На связи Саша Хрущев, технический директор IT-компании WINFOX. Примерно полгода назад мы открыли филиал в Боснии и Герцеговине, а теперь учимся жить и работать в этой стране. В статьях я делюсь личным опытом — это поможет тем, кто собирается релоцировать бизнес или переехать самостоятельно. 

На этот раз расскажу, как вести бизнес в Боснии и Герцеговине: налоги, банкинг, косвенные затраты, рабочая виза и другие особенности работы местной компании. 

Если хотите узнать, как открыть филиал IT-компании в Боснии, сколько стоит жить в этой стране и другие особенности, почитайте предыдущие материалы:

Основные налоги

Налоговая ставка зависит от того, с кем вы работаете — с зарубежными партнерами или местными компаниями.

Зарубежные партнеры. Если вы работаете только на зарубежных заказчиков, а не на внутренний рынок, для вас ставка налога составляет 10% от разницы доходов и расходов. Налог на дивиденды — тоже 10%. Но дивиденды можно платить только один раз по итогам года. 

При этом вам не нужно платить PDV в размере 17% — аналог нашего НДС. 

Однако все не так просто. Даже если вы освобождены от уплаты PDV, вам все равно понадобится так называемый PDV-номер. Он нужен компаниям, у которых поступления на счет с начала года превысили 50 тысяч конвертируемых марок Боснии и Герцеговины (КМ). Этот номер должен быть у вас быть не позднее, чем через неделю после превышения порога. 

Чтобы получить PDV-номер, подготовьте следующие документы:

  • график платежей с начала года и до момента достижения порога;

  • платежку, в которой вы превысили порог;

  • заявление на получение PDV-номера — бланк выдадут;

  • заявление, что вы превысили порог такого-то числа, — бланк выдадут;

  • заверенную копию «статистики» — документа, который вам дают при открытии фирмы (аналог нашего уведомления о постановке на налоговый учет);

  • заверенную копию паспортов учредителей.

Пакет документов необходимо направить не в теплую ламповую налоговую по месту регистрации фирмы, а в центральную, которая находится недалеко от центра Сараево.

Этот странный и нелогичный ритуал очень важен для налоговой. Нарушители получают огромный штраф в несколько — иногда десятков — тысяч евро.

Рекомендую рассчитывать платежи так, чтобы быть готовыми пройти этот квест как можно быстрее. Например, мы превысили порог всего на 40 КМ, тупили неделю, так как не знали о превышении, а потом в панике собирали и подавали документы.

А еще учтите, что с PDV-номером у вас будет больше отчетности и расходы на бухгалтерию вырастут примерно на 25%.

Местные компании и физлица. Если вы захотите работать с местными фирмами, вы автоматически станете плательщиком PDV при превышении порога входящих платежей в 50 тысяч КМ с начала года. То есть при поступлениях до 50 тысяч КМ вы будете платить 10%, а при поступлениях свыше 50 тысяч КМ — 27%.

Помимо этого понадобится касса.

Это, конечно, очень много. А ведь еще есть гигантские зарплатные налоги…

Налоги с зарплаты

Зарплатные налоги здесь, как и везде на Балканах, огромные и сравнимы с нашими. Конечно, если считать без льгот от Минцифры, дай им Бог здоровья. 

Налоги с моей минимальной зарплаты директора составляют 45%. Думаю, что именно этим можно объяснить высокий уровень официальной безработицы в стране и низкие официальные зарплаты. Далеко не все работодатели готовы отдавать государству еще половину зарплаты каждого работника.

Поэтому в Боснии популярны всякие мутные схемы, которые в простонародье называют обналом. Мы такими схемами не пользуемся и не призываем вас это делать. 

Если вдруг вам нужно относительно небольшое количество налички, есть вполне себе законный способ выдать кому-нибудь займ от лица фирмы. Говорят, его даже не всегда можно возвращать. Но мы опять-таки осторожничаем и не рискуем проверять, поэтому займы возвращаем.

Косвенные затраты

Кроме прямых затрат есть еще косвенные, например, аренда офиса и стоимость ведения бухгалтерии. Вот какие косвенные расходы у нашей компании в месяц:

  • Налог на зарплату генерального директора — 293 КМ. Саму зарплату можно не платить)

  • Аренда офиса — примерно 200 КМ за наш офис класса «эхо войны» площадью 15 квадратов и с простреленными стенами.

  • Бухгалтерское обслуживание — 250 марок.

  • Множество мизерных, но странных платежек, которые присылает бухгалтер —  не более 2 КМ за платежку. Вот примеры таких платежек:

    • doprinosi za solidarnost (солидарные взносы) — 2 КМ;

    • doprinosi za šume (взнос за лес) — 0,6 КМ;

    • doprinosi za protivopožarnu nakladu (взнос за противопожарное оповещение или что-то такое) — 0,3 КМ;

    • uplata za vodnu nakladu (что-то там за воду) — 2 КМ.

  • Годовой отчет — 200 КМ за подготовку и 90 КМ за подачу. Зависит от бухгалтера.

Всего в месяц выходит примерно 767 КМ. 

Немало, но по факту это полноценная фирма с существенными по боснийским меркам оборотами. Для сравнения: обслуживание московского филиала нашей IT-компании стоит более чем в 2,5 раза больше.

Банкинг

У Nova Banka, с которым мы работаем, есть интернет-банкинг. Но он выглядит и работает ужасно. Правда, есть и пара плюсов. 

Во-первых, если у вас есть номер счета, вы его вбиваете — и все реквизиты подтягиваются автоматом. В приложениях российских банков такого нет, и меня напрягает необходимость проверять БИК и номер счета перед каждым платежом.

Во-вторых, несмотря на кажущуюся сложность проведения платежей во всякие органы из-за кучи дополнительных реквизитов, например, номера общины, статьи платежа и подобных, в банкинге это реализовано весьма удобно. А еще есть шаблоны.

Но, конечно, до единого налогового счета, как в России, Боснии как до луны.

На каждое трансграничное движение денег у вас потребуют подтверждение. При этом обычно достаточно выставленного инвойса с подписью и печатью плательщика. Но его еще поди получи: некоторым контрагентам приходится долго объяснять, для чего это нужно. Без подтверждения деньги на ваш счет не упадут, а будут болтаться в недрах банка. 

То же самое и с исходящим свифтом. Будьте готовы не расставаться с печатью фирмы. Я вот заказал в России простенькую копию (так дешевле), и таскаю ее с собой на случай, если срочно надо будет отправить какой-то платеж.

Сохраняйте все чеки, накладные и прочие бумажки. Только с ними вы сможете отнести к расходам деньги, потраченные на покупку оборудования и сервисов. 

Списать затраты на бензин или ремонт авто, скорее всего, не получится. До получения ВНЖ вы не сможете оформить авто на фирму. А если на балансе вашей компании 0 авто, о каком бензине или ремонте может идти речь?

Рабочая виза

Рабочая виза — это здорово. С ней можно находиться в Боснии 180 дней и быстрее пересекать границу. 

Получение рабочей визы представляет из себя интересный квест. Вот как его пройти.

Получите разрешение на работу. Подробнее про то, какие документы нужны для получения разрешения на работу, я рассказывал в первой статье.

Оформите приглашение от фирмы. Когда у вас уже есть разрешение на работу в Боснии и Герцеговине, для получения рабочей визы нужно приглашение от фирмы, то есть «pozivno pismo». 

Так как я генеральный директор, это письмо мне нужно было выдать самому себе и заверить его в инспекции по делам иностранцев. Там вас наверняка уже давно знают, так как вы успели их основательно задолбать, пока открывали фирму)

В Боснии давно и непримиримо борются с фейковыми компаниями и фирмами-однодневками, поэтому инспектор лично придет к вам домой и вдобавок посмотрит офис. Несколько кринжовая процедура, но правила есть правила.

После этого инспектор заберет у вас письмо и велит выметаться из страны…

Дело в том, что процедура заточена на приглашение других работников. А с самим собой в роли директора происходит некий юридический казус: как можно пригласить человека, который уже находится в стране? Нонсенс какой-то, поэтому по логике местных законов на момент заверения письма инспектором тебя в стране быть не должно.

В такой ситуации многие едут в Черногорию или Сербию, чтобы провести там пару незабываемых дней в ожидании заверения письма. Это примерно столько времени и занимает, если, конечно же, вы уведомили инспектора, что в стране вас нет. Уведомить его просто: после того, как инспектор побывает у вас дома, вы почти друзья, так что можно написать ему в мессенджер или позвонить. 

После заверения письма квест не заканчивается, но переходит в финальную стадию. Вас ждет оформление визы.

Сделайте рабочую визу. Прежде всего соберите пакет документов: 

  • цветные фото 3х4; 

  • заверенные копии разрешения на работу, паспорта, решения об открытии фирмы и «белого картона»; 

  • договор об аренде жилья; 

  • страховка. 

Страховку обычно не смотрят, но лучше иметь ее при себе. 

Обратитесь со всем этим добром в любое консульство Боснии и Герцеговины. Например, в Москве, Белграде или Подгорице. Да, придется еще раз выехать из страны.

В консульстве у вас примут документы, попросят заполнить заявление, оплатить пошлину порядка 90 евро — и отпустят восвояси. 

Ждать выдачу рабочей визы придется долго, так как консульства перегружены. Например, мне сделали визу за 37 дней. Как только виза будет готова, вам позвонят, и можно будет ехать ее забирать. В консульстве вам вклеят стикер с визой в паспорт.

Интересно, что место в визе под фотографию есть, но самой фотографии нет. Зачем они берут фото и что с ними делают потом, загадка вселенского масштаба.

Вид на жительство

Если вы не собираетесь связывать свою жизнь с Боснией и Герцеговиной, можете не оформлять ВНЖ. Это личное дело каждого. Но генеральному директору фирмы желательно иметь ВНЖ. Если гендир не намерен оформлять себе ВНЖ, его ждут незабываемые приключения:

  • нельзя оформить машину на себя или на фирму;

  • надо постоянно обновлять личный ИНН, так как налоговый номер нерезидента действует всего три месяца;

  • нельзя снять деньги с личного счета в банке без справки из налоговой о том, что нерезидент не имеет долгов перед Боснией, а эту справку не так-то быстро и просто получить;

  • постоянно появляются новые правила и ограничения, которые делают жизнь нерезидента в Боснии и Герцеговине похожей на маленький персональный ад.

Чтобы оформить ВНЖ, необходимы только виза D и справка о несудимости. Справка о несудимости должна быть бумажная — онлайн с «Госуслуг» не подойдет.

Выдачей ВНЖ занимается «Agencija za strance» (там вы делали «белый картон» и оттуда к вам домой инспектор приходил). Срок ожидания — 20 дней.

Маленькие хитрости

Вот несколько лайфхаков, которые помогли пройти все эти квесты лично мне.

Купите машину. Рынок аренды диковат и дороговат, а европейский автопром в состоянии «чтобы ездила» на местном OLX.ba представлен по крайне демократичным ценам. Например, старый дизельный Golf сам себя отобьет при не очень активной эксплуатации за полгода. А ездить придется много. Проблема лишь с оформлением, поэтому см. следующий пункт.

Заведите местных знакомых. Они подскажут и расскажут вам много интересного. В целом местные нормально относятся к взаимовыгодным предложениям, а познакомиться с ними обычно труда не составляет. Например, можно оформить на нового знакомого машину или выдать ему займ от лица фирмы.

Обязательно сделайте карту UnionPay Газпромбанка или другого неподсанкционного российского банка. Снимать наличку по мере надобности, не заморачиваясь криптой или системами переводов, — бесценно.

Откройте для себя рынки, развалы и специализированные магазины. В больших маркетах не всегда все есть, а если и есть, то выбор может разочаровать. Мясо удобно покупать в «месарах», а картошку, капусту и прочие овощи — с машин и мини-развалов, коих бывает по нескольку штук на район. Есть шикарные рынки, где можно купить все, от бензогенератора до шлема Дарта Вейдера. А еще там наливают кофе по 1-1,5 КМ. Неплохой, кстати, кофе.

На этом все. Несмотря на то, что Сатана в статье появляется аж два раза, ничего сложного в ведении бизнеса в Боснии нет. Вам поможет алкоголизм терпение и оптимизм.

Если вдруг покажется, что вы ничего не понимаете и все зашло в тупик, наверните чевапей с вином, покурите кальян и отдохните. В этом рецепт простого балканского счастья.

А пока мы в WINFOX прорабатываем кейс релокации сотрудников в Боснию. Об этом я расскажу в следующей статье.

Если у вас появились вопросы насчет жизни и работы в Боснии, пишите в комментариях — постараюсь помочь.

Комментарии (4)


  1. kesrt
    00.00.0000 00:00
    +1

    Почему-то вспомнился фильм "Черная кошка, белый кот".

    А по теме: Автор, а вы в каждой стране оформляете на новых знакомых свои машины и деньги, или это только Боснии так повезло?


    1. winfox_tech Автор
      00.00.0000 00:00

      Деньги не оформляю, а машины... у меня не так много машин в разных странах. Фильм не зря вспомнился, как раз те же цыгане вам прекрасно за копеечку малую на себя машину оформят) У меня машина оформлена на кузена мужика который мне ее страховал, если уж вдаваться в подробности, и не вижу в этом никакой проблемы...


  1. j-dev
    00.00.0000 00:00
    +1

    Саша, поражаюсь твоей энергичности. Я бы не вписался в эту тягомотину преодолевания в довольной спорной для релокации стране трудностей, которых в РФ давно уже нет.

    Особенно остро я прочувствовал как мне хорошо живётся в Москве после почти полугодового проживания в Турции и попытке получения ВНЖ (был отказ в итоге). После этого я решил, что если уж ввязываться во все тяжкие, то сразу где-нибудь в Британии или США.

    PS мы знакомы, если что (проект в Сбере), но я не хотел бы раскрывать кто я ))


    1. winfox_tech Автор
      00.00.0000 00:00
      -1

      Насчет спорной - вопрос. Простота открытия бизнеса и стоимость жизни весьма привлекательны, отпугивает только бюрократия и правило 30/60. Последнее время едет очень много россиян. А тягомотина она везде, читаешь по Казахстан, Турцию, Сербию, Черногорию, проблемы они везде, те или иные. Такого чтобы по красоте заехать и обосноваться уже мало где осталось, а где и осталось, там цены на недвижку зашкаливают...