В последнее время всё больше публикаций посвящено вопросам управления ИТ-активами, способам их организации, лицензированию и учёту. Это неслучайно — ИТ-инфраструктура стала одним из важнейших активов компаний. Аппаратное и программное обеспечение играют ключевую роль практически во всех бизнес-процессах, а значит, остро стоит проблема контроля и обеспечения бесперебойной работы всех элементов инфраструктуры. Если небольшие компании справляются с помощью штата системных администраторов, то компании покрупнее нередко сталкиваются с различными неприятностями, поскольку несколько инженеров не в силах гарантировать успешный мониторинг и быстрое обслуживание. На помощь таким компаниям пришли разработчики систем комплексного мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой.

Отношения в рамках обслуживания ИТ-инфраструктуры могут строиться в нескольких основных направлениях.

  1. Компания самостоятельно поддерживает свою ИТ-инфраструктуру силами системных администраторов.

  2. Компания сама оказывает услуги по обслуживанию чужой ИТ-инфраструктуры.

  3. Компания обращается к аутсорсерам, которые обслуживают её ИТ-парк.

Во всех трёх случаях необходимы инструменты, нацеленные на оперативное информирование о проблеме и позволяющие рассмотреть поступившую заявку комплексно, оценивая все взаимодействия и влияние участников процесса.

Хьюстон, у нас проблемы


ИТ-инфраструктура любой организации складывается из множества элементов, в том числе различного оборудования и программного обеспечения. Чем крупнее компания и больше численность штата, тем сильнее возрастает необходимость в быстром и качественном контроле. Рано или поздно системный администратор сталкивается с типичными проблемами, вызванными низкой управляемостью ИТ-инфраструктуры.

  • Необходимость мониторинга компьютеров и рабочих станций, находящихся вне локальной сети: в филиалах, удалённых офисах, рабочих ноутбуков сотрудников.

  • Необходимость контроля периферийного оборудования в сети: принтеров, сканеров, камер, мультимедийных проекторов и иной оргтехники, используемой в офисных нуждах. В строгом контроле и мгновенной отладке или резервировании нуждаются используемые коммутаторы и маршрутизаторы, узлы телефонии.

  • Управление лицензиями программного обеспечения — экономический аспект. Часто бывает, что закупленный объём лицензий программного обеспечения не соответствует количеству используемых лицензий, получается, что дорогостоящее ПО простаивает и от таких лицензий можно избавиться в следующем периоде. Кроме того, профиль пользования лицензиями может указать на пути экономии: например, использование не именных, а конкурентных (на подключение) лицензий программного обеспечения для посменных работников или работников, обращающихся к программе от случая к случаю.

  • Управление лицензиями программного обеспечения — пользовательский риск. Несмотря на многочисленные инструкции, подписанные регламенты и устные просьбы, пользователи продолжают самостоятельно устанавливать на рабочие компьютеры программное обеспечение. Нередко умышленно или по незнанию устанавливается нелицензионный софт, который в случае проверки принесёт неприятности работодателю, а не провинившемуся работнику.

  • Быстрая диагностика и устранение проблем, связанных с использованием ИТ-инфраструктуры. Выход из строя любого элемента может оказать значительное влияние на работу как отдельного сотрудника, так и целых подразделений и даже всей компании. Поэтому оперативное выявление проблемы — залог эффективной бесперебойной работы.

  • Необходимость минимизации влияния человеческого фактора на жизнедеятельность компании. Благодаря Интернету в компаниях работает много продвинутых пользователей, некоторые из которых могут совершать неправомерные действия: менять параметры учётной записи, снимать коммерчески ценные данные и копировать их на внешние устройства, поднимать VPN-туннели и проч… Такие случаи требуют незамедлительной реакции во избежание серьёзного ущерба.

  • Наконец, всем известна проблема инвентаризации, когда анализ, проверка и создание реестра аппаратного и программного обеспечения отнимает колоссальное количество времени.

Это далеко не полный перечень проблем, которые ежедневно приходится решать системным администраторам и инженерам. А между тем, их решение направлено на достижение важных для каждой организации целей. Во-первых, это обеспечение стабильности и бесперебойности ИТ-инфраструктуры. Во-вторых, эффективное управление лицензиями программного обеспечения. В-третьих, максимальная отдача от вложений в развитие парка аппаратного и программного обеспечения.

Бубен: две реализации


На рынке существует множество программ, решающих отдельные вопросы управления ИТ-инфраструктурой. Мы в Alloy Software изначально задались целью создать комплексное решение, максимально отвечающее всем запросам технических служб и способное создать единое рабочее пространство для управления, мониторинга и контроля ИТ-инфраструктуры. У нас накопился огромный опыт, множество требований к системе, но и этого нам казалось мало — нужна была та самая точка опоры, которая позволила бы учесть все нюансы администрирования. И мы её нашли.

Если озадачиться вопросом эффективного контроля и управления, на помощь приходит подход ITSM (IT Service Management – управление ИТ-услугами), нацеленный на удовлетворение потребностей компаний, и методология ITIL, лежащая в его основе. Философией этого подхода является поиск наилучшего сочетания используемых технологий, процессов, программных решений и людей. Подход ITSM ставит в центр всего процесса управления интересы и потребности клиента, на решение которых и должны быть направлены возможности информационных технологий. ITIL (IT Infrastructure Library — набор публикаций, содержащий лучшие практики в области управления ИТ-услугами). ITIL содержит рекомендации по предоставлению качественных ИТ-услуг, процессов, функций, а также других средств, необходимых для их поддержки. Причём услуги эти могут быть направлены как на внешнего, так и на внутреннего клиента, например, в случае холдинга, распределённой структуры или просто большой компании. ITIL использует популярный сегодня процессный подход, который значительное внимание уделяет достижению всех целей и контролю KPI.

Но и этого нам показалось мало. В итоге команда Alloy Software создала два комплексных решения, которые впитали в себя все мировые практики, но сохранили главное — максимальную кастомизируемость и возможность пользователей настраивать систему полностью под себя, учитывая все особенности бизнеса.

Alloy Navigator — решение для управления сервисом в сфере IT, комплексного управления ИТ-инфраструктурой и обеспечения технической поддержки пользователей. Основные задачи, которые решет система, полностью покрывают потребности системных администраторов и инженеров технической поддержки.

  • Обеспечение технической поддержки с механизмом создания и обслуживания инцидентов, заведения тикетов, выделения групп проблем в отдельные проекты.

  • Управление ИТ-активами компании (Asset Management) — работа со списком материальных (оборудование) и нематериальных (софт) активов с учётом даты их введения в эксплуатацию и стоимости.

  • Управление лицензиями программного обеспечения, учёт программного обеспечения с учётом количества установок, соответствия требованиям и обновлений. Обеспечение системы SAM (Software Asset Management).

  • Управление конфигурациями отдельных узлов инфраструктуры.

  • Управление пользователями.

  • Создание базы знаний, работа с отчётностью, система KPI.

Alloy Discovery — система сбора и обработки информации о компьютерном оборудовании и программном обеспечении компании. Alloy Discovery предлагает гибкую конфигурацию аудит-агентов для поддержки разнообразных сценариев: одно- и мультидоменные сети, сети на базе рабочих групп, удаленные компьютеры в Интернет, изолированные сети (DMZ), не подключенные к сети компьютеры. Для всех типов аудита система решает ряд ключевых задач.

  • Сбор информации о компьютерах и устройствах сети.Сбор сведений о принтерах, сканерах, коммутаторах, маршрутизаторах и других устройствах при помощи SNMP.

  • Аудит удаленных серверов и компьютеров под управлением Windows, Linux и Mac без установки приложений-агентов.

  • Автоматическое оповещение сетевых администраторов и поставщиков IT-услуг при возникновении требующих внимания ситуаций.

  • Аудит удаленных сетей и сайтов с пересылкой результатов по почте.

  • Аудит не подключенных к сети компьютеров при помощи съемных носителей.

  • Комплексный анализ инвентарных данных с использованием автоматической группировки компьютеров и устройств по выбору пользователя.

  • Обнаружение сервисов, пользовательских аккаунтов, запущенных процессов, сетевых протоколов и др.

Опыт наших клиентов показывает, что системы делают ИТ-инфраструктуру прозрачной и управляемой. Как именно это происходит и какую роль играют в этом наши системы, мы расскажем более подробно на страницах нашего блога. Совсем скоро выйдет детальный обзор Alloy Discovery, а затем и Alloy Navigator 7.0. Как говорится, coming soon.

Комментарии (4)


  1. amarao
    09.11.2015 20:21
    +2

    Круто. А как эта штука инвентаризиует лицензии per socket и как она их отличает от per server или per core?


    1. ArsenyMeshkov
      10.11.2015 14:29
      +2

      Здравствуйте. В продуктах не предусмотрена возможность автоматического отслеживания лицензий типа per core, per socket или per processor. Однако есть два возможных сценария работы с лицензиями такого типа:

      1. Эти лицензии можно внести в базу и назначить им соответствующий тип Policy (per core, per socket или per processor), но нельзя вести автоматический учет их использования. При желании Вы можете организовать учет использования лицензий, вручную ассоциируя их с инвентаризированными серверами, например, на закладке Related Objects серверов.

      2. Такие лицензии можно внести в базу с типом Policy «Per Installation». В этом случае, продукты Alloy Software будут автоматически находить сервера, на которых установлен программный продукт, требующий лицензирования, но на каждый сервер будет выделяться одна лицензия. Далее у вас будет возможность вручную выделить каждому серверу недостающее количество лицензий.


      1. amarao
        10.11.2015 16:44

        То есть человек вручную должен разбираться, сколько лицензий надо на сервер? Допустим, там ОС с лицензированием по сокетам и СУБД с лицензированием по ядрам, плюс система управления конфигурациями с лицензированием per server. Плюс винда datacenter edition покрывающая лицензией все виртуалки на данном сервере, кроме виртуалок с другой ОС, у которой лицензирование per client.


        1. ArsenyMeshkov
          11.11.2015 12:37

          Реализация Software Asset Management в наших продуктах на наш взгляд удовлетворяет большинство потребностей пользователей в рамках различных лицензионных схем и моделей. Вы в своём примере представили действительно нетривиальную схему (тем не менее не фантастическую, а, полагаю, что вполне из ежедневных будней сисадмина). И да, действительно, некоторые такие схемы всё ещё требуют некоторого объема ручной работы (как описано выше). Мы, в свою очередь, с каждой версией продукта стараемся дополнить софт полезными улучшениями. Будем Вам очень благодарны за примеры решений, которые в полностью автоматическом режиме смогут справиться с описанной Вами конфигурацией или которые на Ваш взгляд содержат что-то чего нет у нас.