Родители, если вы ещё спите, то проснитесь и хотя бы выгляните в окна. Посмотрите, где там ваше чадо. Дома? Вы в этом совершенно уверены? Ещё раз проверьте все окна, а заодно все Android и Apple.

Заглянули в виртуальный детский мир? Узрели ужасы страшнейшие и Геенну Огненную? Есть вообще польза от этого бесовского изобретения? Я нашёл её и решил поделиться.


Небольшой семейный скандал


Отец давеча сорвался на 9-летнего ребёнка за то, что тот позволил себя виртуально обокрасть в третий раз одному и тому же недоброжелателю. Ну как можно трижды наступать на одни и те же грабли?! И тут плачущий клубочек жизни защищается: «папа, но это же просто игра!». Останавливающий эффект от неожиданной детской мудрости — как от бетонной стены, внезапно возникшей на пути автомобиля. Мозг отца послушно вспоминает звук экстренного торможения.

Нет, дорогое дитя, всё-таки онлайн – это уже не просто игра.

На следующий день, уже за ужином ребёнок стал подробно рассказывать. О том, как стал жертвой мелкой кражи от человека, которому доверял. Как потом развивался конфликт (тут и мама подключилась к дискуссии). Ребёнок продолжал рассказывать, как добился от вора признания, как восстанавливал утерянное имущество и даже совершал выгодные трансграничные (!) сделки кристалликами. Кратко рассмотрели перспективы спортивных состязаний по виртуальному паркуру. Не забыли и геополитику: как «наши» общаются с «не-нашими». Тех легко отличить: у них чужие флаги, и они используют английские слова в чате.

О какой именно игре здесь речь


Речь скорее о жанре online sandbox (онлайн игры-песочницы). Считаю, этому жанру присуща торговля, и в поиске ресурсов многие очень охотно пренебрегают привычными морально-этическими нормами. Особенно разная школота.

Риски


Чего мы боимся, не давая ребёнку играть в онлайне?

Прогрессирующий разрыв ребёнка с реальностью, повышенный износ молодой и хрупкой нервной системы, депрессия, суицидальные настроения. Асоциальное и безответственное поведение во взрослой жизни.

А также: террористы, сектанты, драг-дилеры, душевнобольные, маньяки и прочие педофилы, использующие игровые онлайн-площадки для поиска жертв. Зло, одним словом.

Ах, да, ещё испорченное зрение и преждевременное развитие.

Плюсы


Это всё-таки не социальные сети, это онлайн игры-песочницы. Они визуально похожи на те, в которых мамаши коротают своё время по дороге в общественном транспорте.

Ребёнок строит мир из виртуальных кубиков и может «прокачивать» гораздо более сложные и даже рискованные жизненные ситуации, практически без угрозы для себя и семьи. Ребёнок окажется лучше подготовленным к взрослой социальной жизни, где цифровые технологии будут играть важнейшую роль.

Никогда не задумывались об этом? А вы возьмите себе за правило хотя бы час в неделю тратить на обсуждение с ребёнком его успехов и поражений в игровых материях. Вероятно, вы даже близко не представляете себе, из каких запутанных ситуаций ребёнок уже нашёл выход сам. Что, помирать стало уже чуть менее страшно?

Вопрос времени


В интересное время живём, друзья. Оглянитесь назад, на более зелёную траву и более тёплые, «ламповые» вещи. Теперь посмотрите по сторонам, сейчас вы видите молодую виртуальную поросль, эдакую ещё не слишком испорченную альтернативу реального мира. Но что ждёт впереди? В каком мире наши дети достигнут зрелости?

Футурология – не моя специализация. Но я решил представить себе, как это будет выглядеть, скажем, лет через двадцать. Вообразил некую сложную структуру разрушаемых миров-песочниц, соединённых между собой паутинообразной системой переходов, с миллионами границ. Многомерный граф из мини-вселенных. Переходы между ними короткие и длинные, иногда с платным транспортом. И толпы народов, живущие в этой многомерной паутине, со своими авторитетами, официальной властью, преступностью, полицией, услугами, валютой и рекламой, само собой. Законы физики (типа гравитации) в разных мирах меняются в довольно широких пределах. То же самое можно сказать про уровень враждебности миров. У героев, соответственно, сложнейшие системы ачивок и всяких облегчителей виртуального существования (крылья разного размера — это начало разговора).

Не я это придумал. Вспомним литературные произведения Рэя Брэдбери, Роджера Желязны, позже Макса Фрая; потом были суррогаты в матрицах и прочие персонажи смешанной реальности. Уже сейчас есть игры с разрушаемыми условно-бесконечными мирами, а онлайн-продукты вовсю борются между собой за аудиторию любых возрастов.

Пожалуй, ключевое отличие моей версии в том, что онлайн-администрация игр идентична той реальной власти, в чьей физической юрисдикции находится сам игрок. Отмечу заодно рынок игровой безопасности, в том числе организацию «семейных» участков вселенных для детей.

Итак, добро пожаловать в мою анти[гро]утопию: тотальное государственное регулирование глобальных вычислительных сетей, подразделения госбезопасности по онлайн-играм и незаконному обороту психотропных продуктов [и веществ]. В зависимости от [государственной] классификации мира реальные игроки проходят достаточно мудрёные процедуры идентификации личности. Есть знакомые писатели-фантасты? В путь, друзья, только не давайте читать современным государственным мужам, пусть лучше экономику из кризиса вытаскивают.

UPD
Человечество имеет характерные слабости, которые со временем не меняются. Я увидел в будущем психотропные технологии, доставляемые в виде продуктов по глобальной сети. Государство же всегда монополизирует эти ниши: вводит либо запрет, либо налог на потребление (акциз). Там, где есть психотропные продукты, появится государственное регулирование, это только вопрос времени. До психотропных продуктов онлайн-игры пока не доросли, тотального привыкания к онлайн-играм нет. Но что ждёт впереди?..

Выводы


Если ребёнок хочет, то может и должен играть в «безопасные» онлайн игры, но при этом обязательно играть со своими сверстниками. Таким образом, у ребёнка не атрофируется чувство ответственности (ведь он регулярно физически встречается с другими игроками), не разрывается связь с реальностью, ведь именно здесь кроется главная причина многих наших опасений.

Общайтесь с ребёнком, тема игр очень укрепит вашу родительскую связь, но не надо навязывать конкретные шаги, без вас разберутся быстрее. Я ставлю на то, что регулярное общение — хорошая профилактика проблем подросткового возраста.

Если решились, помните о физической безопасности, в беседе для себя примечайте странных и неадекватных субъектов [из онлайна], но не ведите допрос, иначе ребёнок закроется. Не обязательно быть инспектором Коломбо или Мисс Марпл, вы же обсуждали с родителями, во что играли во дворе с другими детьми? Если не знаете, с каких правил начать, рекомендуйте не разговаривать с незнакомцами, заранее узнав никнеймы у своих реальных друзей. На что способна при желании детская память, надеюсь, объяснять не нужно.

Пусть ребёнок учит иностранный язык. Ну, или наоборот, запретите подростку заниматься выгодной торговлей кристалликами со сверстниками из других стран. Эффект превзойдёт все ваши ожидания ровно на сто восемьдесят градусов. Смотрите, чтобы кристаллики потом почтой не прислали откуда-нибудь из Латинской Америки. Какой почтой? Обычной, авиационной.

Договориться об ограниченной по времени суток игре проще, чем запрещать её и проводить свой досуг в бдении за всеми мобильными терминалами. Впрочем, можете не давать ребёнку смартфон, чтобы он чувствовал себя хуже других сверстников и смолоду обзаводился комплексами неполноценности. Надеюсь, не ваш случай.

Помните: любая защита обходится, и ребёнок всё равно выйдет на виртуальную улицу. Наверное, родителям лучше участвовать в данном процессе. Берите пример с резидентов geektimes: судя по результатам опросов, они данную проблему на уровне семей уже решили.

С наступающим Новым Годом, друзья.

Счастья и добра вам и вашим семьям.
Обсуждаете ли с ребёнком его виртуальные успехи?

Проголосовало 40 человек. Воздержалось 74 человека.

Кто в семье контролирует игру ребёнка в онлайн-игры?

Проголосовало 29 человек. Воздержалось 82 человека.

Как Вы относитесь к игре ребёнка в онлайн-игры?

Проголосовало 57 человек. Воздержалось 59 человек.

Где нужно поставить запятую в приказе короля?

Проголосовало 55 человек. Воздержалось 58 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (3)


  1. kotomyava
    26.12.2015 15:08
    +1

    А также: террористы, сектанты, драг-дилеры, душевнобольные, маньяки и прочие педофилы, использующие игровые онлайн-площадки для поиска жертв. Зло, одним словом.

    Вы их в реальной жизни бойтесь, а не в виртуальной. Интернет, и игры в частности, не являются их рассадником, как бы не пропагандировали это такие как вы.


    1. teleghost
      26.12.2015 15:58
      +1

      Такие, как мы? :) Ну так я против запретов и тотального гос. регулирования Интернета, меня просто беспокоит эта тема, как и многих других. Антиутопия — это мрачноватая перспектива, которая не обязательно стенет явью.

      Вывод Если ребёнок хочет, то может и должен играть в «безопасные» онлайн игры [...]


      Можете просто почитать про вербовку террористами молодёжи в социальных сетях, а также про отправку наркотиков и их семян обычной почтой. Обычный поисковик вам в помощь. И всех благ в Новом Году.


      1. kotomyava
        26.12.2015 16:24

        Вербовка ведётся везде — на улице, в учебных заведениях, на общественных мероприятиях в соответствующих религиозных заведениях.
        Про наркотики всё аналогично — найти надпись на асфальте с телефоном возле школы, даже проще, чем найти такие предложения в интернете.

        С этим надо бороться ведя диалог с ребёнком, и помогая ему разбираться в этом сложном мире, а не отбирая какие-то на ваш взгляд «безопасные» игры и сайты.
        А по поводу «такие как вы», я имел в виду тех, кто идёт простым и в реальности не действенным путём запрета там, где надо решать проблему — те, кто предлагает блокировать всё запретить и всё зарегулировать, идут им же на самом деле, просто в более параноидальной форме.