Если про новые разработки, касающиеся экологичных дорог, электромобилей и электробусов, мы постоянно что-то слышим, то электрофуры оставались до недавнего времени для нас «неизведанной землёй». Однако наука и промышленность не стоят на месте. И вот уже в провинции Евлеборг в Швеции приступили к сооружению экспериментальной электрифицированной автострады, предназначенной для грузового транспорта. Ориентировочная стоимость проекта – 80 миллионов шведских крон (€ 9,44 миллионов).

Ожидается, что строительство автомобильной дороги длиной 2 километра на участке трассы Е16 будет завершено в апреле 2016 года. Данная автострада станет одной из первой в Европе дорогой, предназначенной именно для грузовых электромобилей (электрофур). «Лабораторные» испытания по данному проекту всё еще продолжаются и проводятся на закрытом тестовом полигоне в Берлине (Германия). Поставленная цель для нового участка в Швеции – обкатка инновационной технологии в условиях естественного климата и реального дорожного движения (трафика). Планируется, что две электрофуры с токоприемниками на крыше будут ездить по данному участку шведских дорог на протяжении двух лет.

В данный проект вложили свои инвестиции не только государственные органы управления Швеции (Транспортная служба, Энергетическое ведомство, Ведомство инноваций), но и частные компании «Siemens» и «Scania», чьи технологии в основном и будут испытываться. Исследователи рассчитывают, что смогут получить достаточно сведений и информации для полномасштабного запуска коммерческой эксплуатации указанной разработки.

Отмечаем, что в августе 2014 года в США на дороге между портом Лос-Анджелеса и районом Лонг-Бич уже модернизировали тридцати километровый (30 км) участок шоссе, адаптировав его для движения грузового электротранспорта. Указанный проект, получивший название «e-highway», был разработан при участии компаний «Volvo Group» и «Siemens».

Электрофуры от «Volvo» и «Siemens» оснащены гибридной силовой установкой – двигатель внутреннего сгорания на традиционном топливе (дизель или сжиженные углеводороды) и электромотор. В машине также имеется рекуперативная тормозная система, обеспечивающая дополнительный заряд аккумуляторов. Подключение к силовым линиям электропередачи (ЛЭП) осуществляется через специальные пантографные штанги-токоприёмники, которые по техническим условиям возможно подсоединять и отсоединять от ЛЭП на скорости 90 км/ч. Конструкция токоприемника также позволяет маневрировать водителю электрофуры на дороге в относительно широком диапазоне (несколько полос) без прекращения электроснабжения. Многие пользователи сразу же заметят сходство представленной электрофуры (см. иллюстрации) с обычным городским троллейбусом.

Испытания технологии «e-highway» в августе 2014 года в США:

Главными достоинствами технологии «e-highway», на которых акцентируют внимание представители компании «Siemens», являются экологическая составляющая и снижение локальных вредных выбросов от тяжёлых грузовиков до практически нулевой отметки.

Особенно это актуально для коротких участков специальных дорог между объектами промышленности, как, например, описанная дорога в Калифорнии между портом Лос-Анджелеса и складами в Лонг-Бич, по которым ежедневно курсируют более 35000 грузовиков. Выхлопные газы от данного грузового транспорта являются одним из источников смога, наблюдаемого периодически в указанном регионе.
И всё-таки, последний вопрос к пользователям GT: считаете ли вы данную новинку «электрофурой» или это «обычный» грузовой троллейбус?

Проголосовало 877 человек. Воздержалось 112 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (43)


  1. olegkrasnov
    12.12.2015 12:05
    +2

    «Конструкция токоприемника также позволяет маневрировать водителю электрофуры на дороге в относительно широком диапазоне (несколько полос) без прекращения электроснабжения.»
    Не понял каким образом.


    1. idiv
      12.12.2015 13:00

      дороге в относительно широком диапазоне (несколько полос) без прекращения электроснабжения

      Не несколько, в небольших пределах.
      Здесь показано https://www.youtube.com/watch?v=2zolsiDH_NI с 3:35


      1. Lobey
        13.12.2015 11:43

        Del — мою мысль уже высказали другие комментаторы.


  1. idiv
    12.12.2015 12:37
    +3

    Я так догадываюсь, что если компании не пиарятся, как Маск, то и никто ничего не делает? Иначе как объяснить такое число считающих их обычными фурами?
    Это не электрофура с зарядкой через пантограф, это гибрид, который если надо едет на электричестве на некоторых участках. Там можно без постоянного контакта ехать.

    Вот видео от марта 2013 года с подключением пантографа от Siemens https://www.youtube.com/watch?v=Agwf6ZD-wjs
    Грузовик может ехать сам на дизеле или питаясь от сети.

    Презентация идеи от лета 2012 года https://www.youtube.com/watch?v=2zolsiDH_NI
    Там показана вся схема работы системы, ее конфигурация.

    P.S. То, что названо «Испытания технологии «e-highway» в августе 2014 года в США» все же кажется испытания в Германии в марте 2013 (те же номера на машинах, надписи на немецком, похожие маневры и слышна немецкая речь на заднем плане).


  1. AlexanderG
    12.12.2015 13:30
    +3

    Не очень понятно, для чего городить этот ужас с пантографами. Судя по всему, там еще и следящий привод для их поворота будет. Обычные троллейбусные штанги намного проще, технология уже обкатана, параметры может обеспечивать те же самые.


    1. idiv
      12.12.2015 19:09
      +8

      Обычные троллейбусные штанги намного проще, технология уже обкатана, параметры может обеспечивать те же самые.

      Там прицеливаться нужно точнее. Там же вроде желоба на токоприемнике, на 90 км/час это будет еще та задача.
      А насчет технологии — пантограф тоже далеко не новое изобретение, оно еще и поболее обкатанное. Сименс по сути взял стандартный пантограф для железной дороги и уменьшил в размерах, у них опыта работы с пантографами полно.


      1. denticulus
        13.12.2015 18:48

        А почему прицеливание должно быть тупым? Парочка сенсоров + парочка серв.


        1. idiv
          13.12.2015 20:31
          +1

          Так и эти пантографы не очень простые.
          А тут надо на скорости от 60 до 80 прицелится. Плюс неровности дороги. Кроме того это решение на тестовых дорогах отрабатывается 3 года (это если судить только по видео, т.е. более-менее отработанная технология), хотя на железке этим пантографам уже 100 лет.
          И я не говорил, что тупое прицеливание, я говорил про более точное. Зачем усложнять прицеливание в стиле «точкой попасть на прямую», если здесь элементарно два перпендикулярных контакта соединяются?


    1. Gordon01
      13.12.2015 11:12
      +1

      Вопрос, уровня woman.ru, ей богу.
      Читаем внимательно: «Электрофуры от «Volvo» и «Siemens» оснащены гибридной силовой установкой – двигатель внутреннего сгорания на традиционном топливе (дизель или сжиженные углеводороды) и электромотор».
      Очевидно, что постоянного подключения к ЛЭП ей не нужно, а нужно иметь возможность подключения/отключения на скорости. Штанги на 90 км подключить значительно сложнее.


      1. AlexanderG
        13.12.2015 13:18
        +2

        Тогда уж не ЛЭП, а контактный провод.

        На 90км/ч подключаться не будут и так. Все равно потребуется перестроение, заезд под КП, переключение силовой установки. При выезде из-под электрификации то же самое в обратном порядке.

        Решить проблему подключения штанг можно установкой складных направляющих рогов на башмаки токоприемников. Кроме того, совместимость с троллейбусной инфраструктурой автоматически расширяет полигон для таких машин.


        1. idiv
          13.12.2015 18:46

          На 90км/ч подключаться не будут и так.

          А сотрудники Сименса в видео говорят, что такое возможно. Кроме того, по закону в той же Германии ехать медленнее 60 по автостраде запрещено, а на 60 не сильно проще подключится по сравнению с 90.
          Хотя я тут вспомнил, что грузовикам в общем-то запрещено ехать быстрее 80. Так что промежуток 60-80 выходит.


        1. Gordon01
          14.12.2015 10:02
          +2

          >Тогда уж не ЛЭП, а контактный провод.

          Нужно больше тупняка! Тогда уж не контактный провод, а контактные провода!

          >На 90км/ч подключаться не будут и так. Все равно потребуется перестроение, заезд под КП, переключение силовой установки. При выезде из-под электрификации то же самое в обратном порядке.

          То есть если убрать тупняк, то получается всего лишь надо перестроиться в ряд с проводами. Ужас-ужас, тупые инженеры сименса!

          >Решить проблему подключения штанг можно установкой складных направляющих рогов на башмаки токоприемников.

          Можно но зачем? Умные люди уже все попробовали, просчитали и сделали. А в России тем временем электрички отменили и заменили автобусами с ДВС. Болтать про решение проблемы подключения штанг, это ж не решать проблему подключения штанг.


  1. Doktor_Gradus
    12.12.2015 13:59

    Во-первых, не троллейбус, а трамвай. Во всяком случае, пантограф устроен типично трамвайным способом. На троллейбусах я таких пантографов не видел.

    Во-вторых, эксперименты по грузовому электрическому транспорту уже были и в СССР и в Европе и в США. Успеха эти эксперименты не достигли и проблема здесь не в технологиях — ведь пассажирские трамваи и троллейбусы существуют уже давно. Проблема в специфике работы грузового транспорта — мы не можем (даже маленькая Швеция) опутать все междугородные трассы проводами. Область применения проводного грузового электротранспорта очень узкая.


    1. proenergo
      12.12.2015 16:02
      +7

      У трамвая есть рельсы…


      1. Doktor_Gradus
        12.12.2015 16:59
        +8

        Грузовой электротрамвай — это железная дорога :)


        1. neolink
          12.12.2015 18:26
          -1

          а это грузолебус…


    1. IRainman
      13.12.2015 12:22
      +1

      >>>мы не можем (даже маленькая Швеция) опутать все междугородные трассы проводами

      Так ведь пока и не нужно! Достаточно для такого гибрида, чтобы на электротяге он работал в пределах города и густонаселённых районов, при этом не везде, а только до погрузочно-разгрузочных складов ибо в глубь поселений тяжёлые машины и не ездят за исключением специфических случаев. В городе ведь как раз не проблема сделать КС (контактную сеть), а на трассе, в степи, пускай и дальше на ДВС катается.


  1. gionet
    12.12.2015 19:59
    +5

    А были когда-то и такие самосвалы-троллейбусы… (почему-то тэгом не вставляется картинка, если кто вставит своим камментом — спасибо)

    http://www.teamforitaly.com/wp-content/uploads/2013/07/24-grafico-domanda-24-bis.jpg


    1. susnake
      12.12.2015 20:41
      +7

      image


      1. Rumlin
        12.12.2015 22:11
        +3

        А эти реально эксплуатировались несколько десятков лет
        image
        transphoto.ru/photo/72842
        image
        transphoto.ru/photo/354797


        1. BubaVV
          12.12.2015 22:26

          Второе — просто троллейбус с резервным ДВС


          1. Rumlin
            12.12.2015 23:10
            +1

            Интересен опыт — грузовые троллейбусы мешали пассажирским (монополистам перевозок и основного источника дохода) и их пускали ночью. Из-за специфики локальной экономики они обратно шли пустыми, что еще уменьшало рентабельность.


      1. BubaVV
        12.12.2015 22:25
        +1

        Харьков


  1. servekon
    13.12.2015 03:06

    А если сделать токоприёмники как в метро, то и обычные легковые авто можно тоже можно переделать под электромобили или на электромобилях ездить на дальние расстояния. Есть контакт, включил автопилота и вперёд к светлому будущему!


    1. idiv
      13.12.2015 11:42
      +2

      К таким токоприемникам еще надо будет давать специальные группы допуска по электробезопасности для водителей. Контакты ведь будут досягаемы. Уж лучше ЛЭП над головой.


    1. soniq
      13.12.2015 17:24
      +2

      Наверное так и выглядит будущее.
      image


      1. MasMaX
        14.12.2015 13:29
        +1

        Тогда уж так, извините за шакалов…
        image


  1. Raegdan
    13.12.2015 12:25
    +1

    Дизель в качестве автономной энергоустановки выглядит очень странно. Если надо провести манёвр — заводи дизель? Процедура-то небыстрая, оперативность никакая. Не глушить дизель? Тогда где экономия и экология? Буферный ионистор/аккумулятор на пару минут хода? Мне кажется, так и есть, но почему в статье ничего не сказали про буфер?


    1. DrPass
      13.12.2015 12:48

      Да нормально он выглядит. Во-первых, заводить дизель — это не такая уж и медленная процедура сейчас. В современных [не самых дешевых] легковых автомобилях есть штатная опция «старт-стоп», когда двигатель автоматически глушится на светофорах, и при нажатии на педаль газа быстро заводится. Очень неплохо экономит топливо при городской езде.
      К тому же, если его и не глушить, можно перевести на максимально низкие обороты, и вот и экономия, и экология.


      1. AdvanTiSS
        14.12.2015 15:51

        Можно глушить и держать подогретым, — при необходимости он автоматически заведется с наката(плавным включением сцепления). За пару секунд он уже будет на номинальных оборотах.


      1. ipswitch
        16.12.2015 22:49

        Запускать таким образом мощный дизель грузовика вряд ли возможно. Не даром же существуют такие системы, как пневмо-пуск (с отдельными пусковыми клапанами), там стартёром обычным и то не обойтись… Такие системы ставят на дизелях тепловозов, танков, некоторых грузовиков.


        1. idiv
          17.12.2015 11:19
          +1

          Новость от 2009 года: «Мерседес продал 2600 грузовиков с системой старт-стоп в первой половине 2009 года»
          http://www.autoblog.com/2009/08/19/mercedes-benz-sells-2-600-start-stop-trucks-in-first-half-of-200/

          Как раз грузовички похожи на описанные в статье.


    1. 029ah
      13.12.2015 13:04

      В статье написали про наличие рекурперации и аккумуляторов.


      1. idiv
        13.12.2015 18:38

        Вроде по другим видео у Сименса аккумулятора пока нет. Рекуперация и аккумуляторы вроде как расположены все же на подстанции.


  1. Goodkat
    13.12.2015 13:21

    Я так понимаю, что и в отсутствии ЛЭП эти «электрофуры» будут экологичнее (экономнее расходовать топливо) за счёт гибрида.


  1. apollo2k4
    13.12.2015 20:40

    Отлично, но ручное управление. Их будут регулярно забывать включить или выключить (в последнем случае это чревато)


    1. idiv
      13.12.2015 23:21

      Там еще есть вариант с автоматическим управлением.


  1. Loki3000
    14.12.2015 16:57

    Вот бы нам на троллейбусы такие штуки! А то троллейбусы в повороте ползут с пешеходной скоростью… а чуть повеселее поедешь — и провода потерял.


    1. idiv
      14.12.2015 18:34

      Та при нормальном качестве контактных проводов и контактов на штанге (да и самой штанги) этот вопрос решается безо всяких пантографов. Но здесь надо вкладывать в инфраструктура, а такое политики зело не любят (пиара не будет требуемого).


      1. Loki3000
        14.12.2015 21:02

        Физику не обманешь: на длинные рога в повороте будет действовать центробежная сила. Так что все равно будут слетать и запутываться в проводах. А вот умная система, которая бы отслеживала их положение и позволяла двигаться даже при потере контакта, была бы очень кстати.


        1. idiv
          14.12.2015 22:42

          Физику не обманешь: на длинные рога в повороте будет действовать центробежная сила. Так что все равно будут слетать и запутываться в проводах.

          В городе троллейбусу больше 60 не разогнаться, а с учетом удобства стоящих в салоне в поворот на 60 он точно входить не будет. Потому центробежная сила такое себе оправдание, если слетает в повороте. Всего то нужно поддерживать контактную сеть в натянутом состоянии и определенной высоте, как и пружину штанги и сам контакт. Это гораздо дешевле, чем переоборудовать все троллейбусы еще одной системой.
          А вот умная система, которая бы отслеживала их положение и позволяла двигаться даже при потере контакта, была бы очень кстати.

          Это аккумуляторы что-ли? Или аккумулятор+дизель? Отслеживание то зачем в таком случае? Хватит аккумулятора на 5 минут хода, добраться до остановки.


    1. ipswitch
      16.12.2015 22:50

      Видео:

      Рига. Троллейбус с генератором для автономного хода. Также показаны магнитные ловушки для облегчения постановки штанг на провода.


  1. Loki3000
    14.12.2015 17:00

    глюк