В наших предыдущих материалах [1, 2] речь шла о том, как устроена технология маячков iBeacon, сейчас пришло время рассказать о примерах ее реализации. В этом материале мы подобрали и перевели статьи о проектах по навигации внутри помещений с TechCrunch: вы узнаете, как и зачем внедрялась эта технология на одном из американских стадионов и в крупной розничной сети.

Target начинает тестирование маячков в пятидесяти магазинах и планирует выйти на мировой рынок уже в следующем году

Компания Target, занимающая почетное второе место в списке самых крупных магазинов розничной торговли в США сообщила, что начинает тестирование технологии Beacon в 50 магазинах страны. С помощью этой технологии компания получит возможность рассылать рекомендации и информацию о выгодных предложениях на смартфоны клиентов (разумеется, если они на это согласны).

Маячки взаимодействуют с пользователями, на смартфонах которых включен Bluetooth, и установлена последняя версия приложения Target для iPhone.

Приложение попросит пользователей «рассказать» о своем местоположении в магазине и разрешить получение оповещений. Компания говорит, что ограничит их количество, чтобы не перегружать телефоны клиентов: за одно посещение магазина вы сможете получить максимум два всплывающих сообщения.

Рекомендации рассылаются в виде оповещений или обновлений для приложения Target, в последнем случае они отображаются на вкладке «Target Run», которая представляет собой список новостей о специальных предложениях (особые цены на продукты, товары, популярные на Pinterest, и многое другое).

Сначала Target проведет тестирование технологии в 50 магазинах, расположенных в Чикаго, Денвере, Миннеаполисе, Нью-Йорке, Питтсбурге, Портленде, Сан-Франциско и Сиэтле – магазины специально были выбраны в городах с высокой конкуренцией. На основании собранных данных и отзывов от пользователей Target планирует улучшить сервис и внедрить технологию в других магазинах до конца 2015 года.

По данным TechCrunch, распространение технологии по магазинам страны произойдет уже к рождеству.

Ведется разработка приложения для Android.



Кое-кто из участников рынка розничной торговли уже начал тестировать маячки, отслеживающие по Bluetooth телефоны покупателей. Например, сеть магазинов Simon прошлой осенью объявила, что собирается оборудовать маячками практически 240 торговых центров.

В сентябре сеть Macy’s выступила с заявлением об установке 4000 маячков. Сеть GameStop начала использовать geo-fencing и установила маячки в 36 магазинах еще во втором квартале этого года. Lord & Taylor используют их уже год.

Маячки позволяют продавцам проводить маркетинг с помощью приложений, установленных на смартфонах клиентов, отправляя им персонализированные сообщения. Потребители весьма тепло приняли технологию, возможно, потому что у них сохранился контроль над ситуацией – они сами решают, раскрывать ли им свое местоположение, и могут отключить или Bluetooth, или сами оповещения.

По данным исследования, проведенного в ноябре 2014 года маркетинговой платформой Swirl, 73% потребителей сказали, что технология Beacon увеличила вероятность совершения покупки.



Target говорит, что технология будет использоваться не только для распространения информации о специальных предложениях (например, от купонного сервиса Cartwheel), но также для предоставления рекомендаций покупателям (оповещения о том, что определенные модели одежды сейчас в тренде на Pinterest).

В будущем Target планирует расширить функционал приложения, например, добавить сортировку списка покупок во время перемещения по магазину – по аналогии с навигаторами, изменяющими маршрут, если вы свернули не туда. Еще одним нововведением станет возможность запросить помощь персонала Target напрямую с телефона.

Target говорит, что мобильное приложение собирает данные о предпочтениях пользователей. Эти данные будут использоваться только в магазине и только чтобы улучшить покупательский опыт.

«Сан-Франциско Форти Найнерс» используют маячки, чтобы помочь вам найти хот-доги и пиво



В ноябре 2014 года корпоративный Wi-Fi-провайдер Aruba Networks официально запустил свою собственную сеть маячков и приложение для смартфона на стадионе Леви в Санта-Кларе, домашнем стадионе «Сан-Франциско Форти Найнерс». Работа над бета-версией комплекса велась на протяжении нескольких месяцев, и теперь, с помощью приложения стадиона Леви, система дает посетителям возможность быстро находить торговые точки, комнаты отдыха и свои места. Вы точно не заблудитесь.

Это одна из первых систем Indoor-навигации (навигации внутри помещений), установленная в таком большом месте – стадион занимает площадь в 172000 кв.м и рассчитан на 68000 сидячих мест. Этот проект показал нам будущее, где системы навигации для помещений будут такими же точными, как GPS.

В обозримом будущем Aruba и их компания-разработчик ПО Meridian планируют добавить поддержку всплывающих сообщений о специальных событиях, появляющихся в зависимости от местоположения пользователя. Разработчики надеются обогатить пользовательский опыт и создать комплекс, который станет обязательным атрибутом всех современных стадионов.

Маячки могут активировать специальные события на пользовательском устройстве. Например, когда вы входите в зону действия одного маячка, вы получаете одно сообщение, а когда входите в зону действия другого – другое. Контент может быть индивидуальным для каждого маячка, что дает возможность настраивать их поведение в разных частях здания.

Вот почему эти маленькие устройства так вскружили голову продавцам. Они могут помочь освежить покупательский опыт в условиях растущей популярности онлайн-торговли, предоставляющей более легкий доступ к товарам. По данным Aruba, потребители предпочитают Bluetooth-системы навигации Wi-Fi-системам из-за их безопасности – приложения для смартфона ищут маячки, но маячки не ищут смартфоны.

Джеффом Хардисоном (Jeff Hardison) из Aruba/Meridian объяснил как работает система: после того как Apple анонсировала, что применяет Wi-Fi-триангуляцию (техника Indoor-навигации, на которую в то время рассчитывали Aruba/Meridian), две компании решили использовать новые стандарты Apple iBeacon и создать свои собственные маячки, чтобы полностью контролировать систему.

Им удалось спроектировать два различных типа маячков, новую Wi-Fi-систему и программное обеспечение для удаленного управления. Один из маячков поставляется со встроенной батареей, рассчитанной на полтора-два года, а другой представляет собой маячок с USB-разъемом.

Система на стадионе Леви выглядит следующим образом:

  • По всему стадиону установлено огромное количество маячков Aruba, запитанных от батареек;
  • Установлены Wi-Fi-узлы Aruba (покрывающие гораздо большие площади);
  • Маленькие USB-маячки вставлены в USB-порты Wi-Fi-узлов. Это позволяет маячкам, питающимся от батарей, напрямую взаимодействовать с Wi-Fi-узлами;
  • Wi-Fi-узлы передают данные маячков облачному или местному контроллеру, управляющему всей системой;
  • Контроллер отправляет данные удаленной системе управления, где IT-специалист может мониторить состояние маячков: проверять уровень заряда батарей, устанавливать обновления прошивок и так далее.



Важно отметить, что для доступа ко всем возможностям удаленного управления, Aruba Wi-Fi и Wi-Fi-контроллеры должны иметь возможность управлять маячками по физическим каналам или через облако.

Стадион Леви – это одно большое помещение, в котором установлено огромное количество маячков. В этом случае имеет смысл установить контроллер Aruba на месте (для управления маячками и передачи их данных в облако и на консоль управления).

Как родилась консоль?

Компания Aruba самостоятельно и с нуля построила аппаратную часть системы, чего не скажешь о программной. Несколько лет назад TechCrunch писал, что Meridian создала довольно сложную консоль для управления картами Indoor-навигации, идентифицирующую мобильные устройства клиентов после того, как они были триангулизированы Wi-Fi-роутерами Cisco.

Например, потребители могли использовать смартфон в качестве навигатора для перемещения по нескольким казино Лас-Вегаса. В то время для этого использовалась Wi-Fi-триангуляция. Казино могло загружать чертежи и схемы здания в систему Meridian, которая самостоятельно их обрабатывала и создавала карты для приложения, избавляя от большого количества дополнительной работы. На этих картах было видно, где расположены Wi-Fi-роутеры.

Главное отличие системы, установленной на стадионе, заключается в том, что новый комплекс использует Bluetooth вместо Wi-Fi, а это минимальные затраты для владельца здания. Indoor-навигация дает возможность быстрее находить дорогу в уборную и к палаткам с пивом в день игры – это настоящая находка как для фанатов, так и для владельца помещения.

P.S. Желающие подключиться к практической стороне темы могут взглянуть на репозитории и документацию Navigine для iOS и Android вот тут.

Комментарии (5)


  1. Jeckus
    23.11.2015 10:18
    +1

    Про опыт использования биконов на стадинах вот хороший пост про апгрейд мест на стадионе Golden State Warriors.


  1. levide
    24.11.2015 10:12

    Осталось заставить клиентов установить приложение и включить Bluetooth (7% с включенным bluetooth).
    В этом плане Wi-Fi трилатерация дает более полную картину посещений, даже если клиент не устанавливал приложение.
    Сейчас уже есть WiFi решения, которые позволяют делать триангуляцию.
    В любом случае, BLE пока для ритейла не выгодно использовать… слишком маленький процент охвата.


    1. oleg_demidov
      24.11.2015 13:27
      +2

      Спасибо за комментарий!
      Отвечу по пунктам:
      1. Да, это главные ограничения.
      Однако по последним замерам охват Bluetooth растет и может достигать 20% в России. В США и Европе еще больше.
      Мотивация для скачивания приложения во многом лежит на стороне конечного заказчика. Но тут есть ряд онлайн и офлайн каналов, которые можно эффективно использовать
      2. Потенциально охват Wi-Fi может в некоторых местах достигать 70-80%. Однако у данного подхода есть технологические риски. Apple планирует ввести динамическую смену MAC-адресов устройств, что приведет к невозможности сбора корректной статистики по числу посетителей.
      Плюс к этому Wi-Fi трекинг дает возможность только собирать данные по посетителям. Никакого полезного сервиса для самих посетителей построить нельзя.
      3. Здесь есть несколько аспектов:
      — позиционирование по Wi-Fi может осуществляться на стороне сервера и передаваться на смартфон пользователя. Однако решение получается очень дорогим, поскольку надо использовать сетевое оборудование CISCO или Aruba.
      — сигналы Wi-Fi можно использовать для определения координат на стороне смартфона, однако iOS запрещает это делать. Поэтому охват такой истории также резко уменьшается. Вряд ли ТЦ сможет объяснить почему навигация у них работает только для пользователей Android, а для яблочных смартфонов не работает.
      — для точного позиционирования нужна примерно равномерная сеть расставленных роутеров, что в большинстве зданий не так просто обеспечить
      4. С учетом кейсов в Штатах, Европе и Азии получается, что ритейлу выгодно использовать BLE-решения уже сейчас.
      В России потребности заказчиков развиваются несколько медленнее, но и они уже начинают всерьез интересоваться подобными решениями


      1. levide
        28.11.2015 22:16

        Крупные торговые сети могут позволить себе дорогостоящие решения. Поэтому оптимальным решением пока остается комбинированный подход WiFi+BLE.
        По поводу определения пользователя в Wi-Fi сети, это делается просто, достаточно предоставить бесплатный доступ в сеть, но с условием, что пользователь оставит о себе информацию (номер телефона, соц. сети, установка приложения), и вуаля! мы знаем mac и знаем кому он принадлежит. В следующий раз мы пустим в сеть этого пользователя без какой либо авторизации (это кстати поможет решить проблему с фэйковыми mac адресами от Apple).
        А дальше, все, безграничные возможности: аналитика, сценарии в зависимости от местоположения пользователя. Приложение даже не обязательно.


        1. oleg_demidov
          30.11.2015 00:39

          Сначала торговые сети нужно убедить, что данные сервисы позволят им заработать) Если говорить именно о навигации в смартфонах посетителей, то чистый BLE — самое экономически эффективное решение.
          При подключении к местному Wi-Fi мы можем запросить данные пользователя и сопоставить их с текущим значением MAC-адреса. Однако если в дальнейшем пользователь к Wi-Fi не подключен, то мы можем его идентифицировать только по MAC-адресу. В случае если Apple сменит MAC-адрес, то мы не сможем понять, что это тот же пользователь.
          Безграничные аналитические возможности — это хорошо, но опять же большинство заказчиков пока не понимают, как на этом зарабатывать