Кто я такой?


Я попал в Кремниевую Долину (КД) примерно в то же время, когда нас впервые перенесли в «далёкую-далёкую галактику». Начинал с магазина Byte, 48KB Apple II+, автоматических номеронабирателей и модемов на 300 бод. Работал в КД 25 лет. И сейчас там интересно, как никогда ранее.

Кремниевая Долина, продукт для потребителей


Установим эволюционные циклы, чтобы лучше понять непревзойдённое творческое самоуничтожение КД.

image

КД версия 0.1 (альфа, 1956–1977, никаких потребителей). Строго говоря, КД началась с основания Shockley Semiconductor, из которых через год вышли Fairchild, а в 1968-м – Intel. Но я рассматриваю этот период как 20-летнюю альфа-версию, поскольку тогда у них не было никаких потребителей.

КД 1.0 (персональная, 1977-1992, десятки миллионов потребителей). Появление близняшек Apple II и Atari VCS/2600 in 1977 (у истоков обеих стояли Стив Возняк и Стив Джобс) ввело КД в сознание потребителей как поставщика полезных и привлекающих внимание машин.

КД 2.0 (в контакте, 1992-2007, сотни миллионов потребителей). В 1992 America Online for Windows (а в следующем году — Mosaic Internet browser) положили начало этому циклу. Он включает подъём пользовательского интернета, и вместе с ним — появление Amazon для покупок и Google для поиска.

КД 3.0 (мобильная, 2007-2022, миллиарды потребителей). Представление iPhone как «это iPod, телефон и интернет-коммуникатор» ввело нас в тот цикл, в котором мы сейчас и находимся. И, какой бы он ни был захватывающий…



Мобильные устройства недостаточно сильно разрекламированы


Смартфоны (и в каком-то смысле, планшеты) – не только самые ценные информационные устройства для нынешнего поколения (и более персонализированные, чем интернет на десктопе), или даже у нескольких поколений (они более сложные, глобальные, доступные и часто используемые, чем телевидение).

Предсказание: мобильные устройства так и останутся самыми ценными информационными устройствами.

Мощное устройство с экраном, которое находится в вашем кармане весь день, и соединено со всеми и всем, что им нужно, неотличимо от магии. Оно представляет собою больше, чем сумму всех наилучших частей всех предыдущих инфоустройств. Глубина печати, мобильность радио, эмоции телевидения, целеустремлённость цифровых технологий…

Они улучшают нашу социальную жизнь, а также экономическую и политическую стороны жизни. И три самых ценных сервиса – Google (организовывает миллиарды единиц информации), Facebook (миллиарды людей) и Amazon (миллиарды вещей).

Если окончание КД версии 3.0 будет похоже на 1.0 и 2.0, у нас осталось ещё порядка 7 лет.

Предсказание: От коммуникаций, присутствующих у нас, мы перейдём к коммуникациям, присутствующим на нас. Мир будет не только у нас в карманах и ладонях, но и на запястьях и носах.

Аксессуары, которые помогают нам чувствовать нашу связность с миром каждую секунду (носимые гаджеты вроде Apple Watch) или более глубоко (виртуальность наподобие Oculus Rift, Samsung Gear VR или Google Cardboard и дополненная реальность вроде Microsoft Hololens или Google Magic Leap). Как и другие технологии, эти аксессуары сделают большие шаги в их третьем поколении, поэтому будьте готовы к тому, чтобы почувствовать усиление связности, начиная с 2019 года. Да, мобильные устройства, их сервисы и аксессуары – то, чем наиболее славна третья версия КД. Но мы не закончим с этим, пока не наступит…

Истинная мобильность


На рубеже КД 4.0 (примерно в 2022 году) люди получать возможность находиться на связи где угодно. Но расстояния, разделяющие нас, не подвергались инновациям уже лет сто. Мы не будем по-настоящему мобильными (по определению, «способными двигаться свободно и легко»), пока автомобили не получат все преимущества вычислительных мощностей и систем связи. Это может начаться, как и два из трёх предыдущих циклов КД (Apple II и iPhone), с прекрасной интегрированной системы за авторством Apple.

Предсказание: Apple представит беспилотное средство передвижения.

Несмотря на борьбу «Apple против всех остальных, поддерживаемых Google» на поле смартфонов, Apple пойдёт против конкурентов, используя платформу робомобилей, разработанную в Google. А все остальные – Tesla, Mercedes, и прочие, примут на себя ту роль, которую Samsung играет для Google в области смартфонов.

Движение в неожиданном направлении


В связи с изложенными предсказаниями возникают три вопроса.

1. Почему Apple (а не Google, Tesla, BMW, Mercedes, и т.д.)?

Хотя Apple и придётся нагонять отставание, в особенности в областях производства механизмов и аккумуляторов, у них есть дизайн, системная интеграция, рыночный охват, мощная цепочка для обеспечения поставок, много денег, бренд и преимущества в выходе на рынок. Хотя у традиционных автомобильных компаний, вроде Mercedes, Volkswagen Group или BMW, есть десятки и сотни своих специалистов в КД, работающих над робомобилями, эти цифры затмеваются возможностями Apple (или Google), где уже, по слухам, над этим трудятся тысячи человек. При этом Apple/Google не должны каждый раз обращаться за разрешением и ресурсами в домашний офис в Штутгарте, Вольсбурге, Мюнхене, Детройте или Токио.

2. Почему конечный продукт (типа iPhone), а не платформа (типа CarPlay)?

Ужасающие провалы, последовавшие в те моменты, когда Apple разрешала другим делать продукты для конечных потребителях на основе их технологий (вспомним клоны Мака и MOTO ROKR E1), научили Купертино не заниматься более такими вещами – они не делают это уже лет десять.

3. Почему 2022 год, если у Google робомобили есть уже сегодня?

Ключевой момент в робомобилях – доставка пользователя от двери до двери на 100% без его участия, включая технически сложные поездки по обычным улицам в жилых кварталах. Даже Google и Tesla не обещают нам 100% беспилотные автомобили ранее 2020 года. А зная, как такие вещи делаются в КД, мы свободно можем накинуть им пару лет.

И даже при всей этой аргументации есть три серьёзных причины для того, чтобы Apple не встревала в разработку средств передвижения:

1) Новый тип и новый масштаб для производства. Apple за последние 20 лет работала над уменьшением гаджетов. Зачем им вдруг вздумается штамповать квадратные метры стали?

2) Процент маржи меньший, чем обычно. Даже у BMW маржа на корпоративном уровне составляет 10%. Для такой конторы, как Apple, привыкшей к марже в районе 50%, это жестоко.

3) Необходимость в новых розничных площадках и инфраструктуре. Традиционная продажа авто (даже без необходимости поддержки модельного ряда) потребует серьёзных вложений в недвижимость. Хотя, можно представить, что они будут показывать машины в существующих магазинах, а для тест-драйва привозить их прямо по адресу.

Но в итоге преимущества перевесят:

  • Улучшение качества жизни людей. Apple не упустит возможности объединить людей, уменьшив психологическое и физическое отвлечение на вождение автомобиля до нуля.
  • Сохранение жизни людей. 90% ДТП происходят из-за ошибок людей (в мире ежегодно погибает 1,2 млн. людей и 20 млн. получают повреждения. От 45% до 60% смертей случаются в ДТП, где участвовала только одна машина – как раз самый подходящий случай для замены машин на робомобили). Если Apple создаст продукт, противостоящий самой распространённой причине смертности среди людей от 15 до 29 лет, устраняющий ДТП, произошедшие по вине пьяных водителей (30% от общего количества аварий) и ДТП, случившиеся из-за отвлечения водителя (18% от всех ДТП), это будет круче всего, что мы видели раньше, и будет превзойдено только, когда Apple изобретёт телепортацию году в 2122-м.
  • Это приведёт к сильному росту бизнеса,- даже такого, как бизнес Apple. Прибыль со штуки может составить до $2500 (это как 10% с машины стоимостью в $30000 у BMW), при том, что рынок оценивается в 40 млн. штук в год в мире. И они сделают с продукцией Lexus, BMW, Mercedes, Audi и Acura (каждый из которых продаёт от 1,3 млн. до 1,8 млн. машин в год) то же, что их телефоны сделали с Blackberry, Nokia и Motorola. Продавая по 2 млн. штук в год, они могут получить годовой доход порядка $50 млрд., из которых $5 млрд. будет составлять маржа.
  • главному дизайнеру компании Джони Айву будет интересно ездить на работу следующие десять лет (тег «ирония»)


Чем может стать Apple Car


Предсказание: Apple начнёт с автономного электрического двухдверного авто для поездок на расстояния до 150 миль. Потребуется построить прорывную платформу и сделать её доступной для премиальных пользователей, покупающих своё первое авто. За ним может последовать седан, способный преодолевать большие расстояния, или даже кросовер.

image
Представьте, что справа добавится лобовое стекло робомобиля

Если Apple задействует в своём авто технологию изменяемой прозрачности лобового стекла, скомбинирует её с интегрированными ЖК-дисплеями или проекторами, то робомобиль превратится просто в самый большой экран в семействе их устройств. Расстояния будут измеряться не в километрах, а в количестве просмотренных фильмов от Pixar или эпизодов 9-го сезона сериала «Кремниевая долина» от HBO.

КД 4.0 – победители и проигравшие


Apple (продукт), Google (платформа), Facebook (время и местоположение людей) и Uber (контроль над автомобильным трафиком и «перевозки как сервис», когда в компанию начнут вливаться роботакси) могут серьёзно выиграть.

Lexus, BMW, Mercedes, Audi и Acura (а может быть, даже и Honda, Toyota и Ford) могут потерять не менее трети их суммарного рынка, ибо может случиться так, что лишь одна компания получит возможность выпускать машины для Google'вской платформы.

Точно вовремя


Чувство истинной мобильности постигнет нас как раз в тот момент, когда Кремниевой Долине в 2027 году исполнится 50 лет. Но не волнуйтесь. Вам не придётся везти ваших детей на эту вечеринку – Apple Car сделает это за вас.

Комментарии (7)


  1. devzona
    21.11.2015 21:06

    Автор статьи рисует линейную интерполяцию развития. Исходит из восходящего тренда компании Apple. Apple всех уделает и утрет носы таким гигантам как Lexus, BMW, Mercedes, Audi и т.д. Успех компании Apple очень шаткий, т.к. базируется по сути только на двух продуктах: телефон и планшет. Для устойчивого развития компании этого недостаточно. Давайте вспомним про успех Palm (КПК). И где сейчас компания Palm Computing? Автоматизация общественного и личного транспорта это безусловно тренд будущего. Но Apple не будет законодателем мод в этой сфере. Успех с телефоном вовсе не гарант успеха в автомобилях. Google (платформа), победитель? Нет не победитель, партия игры только в самом начале. Китайцы вовсе строят свою мощную инфраструктуры по образу и подобия google, но это уже не google.


  1. devzona
    21.11.2015 21:17

    Palm — лидер рынка карманных компьютеров 02/02/2006
    В представленной ниже таблице представлена информации о рыночной доле основных производителей «наладонников».
    Место Компания Четвертый квартал 2005 года Рыночная доля
    1 Palm 1019464 45,6%
    2 HP 465000 20,8%
    и т.д.

    Компанию Apple ждет та же участь, что и бывшую Palm Computing


    1. DenimTornado
      22.11.2015 22:01

      Во-первых, наладонники в 2006 и телефоны/смартфоны в 2015 очень сильно отличаются по занимаемой нише. Там гики и бизнес, здесь ВСЕ. Во-вторых, ваши доводы такие же как в статье, нет за ними никакой фактической точности. А-ля, сосед в прошлом году пьяный выпал из окна, значит и ты, если напьёшься — выпадешь!


      1. devzona
        22.11.2015 22:32

        Дело не в телефоне или КПК. А в том что бизнес основанный на пару девайсах, это достаточно шаткий бизнес. Особенно необходимо учитывать что Apple стали достаточно массивно теснить. Ссылка Apple предсказали первое в истории падение продаж iPhone Компания Palm Computing приведена для сравнения, т.к. в ее портфеле был только один продукт. Ваш пример с соседом, просто идиотский. Хотя по сути, вы привели правильный пример.


        1. Kypaku
          23.11.2015 15:31

          Хотя вы правы насчет автомобилей, все же Apple нельзя назвать шаткой компанией — в конце концов она мировой лидер. кроме самих девайсов — это еще и программное обеспечение, множество сервисов, не говоря уже о бренде. Apple не более шаткая чем Google.


      1. devzona
        22.11.2015 22:37

        Я уже писал пророческие статьи Почему Windows RT для планшетов так и не взлетела?. Словил много минусов, и что? Где великая Windows RT на ARM`е? Да, на телефонах установлен ARM. Но на планшетах x86 процессор от Intel. Microsoft так и смогла сделать нормальных планшет на ARM`е


  1. Kypaku
    23.11.2015 15:33

    Вы написали в качестве преимуществ для компании — улучшение качества жизни граждан. Это дело правительства, а не коммерческой организации. Компания в первую очередь будет смотреть на выгоды для себя.