Что нового принес уходящий год в сферу мобильных решений? Отвечают эксперты Сбербанк Технологий, Acronis, КРОК и Softline.



Ключевые события и тренды


Особого внимания заслуживает появление технологии 3D Touch от Apple и выход Windows 10 Mobile от Microsoft.

Дмитрий Соколов, главный инженер Сбербанк Технологий:



Самое заметное, что случилось в мобильной разработке – Material Design от Google. Это, как говорится, эпик вин. Все посходили с ума: в планы разработки срочно закладывался редизайн софта (даже в ущерб функциональности), с дизайнерских мониторов исчезли скетчи айфона (ранее, казалось, приколоченные туда гвоздями), а пользователи – сами пользователи! – начали ставить плохие оценки за «нематериальность». Думаю, в гугле под конец этого года выпишут очень щедрые премии всем причастным. Это круто, я даже не могу вспомнить столь однозначно позитивную реакцию на что-либо за последнее время. Материал всегда, материал везде, отдельные элементы пробираются даже на iOS!

А вот изнутри гугл революции не произвёл: долгие годы обещают наладить стабильное и повсеместное обновление Android, а в конце 2015-го хвастаются (хвастаются, Карл!) огромной долей Marshmallow аж в целых пол процента. А чаще всего встречается – внимание! – позапрошлая и поза-позапрошлая версия системы. И это, ребята, не менее эпичный провал.

Ещё из интересного: Apple выпустили Watch, и тем самым обратили внимание на давно уже существующие смарт-часы, компаньонские девайсы для телефонов. Вновь все сошли с ума и бросились рисовать «часовые» приложения, но на сей раз потуги были бесплодны: Watch и Wear уже из коробки являются самодостаточными аппаратами.

Но в любом случае тенденция остаётся той же: в видении будущего телефон больше не замыкается на самого себя. Да, он будет центральным устройством (в силу относительной мощности в сочетании с однозначной персональностью), но всё чаще должен подключаться к другим аппаратам и «делегировать полномочия». И речь не только о часах и удалённых экранах, речь, в том числе, об одноранговой сети с такими же телефонами, причём без всяких «сопряжений по Bluetooth» и других манипуляций руками. Просто два девайса сами видят друг друга и сами обо всём договариваются. Пока эта функция реализуется крайне редко, но ключевое слово – «пока»: все инструменты нам уже даны и направление развития показано. Ждём. И если в скором времени не случится очередной мастхэв-истерики (как было с Material и Watch), то я весьма удивлюсь.

А ведь это даст нам ещё один интернет, только «снизу», как бы в обход проводов и других существующих каналов. Сколько всего тут можно ожидать – даже и представлять страшно. Всё упирается в батареи, но… не зря ведь все последние версии мобильных ОС жёстко начали оптимизировать энергопотребление. Похоже, целью является вовсе не телефон, живущий неделями. Целью является телефон, способный жить всё те же сутки, но держать десятки каналов связи всеми доступными средствами. Может, конечно, это игра излишне бурной моей фантазии… но если есть тут хоть десятая доля правды, то как раз такого поворота я ожидать и не мог.

Да и «война платформ» в уходящем году окончательно перестала быть хоть сколько-нибудь реальным противостоянием. Вы могли год назад представить себе Apple Music в Google Play? Вот, и я тоже. А это ведь лишь один мелкий эпизод: похоже, глобальная «диффузия» неизбежна.

Антон Гугля, продакт-менеджер Acronis:



Мобильный телефон все больше становится компьютером и монитором для систем виртуальной реальности. Пользователь больше не хочет просто сидеть перед компьютером в очках виртуальной реальности. Ему нужно перемещаться в пространстве. На потребительском рынке прекрасным примером нового подхода к виртуальной реальности является Gear VR на технологиях Oculus от Samsung, но можно найти и более бюджетные аналоги. Хотя большинство сегодняшних мобильных продуктов для VR находятся в сфере развлечений, технология Mobile VR уже приходит в бизнес.

Очень порадовала операционная система Windows 10 Mobile от Microsoft. Существенно улучшенный интерфейс, вкупе с новой парадигмой взаимодействия Continuum, позволяющей использовать телефон в качестве компьютера. Если оправдаются ближайшие прогнозы Gartner о росте применения Windows 10 корпоративным сектором, то потенциально вполне могут увеличиться объемы использования Windows 10 Mobile. Поскольку Acronis работает не только в сфере B2C, но и в сфере B2B, в будущем мы планируем уделять внимание Windows 10 Mobile наравне с iOS и Android. Уже сейчас в стадии активной разработки находится мобильная версия Acronis True Image под Windows 10 Mobile, которую мы планируем выпустить в 2016 году.

Отдельно хочется сказать о новых смартфонах Apple с технологией 3D Touch — наконец, дисплей мобильного телефона способен различать силу нажатия. Конечно, немного обидно, что на данный момент экраны наших смартфонов и планшетов остаются такими же холодными, гладкими и бездушными, несмотря на то, что осязание является одним из наших важнейших чувств. Как и в прошлом году, в новом 2016 я буду с нетерпением ждать результатов различных экспериментов и потребительских продуктов с гаптическими технологиями.

Что касается прогнозов, думаю, что подход «Data-driven», активно используемый сейчас, уступит место «Data informed». На сегодняшний день на рынке огромное количество постоянно развивающихся прекрасных сервисов по сбору и анализу дынных. Измерять параметры своих мобильных продуктов и бизнеса, построенного на них, люди научились уже давно. Но практически все измерения показывают только прошлое и настоящее. Нельзя целиком и полностью полагаться только на эти цифры и принимать решение, руководствуясь только ими, не стоит забывать об интуиции и опыте.

Наиболее востребованные решения



Максим Андрианов, руководитель отдела продаж решений Softline:



Мы видим тренд в развитии личных кабинетов и front-end решений в первую очередь для B2C сегмента.

Как обстоят дела на российском рынке



Рынок оказался под влиянием всеобщего тренда к импортозамещению. Из основных событий: объявлено начало разработки российской мобильной ОС, уже появились полноценные отечественные MEAP-платформы. Одна из существенных тенденций – скачек интереса к мобилизации бизнеса.

Константин Астахов, руководитель направления мобильных и портальных решений компании КРОК:



В первую очередь стоит отметить, что российский рынок мобильных устройств в этом году оказался очень непостоянен. Мало того, пока он показывает довольно отрицательную динамику. Например, в первом полугодии 2015 года объем рынка мобильных телефонов и смартфонов оказался почти на 25% меньше, чем в 2014 году (по данным DISCOVERY Research Group). Утверждать, что рынок окончательно насытился, наверно, пока рано, но первая волна насыщения уже близка к завершению. Будет ли вторая волна – покажет развитие ИТ-рынка и российской экономики в целом.

Еще одно интересное изменение – компания Sаmsung анонсировала выход на российский рынок b2b с новым девайсом на базе собственной операционной системы Tizen. Это закрытое устройство, которое не подключается к внешним магазинам приложений, приложения на него могут быть установлены только через корпоративные средства управления мобильными устройствами. Продукт уже прошел сертификацию ФСТЭК и может быть использован в корпоративном секторе для защищенной мобильной работы. Правда на данный момент приложения под Tizen только разрабатываются. Есть основания предполагать, что в следующем году у решений на базе данного продукта есть хорошие перспективы найти свою нишу на корпоративном рынке, учитывая возможность удовлетворить повышенные требования к информационной безопасности, а также наработки Samsung в области обеспечения ударопрочности мобильных устройств.

Кроме этого можно отметить появление на рынке полноценных российских MEAP-платформ от компаний 1С и ГК CDC. В частности, КРОК заключил партнерство с разработчиком ГК CDC и уже начал вести некоторые активности в области разработки и внедрения корпоративных мобильных приложений на основе технологической платформы CDC ОПТИМУМ.

Всеобщий тренд к импортозамещению, оставил свой след и в области мобильных операционных систем. Например, весной Минкомсвязи объявляло о старте разработки национальной мобильной ОС. Однако создать мобильную операционную систему в течение нескольких лет и при этом с прицелом на перспективы развития информационных технологий к моменту окончания разработки – весьма непростая задача. К тому же, если продукт будет ориентирован на массовый рынок, то понадобятся инструменты преодоления конкуренции с другими игроками, сильнейшая раскрутка, привлечение огромных ресурсов и желающих разрабатывать под новую систему свои мобильные сервисы. Посмотрим, что из этого получится. Но думаю, практические результаты возможны не раньше, чем лет через 5-7.

Ну и наконец, в качестве достаточно значимого изменения на корпоративном рынке мобильных решений я бы отметил всплеск интереса к мобилизации бизнеса. По большей части это связано с крупными внедрениями новых ИТ-систем, для удаленного взаимодействия с которыми разрабатываются корпоративные мобильные приложения. Например, так было в случае с компанией ОАО «Северсталь», которая предоставила собственным клиентам и менеджерам возможность работать с системами ERP и CRM с мобильных устройств.

Каких специалистов сейчас не хватает?



Константин Астахов, руководитель направления мобильных и портальных решений компании КРОК:



Конечно, в области мобильной разработки есть своя специфика. Но если говорить в общем, то типовая проектная команда должна включать в себя менеджера проекта (с определенным техническим бекграундом), аналитика (который должен обладать знаниями в отраслевой специфике, чтобы понимать, какие бизнес-процессы есть у заказчика и какие решения можно предлагать для их автоматизации), разработчика или developer-а (под iOs, Android, html5 и пр.), тестировщика (от которого зависит как репутация компании-внедренца, так и сам факт успешной сдачи проекта), инженера (software engineer), и наконец, специалистов по дизайну и верстке.
Но если разработчиков и дизайнеров сейчас на рынке в достатке, то аналитиков, тестировщиков (особенно со знанием отраслевой специфики того или иного сегмента заказчиков) и инженеров (с широким кругозором и пониманием особенностей интеграции приложений) на рынке недостаточно.

Резюме



Ярким игроком рынка был компания Apple, которая запатентовала технологию 3D Touch и выпустила Watch. Порадовал Microsoft с Windows 10 Mobile. С прошлого года возросла популярность Material Design от Google. На российском рынке мобильных решений, где погоду задавал курс на импортозамещение, отметились 1C и ГК CDC, выпустив полноценные MEAP-платформы.

P. S.



Мы в GeekBrains подготовили новогоднее предложение с полным стеком технологий для эффективного старта карьеры моб-разработчика и подарками к новому году. Ознакомиться с ним можно здесь.

Комментарии (0)