Далеко не все «единороги» (техностартапы с оценкой более $1 млрд) получили это звание заслуженно. Так считает венчурный капиталист Абас Гупта. Он предлагает набор метрик, которые помогут вывести на чистую воду те компании, которые имеют чрезмерно высокую оценку и не достойны носить гордое звание «единорог» (для них он вводит термин «осЁл»).

Основной закон роста



, где:

LTV – доход, полученный за время сотрудничества с клиентом; CAC – затраты на привлечение клиента.

Под клиентами здесь понимаются предприятия или конечные потребители продукта (услуги).

Этому закону подчиняются технологические компании, которые что-либо продают своим клиентам напрямую. Эмпирически доказано, что именно такое соотношение позволяет создать серьезный и устойчивый бизнес. Оно показывает, насколько эффективно компания расходует вложенные в нее инвестиции.

Чем меньше полученный коэффициент, тем больше капитала необходимо для поддержания жизнеспособности бизнеса и главное – для его роста. Чем больше коэффициент, тем эффективнее работает компания. Соответственно, выбирая, куда вложить некую сумму, инвестор может просто оценить коэффициенты роста нескольких компаний и принять решение. Ведь одна и та же сумма будет потрачена компаниями с разной эффективностью.

Для расчета эффективности конкретной компании нужно расписать соотношение подробнее: что подразумевается под доходом, полученным за время сотрудничества с клиентом (LTV) и под затратами на привлечение клиента (CAC)

, где:

ARPU (Average Revenue Per User) – это средняя выручка, полученная с одного клиента;
Marketing Expense – расходы на маркетинг;
New Customers – новые клиенты;
Customer Lifetime – время использования.

Пример 1


Cервис HelloFresh, по подписке доставляющий клиентам наборы продуктов с рецептами для приготовления еды

• Опыт показывает, что клиенты обычно пользуются такими сервисами не более 3 месяцев, а затем переключаются на другой. Таким образом, Customer Lifetime = 0,25 года.
• ARPU = $180 в месяц или $2160 в год
• В документации IPO компании указано, что Margin = 52%.
• CAC = $400

В результате получаем:

LTV/CAC = 0.25 года x $2160/год x 52% / $400 = 0.70 < 3

Цифры говорят сами за себя. Конечно, в расчета достаточно допущений, но схема понятна.

Поэтому, вероятнее всего, перед нами не «единорог», а «осел».

Основным владельцем HelloFresh является германский венчурный фонд Rocket Internet. В HelloFresh на старте фонд вложил $18 миллионов. К настоящему моменту компания привлекла около $300 миллионов инвестиций и, имея 58 миллионов евро убытков при 198 миллионах оборота, планирует привлечь еще около $331 миллионов в рамках IPO.

Зачем HelloFresh столько денег? В Rocket Internet понимают, что формирование привычек у клиента — дело времени и инвестиций. Доставка продуктов с рецептами на дом — это сервис, суть и плюсы которого нужно объяснять клиентам.

Пример 2


Evernote, разработчик ПО для управления заметками

• Customer Lifetime? – ?не менее 3 лет.
• ARPU? = $12.50
• Margin – SaaS-компания без службы поддержки должна выходить на маржу порядка 70–90%
• CAC?—?так как ПО распространяется по «условно-бесплатной» модели, то показатель CАC обычно находится в диапазоне $1–$100. Положим его равным $20.

LTV/CAC = 3 years x $12.50/year x 90% / $20 = 1.69

Не секрет, что у Evernote дела идут не лучшим образом. Компанию даже называли «умирающим единорогом». Главный продукт Evernote – сервис для работы с заметками и синхронизации файлов – не сильно изменился за годы жизни компании.

«Продукты облачного хранения, вроде Dropbox, захватили одну часть потенциальной аудитории Evernote, системы проджект-менеджмента (вроде Asana или Podia) – вторую, а третья досталась мессенджерам», говорит Артем Инютин, партнер венчурного фонда TMT Investments.

Чтобы подтвердить свою оценку в $10 миллиардов, Evernote должна увеличить выручку по итогам 2015 года на 226%, до $1,4 миллиарда. Выход на биржу дает дополнительный капитал и открывает для компаний новые возможности, но лучшее время для IPO компания уже упустила, говорили опрошенные корреспондентом Slon инвесторы.

Правда глаза колет


Основными факторами низкой эффективности техностартапа являются короткое время использования продукта (услуги), низкие цены, недостаточно высокая прибыль, большие расходы на маркетинг и малый приток новых клиентов.

Но если провести расчеты и вывести «ослов» на чистую воду так просто, почему инвесторы продолжают накачивать техностартапы капиталом?

Абас Гупта полагает, что взглянуть правде в глаза инвесторам мешают самоуверенность, неоправданный оптимизм и страх упустить потенциальные выгоды.

Комментарии (4)


  1. gandjustas
    10.12.2015 19:46
    +1

    Задолбали вы со своей юнит-экономикой, мне иногда кажется что специально придумали, чтобы инвесторам мозги пудрить.

    Попробуем формулу разобрать на понятные вещи:

    LTV = Customer Life Time * Average Revenue Per User * Margin
    CAC = Marketing Expense / New Customer
    LTV / CAC = (Customer Life Time * Average Revenue Per User * Margin) / (Marketing Expense / New Customer)

    Переносим New Customer в числитель:
    = (Customer Life Time * Average Revenue Per User * New Customer * Margin) / (Marketing Expense)

    Делаем простые выкладки
    Customer Life Time * Average Revenue Per User = Average Revenue Per User Per Year (средняя выручка с клиента в год)

    Average Revenue Per User Per Year * New Customer = Incremental Revenue (увеличение выручки по сравнению с предыдущим годом)

    Incremental Revenue * Margin = Incremental Gross Profit (Увеличение валовой выручки по сравнению с предыдущим годом)

    Incremental Gross Profit = Incremental Revenue - Cost of Goods\Service (инкрементальная выручка - стоимость предоставления услуг)

    Получаем формулу:
    Incremental Revenue > 3 * Sales Cost + Cost of Goods\Service

    Такая формула позволяет планировать бюджет.

    Например я знаю что у меня стоимость работы сервиса 50 000 рублей в месяц, я хочу нанять интернет-маркетолога с ЗП 50 000 рублей и вложить 100 000 в рекламу, оно должно мне принести не менее 500 000 рублей в месяц дохода.
    Если принесет больше — я могу бонус выплатить маркетологу.
    Естественно надо считать в периоде одного года или Customer Lifetime (что меньше).

    Из этой же формулы, можно вычислять ЗП продавцов — они должны приносить прибыли (валовой), не меньше троекратного оклада.

    Кроме того формула подходит и для проектных компаний — стоимость проекта для заказчика должна быть не менее внутренней стоимости проекта (про внутреннюю стоимость можно отдельный пост написать) + троекратных затрат на продажу проекта.

    Самое главное — такими показателями тяжело манипулировать, в отличие от приведенных\усредненных показателей.


    1. Tiburra
      10.12.2015 22:55
      +3

      Вы же понимаете, что вам можно ответить дословным комментарием, приведя те формулы, что используются в оригинале и, которые, вы пытаетесь подвергнуть сомнению?

      Давайте согласимся с тем, что KPI – это вопрос не физики, где краеугольны аксиомы, а экономике, где интерпретация и локальные условия бизнеса, пути его развития и условий существования определяют, во-первых вес отдельных показателей, а во-вторых то, как их интерпретируют данного бизнеса собственники.

      То есть если рассматривать ваш комментарий в ключе ведения бизнеса в России в настоящий момент – то со всем можно согласиться, а если представить себе Airbnb или Uber, то почти всё можно опровергнуть, так как вы подводите к логике планирования бюджета исходя из собственных доходов (или даже точнее – оборотных средств) почти исключительно. И пахнет интернет-магазином.


      1. gandjustas
        10.12.2015 23:51

        Простите, а что я пытаюсь подвергнуть сомнению?
        Я взял форумлу из статьи и эквивалентными преобразованиями привел к другой формуле. Обе формулы эквивалентны. Только мой вариант опирается на показатели бухгалтерской отчетности и легко проверяем.

        Исходная формула содержит легко манипулируемые показатели.

        Например Customer Lifetime Value может быть какой угодно, если большая часть кастомеров все еще платит.
        Это у компаний возрастом от 3 лет можно более-менее объективно показатель посчитать. Для молодых стартапов его можно только предположить.

        Также показатель CAC не очень объективен когда получение клиента и получение денег от него сильно разорваны по времени.

        В итоге посчитав всех зарегистрировавшихся на сайте пользователей и предположив Customer Life Time в 3 года можно получить большое значение LTV/CAC.
        Такие манипуляции с финансовыми показателями довольно сложны.

        если представить себе Airbnb или Uber, то почти всё можно опровергнуть

        Вы хотите сказать, что можно получить LTV/CAC != Incremental Gross Profit/Sales Cost на одном и том же периоде без манипуляций с показателями? Можете показать как это сделать на том же airbnb или uber?


        1. Shapelez
          11.12.2015 11:33

          Отчётность, вместе с показателями этих компаний, закрыта.
          Можно лишь на примере каких-то публичных контор (типа Square) в момент выпуска квартального фискального отчёта.