Spotify – самый популярный сегодня сервис стриминга музыки. В октябре музыку через Spotify слушали 60 миллионов человек, из них 15 миллионов с платной подпиской. В каталоге более 20 миллионов песен.

Я хочу поговорить о UX этого, несомненно, замечательного сервиса. Точнее, о том, как все плохо. А еще точнее, ПЛОХО.
В Беларуси, России и на Украине сервис пока недоступен, поэтому верьте нотариально заверенным скриншотам. Или попробуйте сами через VPN. Тех, кого не пугает такой дисклемейр, а также много картинок и длинная простыня текста, прошу под кат.

Как и во всех подобных сервисах, главные сценарии это: добавить песню из каталога в плэйлист/закладки/коллекцию; и собственно прослушивание. У Spotify есть программы для Windows и Mac; и мобильные приложения для iOS и Android. 52% воспроизведений приходится на телефоны, 10% на планшеты. Подозреваю, что именно в десктопной версии пользователи больше ищут музыку, создают и редактируют плэй-листы, а с телефона в основном слушают.

Таким образом, все начинается с поиска, вероятно в десктопной версии. Если вы ищете конкретную группу или исполнителя, то все работает отлично. Есть подсказка по написанным буквам и даже исправление опечаток.

Но когда вы ищете песню, а тем более песню с простым и популярным названием, то начинается трэш и угар. Давайте поищем композицию Music от LTJ Bukem. На запрос «Music» мы видим разных исполнителей, альбомы и плэй-листы с картинками, и длинный список. Не очень ясно, где исполнители, а где альбомы, но сейчас нам нужна песня. В длинном списке можно включить сортировку.



Крутим список до буквы и L и видим, что LTJ Bukem в списке не значится. Наверное, нет такой песни в каталоге.



Но если не полениться, и написать в поисковую строку LTJ Bukem, то все чудесным образом находится.



Послушаем песню и сохраним на потом. Жмем на маленький плюсик, на котором написано „Save to your music“, плюсик становится галочкой. Готово!



Идем в плэй-лист Recently Saved и видим, там пусто. Черт!



Раз уж через плюсик не вышло, давайте по-другому: создадим плэй-лист и будем добавлять туда песни. Для этого снова находим песню, наезжаем на нее курсором и жмем на маленькую кнопку «три точки» с подписью More. Выплывает меню, сохраняем песню и плэй-лист. Ура! Когда мы добавили песню в плэй-лист, то никакой галочки не появилось. И никакого мультика. Вообще никакой индикации, что песня добавилась.

При добавлении нескольких песен от одного исполнителя или из одного альбома не видно, какие песни уже добавлены, а какие — нет. Чтобы одни и те же песни не добавляли в плэй-листы по нескольку раз, дизайнеры придумали вот такой диалог:



Когда песня надоест, ее можно удалить из плэй-листа через меню, или просто кнопкой Delete на клавиатуре. Можно удалить и несколько песен сразу, зажав Shift. Но если вы вдруг передумали или удалили не те песни, то просто выдохните и походите вокруг компьютера, потому что кнопки Undo нет.

Несмотря на богатство функций в меню для каждой песни, просто переместить песню в другой плэй-лист нельзя: можно только скопировать, а потом удалить вручную из первого плэй-листа. Если разбираете много песен, или просто плохо организовали плэй-листы, то Spotify вас научит крепко думать заранее.

После нескольких месяцев, вы, возможно, заметите секцию Your Music. Именно сюда попадают те песни, у которых вы нажали плюсик. Кстати, в секции Discovery кнопка плюсик (+) уже используется для другой функции — подписки на исполнителя (Follow). Сюда попадают не только песни, но и целые альбомы, если в поиске на конкретном альбоме нажать Save. Да, Save это еще один способ как сохранить песни и взорвать вам мозг.

Особо хочу отметить навигацию в Your Music. Песни представлены списком, и по клику на исполнителя или альбом вы перейдете на все песни от этого исполнителя или из этого альбома. И даже заботливо подчеркнуто.



Но когда вы смотрите на список исполнителей (с картинкам), то ссылка ведет только на те песни, которые у вас сохранены в Your Music. А если вдруг песни у вас сохранены в плэй-листах, то дальше все ясно:



На странице исполнителя видны самые популярные песни, с количеством воспроизведений:



Эта же информация подана в несколько другом виде на списке всех песен в альбоме: маленькие палочки под кнопкой «Лайк»! Причем масштаб выбран такой, что полезной нагрузки информация не несет.



Статья получилась достаточно длинной, поэтому плавно переходим к заключению.

По Нильсену есть 10 UX правил, которые хорошо бы соблюдать. Я насчитал нарушения 6 из них.

И самое последнее: несмотря на адское юзабилити, Spotify – это отличный сервис, которым я сам пользуюсь уже 3 года почти ежедневно.

Комментарии (23)


  1. k12th
    09.12.2015 19:32
    +1

    Больше всего в этом сервисе меня смущает отсутствие веб-версии. То есть надо качать и ставить какую-то хрень, просто чтобы послушать музыку. В 2015 году.


    1. Nof1000
      09.12.2015 19:42
      +1

      На самом деле есть: тыц


      1. bahusvip
        09.12.2015 19:48
        +1

        Есть, но работает на флэше — медленно, плохо и постоянно падает.


        1. oleg_fadeev
          11.12.2015 11:47
          +1

          Не знаю о чем вы, но у меня оно работает на html 5 и не вываливается


      1. k12th
        09.12.2015 21:40

        Спасибо. Как ни странно, с главной страницы туда не попасть.


        1. JenAnty
          11.12.2015 15:19

          вообще-то попасть, в самом низу страницы) i.gyazo.com/1d30f197035cd85fed52b5454e004faf.png


          1. k12th
            11.12.2015 16:20

            И правда что. Это я в своей польской версии его не узнал:(


  1. CAJAX
    09.12.2015 20:48
    +1

    Исполнителей от альбомов можно отличить по подписям сверху. Хотя да, границы нет между списками и это неудобно.
    Под ними расположен список из треков изначально отфильтрованых по популярности. Если упомянутый трек не вошел в этот список, то сортировка не поможет. В любом случае проще уточнить поисковый запрос, чем скроллить через список из тысяч треков со словом Music в названии.
    Save to your music как бы говорит нам «ищи треки в your music». Логично их найти именно там.


    1. CAJAX
      09.12.2015 20:51

      Диалог о дубликатах полезен. Бывает так, что альбом не релизится целиком, а дополняется со временем. Можно добавить его ещё раз в плейлист попозже, не выбирая вручную появившиеся треки.


      1. CAJAX
        09.12.2015 20:57

        «палочки» показывают не абсолютное значение прослушиваний, а популярность. Это немного другая вещь и как обычно формула расчета не раскрывается. Для того чтобы показать популярность трека палочки более уместны, чем куча цифр. Плюс отсылка к эквалайзерам на муз. центрах.


        1. bahusvip
          09.12.2015 22:22

          Спасибо за комментарии, я отвечу скопом на все.
          Проблема с песней «Music» в том, что нет указания, что список не полный и где искать дальше. Система должна ясно показывать свое состояние пользователю. Я, например, часто ищу исполнителя или песню, которых мало знаю или плохо помню, и не могу найти.
          Диалог о дубликатах, несомненно, полезен. Но это не значит, что если добавить песню в плэй-лист, то информация об этом будет видна только в самом плэй-листе.
          Про «палочки» — по наведению курсором на палочки видно количество прослушиваний. Если они значат что-то другое, то как я об этом узнаю?


      1. mrHankey
        11.12.2015 15:27

        Очень обрадовался, когда он появился. Но спасает не всегда. Если одна песня, например, и в альбоме и в каком-то сборнике, то он не срабатывает.


        1. Crazybot
          11.12.2015 15:33

          Все правильно, ведь исполнение песни может отличаться от альбома к альбому. Плюс различные переиздания и тому подобное.


  1. padla2k
    09.12.2015 21:49

    VPN для регистрации юзать не обязательно, достаточно воспользоваться каким-нибудь анонимайзером. Я спокойно зарегался через cameleo.ru


  1. damat
    09.12.2015 22:00

    Автор безусловно прав, и все дико неудобно и неправильно. Но именно этот продукт пришел в массы, им пользуются, и он явно решает проблемы пользователей.

    К чему я это? Да к тому, не стоит переоценивать значение UX. Даже самый офигительный UX ни разу не гарант успеха продукта. Ваши аргументы о том, что все плохо, строяться на принципах и предположениях. У создателей сервиса аргументы строятся на количестве пользователей и выручке. Поверьте, их позиция сильнее.


    1. bahusvip
      09.12.2015 22:32
      +1

      Да, не стоит переоценивать значение UX. Если продукт не решает реальной проблемы, то никакой UX его не спасет.
      Но с плохим UX продуктом, как правило, будет пользоваться меньше людей и компания получит меньше денег.
      То, что у компании есть аналитика, пользовательские тесты и исследования, еще не значит, что дизайнеры делают правильные выводы и продукт нельзя улучшить.
      Я думаю, что в случае Spotify успех пришел за счет большого и хорошего каталога, времени запуска и весьма мягкой монетизации. Да не так уж и сложно привыкнуть к странной модели «плэй-листы и ваша музыка на разных местах».


    1. bahusvip
      11.12.2015 12:17

      Вспомнил еще одну важную деталь: изменили бесплатное прослушивание «оффлайн».
      Официально можно слушать только стриминг, т.е. через интернет. Но поскольку люди слушают одни и те же песни подряд, то приложение их кэширует, чтобы не расходовать трафик, не жрать батарею и не грузить серверы. Поскольку слушать оффлайн это премиум функция, то какие-то данные все-таки пересылаются, я намерял где-то 0,2 МБ в минуту.
      Так вот, где-то год назад в метро (без сигнала) воспроизведение останавливалось из-за отсутсвия подключения. Но потом вдруг кэш в метро стал работать без особых проблем, достаточно не выключать мобильные данные в телефоне (приложение о этом узнает), и ловить сигнал время от времени на станциях. Я проезжаю 15 станций без проблем.
      Теперь к UX. Один из ключевых показателей сегодня это удержание (retention). Очень ясно представляю себе длинное совещание в Spotify, где все долго думают, как улучшить удержание. И вместо того, чтобы улучшить UX, смягчают монетизацию! Никаких данных об этом в открытом доступе, естественно, нет. Зато есть информация, что Spotify никак не может выйти в прибыль.


  1. isden
    10.12.2015 10:24
    +1

    VPN уже не поможет. Они теперь проверяют billing address при оплате.
    Меня так с годик назад обломали, хотя до этого пару лет успешно пользовался. Мутить с адресами в PayPal или с подарочными картами было лень.


  1. Psych0
    11.12.2015 10:21
    +3

    Советую попробовать Apple Music и понять, что Spotify прекрасен.


    1. FractalizeR
      11.12.2015 10:35

      Google Music, пожалуй, тоже не идеален.


      1. denis_g
        11.12.2015 14:29

        Google Music — это просто сказка какая-то по сравнению с Apple Music на Android.


    1. bahusvip
      11.12.2015 11:31

      При первом запуске выскакивает поп-ап: Apple Books (или что-то такое) переехало в другое приложение. И две кнопки: Перейти в Apple Books или Отменить. Этот диалог показывал дизайнер Slack на конференции пару месяцев назад, как пример плохого дизайна.
      Не зря Дон Норман их ругает.


    1. oleg_fadeev
      11.12.2015 11:50

      Поддерживаю. Я в свое время обрадовался, когда вышел Apple Music, и через неделю его удалил, снова пользуюсь Spotify. Единсвенный для меня недостаток в нем — это более дорогие семейные тарифные планы по сравнению с AM.