Не так давно в связи с катастрофой самолета Когалымавиа на Хабре обсуждалась идея спасения пассажиров путем использования специального отбрасываемого модуля. Идея имела гораздо больше минусов, чем плюсов и была справедливо раскритикована.

Но сама по себе идея модульности — удел не только энтузиастов-одиночек. Она имеет довольно старую историю.

Из реализованных систем проще всего вспоминаются вертолеты. Так называемые летающие краны. Наиболее известными (но не единственными) представителями таких вертолетов являются Ми-10 и S-64.



Разработка S-64 началась в 1958 года. За основу был взят Sikorsky S-60. Прототип S-64 поднялся в воздух 9 мая 1962 года. В 1992 года все права на выпуск S-64 от Sikorsky Aircraft перешли к Erickson Air-Crane, которая и продолжает выпуск новых машин и восстановление старых





Проектирование вертолета В-10 (фирменное название будущего МИ-10) началось в 1959 г. и завершилось в 1959 г. Согласно заданию, машина должна была транспортировать не менее 12 тонн на расстояние до 250 км, а на меньших дистанциях перемещать до 15 тонн грузов за раз. Под фюзеляжем предполагалось перевозить топливные баки, санитарно-операционные пункты, передвижные лаборатории и просто пассажиров – в специализированных контейнерах-салонах. К лету следующего года был построен первый прототип вертолета. Перед началом летных испытаний машина получила обозначение Ми-10



В производстве Ми-10 находился всего пять лет. Было выпущено лишь два десятка этих вертолетов.

Причиной отказа от МИ-10 стала по сути необходимость организации унифицированной доставки. Для обычных грузов нужно было оборудовать специальными захватами, подходящими к гидроподъемнику вертолета. Грузы для МИ-10 в отличии от аппарата Сикорского висели под фюзеляжем, а не за кабиной и создавали слишком большое воздушное сопротивление.

Были проекты использования модулей и для самолетов (как у нас, так и за рубежом). Из советских проектов наверно наиболее интересен М-90 (он же МГС) ОКБ Мясищева (кстати рекомендую шестой номер Крыльев Родины со статьей о проектах, которые разрабатывались под начало перестройки).

В рамках проекта предполагалась перевозка почти 8500 единиц оборудования общей массой 86 000 тонн со среднегодовым объемом почти 3 миллиарда-тонн-километр



М-90 рассматривался в нескольких вариантах с 6 и 8 двигателями для перевозки грузов с массой 250 тонн и от 250 до-400тонн (с 8 ДУ)

Грузы требующие герметизации предполагалось перевозить на высоте не более 3-х километров и дальность до 3400 км., а не требующие — на высоте до 9 километров и дальность до 4300километров с использованием минимального количества промежуточных аэродромов.

Гондолы фюзеляжа крепились под крылом на ферменных пилонах. В них размещались кабина экипажа 4 человека (левая), салон для сопровождающего персонала 29 человек (правая), отсек оборудования, багажные отсеки, шасси, вспомогательная СУ.

Между гондолами располагалась платформа, являющаяся также нижним крылом. На платформе устанавливался крупногабаритный груз.



Рассматривались 2 варианта пассажирских гондол — герметичная на 622 пассажира и негерметичная на 1462 пассажира. Предпочтение было отдано негерметичной.

И вот теперь идея выходит на ринг снова. Ведомство по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office — USPTO) опубликовало патентную заявку от Airbus.



В отличии от ранее рассматривавшейся идеи Airbus предлагает использовать нечто типа модульного самолета. В частности можно будет сделать грузовой блок или пассажирский. Идея сулит экономию и авиакомпаниям — не нужно будет закупать грузовые и пассажирские версии самолетов. Но самые интересные перспективны открываются для пассажиров. Если сейчас пассажирам нужно добраться до аэропорта, пройти регистрацию, выйти на перрон, зайти в автобус, доехать до самолета… Время, особо критичное для лоукостеров. По новой концепции пассажиров можно будет разместить еще до того, как самолет будет готов к вылету, доставить к самолету, присоединить — и по готовности к взлету…



В свое время (если не ошибаюсь в Технике-Молодежи) описывался проект высокоскоростного поезда, которому не требовалось тормозить и останавливаться на промежуточных остановках — это делали отдельные вагоны. Фантастика — но идеально сочетающаяся с вышеупомянутой идеей Airbus.

Комментарии (8)


  1. BubaVV
    08.12.2015 14:48
    +7

    image


  1. kaichou
    08.12.2015 15:21
    +3

    Из наших вертолётов Ми-10 — плохой пример модульности.
    Если говорить про модульность, то в первую очередь в голову приходит семейство Ка-26.
    http://russianplanes.net/id178089
    http://russianplanes.net/id175243
    http://russianplanes.net/id30953

    Что касается причин малой серии Ми-10, то для него почти не нашлось уникальных задач, которые не мог бы делать его массовый «брат» Ми-6.


    1. gryberg
      08.12.2015 20:03

      Ан-10/Ан-12 можно еще вспомнить, особенно в ранних версиях, когда еще предусматривалась быстрая замена хвостовой части


  1. potan
    08.12.2015 15:35

    В КБ Туполева мне рассказывали историю: спроектировали самолет, а двигатель от смежников оказался тяжелее, чем ожидалось. Проблему решили удлинением пассажирского салона. Потом им пришла в голову идея, сделать самолет модульным, что бы набирать салон из одинаковых секций, в зависимости от других узлов выбирая их количество. Но сделать такую универсальную секцию не смогли.


    1. teecat
      08.12.2015 15:57
      +1

      Сделать думаю можно было, но самолет получился бы более тяжелым, чем ненаборный. В чем думаю и беда всех модульных конструкций по сравнению с неуниверсальными — меньшая экономичность


  1. Psionic
    08.12.2015 16:56
    +1

    Еще можно вспомнить эту машину — там тоже грузы были на выносных модулях.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/ВМ-Т


  1. mindego
    08.12.2015 19:09
    -3

    Отлично. Теперь осталось только реализовать способ защиты от рептилий при помощи огнетушителя, нестандартные ходовые машины и аугментацию для приёма радиосигналов имени Х.Б.Врунгеля.


  1. 22sobaki
    08.12.2015 23:53

    И прекрасный Fairchild C-120 Packplane

    картинка
    image