Данная статья является вольным и сокращённым переводом статьи «Does RAM Speed Matter? DDR3-1600 vs 1866, 2133 and 2400 in Games», опубликованной на одном сайте около года назад и обновлённой в середине года 2015. Также, она, статья, может служить своего рода ответом на последние публикации как на GT, так и самом HabraHabr, посвящённые новым линейкам RAM-памяти (1, 2 и 3) и закону Мура в хранении данных.

Итак, преамбула довольно проста: на старом новом (с точки зрения Intel — устаревший чипсет) компьютере после 3 лет службы начала глючить RAM (Corsair Vengeance DDR3-1600), выкидывая Win10 на синий экран смерти с ошибкой MEMORY_MANAGEMENT в совершенно рандомном порядке. Подумалось мне, что неплохо бы старую память сдать и прикупить новую, соответственно встал вопрос: что выбрать?! И великий и всемогущий Google привёл меня к выше указанной статье, краткое содержание которой я сейчас расскажу с некоторыми примерами.

Спойлер для вечно спешащих
Таки да, мой дорогой друг, никакой ощутимой разницы между DDR3-1600 и остальными видами DDR нет.
Это всё заговор проклятых маркетологов!


Кратчайшее изложение статьи


Ребята захотели протестировать наиболее распространённые линейки RAM одной ценовой категории:
  • Crucial Ballistix Sport 2x4GB DDR3-1600 (9-9-9-24, 1.5V) — $75
  • Patriot Viper III 2x4GB DDR3-1866 (9-10-9-27, 1.5V) — $87
  • Corsair Vengeance 2x4GB DDR3-2133 (11-11-11-27, 1.5V) — $93
  • Corsair Vengeance Pro 2x4GB DDR3-2400 (11-13-13-31, 1.65V) — $93
  • G.Skill TridentX 2x4GB DDR3-2400 (10-12-12-31, 1.65V) — $93

Однако лень взяла своё. Посылом тестировщиков явилось то, что в принципе вся память изготавливается по одним и тем же стандартам, поэтому нет принципиальной разницы, тестировать ли все из них или взять топовую и зарезать её параметры. Собственно это единственный трюк, который провернули авторы. Была выбрана топовая память G.Skill TridentX и её характеристики уже занижались, чтобы соответствовать необходимым параметрам остальных. Наиболее важные характристики RAM — тайминги: CAS latency (CL), RAS to CAS delay (tRCD), RAS precharge (tRP), а также cycle time (tRAS), то есть все те 4 цифры, которые пишутся на упаковки и указанные в списке выше. И ещё одна настройка была выполнена над command rate (CMD), значение которой установили 1T, вместо 2T.

Важно помнить и понимать, что если речь идёт о разгоне и каких-то максимальных настройках, то, пожалуй, тут без специальных средств не обойтись. Но давайте спросим предельно честно: Кому в сегодняшнем мире нужен разгон, когда из коробки всё работает предельно быстро?! Например, для меня эра разгона закончилась лет эдак 10 назад, когда разгон реально добавлял fps хотя бы в тяжёлых играх.

Но вернёмся к нашим бара... плашкам оперативной памяти. Система для тестирования была использована следующая:
Материнская плата: ASRock Z97 Extreme4
Процессор: Intel Core i7-4770K (overclocked to 4.5GHz)
Видеокарта: MSI GeForce GTX 780 Ti Gaming 3GB (GeForce Driver 344.65)
SSD: Crucial MX100 512GB
Охлаждение процессора: Corsair Hydro H100i
Корпус: Corsair Carbide 500R
Источник питания: EVGA Supernova G2 850W
ОС: Windows 8.1

Список протестированных игр включает в себя, как современные, так и относительно «древние» игры и приложения:
  • 3DMark
  • Grid 2
  • Metro: Last Light
  • Thief
  • Crysis 3
  • Battlefield 4

Что ж, первый пошёл. 3DMark.


Многие геймеры возразят, что 3DMark — это измерение сферического коня в вакууме попугаями, но это правда лишь отчасти. Так, например, очки за графику (Graphics Score) для всех протестированных конфигураций оказались идентичными. А вот очки за физику (Physics Score) слегка отличаются между конфигурациями, однако отличие настолько мало, что авторы просто не считают его значимым — 2.1% между наилучшим и наихудшим.

Не будем замусоривать эфир тестированием всех игр, приведём лишь парочку скриншотов для сравнения таких, как Metro и Battlefield 4.




Удивлены?!
Сам я был слегка поражён и даже озадачен, ведь когда-то давно казалось, что чем больше частоты, объёмы и скорости, тем лучше. А тут оказывается, что современным играм уже не нужна RAM как таковая, максимум связка RAM и CPU, и всё больше GPU и GDDR.

И на последок немного сравнения. Средняя температура по больнице, полученная по всем протестированным играм (да, MHz в шапке — это ошибка и следует читать 4.5 GHz):



Если посчитать количество фреймов на один затраченный доллар, то окажется, что на данный момент одним из самых выгодных предложений может стать DDR3-1866, но всё же стоить помнить, что память с частотой выше 1600 МГц просто-напросто не даёт существенного прироста производительности. Собственно, это один из главных выводов авторов. Если у вас есть лишние пару баксов на более крутую память — смело покупайте память с повышенной частотой, но не стоит увлекаться и гнаться за МГц ради самих МГц.

Сравнение стоимости fps за потраченный доллар и стоимости RAM в цене системного блока

Да, стоит также отметить, что в далёком уже 2013 году коллектив отличился изучением влияния объёма памяти на игровой процесс: даже система с 4 Гб на борту неплохо-таки справлялась с различными тестами.

Вместо заключения


Зачем краткое изложение данной статьи выложено на GT? Мне хотелось бы, чтобы пользователи больше полагались на объективные характеристики, нежели заверения маркетологов и новомодные технологии (типа, DDR3L и DDR4), если Вы не можете определить зачем именно Вам нужна та или иная завышенная характеристика. Больше, мощнее, сильнее, быстрее — это не всегда есть показатель прогресса. Аналогичные сравнения можно провести для процессоров, видеокарт, SSD дисков, где удивительным образом окажется, что середнячковые решения — это тот самый оптимум, который нужен пользователю и/или геймеру.

И вопрос производителям: зачем вестись на поводу у маркетологов, чтобы каждый год выпускать один и тот же товар под разным соусом, желательно, не совместимый с предыдущими версиями (как, например, делает Intel, штампуя всё новые и новые чипсеты), вместо того, чтобы вплотную заняться разработкой чего-то действительно нового и прорывного, как, например, MRAM и футуристическая углеродная микроэлектроника?!

PS: В результате, обменял Corsair Vengeance на первое, что было в магазине, аналогичное по объёму и характеристикам, тот же Fury DDR3-1600.
Нужна ли новая RAM сегодня?

Проголосовало 475 человек. Воздержалось 78 человек.

Стоит ли гигантам индустрии сфокусироваться больше на внедрении новых технологий, чем на «переизаднии» старых?

Проголосовало 462 человека. Воздержался 71 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (18)


  1. Grox
    09.12.2015 00:48
    +6

    Ответ на ваш вопрос: фундаментальные разработки и превращение их в коммерческий продукт это работа на десятилетия. Это очень дорогостоящая работа. И чтобы эти разработки оплатить, нужно иметь продажи.
    Именно это и есть задача маркетологов. Они продают, как умеют, то, что имеют. Выйдет новая память, будут и её продавать.

    Не путайте задачи инженеров, руководства и маркетологов. Каждый занят своим делом и обеспечивает другому возможность работать в этой цепочке.


    1. Tiberius
      09.12.2015 00:49
      +2

      Я с этим полностью согласен. Не согласен лишь с «если не видно разницы, то зачем платить (выпускать) больше»

      Кстати, касательно MRAM — очень перспективная вещь и практически доведённая до завода, но воз и ныне там...(


      1. Grox
        09.12.2015 23:50

        Я думаю, что за MRAM и другими типами памяти идёт настоящая охота, во множестве лабораторий. Так что воз всё таки двигается, хотя этого и ярко не видно. Чтобы заметить его движение, нужно иметь доступ к журналам с научными публикациями и знать темы, по которым они идут. Тогда можно будет заметить. Это как в СССР заметили движение США по ядерной тематике… когда в научных журналах перестали публиковаться статьи на эту тему.


  1. wormball
    09.12.2015 01:58
    +1

    Теперь надо то же самое, только со встроенной в процессор графикой. Надо полагать, разница поболее будет.


    1. Tiberius
      09.12.2015 01:59

      К сожалению, этого-то они и не тестили(


      1. TrueMaker
        09.12.2015 10:13
        +2

        Интересно потестировать на приложениях со случайным доступом к памяти. Например на Redis на объёмах данных хотя бы 4ГБ.


    1. tazepam
      09.12.2015 14:39

      Зачем?
      Тесты для тестов?


      1. wormball
        09.12.2015 15:18
        +2

        А что, производительность по-вашему важна только для крузисов? Ежели я, например, хочу мощный, компактный и недорогой комп, то это недостойное человека желание?

        И вообще, тут недавно была статья, где обещали производительность чуть ли не больше, чем у отдельной видеокарты: geektimes.ru/company/amd/blog/266930.


        1. tazepam
          09.12.2015 15:27

          Просто бестолково проверять память в играх на встроенном видеоядре.
          Это не реальный сценарий.

          И вообще, тут недавно была статья, где обещали производительность чуть ли не больше, чем у отдельной видеокарты:

          Что-то такое каждый год обещают.
          А толку?
          Ps: за много лет наблюдения за тестами памяти в самых разных сценариях я как-то уверился, что никакой адекватной разницы между скоростью разных модулей одного стандарта ( DDR3 например ) в реальных приложениях нет.
          5-10 и даже 20 % это круто для галочки, а по факту без разницы если уж не упираться в какие-то специфические задачи.


  1. rPman
    09.12.2015 02:31
    +1

    А теперь протестируйте, к примеру, сжатие больших архивов (с большим словарем),… очень критичная задача к скорости оперативки.
    Например, когда тестировал включение dual channel то это давало порядка 10% к скорости.


    1. Tiberius
      09.12.2015 02:47

      Это немножко оффтопик, так статья всё же про игры, тем не менее, а вот насколько он, словарь, должен быть большим, чтобы ощутить разницу?!


    1. ValdikSS
      09.12.2015 03:11
      +1

      Получил аналогичный прирост от покупки памяти частотой выше для кодирования видео на CPU.


      1. Grox
        09.12.2015 23:53

        А кодирование однопроходное с постоянным битрейтом или другой вариант?


        1. ValdikSS
          09.12.2015 23:54

          Однопроходное, CRF.


  1. batja84
    09.12.2015 02:52
    +1

    Хотелось бы такой же тест для прикладных задач. Не играми едиными…


  1. kosmos89
    09.12.2015 13:44
    +1

    Нужна новая RAM, но с меньшими задержками. Хотя для игр это, вероятно, будет так же бесполезно.


    1. a_batyr
      09.12.2015 16:30

      A team at the German Physikalisch-Technische Bundesanstalt have demonstrated MRAM devices with 1 ns settling times, better than the currently accepted theoretical limits for DRAM, although the demonstration was a single cell. The differences compared to flash are far more significant, with write times as much as thousands of times faster.


  1. 0xd34df00d
    10.12.2015 01:17

    Игры — это хорошо, но правда интересно, как частота влияет и на скорость компиляции, например, и на разные числодробилки на CPU.