На месте крушения авиалайнера в Раменском районе Подмосковья, в котором погиб 71 человек, обнаружен черный ящик

«Саратовские авиалинии» временно приостановили эксплуатацию самолетов Ан-148. Один из этих самолетов, входящих в парк авиакомпании, разбился в воскресенье, 11 февраля, в Подмосковье. Все находящиеся на борту 65 пассажиров и шесть членов экипажа погибли.

В сообщении, опубликованном 12 февраля на сайте, «Саратовские авиалинии» обратились к СМИ с просьбой «не муссировать слухи и версии». «Объективный вывод может быть сделан только по окончании официального расследования», — подчеркнули в авиакомпании. 

Со своей стороны Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России уже в воскресенье возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 Уголовного кодекса России (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Следователи работают не только на месте катастрофы. В «Домодедово» допрашиваются работники аэропорта, готовившие воздушное судно к полету, а также сотрудники диспетчерской службы. 

В компании «Саратовские авиалинии» изымается эксплуатационная документация, проводятся допросы ее сотрудников. Авиаперевозчик обещает «по первому требованию предоставлять в следственные органы все необходимые документы с целью выяснить истинные причины авиакатастрофы». Что же известно о самой авиакомпании «Саратовские авиалинии» и о ее владельцах? 

Государственное предприятие «Саратовский объединенный авиаотряд» было акционировано в 1994 году, в результате чего было создано открытое акционерное общество «Саратовские авиалинии». В 2008 году вскоре после того, как развалился авиационный альянс AirUnion, активы этого альянса вместе с другими авиакомпаниями, находящимися в государственной собственности, включая «Саратовские авиалинии», перешли в собственность «Ростехнологий». Тот в свою очередь в ноябре 2011 года передал 51% перевозчика «Аэрофлоту». Но уже в декабре того же года пакет был продан частным инвесторам за 290 млн рублей. 

В настоящее время, по данным СПАРК, 55% акций АО «Саратовские авиалинии» принадлежат ООО «Союз Инвест», владельцем которого является Аркадий Евстафьев. Долей в 26,62% в АО «Саратовские авиалинии» владеет АО «Инвест-Холдинг Энергосоюз», генеральный директор которого — также Евстафьев. Ему же принадлежит доля в банке «Агророс». По данным телеканала «Рен-ТВ», Евстафьев, а такде гендиректор авиакомпании Алексей Вахромеев находятся на допросе в Следственном комитете.

Аркадий Евстафьев — уроженец Саратова. Закончил Высшую школу КГБ и Дипакадемию МИД СССР. С 1992 по 1995 год  был советником и пресс-секретарем первого зампредседателя правительства России Анатолия Чубайса. В 1996 году он работал в избирательном штабе Бориса Ельцина, который возглавлял Чубайс, и оказался в эпицентре скандала с «коробкой из-под ксерокса», связанного с финансированием избирательной кампании Ельцина. С этой коробкой, в которой находилось $538 000 наличными, он был задержан на выходе из Дома правительства.

Лично для Евстафьева инцидент не имел серьезных последствий. Борис Ельцин был тогда переизбран президентом России. 

С сентября 2001 года по апрель 2002 года Евстафьев был и.о. генерального директора, и до июня 2005 года — гендиректором АОА «Мосэнерго». С 2012 по 2015 год был доверенным лицом миллиардера Михаила Прохорова и его партии «Гражданская платформа» в Саратовской области.

«Саратовские авиалинии» — 19-я по размеру авиакомпания страны. В 2017 году она перевезла 768 000 пассажиров, что на 58% больше, чем годом ранее. До катастрофы 11 февраля в авиапарк «Саратовских авиалиний» состоял из шести самолетов АН-148, двух бразильских Embraer ERJ190 и шести Як-42. Компания заказала и ожидает получить в 2018 году три самолета Boeing 737. Заказаны также шесть новых российских самолетов MC-21 с поставкой после 2022 года.

Пассажирский самолет Ан-148-100В с регистрационным номером RA-61704, который разбился в Подмосковье, был разработан и выпущен украинским конструкторским бюро имени Антонова в 2010 году. В парк «Саратовских авиалиний» Ан-148  с бортовым номером RA-61704 поступил в феврале 2017 года от авиакомпании «Россия». В январе 2018 года самолет прошел форму С-чек, в ходе которой были проверялись агрегаты двигателя, планера и крыла. Проверка, которая проходила в присутствии специалистов украинского предприятия «Мотор Сич», подтвердила летную годность самолета.  

11 февраля, в день авиакатастрофы, самолет с бортовым номером RA-61704 совершил три рейса по маршрутам Пенза-Москва, Москва-Саратов, Саратов-Москва. Перед вылетом с новым экипажем, который заменился в соответствии с планом полета, по маршруту Москва-Орск была была проведена форма техобслуживания, которая не выявила отклонений на авиалайнере.

Двухмоторный  турбореактивный Ан-148 разработан конструкторским бюро Антонова на Украине. Самолет предназначен для эксплуатации на региональных авиалиниях протяженностью до 4000 км и рассчитан на перевозку от 70 до 90 пассажиров. Крейсерская скорость авиалайнера — 820-870 км в час. Самолет Ан-148 был введен в эксплуатацию в июне 2009 года. На Украине он выпускается на мощностях киевского авиазавода «Авиант» (филиал компании «Антонов»). В России сборку Ан-148 по украинской лицензии осуществляет Воронежский авиастроительный завод (ВАСО). 

Всего в двух странах к ноябрю 2017 года было произведено 44 самолета Ан-148. Из них 25 эксплуатируются в России, в том числе авиакомпаниями «Ангара» и «Саратовские авиалинии», Министерством обороны и МЧС, летным отрядом «Россия».

За годы эксплуатации Ан-148 было зафиксировано несколько серьезных инцидентов, в числе отказ одного из каналов управления (2010 год), отделение колеса от шасси во время отрыва от взлетно-посадочной полосы (2012 год). Две серьезных неполадки были зафиксированы в 2017 году: в сентябре — отказ двигателя из-за падения давления масла, и в октябре — возгорание двигателя. Все эти происшествия завершились благополучно. 

Дважды самолеты Ан-148 потерпели крушение. 5 марта 2011 года в Белгородской области разбился самолет экспериментальной авиации Ан-148, принадлежащий Воронежскому авиастроительному заводу (ВАСО). Погибли шесть членов экипажа.

11 февраля 2018 года в Раменском районе Подмосковья потерпел авиакатастрофу Ан-148, выполнявший рейс №703 из столичного аэропорта «Домодедово» в Орск (Оренбургская область). Все находившиеся на борту 65 пассажиров и 6 членов экипажа погибли. 

Самолет вылетел из аэропорта «Домодедово» в воскресенье, 11 февраля, в 14:24 мск. Через несколько минут связь с авиалайнером прервалась, но до этого командир экипажа не передавал на землю никаких сообщений о нештатной ситуации на борту. Последний раз авиадиспетчеры видели самолет на радарах в 14:28 мск на высоте 900 м. После этого Ан-148 пропал с экранов радаров.

Чуть позднее обломки самолеты были обнаружены в районе деревни Степановское Раменского района Московской области. Площадь разброса обломков составила 30 га. 

Утром в понедельник представитель оперативного штабе на месте авиакатастрофы сообщил агентству «Интерфакс» об обнаружении бортового самописца. «Внешне он имеет механические повреждения наружного контура, однако информация может быть сохранной, это установит МАК», — уточнил собеседник агентства.

В настоящее время специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) ведут расследование причин авиакатастрофы. Среди возможных причин крушения источники и эксперты, опрошенные «Коммерсантом», назвали возгорание в двигателе, неисправность датчика скорости, обледенение самолета на взлете и ошибку в пилотировании.

Риски авиакомпании «Саратовские авиалинии», в том числе жизнь пассажиров и членов экипажа, застрахованы в компании «АльфаСтрахование». Сразу после авиакатастрофы страховая компания сообщила, что «подключилась к ситуации». «В соответствии действующим законодательством АО «АльфаСтрахование» выплатит страховое возмещение родственникам погибших в авиакатастрофе», — говорится в сообщении, опубликованном 11 февраля на сайте страховой компания. 

Согласно закону об обязательном страховании ответственности перевозчика, страховая выплата за гибель пассажира на транспорте составляет 2,025 млн рублей. Кроме того, по закону, страховая сумма на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна установлена в размере не менее чем один миллион рублей.

Поделиться с друзьями

Об авторе

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта