"Открытие совершенно нового Хаба мультимодального обмена в Браксе"

Во вторник, 6 декабря 2022 года, во французском мегаполисе Тулузская Метрополь произошло открытие нового мультимодального транспортного узла в коммуне Бракс. В открытии участвовали мэр мегаполиса Тьерри Занатта и президент тулузской транспортной сети Tisséo TCMS Жан-Мишель Латте. Для продвижения нового направления урбанистики, народные избранники решили сосредоточиться на энергоэффективности вокруг железнодорожного вокзала

— примерно такими заголовками пестрили в начале декабря прошлого года локальные СМИ Тулузы.

Пространство общего пользования, находящееся на территории пересадки между различными видами транспорта содержит три освещенных пешеходных перехода, улучшающих безопасность пешеходов. Wattway Pack делает эти системы освещения ещё и энергоэффективными.

Освещение границ пешеходного перехода делает его более заметным для автомобилистов
Освещение границ пешеходного перехода делает его более заметным для автомобилистов

Wattway Pack — это решение группы компаний Colas Group, которая в рамках проекта Wattway делает электрооборудование, работающее на обочине проезжих частей энергонезависимым. Его преимущества:

  • устойчивость

  • визуальная незаметность

  • модульность

  • автономность благодаря независимости от сети.

Безопасность пешеходов улучшается благодаря установленным на четырех углах пешеходного перехода столбикам, которые освещены ночью.

Система Wattway заряжается солнечной энергией в течение дня и освещает пешеходный переход ночью. Такое решение повышает бдительность автомобилистов и безопасность пешеходов.

Солнечные панели и аккумулятор, находящиеся в непосредственной близости от источника потребления, делают объект энергонезависимым
Солнечные панели и аккумулятор, находящиеся в непосредственной близости от источника потребления, делают объект энергонезависимым

Данное решение является инновационным и экологически чистым. Оно не только повышает безопасность пешеходов, но и снижает нагрузку на энергетическую сеть. Кроме того, установка Wattway Pack позволяет сэкономить деньги на электроэнергии. А ещё, эти столбики, установленные на пешеходных переходах, обеспечивают лучшую видимость пешеходов для водителей в темное время суток.

Такие решения постепенно внедряются в городах многих стран для повышения безопасности и увеличения энергоэффективности. Надеюсь, что подобные инновации будут продолжать развиваться и в будущем станут стандартом для обеспечения безопасности пешеходов на дорогах.

От Турувра до Wattway Pack

Проект Wattway от Colas Group известен тем, что в 2016-м году компания, будучи подрядчиком правительства Франции и Агентства по окружающей среде и энергетике, проводила эксперимент по установке так называемой «солнечной дороги» — километрового участка дороги недалеко от города Турувр‑о-Перш, который покрыт солнечными панелями.

Первая в мире солнечная дорога
Первая в мире солнечная дорога

Данный участок, как предполагалось в начале эксперимента, должен был вырабатывать электроэнергии столько, что хватило бы на освещение всех улиц города.

Из‑за частого загрязнения дороги листьями и грязью, а также из‑за того, что колёса грузовых автомобилей и гусеницы тракторов портили покрытие, даже в первый, относительно удачный год, дороге не удалось сгенерировать 150 000 кВт·ч за год. При ожидаемой выработке в 300 000 кВт·ч. Этому также «способствовала» горизонталная ориентация панелей.

В 2019-м, спустя три года эксперимент пришлось завершить. В заявлении Совета департамента Орн сказано, что изначально предполагалось получать от продажи электроэнергии 10 500 евро в год, но в 2017 году они получили только €4 550, в 2018 году — €3 100, а за первый квартал 2019-го года — всего €1450.

Тогда исполнительный директор Wattway, Этьен Годен (Etienne Gaudin), заявил журналу Le Monde, что компания признала проект с укладкой солнечных панелей на автомобильной дороге неудачным и больше не планирует покрывать 1000 километров автомобильных дорог панелями, как планировалось в начале эксперимента.

Он сказал:

"Мы собираемся работать по другой модели. Наша система не подходит для развертывания на больших промежутках... Теперь мы будем фокусироваться на небольших модулях по три, шесть или девять квадратных метров, которые обеспечивают достаточно электричества для придорожной видеокамеры, освещения автобусной остановки или зарядной станции для велосипедов"

История Wattway Pack

В общем, так и получилось. На сегодня, Wattway специализируется на производстве и продаже комплектов Wattway Pack, состоящих из небольшого количества солнечный модулей Wattway (обычно, в группах от 3 до 12 штук) и аккумулирующей системы, позволяющей сделать автономным источник питания Заказчика.

Четыре солнечных модуля Wattway и скрытый под землёй аккумулятор позволяют подзаряжать электровелосипеды в коммуне Шалабр (Франция)
Четыре солнечных модуля Wattway и скрытый под землёй аккумулятор позволяют подзаряжать электровелосипеды в коммуне Шалабр (Франция)

Компания сделала выводы из эксперимента в Турувре и теперь предлагает более прочные и более эффективные солнечные панели. Это достигнуто благодаря более оптимизированному с точки зрения прочности и прозрачности многослойному защитному полимерному покрытию и использованию более эффективных солнечных ячеек. Сейчас солнечные ячейки в панелях Wattway имеют эффективность в 21%, что в 1,5 раз больше по сравнению с первым поколением, КПД которых был 14%.

Технические характеристики солнечных модулей Wattway
Технические характеристики солнечных модулей Wattway

Использование более эффективных материалов позволило не только повысить выходную мощность с одного модуля до 125Вт, но и снизить себестоимость автономного энергоснабжения. К 2021 году компании за счёт оптимизации процессов и масштаба производства комплектов удалось уменьшить их стоимость в три раза!

Настоящее Wattway

В 2023 году Wattway поставляет свои комплекты не только по всей Европе, но и в другие страны мира и даже открыли представительства в США и Японии. Wattway Pack активно и успешно используются для питания электроприборов на велосипедных и пешеходных дорожках, на пешеходных переходах и в пешеходных зонах. Отдельно стоит отметить, что их можно использовать даже на автомобильных парковках, так как скорость передвижения автомобилей здесь не высокая и снаряжённая масса даже семейного минивэна несравнимо меньше массы трактора, который разбивал модули в эксперименте пятилетней давности.

216 модулей оснащают электроэнергией Центр переработки бытовых отходов в населённом пункте Торн (Англия)
216 модулей оснащают электроэнергией Центр переработки бытовых отходов в населённом пункте Торн (Англия)

Не известно, насколько прибыльным является Wattway, но, судя по тому, что чистая прибыль Colas Group за последние несколько лет в среднем составляет 210 миллионов евро и это направление не закрывают, игра стоит свеч.

К тому же, компания не просто продаёт солнечные модули, она продаёт продукт под названием «автономное энергоснабжение». Да, с ростом энергопотребления в нынешних темпах сложно быть полностью автономным, но если есть возможность чуть‑чуть сократить свои расходы на электроэнергию или сделать небольшие потребители полностью автономными — почему бы ею не воспользоваться? Тем более, что правительства многих стран сейчас активно поддерживают проекты по сокращению использования углеводородов и продвижения ВИЭ.

Комментарии (43)


  1. aik
    00.00.0000 00:00
    +13

    Подозреваю, что они скоро додумаются до того, что батареи можно вешать на столбе под углом, чтобы лучи солнца под более выгодным углом падали.
    Заодно по ним никто ездить не будет.


    1. Zel Автор
      00.00.0000 00:00
      -2

      ну, эта батарея специально разрабатывалась для того, чтоб выдерживать нагрузку транспорта, так что, думаю, её не будут вешать на столб. Это просто не выгодно экономически


      1. aik
        00.00.0000 00:00
        +9

        Зато на столб можно более дешевые батареи вешать.


        1. XaBoK
          00.00.0000 00:00
          +1

          Тут, наверняка, был смысл и в том, чтоб экономить на дорожном покрытии. То есть два в одном. Типа краудфандового https://solarroadways.com/


          1. BigBeaver
            00.00.0000 00:00
            +5

            Ну да, панели-то дешевле асфальта же.


            1. XaBoK
              00.00.0000 00:00
              -3

              Главное чтоб было дешевле чем "асфальт + отдельная установка панелей и освещения".


              1. d2ab
                00.00.0000 00:00
                +8

                Нет, главное - чтоб кто-нибудь выделил деньги на очередной прожект проект.


              1. Moskus
                00.00.0000 00:00
                +2

                Узнаваемый стиль мышления Enterprise Architect-а (у вас это в профиле написано) - главное, чтобы решение выглядело достаточно элегантно и привлекательно для заказчика, который распоряжается не своими деньгами, а практическая польза (абсолютная и сравнительная) - совершенно пофигу, потому что ни на чьем KPI она не отражается.

                Это, прежде всего, наглый безответственный подход. А во-вторых - еще и технически безграмотный.


              1. blik13
                00.00.0000 00:00
                +1

                Только должно быть не дешевле, а экономически выгоднее.

                Вполне возможно что уложить панелями дорогу будет дешевле чем отдельно асфальт и поле из панелей. Но если ваши дорожные панели дают десятую часть энергии по сравнению с обычным полем панелей, то и на кой чёрт они нужны?


                1. Kanut
                  00.00.0000 00:00
                  +4

                  Но если ваши дорожные панели дают десятую часть энергии по сравнению с обычным полем панелей, то и на кой чёрт они нужны?

                  Вопрос в том есть ли вообще это поле чтобы на него ставить панели. В городах, особенно крупных, со свободными площадями обычно не очень.

                  Правда на мой взгляд логичнее в первую очередь для этого дела крыши использовать, а потом уже за дороги браться.


                  1. Moskus
                    00.00.0000 00:00

                    Дороги "в городах" подходят для этого еще меньше, потому что еще и затенены зданиями. Так что это превращается в абсолютно бессмысленную идею ради идеи. Даже вешать панели на южных фасадах - и то более эффективно, несмотря на неудачный угол.


          1. aik
            00.00.0000 00:00
            +8

            Угу. Защищенная от тракторов панель и её обслуживание будут обязательно дешевле куска асфальта и дешевой панели на столбе, да.


            Просто дорога у нихе не получилась и сделали как в том анекдоте про гусар — "ну давайте хоть кота пивом обольём".


            1. GDragon
              00.00.0000 00:00
              +6

              Мне больше понравился фотопример с велопарковкой в статье.
              Где буквально есть крыша, на/вместо которой можно было установить панели.
              А не извращаться с встраиванием в грунт.


              1. aik
                00.00.0000 00:00
                +3

                Да и стоянка тоже. "Трактора не ездят".
                А что, стоянки никто не убирает никогда техникой?


                1. Kanut
                  00.00.0000 00:00

                  Ну у нас для этого дела используют "машинки", которые меньше и легче средней легковушки. А то и вообще по парковке ходит человек и толкает большой "пылесос".


                  1. aik
                    00.00.0000 00:00
                    +1

                    Можно ещё добавить замену дорожного покрытия. Если на простой стоянке срезал старое и накатил новое, но на "солнечной" придётся кусками, причём ещё стараясь провода не повредить, а не только сами элементы.


                    В общем, на мой взгляд, от совмещения проезжей части и солнечных батарей в реальной жизни гораздо больше вопросов, чем ответов.


                    1. Zel Автор
                      00.00.0000 00:00
                      +1

                      может быть, и хорошо, что такие вопросы поднимаются. Как говорят, "даже отрицательный опыт" - это тоже опыт.

                      Не знаю, что насчёт стоянки, но главной маркетинговой силой малых комплектов в удалённых от города местах, как я понял, считается не то, что это "вот солнечная батарея и она вырабатывает дофига электричества" (нет), а то, что "вот солнечная батарея, она вырабатывает достаточно электричества для питания _допустим, счётчика велосипедистов или дорожной камеры_ и её нельзя снять со столба и утащить".

                      Ну, а в городах, да, это необычная, дорогая, привлекающая внимание игрушка, которая призвана не обеспечить 100% энергонезависимость, но, как минимум, привлечь внимание населения к проблеме энергообеспечения, экологии и т.д. по списку.


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00
                        +2

                        Эти вопросы должны подниматься до строительства а не после.

                        её нельзя снять со столба и утащить.
                        Прямо вижу, как немцы/испанцы воруют панели со столба.
                        в удалённых от города местах
                        И фотки прямо в городе для иллюстрации. Спасибо, очень наглядно. С другой стороны, про питание от батарей сотовых вышек в многих километрах от жилья вопросов никто и не задает — там всё понятно.


                      1. Kanut
                        00.00.0000 00:00
                        +2

                        Прямо вижу, как немцы/испанцы воруют панели со столба.

                        Проблема в том что в те же Германию или Испанию могут спокойно приехать какие-нибудь условные цыгане из Румынии.

                        А у нас вон недавно поймали совсем не условных, которые всё подряд на металлолом разбирали и сдавали....


                      1. Zel Автор
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Монпельер (Франция)
                        Монпельер (Франция)
                        Бобиньи (Франция)
                        Бобиньи (Франция)
                        Гравэ (Нидерланды)
                        Гравэ (Нидерланды)

                        Если Вы верите в тотальную честность немцев и испанцев - горжусь Вами, как человеком.

                        С сотовыми вышками всё более серьёзно в юридическом плане. Там и страховка есть, и охрана имущества лучше организована


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        Лампочки же не снимают со столбов, почему панель должны спереть с крыши?


                      1. Zel Автор
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Ну, не мне заглядывать в умы "немцев", но когда-то в институте я проходил (мимо) ценности блага и его предельной полезности.

                        Ценность блага = Цена блага + Достоинства - Недостатки.

                        Цена = 0, поэтому рассматривать можно только Достоинства и Недостатки.

                        Недостатком тут может быть, например, уголовное наказание. Поэтому "пользователь" может прикидывать, на что променять свободу - на лампочку, гипотетическая Цена и Достоинства которой известны, или на солнечную панель, гипотетическая Цена и Достоинства которой "пользователь" может представить себе только в мечтах.

                        По поводу ошибочного представления Достоинств - у нас тут ещё остались некоторые граждане, которые ошибочно думают, что солнечная панель мощностью 125Вт будет вырабатывать 125Вт 24 часа в сутки.


                      1. Kanut
                        00.00.0000 00:00

                        Ну для немцев солнечные панели давно уже перестали быть непонятной экзотикой.

                        И чем откуда то выламыаать панель, так её проще купить. Особенно если мы говорим о небольших панелях, которые можно крепить на столбах.


                      1. Sheva1984
                        00.00.0000 00:00
                        +2

                        Тоже в институте рассказывали, что 5-литровая бутылка воды в пустыне имеет большую ценность, чем 50-литровая канистра, потому что её тащить удобнее.

                        Что касается энергетической "неграмотности", то это не только у наших товарищей. В других странах есть люди, тоже думающие, что фотопанель работает с того момента, когда солнце только-только показалось над горизонтом, и заканчивает, когда оно зайдёт за горизонт


                      1. aik
                        00.00.0000 00:00
                        +3

                        Ну вон от упомянутых выше solarroadways выхлопа никакого, кроме медийного. Тестовая "стоянка" даже себя обогревать не справляется. Зато денег от инвесторов собрали заметное количество.


  1. Moskus
    00.00.0000 00:00
    +2

    чистая прибыль Colas Group за последние несколько лет в среднем составляет 210 миллионов евро и это направление не закрывают, игра стоит свеч.

    объясняется, главным образом, вот этим:

    правительства многих стран сейчас активно поддерживают проекты по сокращению использования углеводородов и продвижения ВИЭ

    Потому что продать заведомо наименее эффективный и наиболее дорогой способ использования солнечной энергии из всех возможных можно только правительствам разного уровня, в ведении которых находится дорожная инфраструктура.

    Встраивание солнечных панелей в дорожное покрытие - гарантированный индикатор коррупционной схемы и нецелевого использования бюджетных средств.


    1. telobezumnoe
      00.00.0000 00:00
      +1

      как то смотрел интервью какого то английского чиновника после постройки моста с солнечными панелям, так он сказал да, это на нынешнем этапе нерентабельно, и мост даже сам себя не способен обеспечить эл энергией, но если мы не будем инвестировать в подобные проекты, то и не появится эффективных решений, а так каждой раз они улучшают показатели и вообще развивают перспективную область вкладывая в нее деньги и хоть так отбивая затраты на разработку технологий, в последующем будут более эффективные технологии


      1. Moskus
        00.00.0000 00:00

        "Перспективную область" можно развивать без того, чтобы зарывать панели в землю. Проблема с этим способом установки упирается в фундаментальное противоречие между функцией и методом. А речи про инвестиции - либо карго-культ, либо коррупция.


      1. Moskus
        00.00.0000 00:00
        +1

        Чтобы вам было понятнее, далеко не любая технология становится значительно дешевле от увеличения инвестиций или массовости производства. У любой технологии есть "плато", которое для нее является если не абсолютным пределом, то пределом в рамках осмысленных затрат. Но главное препятствие тут, конечно - фактическое противодействие совершенствованию технологии в выборе контр-продуктивного способа размещения панелей.


        1. Zel Автор
          00.00.0000 00:00
          +1

          У любой технологии есть "плато", которое для нее является если не абсолютным пределом, то пределом в рамках осмысленных затрат.

          да, но. У фотовольтаики "плато" ещё не наступило даже по меркам технологического развития конца прошлого века.

          А по поводу массовости производства - никто не говорит, что нужно просто взять и закинуть все деньги в топку кремниевой плавильни, а потом посмотреть получилось или нет. Нужны расчёты и эксперименты на сравнительно небольших объектах.

          Дорога на Турувр протяжённостью в 1 километр оказался слишком большим объектом. Но всё равно - это был эксперимент. Если бы он удался, его раскатали бы на 1000 километров. А так - поняли ошибки и вместо увеличения, произошло сокращение. Многие так делают. Вон, швейцарцы, например, со своей "солнечной железной дорогой" - явно же должны были учесть опыт соседей. И всё равно делают тестовый участок.

          Если придерживаться принципа: "ничего не буду делать - и так всё работает", - то так человечество останется на том технологическом уровне, на котором оно находится сейчас и никуда развиваться не будет.

          По поводу расчётов, ребята из ЕС уже провели расчёты, что для конкуренции с китайцами необходимы заводы мощностью не менее 5ГВт/год. И это не какой-нибудь производитель притянул за за уши, чтоб получить финансирование (некоторые из них, наоборот, отказываются расширяться), это third-party исследование.


          1. Moskus
            00.00.0000 00:00
            -1

            Вы не передергивайте, не на смешивать солнечные панели вообще (у которых есть потенциал) и панели, зарываемые в землю. Мне всё больше кажется, что вы намеренно врёте, судя по вашему упорству.


            1. Zel Автор
              00.00.0000 00:00

              ну, понял


      1. BigBeaver
        00.00.0000 00:00
        +3

        Да, вечный двигатель пока не готов, и существующие решения — развод. Но, если не инвестировать в эту перспективную сферу, то нормальных решений никогда и не появится.


  1. konst90
    00.00.0000 00:00
    +5

    Если к молотку приделать отвертку - у вас получится плохой молоток и плохая отвертка.

    Если к дороге приделать солнечные батареи - эффект будет аналогичным. У вас получится плохая дорога, потому что одно из важнейших качеств дороги - это сцепление покрышек с покрытием, а прозрачное покрытие должно быть гладким, а не шероховатым. Кроме того, резкое изменение характера покрытия тоже может повысить аварийность. Плохими получатся и солнечные панели, потому что они будут портиться колёсами и пачкаться.


    1. Moskus
      00.00.0000 00:00
      +2

      Плохими получатся и солнечные панели, потому что они будут портиться колёсами и пачкаться.

      ... потому что они направлены в зенит, потому что свет, падающий на толстое не совсем прозрачное стекло даже под углом близким к перпендикуляру - теряется.

      То есть даже батарея на дороге, по которой никто никогда не будет ездить, заметно менее эффективна и более дорога в производстве, чем установленная "традиционным" способом.


      1. BigBeaver
        00.00.0000 00:00
        +1

        потому что они направлены в зенит
        Просто надо делать дороги под углом //s


        1. Moskus
          00.00.0000 00:00
          +1

          Я думаю что сарказм здесь - не самый лучший инструмент для реакции, потому что он недостаточно жёсткий по отношению к тем жуликам и трепачам вроде автора статьи, которые продвигают этот бред под соусом инноваций.


    1. Zel Автор
      00.00.0000 00:00

      всё верно. В Турувре даже пришлось вводить ограничения скорости на этом участке.

      А по поводу шероховатости - тут как посмотреть. Сейчас делают солнечные панели с негладким покрытием, чтоб получился эффект линзирования и больше солнечного света не отражалось от поверхности защитного стекла, а попадало на солнечный элемент


      1. Moskus
        00.00.0000 00:00
        +3

        Если сделать поверхность стекла покрытой призматическими (да, ни к какому "линзированию" преломление на призмах отношения не имеет) структурами, эти структуры создадут точки концентрации трения и, как результат - износа. Так что давайте все же не оправдывать откровенное жульничество псевдо-инженерными решениями.


  1. perfect_genius
    00.00.0000 00:00
    +1

    А кто-то пробовал переносить солнечный свет в те места Земли, где темно, не знаете? Зеркалами там, оптоволокно…
    Вообще в таком не разбираюсь, но явно энергии света не хватить сохранить на большие расстояния, да?


    Вспомнил, что в "Умри, но не сейчас" так пробовали зеркалом в космосе, но я про земные методы.


    1. Radisto
      00.00.0000 00:00

      Палубные призмы на парусниках, тротуарный свет, литр света (это уже из современности)


      1. Radisto
        00.00.0000 00:00

        https://en.m.wikipedia.org/wiki/Deck_prism

        Палубная призма это вот такая вещь


    1. Zel Автор
      00.00.0000 00:00
      +2

      Световоды, знаю, были в СССР, когда солнечный свет подавался внутрь здания или даже под землю.