Эту лекцию читала Энн Мьюра-Ко — одна из соучредителей Floodgate — к которой потом, во время ответов на вопросы, присоединился Джон Лилли.

Лекция 1: Введение
Лекция 2.1: Этапы роста стартапа, «стадия семьи»
Лекция 2.2: Этапы роста стартапа, «стадия семьи»
Лекция 3.1. Майкл Диаринг. Немного из истории предпринимательства и менеджмента
Лекция 3.2. Майкл Диаринг. Вопросы и ответы с Рейдом Хоффманом
Лекция 3.3. Майкл Диаринг. Вопросы и ответы с Рейдом Хоффманом
Лекция 4.1. Энн Мьюра-Ко: Теория громовой ящерицы. Авторская ценность
Лекция 4.2. Энн Мьюра-Ко: Теория громовой ящерицы. Продуктовая, корпоративная и категорийная ценность.
Лекция 4.3. Энн Мьюра-Ко: Вопросы и ответы с Джоном Лилли





I. Теория громовой ящерицы


Громовые ящерицы — это термин, который придумали Энн Мьюра-Ко и ее партнер Майк Мэплз, и который является основополагающей темой их инвестиционного фонда — Floodgate. Это их история, которая повествует о великих предпринимателях и великих стартапах. История выглядит следующим образом:

  • Термин «Громовая ящерица» появился под впечатлением от Годзиллы, и означает предпринимателей, которые достигли огромных масштабов деятельности.
  • Громовые ящерицы рождаются из радиоактивных атомных яиц, и с этими созданиями что-то не так с первых дней жизни.
  • Громовая ящерица проделывает долгое и утомительное путешествие через Тихий Океан, попутно преодолевая множество трудностей. Некоторые из них делают перерыв на Гавайях.
  • Спустя некоторое время Громовая ящерица достигает конечной точки своего пути — Сан-Франциско, и выплескивает накопившуюся злобу и приносит в город хаос. Громовая ящерица может стрелять лазерными лучами из глаз, пожирать поезда, корабли и т.д.
  • Громовая ящерица вырастает настолько большой, что полностью доминирует на своей территории и сводит на нет любые попытки конкурировать с ней.


Как все это относится к предпринимателям:

  • Есть определенный тип основателей, которые могут использовать свои преимущества и превращать их в по-настоящему непреодолимую мощь.
  • Такие основатели стремятся к минимизации организационного и технического риска.
  • Такие основатели достигают полного соответствия рынку — они следуют за веяниями рынка и обладают хорошим чувством своей продукции.
  • Такие основатели любят избегать или уничтожать конкуренцию.


II. Редкий зверь – Громовая ящерица


Громовые ящерицы крайне редки. В промежутке между 1980 и 2012 годами существовало 3 000 компаний, которые первично разместили свои акции на публичном рынке.

И них только 17 достигли дохода, превышающего 4 миллиарда долларов. Так что эти компании действительно легендарны, но стать одной из них невероятно трудно.

Даже первичное размещение акций — невероятно трудный шаг. Каждый отдельно взятый год лишь около 25 компаний заканчивают с финансовым результатом более 500 миллионов долларов. Это означает, что вероятность создать великую компанию крайне мала.

III. Система ценностей компаний-«Громовых ящериц»


Энн Мьюра-Ко и ее партнер потратили множество времени на осмысление того, как можно распознать такие компании на ранних стадиях, и какие основные факторы необходимы таким компаниям для дальнейшего роста и развития.

В процессе размышлений они создали так называемую «систему ценностей», которая помогла им оценивать компании, которые они рассматривали и анализировали. В систему ценностей вошли следующие элементы:

  1. Авторская ценность — Основная идея вашего продукта
  2. Продуктовая ценность — Продукт должен соответствовать рынку
  3. Корпоративная ценность — Бизнес-модель и корпоративная культура
  4. Категорийная ценность — Создание «своего» рынка

Мы проработаем каждую из этих ценностей по отдельности (продуктовую, корпоративную и категорийную ценность мы рассмотрим в следующей статье).

IV. Авторская ценность


Энн Мьюра-Ко потратила львиную долю времени на эту ценность, так как на ранних этапах развития компании наиболее очевидным является именно она. Авторские наработки — это техническая идея, на основании которой строится продукция и компания.

К примеру, одна из компаний, входящих в их портфолио — Ayasdi — у истоков которой стоял Гуннар Карлссон, профессор математики Стэнфордского университета. Один из его выпускников реализовал его теории в продукции, после чего превратил продукцию в компанию. Компания основывалась на опыте 25 лет исследований.

Авторская ценность может происходить не только из технических инновационных разработок, но и из других источников, среди которых:

  • Доступ к дефицитному ресурсу — Пример: De Beers имели доступ к алмазам.
  • Создание высоких затрат, сопряжённых со сменой поставщика — Пример: Keurig, после покупки кофе-машины вам нужно покупать кофейные капсулы.
  • Сетевые эффекты — создает связь между покупателями и продавцами. Пример: LinkedIn имеет сетевой эффект на вашу профессиональную идентичность.
  • Уникальная команда — Пример: Lyft и история основания компании. Один из профессоров-основателей показал, что каждый период инноваций включал в себя изменение транспортной индустрии — поезда, каналы, автодороги и пр.


Вопрос из зала — Сегодня порог вхождения относительно низок — как это меняет ваш взгляд на технические инновации?

Создание продукции сегодня проще, чем когда-либо ранее, но что касается разработки технических идей — тут все совсем наоборот. Вам нужно верить в то, чего никто еще не знает или во что никто больше не верит.

К примеру, основатель Veeva Systems сказал — каждый великий стартап имеет одно фундаментальное допущение, которое верно с вероятностью менее 50%, но дает вам двадцатикратное преимущество на рынке. Для Veeva Systems такой ставкой стало то, что они смогут создать компанию стоимостью 1 миллиард долларов на базе Force.com (платформа Salesforce). Все тогда думали, что они сумасшедшие, но они доказали свою правоту.




Комментарии (0)