В России бумажные трудовые книжки были введены почти сто лет назад. Ничего подобного нет больше ни в одной стране мира

Государство собирается избавить бизнес и граждан от одного из самых явственных архаизмов в российском документообороте — бумажных трудовых книжек. По словам заместителя министра труда Любови Ельцовой, переход на электронные трудовые книжки займет от одного до двух лет.

Об электронных трудовых контрактах российские чиновники заговорили в полный голос после истории с невыплатой зарплат сезонным рабочим рыбкомбината острова Шикотан. После их жалоб на руководство комбината во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным, стало ясно, что ситуация с выполнением трудового законодательства в разы усложняется, когда речь заходит о работающих вахтовым методом на отдаленных территориях. 

С наплывом недобросовестных работодателей контрольные органы вынуждены были ужесточить надзор. Но от увеличивающегося в результате бумажного документооборота страдают в основном добросовестные работодатели, другие же, имея возможность нарушать закон, просто делают это чаще. В результате, пропасть между добросовестными и недобросовестными работодателями становится все шире. Первые все больше работают «в белую», придумывают различные варианты, как упростить, облегчить, оптимизировать отношения со своими сотрудниками, чтобы сократить и свои операционные издержки. Вторые все больше уходят в «тень», что и приводит к историям, подобным шикотанской. Ресурсы для повышения эффективности и упрощения надзора за соблюдением всех правовых норм есть в электронных формах контрактов. Поэтому именно с работающих вахтовым методом или удаленно, государство и собирается начать внедрение электронных трудовых книжек. 

Термин «электронная трудовая книжка» может ввести в заблуждение: речь идет не о переводе текущего документа в электронный вид, а скорее о составлении всероссийского электронного реестра — базы данных, в которой будет храниться информация о всех изменениях во взаимоотношении работника и предприятия. То есть произойдет не только смена носителя — с бумажного на электронный — но и подхода к отношениям между государством, работодателями и сотрудниками. Он станет более современным — сегодня документов, подобным трудовым книжкам, нет ни в одной развитой стране мира. 

Напомню, что в России трудовые книжки были введены почти сто лет назад, после Октябрьской революции, и какое-то время даже служили основным документом, удостоверяющим личность: по отметкам в них гражданин мог убедить правительство в своей полезности для общества нового типа. 

Хотя с тех пор функции трудовых книжек изменились, они долгое время могли служить инструментом воздействия работодателя на сотрудника: поскольку только с помощью трудовой книжки человек мог подтвердить свой стаж, в том числе это влияло (и влияет до сих пор) на размер его пенсии при завершении трудовой деятельности. Предприятие могло, например, незаконно удерживать трудовую книжку, если не хотело, чтобы человек переходил на другую работу.

И хотя сегодня трудовая книжка выполняет и полезную функцию — помогает работникам подтвердить свои компетенции и стаж перед новым работодателем — по большому счету она лишь дублирует информацию, содержащуюся в других документах — трудовых контрактах, приказах о приеме на работу и увольнении, о переводе на другую должность и т.д. 

Переход к электронной форме фиксации трудовых отношений, когда реестр этих отношений будет вести не предприятие, а государство, даст работникам больше свободы в отношениях с работодателем. Но не только: возможность удаленного ознакомления с информацией, подтверждающей стаж и компетенции работника (с его, естественно, разрешения), даст работодателю возможность искать сотрудников с нужными навыками по более широкой географической базе. Нанимать работников из других городов станет проще, как и устраиваться на работу в другом городе, что увеличит мобильность трудовых ресурсов.

Но готово ли государство к таким изменениям?

Вопреки расхожему представлению о России, как об отстающем в области цифровых сервисов государстве, за последнее время российские ведомства проводят серьезную подготовительную работу по переходу на «цифру». Так, Пенсионный фонд оцифровал информацию по всем отчислениям в фонд, произведенным приблизительно с 1997 года — эту информацию уже сегодня каждый может получить по запросу через личный кабинет на сайте госуслуг. Министерство труда в порядке подготовки к введению электронных контрактов, создало базы данных, содержащие порядка 90% вакансий в стране. Вообще, сегодня в различных государственных реестрах уже хранится около 75% информации из трудовых книжек граждан. 

Остается сделать буквально один или два шага, в частности, связать разрозненные реестры различных ведомств в единую информационную систему. Для этого необходимо выбрать ключевой идентификатор гражданина, который свяжет все эти базы воедино. Думаю, логично было бы, если бы им стал бы номер СНИЛС, уже работающий в качестве ключевого идентификатора в системе электронного предоставления госуслуг.

Переход к электронному реестру решит проблему утраты трудовых книжек: бумажные документы могут быть утеряны при пожаре, потопе или просто при безответственном хранении. Уровень безопасности хранения информации в электронном виде зависит от компетенций технического персонала, а значит решение хранить такую базу данных централизовано, оправдано.

Правда, такое хранение может увеличить зависимость работников от государства, хранящего важную для них информацию и теоретически способного влиять на ее содержимое. И здесь важным инструментом может стать технология blockchain, позволяющая вести реестр одновременно на множестве компьютерных  узлов. Это дает возможность защититься от несанкционированного изменения данных в системе, а значит повысит доверие граждан к такой системе, а, в конечном счете — и к государству. 

Поделиться с друзьями

Об авторе

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта