Компания «Яндекс» решила следовать мировым тенденциям и, вслед за Amazon и Microsoft, стала вкладывать деньги в развитие кинематографа

В 2017-м отечественное кино вышло на новый уровень: год начался с «Притяжения» режиссера Федора Бондарчука, потом было «Время первых» ( реж. Дмитрий Киселев), «Салют-7», рекорд «Последнего богатыря», собравшего в прокате $29,5 млн и новый рекорд «Движения вверх», заработавшего $53 млн чуть больше, чем за месяц. И это только топ-лист блокбастеров, а ведь были еще и победители европейских фестивалей «Теснота», «Аритмия» и, конечно, «Нелюбовь», номинированная на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

На этом фоне, российский кинематограф начинает привлекать все больше внимания не только, как форма искусства, но и как бизнес-индустрия. Например, 9 февраля «Яндекс» заявил о том, что теперь займется сопродюссированием фильмов и сериалов, причем не только в форме финансирования, но также промоушеном и прокатом картин.

В январе 2018 года компания выделила направление медиасервисов (Яндекс.Музыка, Кинопоиск, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма) в отдельный бизнес-юнит, аналогично тому, как ранее в самостоятельные проекты были выделены Яндекс.Такси, объединившийся с Uber, и Яндекс.Маркет.

«Медиасервисы Яндекса стараются отвечать всем интересам кинозрителей: мы собираем информацию о фильмах, формируем к ним интерес через новости и репортажи, продаем билеты в кино, показываем фильмы онлайн, — рассказала Forbes директор по развитию медиасервисов в «Яндексе» Ольга Филипук. — Сейчас мы двигаемся еще дальше — создаем на базе медиасервисов свой продюсерский центр, который будет финансово и экспертно участвовать в кинопроизводстве, а также, используя технологии Яндекса,  помогать в продвижении фильмов разных жанров».

Первым проектом, реализованным «Яндексом» совместно с «Арт Пикчерс Студио» и «Кинослово» стал фильм «Селфи», премьера которого состоялась 1 февраля. Над созданием психологического триллера работал режиссер Николай Хомерики («Ледокол» и «Синдром Дракона») и главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев.

Сейчас продюсерский центр «Яндекса» готовит к выходу фильм «Черновик» по роману Сергея Лукьяненко (автора романов «Ночной дозор» и «Дневной дозор»), который финансировался совместно с Фондом кино. Прокатом и промокампанией планируется заниматься совместно с прокатчиком Sony Pictures центр планирует заниматься.

«Яндекс» не первая технологическая компания, занявшаяся продюсированием кино: этим давно занимаются гиганты из Силиконовой долины — Amazon и Microsoft, а также стриминговый сервис Netflix.

Еще в 2014 году Amazon.com создал подразделение Amazon Studios, которое занялось производством десяти эпизодов сериала «Очевидное», премьера которого состоялась 26 сентября 2014 года. Проект стал крайне успешным и был выдвинут в трех категориях на премию Гильдии сценаристов США, а также в двух на «Золотой глобус», забрав на церемонии обе награды. Таким образом, сериал стал первым проектом Amazon, который вписал компанию в историю кинематографа и номинировался на основные награды в индустрии.

В 2017 году успех «Очевидного» повторил фильм «Манчестер у моря», за который Кейси Аффлек получил «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA в номинации «Лучшая мужская роль», а Кеннет Лонерган стал обладателем «Оскара» за лучший сценарий. Очевидно, что для Amazon это прекрасный маркетинговый ход и рекламная кампания: даже номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм» добавляет известности к репутации самого богатого человека в мире, Джефа Безоса.

Потоковый сервис Netflix также получил две номинации на «Оскар» с документальными картинами «Вирунга» (2015) режиссера Орландо фон Айнсидель, про вымирающих горных обезьян в Конго, и «13-й» (2016) Авы Дювернэ о рабских условиях заключения черных мужчин в американских тюрьмах.

Кинопроизводством занимается и компания Microsoft, превратив свою же компьютерную игру Halo в полноценный боевик. Microsoft заплатила Алексу Гарленду $1 млн за сценарий фильма, после чего продала права на экранизацию студии Universal уже за $10 млн.

На российский кинорынок «Яндекс» вышел первым, но учитывая стремительный рост популярности отечественного кино за последний год, вполне возможно, что к нему присоединятся и другие технологические корпорации.

«Давно известно, что российские фильмы в прокате собирают не меньше голливудских», — говорит директор по контенту интернет-кинотеатра tvzavr Елена Хлебникова. Она объясняет это «эффектом соседа» — известностью российских актеров. Однако нельзя нельзя игнорировать и мощнейшие рекламные кампании, развернутые по случаю выхода громких блокбастеров, таких как «Движение вверх»

Продюсер кинокомпании «Водород» («Притяжение», «Лед») Михаил Врубель объяснил Forbes причины прорыва российского кино на рынке в 2017 году: «Достижения российского кинематографа, по-моему, очевидны: количество фильмов, нашедших отклик у широкой аудитории возросло. Изнутри кухни киноиндустрии, мне кажется, это было вполне закономерно: мы наконец накопили определенный потенциал, и зритель видит только поверхность этого айсберга».

По его словам, так как у кинематографа существует двухгодичный цикл кинопроизводства, такой успех был предсказуем: 2016 год был официально объявлено Годом Российского Кино, в связи с чем министерство культуры РФ выделило рекордные 1,5 млрд рублей из государственного бюджета на кинопроизводство, на которые и были произведены картины, вышедшие в прокат в 2017-м. По словам Врубеля, скорее всего 2018-й год будет не так богат на громкие премьеры, зато в 2019 мы увидим новый виток развития отечественного кинематографа.

Поделиться с друзьями

Об авторе

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта