Здравствуйте.
Уже несколько лет вынашиваю идею о создании своего онлайн, интернет телеканала. Очень обрадовался появлению Ace Stream пару лет назад, но вопрос оказалось лежит не в технических возможностях создания телеканала в интернете, сколько в отсутствии разнообразия легального бесплатного контента для вещания такого телевидения.
В этой статье я не могу дать ответы, даже наоборот, ищу ответы касающиеся авторских прав и того как их не нарушить.

Почему телеканал, когда вокруг столько доступного видео по запросу? Потому, что людям до сих пор нравится слушать радио и смотреть телевизор. А также, по тому, что это стало бесплатно технически возможным хоть и при условии трансляции, на не большую группу пользователей.

Одним из немногих решений которые я нашел, оказалась лицензия Creative Commons.
В том или ином виде, она позволяет нам брать чужой материл и использовать его в своих целях (например Attribution). Но если в случае с изображением все просто нужно указать автора, допустим под изображением. То в случае с видео, не понятно как указать авторство. Должен ли это быть текст в начале видео, или авторство должно быть указано на протяжении всего времени пока играет виде ролик.
В случае наложения логотипа канала, как быть с лицензией (Attribution-NoDerivs) не позволяющей редактировать видео ролик, будет ли это считаться производным произведением.
Что касается лицензии NonCommercial, касается ли она только продажи видео, или прибыль от рекламы и других активностей сайта где расположен канал, тоже нарушает эту лицензию.

Огорчает в Creative Commons на данный только то, что именно интересного видео материала под этой лицензией выкладывается очень мало.

Далее хотел бы рассмотреть, стандартную лицензию YouTube. Так как сложно найти ясное объяснение того, что она позволяет делать с видео под этой лицензией, а что нет?
Может ли такое видео использоваться в коммерческих или не коммерческих целях, вопрос появился из за разнообразия передач по обычному тв базирующихся на роликах из YouTube.

Также интересует возможно ли законно ретранслировать уже существующие телевизионные каналы, в интернете. Что для этого нужно с юридической точки зрения.

Может быть кто то сталкивался с работой музыкальных телеканалов, как клипы попадают к ним в ротацию, кто за что в этом случае платит?

В конце хотелось бы попросить поделиться вашими идеями о том где можно взять видео контент не нарушая авторских прав. И есть ли аналоги Creative Commons у нас.

Ссылки на ресурсы с Creative Commons видео (список будет обновляться):
1. Vimeo
2. stepic.org

Комментарии (6)


  1. aglotova
    17.12.2015 19:59
    +1

    artanets, если Вам интересно учебное направление в искомом видео, обратите внимание на Stepic.org — весь учебный контент платформы публикуется под лицензией CC BY-SA 4.0


    1. artanets
      17.12.2015 20:07

      Спасибо.


  1. yosemity
    17.12.2015 21:24

    В случае наложения логотипа канала, как быть с лицензией (Attribution-NoDerivs) не позволяющей редактировать видео ролик, будет ли это считаться производным произведением.

    Титр с логотипом поверх накладывать можно.
    Также интересует возможно ли законно ретранслировать уже существующие телевизионные каналы, в интернете. Что для этого нужно с юридической точки зрения.

    Вас очень жестко оштрафуют, как физ лицо. Вообще, вещательная деятельность в России обязательна к лицензированию. При чем лицензия на вещание, допустим в одной территориальной области, не дает право на вещание в другой и уж тем более в интернете на весь мир.
    Может быть кто то сталкивался с работой музыкальных телеканалов, как клипы попадают к ним в ротацию, кто за что в этом случае платит?

    Канал платит правообладателю или тому, у кого купил контент (естессно у перекупа должны быть права, которые подтверждены документально). Не важно, музыка это или фильм, или телесериал, или передача о животных. При чем «купил» — это не один раз и на всю жизнь, а по-всякому. К примеру пакет старых мультиков можно относительно дешево купить на год с безлимитными показами. А вот фильмы обычно покупаются на один показ + один повтор. Это не значит, что показал сегодня и повторил через полгода. Повтор — это обычно в течении 1-3 суток. Именно поэтому вечерние фильмы в праймтайме обычно повторяют на след день днем.


    1. VolCh
      18.12.2015 09:54

      Вообще, вещательная деятельность в России обязательна к лицензированию. При чем лицензия на вещание, допустим в одной территориальной области, не дает право на вещание в другой и уж тем более в интернете на весь мир.


      «Трансляция» в Интернете не является вещанием в смысле закона «О СМИ», она является распространением продукции СМИ путём предоставления доступа к сетевому изданию и лицензированию не подлежит.


  1. VolCh
    18.12.2015 10:13

    Также интересует возможно ли законно ретранслировать уже существующие телевизионные каналы, в интернете. Что для этого нужно с юридической точки зрения.


    Согласие правообладателя на ретрансляцию (ст. 1270 ГК РФ, в частности ч.2, п. 8.1). В общем случае вещатель и правообладатель не совпадают. Проще говоря есть авторы передач, фильмов, клипов, роликов и т. п. и есть телеканал. Телеканал вещает с разрешения авторов и чтобы осуществлять ретрансляцию вам тоже нужно иметь разрешение прямо от авторов (или от телеканала, если его договора с авторами делегирует ему право давать разрешение на ретрансляцию).

    Не уверен, является ли программа (в смысле аудиовидеопотока) телеканала составным произведением, но если является, то разрешение телеканала на ретрансляцию обязательно, даже если у вас есть отдельные договора со всеми авторами его передач.


  1. Samber
    19.12.2015 01:35

    Являюсь сотрудником «лаборатории интернет-телевидения и экранных искусств» Сумского государственного университета (Украина). Совместно с областной ТРК занимаемся многокамерной съемкой, онлайн трансляциями концертов. Действуем на основе письма-разрешения «на запись, онлайн трансляцию в интернет и последующий показ на ТВ-каналах» от организаторов.

    Кстати. Большинство видеоматериалов другим телеканалам не нужно. Некоторые из них от нас же за контент денег просят. Ситуация тупиковая — работаем на чистом энтузиазме, себе в убыток. Лоб избили, как монетизировать не знаем. Вроде бы востребованная услуга, в нашем случае еще и не дорогая, а оплачивать её никто не готов. Ни артисты — в упор не видят в этом пиара, ни рекламодатели — сложно назвать число зрителей, ни телеканалы — им проще забыть эфир гов ом, ни зритель — в интернете (в странах СНГ) не принято платить за просмотр.