Действовала в 20-е годы прошлого века такая общественная организация – Лига «Время». Сокращенно ЛВ, поэтому члены организации называли себя эльвистами.

Занимались эльвисты, как несложно догадаться, проблемой времени, во всех ее аспектах, с упором на экономию (что понятно, поскольку работали в рамках развернувшегося по всей стране движения НОТ). Боролись за экономию времени везде и во всем: на производстве, в управленческой деятельности, в быту, – при этом не обходили стороной вопросы представления, отображения и вычисления времени.

Просуществовала Лига недолго, с 1923 по 1926 гг., однако деятельность была бурной, сеть первичных ячеек на госпредприятиях и госконторах была развернута по всей стране, издавался журнал «Время». Кое-какие материалы из этого периодического издания представляют интерес по сей день, особенно в свете свершившейся за последующий век компьютеризации.

Классифицируем находки эльвистов в области формализации времени, в таком порядке и станем рассматривать.

1. Изменение календаря.

Наиболее кардинальный способ преобразования формата даты: посредством не подбора для даты наиболее подходящего способа отображения, а изменения самой кодировки, являющейся наиболее точной и приемлемой для человека. Ничего нового: за время существования человечества способы летоисчисления изменялись многократно, для каждой оригинальной цивилизации был характерен свой способ.

О всех известных способах летоисчисления судить на стану, ввиду неподъемности темы и собственного невежества в данном вопросе, упомяну лишь о предложениях, прозвучавшись из уст эльвистов.

Вот первое – из того, что удалось обнаружить:



Вот второе, более обстоятельное и излагаемое от первого лица.

Суть предложения для тех, кому лениво читать: сутки предлагается разделить на 100 частей (именуемых орами). Далее, в соответствии с десятичной классификацией: гектор = 100 оров, лекор = 10 оров, сантор = 1/100 ора, милльор = 1/1000 ора, микрор = 1/1000 милльора.







2. Формат представления.

Авторы журнала «Время» занимались также форматом времени, причем в современной информационно-компьютерной тональности.

Вот очаровательная заметка по теме.



Доканывает концовка. Казалось, год требует обозначения, ну и ладно! Что может быть проще добавить в формат четыре цифры. Ну пускай не четыре, а две: в 1923 г., когда была напечатана заметка, до проблемы 2000 года было не рукой подать. Но нет! Автор – в целях экономии, безусловно, – отбрасывает обозначение года, уморительно при этом поясняя: зачем год, когда «отличить прошлогоднее от нынешнего легко, да и при том за прошлые годы все будет лежать в архивах по годам отдельно»?

Обратите внимание на обозначение даты под авторской подписью. Даже после прочтения заметки воспринимается как «26 сентября 1930 г.». Однако в 1930 г. Лиги «Время» уже не существовало, как и учрежденного ей журнала «Время». 1930 – не год, как автоматически прочитывается, а 19 часов 30 минут (видимо, момент завершения работы над текстом).

Вот другая статья, которую я классифицировал как относящуюся к формату представления.





Хронотип – сама железяка – не был в те годы новостью, интерес здесь представляет, в каком формате с точки зрения эльвистов следует записывать время.

Очевидно, что простейший способ записи – с помощью цифр, однако решение иное: часы и минуты располагаются каждый на отдельном циферблате, которые объемлют при этом обозначенные цифрами день, месяц и год.

Нахожу несколько возможных объяснений принятому решению:
  1. Сделано исключительно дизайна ради. В самом деле, красиво, хотя воспринимать такой формат, по моему личному мнению, неудобно.
  2. Сложный дизайн для того, чтобы воспрепятствовать подделке печати. Подделать цифры – весьма просто, отрисовать циферблаты, один в римских, другой в арабских цифрах – намного трудней. В этом случае становится понятным наличие двух циферблатов вместо одного.
  3. Просто собезъянничали. На многих хронотипных печатях зарубежного образца время отображается на циферблатах.

Разумеется, время представляли в графическом виде, вот один из множества вариантов.



Тут эльвисты, конечно, не были оригинальны. Подобными диаграммами полнится вся периодика 1920-30 гг., и до революции инфографики было достаточно. А что сейчас творится на ресурсах по компьютерной тематике, вам лучше меня известно: вай-вай, как актуально! Практически в любом графике по одной из осей откладывается время.

Переходим к следующему разделу.

3. Вычисление времени.

Действительно, время необходимо не только считывать, но в некоторых случаях и определять. Это сейчас на вделанном в операционку электронном календарике легко посмотреть, каким днем недели было 23 августа прошлого года, а тогда?

Что предлагалось? Конечно же, календари – оригинальной конструкции, ведь эльвисты, по их мнению, находились в авангарде современной науки.





А вот другое, совсем уж экстравагантное, решение.





Мысль как будто ясна (хотя туманна), но решение… Ой, мамочки мои! Не понимаю, почему автор не добавил пару стрелок: для месяцев и лет, – а нагородил черт знает что, какие-то добавочные арифметические операции вместо решения, кажущегося естественным.

Знаете, что мне это напоминает? Этот отрывок из знаменитого произведения, называть которое нет необходимости.

«Фельдфебель начал свёртывать цигарку. Швейк между тем разглядывал номер винтовки и вдруг воскликнул:
— Четыре тысячи двести шестьдесят восемь! Такой номер был у одного паровоза в Печках. Этот паровоз стоял на шестнадцатом пути. Его собирались увести на ремонт в депо Лысую-на-Лабе, но не так-то это оказалось просто, господин фельдфебель, потому что у старшего машиниста, которому поручили его туда перегнать, была прескверная память на числа. Тогда начальник дистанции позвал его в свою канцелярию и говорит: «На шестнадцатом пути стоит паровоз номер четыре тысячи двести шестьдесят восемь. Я знаю, у вас плохая память на цифры, а если вам записать номер на бумаге, то вы бумагу эту также потеряете. Если у вас такая плохая память на цифры, послушайте меня повнимательней. Я вам докажу, что очень легко запомнить какой угодно номер. Так слушайте: номер паровоза, который нужно увести в депо в Лысую-на-Лабе, — четыре тысячи двести шестьдесят восемь. Слушайте внимательно. Первая цифра — четыре, вторая — два. Теперь вы уже помните сорок два, то есть дважды два — четыре, это первая цифра, которая, разделённая на два, равняется двум, и рядом получается четыре и два. Теперь не пугайтесь! Сколько будет дважды четыре? Восемь, так ведь? Так запомните, что восьмёрка в номере четыре тысячи двести шестьдесят восемь будет по порядку последней. После того как вы запомнили, что первая цифра — четыре, вторая — два, четвёртая — восемь, нужно ухитриться и запомнить эту самую шестёрку, которая стоит перед восьмёркой, а это очень просто. Первая цифра — четыре, вторая — два, а четыре плюс два — шесть. Теперь вы уже точно знаете, что вторая цифра от конца — шесть; и теперь у вас этот порядок цифр никогда не вылетит из головы. У вас в памяти засел номер четыре тысячи двести шестьдесят восемь. Но вы можете прийти к этому же результату ещё проще…
Фельдфебель перестал курить, вытаращил на Швейка глаза и только пролепетал:
— Карре аb!»


Далее второй способ запоминания излагается. Его не стану цитировать, не то то получится цитата, большая по объему, чем обсуждаемая статья. Кстати, эпизод с запоминанием заканчивается мозговым расстройством фельдфебеля.

4. Соблюдение эталона времени.

Эльвисты прекрасно понимали, что время необходимо не только представлять и отображать, но и соблюдать, иначе что это за время получится, когда часы у каждого тикают вразнобой?

В рамках решения проблемы предлагалось:
  1. во-первых, радиофикация: чтобы точное время пришло, что называется, в каждый дом. Услышав сообщение о точном времени по радио, можно откорректировать личные ходики;
  2. во-вторых, создание единой сети электрических часов, показывающих вследствие этого точное время. Чем не прообраз интернета, кстати? Правда, в данном случае эльвисты выступали в качестве не изобретателей, но перенимателей передового зарубежного опыта. Вот соответствующий отрывок:








Это Общество Нормального времени – провайдер практически, оказывающий услуги по предоставлению точного времени.

Но знаете, что меня больше всего в журнале «Время» ошарашило? Вот этот, среди многих прочих относящихся к НОТ, лозунг.



В первом номере от 1923 года, причем первым по порядку: значит, издатели посчитали его наиболее важным!!!

Я пролистывал множество журналов 20-х годов прошлого века, и, уверяю, упоминаний о грядущем нападении мирового фашизма на СССР в них нет – по крайней мере, я такого не припомню. Подумал даже, что галлюцинирую, и полез в «Википедию». Из «Википедии» узнал, что в 1923 г. Муссолини только-только пришел к власти, а Гитлер руководил штурмовиками, таким образом о нападении на СССР речи как бы не шло. Согласно тому же источнику, гражданская война в России закончилась в 1922-23 гг., какая там на фиг борьба с фашизмом?!

Теперь не знаю, что об эльвистах подумать: не то они малограмотные энтузиасты, каких в 1920-х годах было полно во всех научных областях, не то гениальные провидцы, предсказавшие нападение фашистской Германии на СССР за 18 лет до того.

Насколько актуальными были научные разработки Лиги «Время» в области исчисления и представления времени, можете составить собственное мнение, на основании представленных материалов.

Решайте сами, короче.
Кем были эльвисты?

Проголосовало 184 человека. Воздержалось 53 человека.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (14)


  1. hungry_ewok
    28.12.2015 18:17
    +2

    >то гениальные провидцы, предсказавшие нападение фашистской Германии на СССР за 18 лет до того.

    Тащемта еще маршал Фош в Компьене сказал что это не мир, это перемирие лет на 20…


    1. mikejum
      28.12.2015 18:22

      Может быть. В любом случае последнее слово за историками. Однако для журналов 20-х годов подобные лозунги были не характерны, это точно.


    1. mikejum
      28.12.2015 18:45
      +1

      У меня, кстати, когда этот лозунг увидел и глаза на лоб полезли, три объяснения в мозгу сгенерировались:
      1. Я гораздо более несведущий историк, чем привык о себе думать. (Хотелось бы, чтобы в конечном счете так и оказалось).
      2. Кто-то тонко пошутил и вставил лозунг о фашизме в скачанный мной номер журнала. (Это еще куда ни шло, хотя чересчур тонко, с трудом в такое верится).
      3. Предсказания Оруэлла сбылись на 100%, и ныне все исторические произведения пишутся и переписываются по мере политической необходимости. А антифашистский лозунг — баг переписывателя истории. (Я искренне надеюсь, что наше настоящее еще не настолько шизофренично).


      1. sain
        28.12.2015 22:36
        +2

        Все нормально, пункт 1 годится.
        Статья интересная, спасибо.


  1. juryev
    28.12.2015 20:26

    Вообще-то с фашистами мы воевали ещё в Испании, Японии. Кроме того, по сути дела, фашистскими были США до окончания политики маккартизма. Кто сомневается, — погуглите, за что выгнали из США Ч.Чаплина.
    Так что вопрос о войне с фашизмом был на повестке дня задолго до 1941-го. Другой вопрос, что в 1923 году ещё не стоял вопрос о войне с германским фашизмом.
    Что касается самой ЛВ — это лишь одно из проявлений тогдашнего всеобщего увлечения прожектами по переустройству мира. Много их было в разных сферах — один Татлин чего стоит. Но, в основном, ничего особенного от них не осталось, так же, как и от немецкого экспрессионизма. Было модно — и прошло.


    1. mikejum
      28.12.2015 20:47

      Наверное, вы правы.
      Вот только, касательно эльвистов: многие темы, о которых сегодня с придыханием на хабровских ресурсах пишут, до ужаса их тематику напоминают. И отношение схожее — такое детско-детское: вау, какой я крутой, что занимаюсь <вставить модную тему>!
      К тому же, многие находки той поры возвращаются под другими именами. К примеру, агитпроповский дизайн эльвистов (см. заставку) лично мне почему-то квадраты современных сайтов напоминает. Могу ошибаться — я не дизайнер.


      1. immaculate
        28.12.2015 23:09
        +2

        Я давно это заметил. Первый раз всерьез задумался прочитав сборник японских романов черт-те-знает-какого века. Удивился, что люди в романах думают так же, как и современные, стремятся к тому же самому (любовь, счастье), что и современные. Если бы не почитал предисловие, то даже не сразу бы понял, что речь идет даже о более раннем времени, чем средневековье.

        Все повторяется, потому что паттерны мысли не меняются. Все стремятся к счастью, все под этим понимают приблизительно одно и то же, только внешние атрибуты немного меняются. Если 700 лет назад кто-то мечтал, например, о лодке или коне, то теперь об автомобиле или мотоцикле.

        Нам говорят, что вокруг происходит невероятный прогресс, но на деле в мыслях и делах никакого особого прогресса нет. Например, люди все так же убивают друг-друга, потому что им кажется, что если они завладеют чужим куском земли (или полезного ископаемого), то это сделает их счастливыми. Подумаешь, сейчас они используют БПЛА и ракеты с наведением по GPS, а раньше приходилось колоть неприятеля мечом. Мотивация, результат и следствия все те же самые.


        1. NSko
          29.12.2015 07:49

          Не могу утверждать точно, т.к. не знаю, что за сборник вы читали, но советую проверить, не являются ли те переводы, что в нём есть, лютейшей адаптацией. У Японии до изоляции были лютейшие сдвиги по сравнению с западным миром. Очень рекомендую по этому поводу книгу известного япониста А. Мещерякова Terra Nipponica.

          Само собой то, что принесла с собой эволюция и первичная социализация, из человека никуда не ушло и в основной массе он всё так же стремится жить и размножаться, но различия именно в культуре различных сообществ могут быть весьма и весьма шокирующими.


          1. immaculate
            29.12.2015 13:28

            Конечно, какие-то отличия есть. Я, например, люблю Индию и не могу не заметить, что люди там более добрые, отзывчивые и радостные, чем в любой другой стране, где я побывал. Но эти отличия не такие уж значительные и имеют циклическую природу. Например, чем богаче индиец и чем больше он стремится стать похожим на европейцев, тем более закрытым и менее улыбчивым он становится.

            В общем и целом, одни и те же паттерны мыслей и поведения повторяются тысячи лет, даже десятки тысяч.


    1. NSko
      29.12.2015 07:41
      +1

      По-моему вы несколько путаете понятия «всё плохое, что может соединить в себе гос. политика» и фашизм. Маккартизм был пещерным антикоммунизмом, но на этот сходства-то и заканчиваются. С кем мы воевали в 20-е годы в Испании, представить тоже трудно, но вот то что во время Гражданской войны советские войска смяли там настоящих коммунистов, открыв дорогу Франко, не нужно даже и представлять.

      Готов согласиться лишь с мыслью по поводу Японии, которая во время Реставрации крайне сдружилась с новообразованной Германией.


      1. juryev
        29.12.2015 19:03

        Всё-так напрасно Вы проигнорировали моё предложение посмотреть на биографию Чаплина, поскольку лучшим критерием во всех оценках исторических процессов, на мой взгляд, является именно их преломление в судьбах конкретных людей, а не теоретические рассуждения о позициях и платформах тех или иных движений.
        Чаплин был объявлен евреем (что вообще-то не соответствовало действительности, он просто выступал в их защиту) и был выслан из страны за антигитлеровский сатирический фильм «Великий диктатор».
        Если массовые демонстрации нацистов в США с вывешенными свастиками, преследование евреев, отправка в тюрьмы по надуманным обвинениям (опять же, по поводу Чаплина — часть его работников была заключена под стражу), — если всё это — не нацизм, то что же тогда нацизм, собственно говоря?
        О Франко говорить не имеет смысла по его лозунгам и по книге Хемингуэя, который, в общем-то, не о политике писал, а о жизни). Достаточно судить по фактам: «Испанская фаланга», — чисто нацистская партия, возможно, не стоит её приравнивать к немецкой, но с итальянским вариантом вполне всё сравнимо. Особых сомнений в том, что Франко опирался именно на нацизм, ни у кого нет, — союзнические отношения с Гитлером это подтверждают. Что касается «настоящих коммунистов», — то если под «настоящими» понимать троцкистов, — то да, они были выведены из игры.


  1. Randl
    28.12.2015 20:46

    Сразу вспомнил xkcd

    28-часовой день
    image


  1. CeyT
    29.12.2015 07:33

    Интересно: со связями между полосами карточка учёта времени замечательно читается без добавления единичной сетки или сносок к оси для каждого изменения. Что странно, мне не вспоминается ни одного программного средства, рисующего в таком стиле.

    Про фашизм: логичнее всего предположить, что журнал просто следовал пропагандистской риторике, заполнившей прессу после только что случившегося марша на Рим Муссолини. (Ехидно). А ещё в статье «Фашизм» в Википедии этому пара абзацев посвящено. Как видим, объявить «фашистами» всех скопом «капиталистов-империалистов-милитаристов», противостоящих прогрессивным деятелям мировой революции, придумали не вчера.


    1. mikejum
      29.12.2015 09:10

      1. По поводу карточек. Выбрал в качестве образца одну, наиболее понравившуюся. Всяких графиков в экономических журналах 20-30-х годов пруд пруди, на любой вкус. Все-то и отличие от современных, что нарисованы от руки, а не в софте.
      2. По поводу фашизма. Про марш на Рим я прочитал. Но все равно сложно понять, почему советская пресса отреагировала подобным образом на событие внутренней итальянской политики. Собственно, проверить несложно. Если в центральной периодике за 1923 г. имеются призывы бороться с фашизмом, вопрос снимается; если нет — это странно.
      3. По поводу «Википедии». Я не в восторге от этого ресурса: статьи по вопросам, которыми я профессионально владею, вызывают у меня резкое неприятие. Однако где осведомиться по вопросам, в которых ты дилетант? Самое простое и быстрое решение — в «Википедии».