Как уже сообщалось, компании SpaceX удалось успешно посадить первую ступень ракеты Falcon 9 после выполнения запланированной миссии. Цель запуска также была достигнута — ракета отправила в космос несколько спутников. Видео запуска и приземления появилось в Сети практически сразу после посадки первой ступени ракеты.

Чуть позже компания Илона Маска выложила и фотографии высокого разрешения, где можно рассмотреть ракету и ступень в деталях.

Кстати, кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, эксперт Роскомоса Андрей Ионин считает, что Маск разрабатывает свою технологию не для Земли.

«При этом способе спасения ступеней Маск не использует то, что вокруг Земли плотная атмосфера. Ракета садится на реактивной струе, а до этого использовали либо крылья, как Shuttle или «Буран», либо парашюты. А Маск сажает ступень, как будто атмосферы нет. Отсюда у меня простой вывод. Маск это делает не для посадки на Землю. Потому что у Маска есть один проект, которому он решил посвятить свою жизнь – это полёт на Марс. А вот на Марсе, как раз, это единственный способ посадки тяжёлых кораблей», — сказал Андрей Ионин.

Сам же Маск ранее заявлял, что при отработке технологии возвращения на Землю первой ступени ракеты-носителя стоимость запуска ракеты снижается многократно. Соответственно, снижается и стоимость отправки грузов в космос.


Ракета установлена на стартовой площадке на мысе Канаверал


А здесь должна была приземлиться первая ступень ракеты Falcon 9










Фотография с увеличенной выдержкой. Световые дуги — это траектория взлета ракеты и приземления первой ступени

Ну и видео, чтобы не забыть, как это выглядело:



И time-lapse

Комментарии (13)


  1. redmanmale
    23.12.2015 16:41
    +7

    Это будущее, которое здесь.


    1. Sacret
      23.12.2015 17:24

      Или даже будущее, которое сейчас!


  1. DrPass
    23.12.2015 17:53
    +7

    Мне кажется, что Ионин ошибается, а посадка ракеты-носителя на реактивной струе и на Земле пусть и энергозатратней, но технологически проще, чем посадка на парашюте или аэродинамических плоскостях. Это же не небольшой спускаемый аппарат, а многотонная конструкция размером с многоэтажный дом. Где-то разместить в ней парашют соответствующей грузоподъемности (и с возможностью затормозить её как-то во время свободного падения с уже приличной скоростью!), насколько это реально? То же самое и с крылышками. Сколько тонн будут весить плоскости нужного размера, чтобы она могла планировать? И какая тогда у ракеты будет полезная грузоподъемность?


    1. Fedorkov
      23.12.2015 20:47
      +3

      Кроме того, ракета рассчитана на продольное сжатие, её придётся сажать стоймя на стропах.


    1. Kcop
      23.12.2015 23:16
      +1

      Я не очень в теме, но не сопоставим ли вес топлива необходимый для посадки с теми же плоскостями или парашютами?


      1. vorphalack
        24.12.2015 00:49

        там шутка в том, что топливо по мере посадки РАСХОДУЕТСЯ, и садится сильно более легкая штука чем отделилась на высоте. плюс там даже рули управления помнится были с открытым циклом, отработанная гидравлика тоже «за борт» уходила.


      1. DrPass
        24.12.2015 01:25

        Да дело ведь не в массе, а в технической реализации. Из чего должен быть сделан парашют, его стропы и крепления, чтобы затормозить падающую вниз 25-тонную железяку на скорости в пару тысяч км/ч (это когда первая ступень входит в плотные слои атмосферы, где есть обо что тормозить парашютом), и при этом не разорваться в клочья, и не оторвать верхнюю половину ракеты?
        Крылья тоже непонятно как можно сделать, ведь они должны с одной стороны, выдерживать скорость 3.5 км/с (максимальная скорость первой ступени), с другой — иметь достаточную площадь поверхности, чтобы планировать с нагрузкой 25 тонн, с третьей — создавать минимальное аэродинамическое торможение при взлете, и иметь минимальную массу.


  1. RelWin
    23.12.2015 18:40
    +2

    Сейчас это кажется очевидным, но сколько времени и средств было потрачено на разработку многоразовых систем с крыльями, прочными и сложными фюзеляжами, оснащёнными изощренной защитой от перегрева и сложными системами управления (вспомнить только автоматическую посадку Бурана).
    Где-то я видел мозаичное панно древних 50-годов, где ракета садится на хвостовые опоры едва ли не так же, как на фотографиях выше.


    1. artemerschow
      23.12.2015 19:04
      +3

      Да мне кажется, в подавляющем большинстве старых мультфильмом, ракеты садились именно так)


      1. Vik
        23.12.2015 20:12

        Да, и в основном потому, что изображались посадки не на Землю, а на другие планеты, без атмосферы, как отметил уже А. Ионин.


        1. DIHALT
          24.12.2015 20:24
          +2

          Скорей мультипликаторы просто не запаривались. Посадка это же взлет наоборот…


  1. wbnet
    24.12.2015 10:03

    Круто. И интересно: не видно доруливания и точнехонько в центр площадки воткнули, а вот на баржу на последнем отрезке заметно доруливали. Дрейф баржи? Компенсация крена баржи? Порывы ветра?


    1. ksenobayt
      24.12.2015 10:13

      Баржа дрифтует с точностью до 5-10 метров. При длине её меньшей стороны в ~95 метров, это является почти 10% смещением, что несколько дофига. Ну и плюс, да — волны, ветер, больше факторов совмещать. А вот площадка никуда не денется, пусть она в диаметре и чуть меньше (в районе 87 метров — 288 футов).

      Собственно, откладывали посадку на землю из-за того, что FAA, управление гражданской авиации США, очень долго отказывались согласовывать посадку всего этого дела обратно. Попытки посадки на баржу, по сути, предназначались для демонстрации того, что ракета попадёт точно туда, куда надо, даже если она при посадке и взорвётся.