происходит и при скроллинге, и вообще при любых анимированных взаимодействиях, когда контент не единовременно меняется на всем экране, а каким-то образом трансформируется. Конечно, это всё мелочи, да и в целом вкусовщина, наверное — но об отсутствии разницы в принципе говорить точно не приходится.


                1. edo1h
                  31.01.2023 14:24
                  +1

                  я не спорю, что плавность и отзывчивость влияют на комфорт работы за компьютером.
                  но ваше «комфорт для глаз» прочиталось мною как «на 60 герцах глаза болят/быстрее устают/вредно для зрения», что и вызвало возражения.


        1. SerafimArts
          31.01.2023 09:05
          +1

          А вот это не совсем так. Если у вас есть в наличии монитор со 120Гц+, то предлагаю найти какую-либо онлайн тестилку по запросу "тест реакции", где раз в определённые промежутки времени по команде следует нажимать на кнопку.


          Вы удивитесь, но если потом переключите режим этого же монитора в 60Гц (т.е. чтобы сохранить то же время отклика монитора при иной герцовке) получите падение скорости реакции где-то на 1/3 от эталонного результата.


          При этом разница между 200Гц+ и 120Гц тоже есть, но лично я не заметил особо сильной разницы, когда тестировал. Я бы сказал что это погрешности.


          Т.е. разница в реакции всё же наличествует.


      1. GennPen
        30.01.2023 13:43
        +2

        Кстати, заметил такой эффект. На стареньком мониторе 60 Гц более комфортно смотрится, чем на новом 144 Гц при установке ограничения на те же 60 Гц. Скорее всего влияет скорость отклика матрицы, но не исключаю и эффект плацебо.


  1. Dmitry_Dor
    30.01.2023 12:55

    применительно к скорости отклика за это отвечает непосредственно сам монитор. Это, если хотите, его физическая характеристика
    Об этом была моя первая статья на habr, вышедшая почти десять лет назад/nostalgie


  1. GennPen
    30.01.2023 13:24
    +1

    Ещё одно преимущество DisplayPort - возможность работать на несколько устройств вывода одновременно. Если вы используете связку из 2-3 мониторов, HDMI вам противопоказан. Главное, чтобы был разветвитель. 

    DP подключается на несколько устройств при условии поддержки выхода DP на устройстве.

    Это нужно иметь очень древнюю видюху чтобы был только один DP выход, да и скорее всего он будет более старой версии(малая пропускная способность). Иначе смысл в разветвителе полностью отпадает.


    1. Exchan-ge
      30.01.2023 20:35

      Это нужно иметь очень древнюю видюху чтобы был только один DP выход


      Опытным путем установил, что наиболее практичной является видеокарта с одними DP -портами :)
      Желательно, чтобы их было не меньше четырех.

      Да, будут нужны переходники, но как раз у переходников с DP на (все что угодно :) меньше всего проблем.


  1. Exchan-ge
    30.01.2023 20:31

    Казалось бы, такая мелочь.


    Это один из основных параметров.
    В теории нет проблем с подключением компьютера к монитору.

    В реале такие проблемы попадаются на каждом шагу.
    Причин — много, включая и банальное отсутствие под рукой нужного кабеля (мониторы живут долго, и ситуация может меняться )

    Поэтому чем больше разных портов — тем лучше, DisplayPort и HDMI — обязательны, остальное — желательно.

    (на переходники, кроме как с DP, надежды нет — видел разные чудеса при их использовании, так как китайские мастера очень изобретательны)


  1. Exchan-ge
    30.01.2023 20:47
    +1

    а также имеют ли значение другие “геймерские” характеристики


    Имеют :)
    Так, например, вес монитора тоже имеет значение (первый раз я это понял при переезде на новую квартиру, когда пришлось без коробки тащить свой Syncmaster 950P Plus, 22 кг :)

    Так два моих монитора: DELL 2408WFP и LG 24MP450-B имеют одинаковую диагональ в 24", но совершенно разный вес (9 и 2,3 кг соответственно, при том, что более легкий еще и имеет лучшее качество изображения).

    Как оказалось — эта небольшая разница кардинально меняет потребительские свойства устройства :)


    1. AlexM2001
      31.01.2023 00:43

      Имеют :)

      Так, например, вес монитора тоже имеет значение (первый раз я это понял при переезде на новую квартиру, когда пришлось без коробки тащить свой Syncmaster 950P Plus, 22 кг :)

      Подержи моё пиво (C)

      У меня был SUN GDM-90W10 24"

      41кг)))


  1. Karroplan
    30.01.2023 21:12

    а с каких пор частоту стали называть герцовкой? с тех самых как до написания статей добралась школота не окончившая и 7 классов?


    1. MTyrz
      31.01.2023 14:51

      Скажем так, жаргонизм «разгерцовка» я слышал лет сорок назад в одном весьма уважаемом физическом институте. Там он обозначал «диапазон частот».
      А вот собственно «герцовку» не встречал ни разу, да…


  1. Dolios
    31.01.2023 01:17
    +1

    Full HD, 2K, 2K+ и 4K.

    Не понятно, зачем разделили Full HD (1920x1080) и 2к (2048x1080), когда это, по сути, одно и то же и в быту 2к, это синоним Full HD. Так же не понятно, что имеется в виду под 2к+, это вы так 2.5к (2560x1440) мониторы обозвали?


    Они имеют самые оптимальные характеристики… это самый оптимальный выбор...

    Не бывает самого оптимального. Оптимальный, это превосходная степень. Это как сказать, например, "самый высочайший". Глупо звучит? Вот у вас также.


  1. sami777
    31.01.2023 12:19

    А то что в TN не полные 8 бит цвета об этом автор как бы умолчал. И что получение 8 битного цвета достигается смешиванием различных оттенков, что приводит к дополнительному мерцанию. А также то, что тн'ки остались только в самых бюджетных моделях (и почему же так, ведь для геймеров они лучше!).


  1. svp7093
    02.02.2023 05:59

    Тема ЭЛТ не раскрыта...