image

Несколько раз мне удавалось выступать на публике с докладами на технические темы, и ещё чаще я посещал подобные мероприятия. Это позволило мне обнаружить как позитивные, так и негативные шаблоны выступлений. Некоторые из них не обсуждаются или не обсуждаются достаточно полно в статьях различных онлайн-изданий. Кроме того, бесхитростное следование букве инструкций по публичным выступлениям (слайды, поток, внешний вид, язык тела, работа с аудиторией) не всегда избавляют вас от неловкости. Далее я постараюсь обличить свой опыт, набранный с обеих сторон микрофона, в несколько советов.

Выступления перед аудиторией описаны в книгах (большинство из которых я не читал), а эксперты обучают этому на курсах (на которые я не ходил). Поэтому, принимайте бесплатные советы уровня, соответствующего их стоимости. Но поскольку я такой же компьютерщик, как и вы, я пишу прямо, по делу, и в целях помощи коллегам-хакерам.

Советы относятся к выступлениям, длящимся дольше 30 минут. Короткие (до 20 мин) выступления также сложны, но сложности их иные. Короткие выступления тактические — он должны быть хорошо отрепетированы и чётко донесены до аудитории. Они популярны в академических кругах и отличаются хорошим качеством материала, к которому мне нечего добавить. Долгие выступления отличаются стратегическим подходом, импровизацией и адаптацией.

1. У вас должно быть что-то, что вы хотите донести до слушателей


Очень важно иметь что-то, что необходимо донести до аудитории. Основная ваша цель – поделиться чем-то, что вы считаете интересным. Это значит, что вы считаете, что у вас есть некие уникальные мысли и идеи, до которых ваша аудитория не в состоянии дойти самостоятельно за разумное время при помощи, например, чтения статьи.

Рассмотрим контрпример. У большинства корпораций есть процесс ориентации, в который входят презентации от HR, по безопасности, технологии и проч. Эти презентации не должны соответствовать обозначенному мною критерию – их цель донести некую информацию до новых работников так, чтобы у тех ещё осталась возможность задать вопросы. Докладчик на подобных мероприятиях не связан необходимостью сделать их интересными и уникальными, поскольку оно и так уникально для вас лично. Поэтому ваше выступление не должно основываться на подобных докладах.

К сожалению, многие докладчики именно так и поступают – они бредут по презентации, подобно лунатикам, с энтузиазмом и предсказуемостью печатной инструкции. Они могут и не делать фактических ошибок. Тёмный костюм? Есть. Стоять на обеих ногах? Есть. Смотреть на аудиторию влево, вправо и по центру? Есть. Принимать вопросы? Есть. Закончить вовремя? Есть. Но если вы не сделали никаких ошибок — это ещё не значит, что вы всё сделали правильно. У вас должно быть, что сказать – и при этом, нечто достаточно интересное.

Я как-то посетил доклад на конференции, который делал одарённый и опытный докладчик. Но я не наслаждался докладом – мне он показался скучным и банальнейшим. Поскольку я был знаком с докладчиком, за последующим ужином я деликатно донёс до него моё впечатление. Он пояснил, что организаторы предложили ему сделать доклад в обмен на бесплатное посещение, поэтому он выбрал тему, что-то прочёл по ней и подготовился к докладу. Это была простая наёмная работа, и, несмотря на весь его талант и опыт, суть работы всё равно стала видна.

Поэтому заходите в аудиторию, будучи уверенными, что вам есть, чем поделиться с аудиторией, и что это будет ей интересно. Пусть это сообщение ясно и чётко стоит перед вашим внутренним взором.

2. Поймите, что шансы уже в вашу пользу


Публичное выступление – это общение с людьми, в связи с чем в нём содержится некоторая социальная динамика. Большинство страхов неопытных докладчиков основаны на боязни стыда. Вы можете сказать что-то глупое, и над вами будут смеяться. Кто-то укажет на вашу роковую ошибку. Вы можете споткнуться, упасть, рыгнуть или пукнуть во время презентации. И т.д.

Хорошая новость: то, что вы выступаете, уже даёт вам некое преимущество. Вряд ли вы видели много выступлений, на которых докладчику было стыдно. Наоборот, аудитория всегда ведёт себя вежливо и старается помочь, особенно нервничающим докладчикам. Суть в том, что при прочих равных люди предпочтут хорошие чувства плохим. Комфорт и дискомфорт очень хорошо передаются от докладчика к аудитории. Поэтому аудитория склонна прощать некоторую неловкость и обычно относится к докладчику терпимо. Если комфортно докладчику, то комфортно и аудитории – а этого всем и надо.

В общем, вы начинаете вашу игру не с нуля. У вас уже есть неплохой кредит, и вы выигрываете от естественной предрасположенности людей к кофморту.

3. Пройдите прямо через свой страх выступлений


Страх выступления – иррациональная психосоматическая реакция из разряда «дерись или беги». Она иногда бывает и у меня, и, насколько мне известно,– у других опытных докладчиков. Обычно она выражается в учащённом дыхании, ускорении пульса, жажде, чрезмерном возбуждении и спазме мускулов. Спазм давит на голосовые связки, и ваш голос становится более хриплым и высоким.

Бороться с этим явлением можно через преодоление симптомов – ходить медленнее, дышать медленнее, пить воду и контролировать голос. Это работает: как-то у меня случился сильный приступ перед выступлением, когда я проходил по всей комнате, в которой меня ждала аудитория в 500 человек, от входа до сцены. Люди поворачивали головы, чтобы посмотреть, и я думал: «Что я такого могу сказать этим людям, чтобы заинтересовать их?». Замедление походки сработало: я просто начал идти медленнее, и с каждым шагом приходило спокойствие, а моя уверенность в себе росла. Когда я дошёл о сцены, я уже был готов делать доклад.

Иногда такой приём не помогает. Но есть секрет, который часто неизвестен новичкам: боязнь выступлений со временем исчезает. Это занимает не так много времени, а когда вы уверены, что она исчезнет, то это знание помогает ей исчезать ещё быстрее. Начав доклад, игнорируйте симптомы.

Найдите видео известного докладчика, понаблюдайте за его голосом первые 30 секунд, а затем перемотайте на середину. Часто можно услышать изменения в высоте голоса и языке тела.

4. Накапливайте резервную мощность


Люди обычно слушают музыку на мощности 1-3 Вт. Но они предпочитают более мощные усилители. Поскольку усилитель в 3 Вт, играющий на 3 Вт, звучит хуже, чем усилитель на 20 Вт, играющий на 3 Вт. Открученный до предела усилитель искажает звук, в нём не хватает динамики и чёткости. Это оттого, что у него не остаётся резервной мощности.

Так и вы должны понимать свой материал на уровне гораздо высшем, чем ваш доклад. Доклад должен выдавать аудитории примерно 10% ваших знаний по вопросу. Только это даст вам резервную мощность. Во-первых, это помогает вам отвечать на вопросы. Многие из них будут выходить за рамки презентации, поэтому вам потребуются дополнительные знания. Во-вторых, резервная мощность даёт вам возможность адаптации представляемого материала под конкретную аудиторию. В-третьих, она помогает вам лучше доносить основную суть вашего доклада. Если вы знаете больше о предмете в целом, то вы лучше знаете и то, о чём можно не рассказывать.

К примеру, я однажды выступал перед студентами. Речь была по какой-то достаточно сложной теме, и началась с представления альтернативных подходов, которые расценивались как неправильные или нерекомендованные. Вскоре стало ясно, что студенты не были знакомы с подводными камнями описанных подходов. Проблема была не с их уровнем подготовки – они просто не были близко знакомы с ПО таких масштабов, чтобы сталкиваться с определёнными проблемами. Поэтому смысл моего доклада не мог быть оценен ими в полной мере. И тогда я прямо на месте решил, что построю весь доклад на одном из слайдов презентации. Начав оттуда и используя доску, я обсудил набор тем, которые они нашли интересными.

Если вы разбираетесь в деталях темы, о которой вы рассказываете, вы можете увести рассказ в любую сторону, в которую захочет пойти аудитория. Многие докладчики пытаются вставлять в своё выступление дополнительный материал, в котором они не особо разбираются. Вам нужно избегать этого искушения. Я себе представляю это так: я должен иметь возможность взять любой пункт из любой моей презентации, и защищать его в суде. Если вы будете придерживаться этого правила, это хорошо повлияет на вашу репутацию.

Осваивайте материал в рамках более широких, чем ваша презентация. Знание не заменить ничем: а поскольку вы будете докладчиком, то ваша прямая обязанность – разбираться в теме. Будьте готовы раскрыть любую тему и любое предложение из ваших слайдов.

5. Непреклонная уверенность в себе


Поскольку вы уже прочли пункт 4, вы отлично разбираетесь в материале. Поэтому подходите к докладу с позиций полной уверенности.

Многие путают уверенность в себе с чувством собственного достоинства, поэтому если у них есть такое чувство, (а оно есть у многих хакеров) — они считают, что всё хорошо. На самом деле это не так: уверенность в себе связана с вашим мнением о вас самих, а чувство собственного достоинства – это ваше мнение о том, какое мнение о вас существует у других людей. Если вы считаете, что вы в порядке, то вы уверены в себе. Если вы считаете, что другие думают, что вы в порядке – у вас есть чувство собственного достоинства.

Бывает, что одно чувство существует без другого. Стереотипный пример самоуверенного человека без чувства собственного достоинства – болтливый выскочка, который подсознательно боится показаться обманщиком. Соответственно, стеснительный гик, который может договориться о свидании с девушкой, только «после того, как она его хорошо узнает», имеет чувство собственного достоинства, но не имеет уверенности в себе.

Уверенность в себе также не является заносчивостью. Уверенность в себе – это чувство вашей ценности в глазах других. Заносчивость – это ваша ценность по сравнению с другими. Уверенность – это утверждение того, что вы хороши; заносчивость – это утверждение того, что вы лучше других.

Чтобы сделать хороший доклад, вам нужно быть уверенным в себе. Уверенность сделает вас уравновешенным и расслабленным, и внушит людям доверие и спокойствие. Знание материала – необходимое условия приобретения уверенности. Поэтому в пункте 4 и указано, что знание ничем не заменишь. Но вы должны излучать комфорт по отношению к ситуации.

К счастью, уверенность – одно из тех качеств, с которыми можно делать вид, что они у вас есть, пока они реально у вас не появятся. Отсюда и совет в пункте 3 – приобретите язык тела, отношение и мысли, соответствующие уверенности в себе, и она придёт к вам. Не надо особо пыжиться — вы же не проблему NP-полноты решили. Расслабьтесь и передавайте энтузиазм так же, как вы поступали бы с другом и коллегой – со всей страстью и убедительностью, но при этом скромно.

6. Найдите контакт с аудиторией и держите его


Этот популярный совет для публичных выступлений обычно слишком расплывчат, чтобы быть полезным. Без пояснений кажется, что это должно быть какое-то чувство, которое волшебным образом возникнет между вами и вашими слушателями.

Я определяю этот пункт прагматически. Во-первых, вам необходимо сразу же понять степень знакомства слушателей с вашим материалом. Во-вторых, вам нужно вовлечь аудиторию в ключевые моменты выступления, задавая вопросы и вообще как-то взаимодействуя с ней.

Я видел многих докладчиков, которые не осознавали, что аудитория не знала каких-то вещей, которые, по мнению докладчиков, она должна была знать – или наоборот, подразумевали сильную неосведомлённость аудитории.

Проще всего задать вопросы вашим слушателям. Я часто прошу поднимать руки тех, кто «использует язык Х», «операционку Y», «технологию Z» в своей работе. А как насчёт W, T, U? При этом спрашивать нужно на позитивных нотах, а не негативных. Такие вопросы часто спасали доклады. Часто становилось ясно, что запланированный доклад не был бы достаточно эффективным, и мне приходилось особо останавливаться на одних моментах, или полностью опускать другие.

Наличие контакта даёт много других преимуществ. Оно вовлекает людей в процесс и поощряет их присоединяться к нему. Люди становятся более внимательными. Они чувствуют, что вас интересуют их знания и их мысли, и что вы стараетесь донести ценную для них информацию. После хорошего доклада в идеале каждый посетитель чувствует себя активным участником процесса, а не пассивной принимающей стороной.

Взаимодействие с аудиторией отнимает время, отведённое на доклад, и может потерять свою полезность, если в нём будут участвовать 1-2 слишком активных слушателя. В этом случае нужно перенимать опыт пресс-конференций, и не давать одному и тому же слушателю слово дважды подряд. Кроме того, нужно напрямую обращаться к группам, не участвующим в разговоре. Я обычно шучу как-то вроде: «Люди справа, каково ваше мнение по Х? Что-то вы сегодня неразговорчивые».

Осложнить поиски контакта могут разные вещи. Если вы стоите на сцене, это строит дистанцию между вами и аудиторией. Или в культуре слушателей может считаться грубым перебивать человека (в Азии это часто бывает), или событие могут записывать на видео. В таких случаях приходиться работать с тем, что есть. Всегда можно попросить поднять руки. Можно даже сойти со сцены и передать кому-либо микрофон. Помните, что люди склонны приветствовать необычное поведение с вашей стороны из-за п.2

7. Управляйте временем


Хорошее управление временем – совершенно необходимая черта хорошего докладчика. Это сложная наука, и многие докладчики, идеальные в других отношениях, не справляются с ней.

Во-первых, строго придерживайтесь правила заканчивать вовремя. Можно подумать, что есть исключения – например, если вы последний докладчик. Но на практике ситуации, в которых можно было бы игнорировать это правило, практически исключены.

Каждый слушатель заранее составляет в голове план прослушивания доклада, некий внутренний таймер. «Я просижу до конца доклада в 15:00, а затем позвоню супруге насчёт экзистенциального кризиса нашего хомячка». Или как-то так. Ограничение по времени – сильный социальный контракт между докладчиком и аудиторией. Доклад, хороший он или плохой, должен закончиться в отведённое время, чтобы все могли заняться своими делами.

Своевременное окончание доклада – прекрасная кульминация для докладчика и слушателей. Вы сказали всё, что хотели, закончили, сейчас 15:00, и все счастливы. Как и в других жизненных ситуациях, своевременное окончание – это идеальный вариант.

Конечно, во многих ситуациях может понадобиться общение за рамками сделанного доклада. Часто вы будете делать доклад последним, или же перед следующим докладом может быть большой перерыв. В этих случаях вы можете объявить, что будете поблизости, чтобы отвечать на вопросы и вести обсуждения на свободные темы. Социальный контракт был выполнен, кульминация достигнута, и можно наслаждаться времяпрепровождением со своей аудиторией.

Окончание с опозданием может быть очень грубым. Мой друг как-то должен был делать доклад на конференции, но идущий перед ним оратор и не думал останавливаться. Мой друг делал жесты и показывал на часы, и, в конце концов, ему пришлось встать и сказать: «Вы отняли у моего доклада 15 минут!». И что удивительно, тот козёл на него ещё и обиделся. Время моего друга было жёстко ограничено начинающимся сразу после его доклада обедом, поэтому ему пришлось довольствоваться двумя третями от предназначавшегося ему времени. Естественно, его речь была провальной.

Допустим, вы уверены, что всегда будете заканчивать доклад вовремя. Плохие новости: нужно не только закончить его вовремя, но ещё и управлять временем по всей продолжительности доклада.

Недавно я посетил 90-минутный доклад очень увлекательного оратора. Он растянул введение в доклад на 80 минут, продолжив смешное начало несколькими анекдотами, а затем обнаружил, что на суть доклада осталось 10 минут. Он попытался пробежаться по слайдам, что ни разу не спасло ситуацию. Доклад начался отлично, но окончился ужасно (хотя и вовремя).

Всегда нужно держать под контролем баланс времени и материала. Рассинхронизация может произойти по разным причинам, чаще всего – из-за вопросов слушателей. Если вы сильно вышли из графика, решительным образом объявите об этом. «Поскольку мы очень увлеклись темой А, я пропущу следующие слайды на тему B. Про неё можно выяснить из розданных материалов, и задать мне любые вопросы. Давайте сразу перейдём к С, которую нам должно будет интересно обсудить». Это всегда работает – слушатели понимают: и у них есть доступ к информации, и вы полностью контролируете ситуацию.

Управление временем – сложная задача. Готовых рецептов у меня нет. Здесь помогает богатый опыт. Репетиция доклада помогает выстроить график, но это не сильно поможет вам, поскольку доклады никогда не идут согласно плану. Очень помогает черновое выступление перед небольшой аудиторией, если его можно организовать.

Управление временем – мощный инструмент. Если им овладеть, то можно создавать ожидание – мощный психологический приём. «Итого, Х лучше всего использовать вместе с У. Понимаю, что это довольно странно, но я поясню всё подробнее через несколько минут». У слушателей создаётся впечатление, что в вашей голове разворачивается план доклада, и к тому же у них появляется любопытство.

Научитесь чувствовать время в любой момент доклада, принимайте и оглашайте решения по пропуску материала, если такая необходимость возникнет.

8. Помните, что это выступление, а не презентация


Взгляните на них: двадцать, пятьдесят, сто, тысяча человек, сидящих там и ждущих, что вы их поразите. У вас есть материал. Уверен, что он поразительный – но им можно поразиться, и прочитав статью. Что реально заставляет людей приходить на ваши доклады – это производимое вами впечатление. Доклад – это не презентация, это творческое мероприятие.

Группа Queen была знаменита своими концертами, бившими рекорды посещаемости и по продажам записей, и получила признание критиков (а также награду за лучший концерт в истории от Channel 4 за концерт Live Aid в 1985). Секрет был в том, что если большинство певцов и групп старались играть все песни как можно ближе к записям, Queen специально относилась к каждому концерту как к уникальному явлению. Имел значение не только список песен, но и общее шоу. Они никогда не старались имитировать сами себя. Они играли песни наилучшим возможным образом прямо там, именно для этой публики. Этим и запомнились их концерты.

Я не говорю, что вам надо отрастить волосы или открывать выступление забойным гитарным рифом. Но рассматривайте каждый доклад как выступление настолько уникальное, насколько это возможно для вас и аудитории. Простое осознание этого факта уже приводит вас в нужное настроение. Многие талантливые хакеры вели скучные презентации, потому что фокусировались на стиле «давайте не делать ошибок». Их материал был интересен, слайды богаты – но они старались делать презентацию. А вы должны дать выступление.

Добавьте в доклад энтузиазма, красноречия, юмора и творческого подхода. Это позволит ожить вашему материалу – и именно это запомнят про вас ваши слушатели.

Итог


Чтобы сделать хороший длинный доклад на техническую тему: имейте, что сказать по существу; поймите, что вы изначально находитесь в более выгодном положении; пройдите насквозь через свою боязнь выступлений; имейте гораздо больше знаний по предмету, чем вы раздаёте; излучайте уверенность; общайтесь с аудиторией; управляйте временем; не забывайте дать представление, а не презентацию.

Комментарии (4)


  1. guai
    12.11.2015 12:15
    +1

    «я такой же компьютерщик, как и вы» — это он, конечно, загнул :)
    Всем бы быть такими, как он


    1. za90
      12.11.2015 12:21

      Хочу таким быть. Кто он?


      1. guai
        12.11.2015 12:31

        Мегаспец по плюсам, разработчик компиляторов, на пару с Брайтом разработчик D


  1. ahriman
    13.11.2015 13:12

    «естественно, его выступление было провальным» — «естественно» лишнее. Опытный докладчик умеет подстраиваться.