Столь любимая наивными зайчиками бизнес-теория win-win говорит о том, что стороны договора должны быть счастливы и равноправны, все должны получить свою часть морковки, пирога и пряников должно хватить на всех, пусть и по чуть-чуть. Несмотря на то, что правда жизни подсказывает, что такая картина мира малость наивна и встречается не так часто, как хотелось бы слабым мира сего, но типовые договоры, как правило, написаны именно из такой позиции. В том числе близкие нам договоры на разработку, сайтики, продвижение и т.п. Давайте взорвем нафиг этот подход?

С абстрактной точки зрения юриста, есть стороны, их обязательства равновесны, штрафные санкции симметричны, специфика запротоколирована в подробном ТЗ, а у тех, кто поумнее — в функциональных требованиях. Подписались, можно и работать. Не наоборот. Настраиваемые шаблоны таких договоров легко можно (и нужно) брать вот по ЭТОЙ ССЫЛКЕ, в середине списка документов примерно. Казалось бы, а что ж еще.

Причины асимметрии

Но сердце просит праздника, а жизненный опыт подсказывает, что в реальной жизни вы неравноправны и неравновесны с заказчиком. Этому есть несколько предпосылок:
Реальный объем работ зависит от заказчика, например, от стабильности его эстетических критериев, умения формализовать свои интуитивные пожелания к дизайну, собственные дизайнерские амбиции и прочие мелочи жизни, которые представляют из себя неравновесный риск, потому что от ошибок на любой стороне реальные финансовые потери всегда будут на вашей. Не будем наивными и не будем говорить, что в ситуации «что за фигню вы сделали» всегда виноват не врубающийся клиент. Дизайнеры косячат тоже дай-то бог. Да и вы сами тоже.

Реальные сроки радикально зависят от заказчика, хотя отвечаете за них как бы вы. Да, понятно что мы пишем сакраментальное «в случае блаблабла сроки переносятся на сравнимый срок, далее по тексту». Импосибл, Петрович. Вот Маньяко только что сдало дизайн сайта, который ваялся 8 месяцев. При двух плановых. И это притом, что все наши макеты принимались либо с минимумом правок, либо сразу как есть. Но плюс полгода на «сорри, парни, нам некогда».

Асимметрию фактических отношений можно выровнять асимметрией в договоре

Одну из больших задач, которую мы обсуждаем с ФрешДок — это создание асимметричных договоров, которые бы были сосредоточены не только на стратегии win-win, но и дополнительно защищали слабую сторону: студии от произвола заказчика, а заказчика от недобросовестности дизайнеров. Причем без обращения к юристам и в суд.

Существенной проблемой в этом месте является проблема отсутствия реальных штрафных санкций в арбитражной практике. Наверняка в художественной литературе вы натыкались на упоминания контрактов с чудовищными штрафными санкциями, которые реальным дамокловым мечом висели над нарушителями. Так вот, забудьте. Норма соразмерности штрафных санкций подсказывает нам, что максимум, что вы сможете добиться в финансовом плане — это проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования. Ну то есть практически ничего. Все остальное суд скостит, даже если в договоре у вас написано, что за день просрочки по предоставлению запрошенных материалов заказчик должен вам заплатить один миллион долларов (с) Доктор Зло.


Любые капризы за ваши деньги

Наиболее перспективной затеей мне кажется автоматическое возникновение дополнительных работ в этом месте, с обязательством заказчика их оплатить согласно прейскуранту (приложение к договору). Это не штрафные санкции, это допработы, вот прайс, да дорого, но нам был необходим этот документ, файл, изображение, согласно договору мы его изготовили. Нет, согласовывать допработы уже не нужно, так как заказчик заранее, заключая договор, согласился, что в случае наступления определенных обстоятельств дополнительные работы выполняются по оговоренным ценам. Зная об этом, его желание «а сделайте мне еще пару вариантов этой страницы с контрагентами» будет асимметрично пропадать.

Авторские права передаем осторожно

Вторым моментом, который мы прорабатываем, является работа с авторскими правами, временем их перехода к заказчику и возможностью в случае проблем с оплатой, например, предъявлять претензии об их нарушении. Таким образом не снять проблемы, возникающие в течение работы над проектом, но хотя бы Заказчик не сможет воспользоваться полученными макетами и предварительными результатами без вашего согласия. А если воспользуется без согласия и выплаты вознаграждения за отчуждения прав, то у вас будет возможность предъявить иск и взыскать компенсацию за нарушение.

Асимметрия должна быть взаимной

Аналогичные работающие условия мы предлагаем и для недобросовестных авторов. Например, договор предполагал создание эксклюзивного дизайна или иного результата. За его эксклюзивное использование заказчик выплачивает лицензионный платеж в размере Х денег. И вдруг оказывается, что работа используется самим дизайнером в другом месте или права переданы еще одному (двум, трем) заказчику. Побежим в суд и будем запрещать использование? Нет, просто размер лицензионного платежа автоматически уменьшается до 1 рубля. Без обращения с претензией, выяснения отношений, судебных исков и т.д. Просто по договору.

Призыв к действию

Мы хотели бы предложить уважаемому сообществу поучаствовать в комментариях по глобальной постановке задачи — асимметризации типовых договоров. При этом надо понимать, что эта асимметрия должна быть конкретно (без базара) обоснована. В противном случае юрист заказчика просто нафиг сотрет эти пункты и останетесь перед выбором «подписываем как есть или сидим без заказа».

Поделитесь своим положительным и отрицательным опытом: в каких случаях типовая симметричная схема перестает работать или даже подставляет вас? Мы хотели бы выпустить для вас асимметричные договоры к концу зимы и сейчас самое время поставить задачу Специально Обученным Юристам.


Кирилл Готовцев, Кирилл Митягин
Заморачиваетесь вы вообще договорами или как обычно, херак/херак и в продакшен, деньги ж получены?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Проголосовало 33 человека. Воздержалось 9 человек.

Комментарии (1)


  1. Metzger
    14.12.2015 14:19

    Не вижу противоречий теории и практики. Парадигма win-win не говорит о том, что условия договора должны быть симметричны, а стороны — влюблены друг в друга. Это не техника, это общая философия. У Кемпа ясно написано: деловая ситуация должна привести к достижению целей обоих сторон. Значит, в нашем случае, у заказчика — дизайн, у исполнителя — деньги за работу. Всё, что на пути к этому результату — и есть процесс переговоров. Другое дело, если у заказчика цель отжать по баблу или вовсе кинуть, а у исполнителя слепить очередной интернет-каталог по шаблону, но чего вообще о таких говорить.