Раскрываем три кейса о том, как технологии распознавания паспорта, банковских карт и QR-кодов помогают Тинькофф решать задачи на фоне быстрого роста числа клиентов — с 5 млн в 2016 до 30 млн человек сегодня.

В этой статье мы расскажем о сотрудничестве Тинькофф и российского разработчика систем распознавания документов Smart Engines. Мы на примерах покажем, как технологии ИИ, системы компьютерного зрения и технологии OCR помогают бизнесу повысить эффективность и улучшить пользовательский опыт.

Ставка на технологии

В сфере искусственного интеллекта Тинькофф пользуется преимущественно собственными разработками. Стать партнером одного из лидеров мирового финтеха сложно. Это удалось немногим. Сотрудничество со Smart Engines — редкое исключение, которое началось почти восемь лет назад. С тех пор мы непрерывно работаем с экосистемой Тинькофф.

В 2016 году, когда началось наше партнерство, услугами Тинькофф пользовались 5 млн человек. На тот момент по числу клиентов Тинькофф существенно уступал крупнейшим частным банкам РФ. Альфа‑Банк и Райффайзенбанк обслуживали 14,3 млн и 14,8 млн клиентов соответственно.

Но Тинькофф работает по иной бизнес‑модели, которая изначально была признана передовой. И он быстро стал примером в технологичности продуктов и качестве обслуживания клиентов даже для самых крупных банков.

В 2016 году Тинькофф внедрил систему для распознавания паспортов Smart ID Engine.

Быстрый онбординг

При получении карты Тинькофф клиент должен предъявить документ, удостоверяющий личность, а представитель банка — передать персональные данные в компанию. Раньше сотрудники Тинькофф вводили всю информацию из паспорта вручную. После внедрения технологии Smart ID Engine эта задача существенно упростилась. Представителю Тинькофф достаточно сфотографировать основной разворот паспорта. Снимок отправляется на сервер в Тинькофф, где AI‑решение автоматически распознает все необходимые поля и вносит большую часть данных клиента в систему. Правильность введенных данных достаточно высокая — вся поступившая информация дополнительно автоматически проверяется внутри Тинькофф, так исключается вероятность ошибки или неточности.

Все персональные данные клиентов при этом остаются внутри Тинькофф. Библиотека подпрограмм (SDK) Smart ID Engine работает автономно. Система распознавания документов внедрена во внутренний информационный контур Тинькофф, что обеспечивает полную конфиденциальность данных клиентов.

Обработка паспорта решением Smart ID Engine не создает риска утечки данных. Представитель Тинькофф делает снимок документа с помощью рабочего устройства, а фотография по защищенным каналам связи отправляется напрямую в систему Тинькофф. После этого представитель Тинькофф не может скопировать или отредактировать документ. Кроме того, все действия на устройстве логируются. Это значит, что Тинькофф при необходимости может проверить все действия своего сотрудника.

Система Smart ID Engine усилила безопасность онбординга Тинькофф, а также ускорила процесс KYC и обработки документов.

Цифровая бизнес‑модель для банка оказалась весьма дальновидным решением. В 2020 году, когда началась пандемия COVID, многие компании были вынуждены срочно развивать цифровые каналы для обслуживания клиентов во время локдаунов. Для них это был настоящий стресс‑тест. Но так как Тинькофф изначально ориентировался на работу в цифре, то в новых условиях банк оказался в наиболее выгодной позиции. Тинькофф справился со всеми нагрузкам и другими вызовами пандемии COVID в том числе с помощью технологий системы распознавания Smart Engines.

Помимо системы распознавания паспорта Smart ID Engine Тинькофф внедрил программу для считывания данных банковских карт и QR‑кодов Smart Code Engine.

Удобные платежи

Технология распознавания банковской карты была внедрена Тинькофф в 2017 году. Она позволяет клиентам совершать оплату по карте, не вводя данные вручную. Данные карты, как в случае с паспортными данными, остаются в полной конфиденциальности и под защитой Тинькофф. Скорость считывания данных карты в Smart Code Engine достигает 35 мс — быстрее, чем моргает человеческий глаз.

Наша разработка умеет извлекать данные как из эмбоссированных карт (тиснение буквенно‑цифровой информации), так и выполненных индент‑печатью (вдавливанием символов). Для этого в процессе распознавания автоматически определяется метод печати карты и выбирается необходимый алгоритм обработки.

Если раньше клиенту Тинькофф для осуществления перевода нужно было вручную вводить 16 цифр и трижды перепроверять их, то после интеграции решения ему достаточно навести на нее камеру смартфона. Эта технология стала де‑факто новым стандартом ввода данных банковской карты.

В 2020 году Тинькофф внедрил в мобильные приложения дополнительную функцию Smart Code Engine — распознавание QR‑кодов.

Вообще QR‑коды могут использоваться в разных областях, но главная их них — это бесконтактные платежи. В России оплата посредством QR‑кода осуществляется через Систему быстрых платежей (СБП).

Изначально мало кто верил, что такая система оплаты будет пользоваться высоким спросом у российских пользователей. Однако ее популярность возросла после ухода Apple Pay и Google Pay. Минувшей зимой ТАСС со ссылкой на российские банки сообщил, что количество транзакций с помощью QR‑кодов за три квартала 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 года выросло в 20 раз.

Решение Smart Code Engine помогает клиентам Тинькофф решать десятки задач. Сканируя QR‑коды, они могут оплачивать налоги, штрафы, коммунальные платежи и прочие квитанции, а также совершать покупки и денежные переводы без необходимости ручного ввода реквизитов. Программа справляется с задачей считывания штрихкодов даже на недорогих смартфонах.

При считывании данные платежа, указываемые получателем в QR‑коде на квитанции или сгенерированные на экране монитора компьютера, автоматически вводятся в соответствующие поля.

Тинькофф постоянно совершенствует цифровые сервисы и добавляет новые функции, которые помогают клиентам осуществлять платежи и делать покупки. В 2023 году экосистема Тинькофф обслуживает более 30 млн клиентов.

Согласно исследованию «Ромир», клиенты Тинькофф вывели его в лидеры рейтинга удовлетворенности услуг банков. Доля позитивных оценок достигла 26% при доле промоутеров 50% и критиков — 24%. Рекомендовать Тинькофф расположены россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Таким образом, половина клиентов Тинькофф являются его же амбассадорами. Попробовав продукты компании, они активно продвигают бренд среди друзей и знакомых.

Заключение

Спасибо, что дочитали до конца! В этой статье мы рассказали о технологиях Smart Engines, которые помогли Тинькофф ускорить онбординг клиентов и сделать платежи еще более комфортными.

Признаемся, мы очень рады быть свидетелями впечатляющего роста бизнеса Тинькофф с 5 млн до 30 млн клиентов. В этом году мы отмечаем восемь лет нашего сотрудничества. Мы гордимся тем, что все это время наши продукты Smart ID Engine и Smart Code Engine успешно применяются в Тинькофф.

Комментарии (5)


  1. shark14
    01.06.2023 11:47

    Представитель Тинькофф делает снимок документа с помощью рабочего устройства
    ...
    После этого представитель Тинькофф не может скопировать или отредактировать документ.

    А сфотографировать экран рабочего устройства, на котором открыт снимок документа, с помощью личного телефона религия запретит?


    1. SmartEngines Автор
      01.06.2023 11:47

      Клиент такого не позволяет. Сложно представить человека, который спокойно смотрит, как курьер (представитель банка) откровенно ворует его паспортные данные!


      1. GigaLORDex
        01.06.2023 11:47

        Подразверну мысль шарка14, можно на экран монитора вывести липовый паспорт (конкурент\враг\новый муж бывшй жены) и сфоткать его, и не нужно ничего редактировать :)


        1. SmartEngines Автор
          01.06.2023 11:47

          Отловим


      1. shark14
        01.06.2023 11:47

        Так сфотографировать предполагается не в присутствии клиента, а позже, просто под эгидой «проверить в телефоне, все ли загрузилось».