Оператор МТС вложил несколько миллиардов рублей в билетные сервисы, ранее он сделал крупную инвестицию в киберспорт. Как эти покупки сочетаются с основным бизнесом компании?

Российская телекоммуникационная компания МТС 12 февраля сообщила о получении контроля над билетными сервисами Ticketland.ru и Ponominalu.ru. Проекты обойдутся оператору в сумму свыше 3,5 млрд рублей. Зачем оператору столь непрофильные активы? Или они как раз сочетаются с основным бизнесом, просто связь не очевидна?

Формальная сторона сделки такова, что после ее закрытия МТС получит 100% ООО Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс (бренд Ticketland.ru), а также 78,2% в компании Cubichall (учредитель ООО «Культурная служба», бренд Ponominalu.ru). Стороны договорились о подписании соглашения, согласно которому к концу 2020 года доля МТС в Cubichall составит 100%.

Объем российского рынка развлечений увеличивается ежегодно на 20%. На данный момент общий объем рынка составляет 70 млрд рублей, а купленные МТС активы позволят контролировать 25% оборота продаж театральных и концертных билетов в России. Причин такой покупки сразу несколько: возможность получения прибыли, предоставление новых услуг, а также возможность объединения данных о пользователях посредством анализа больших данных билетных агрегаторов и телекоммуникационных сервисов самой компании.

В последнем случае выгода заключается в повышении лояльности существующих абонентов за счет создания для них персонализированного пользовательского опыта с помощью широкого набора новых услуг и комбинированных маркетинговых предложений.

Оператор заявлял, что экономический эффект от использования аналитики больших данных в 2016 году составил 536 млн рублей, и намеревался расширять спектр сервисов, предоставляемых абонентам через мобильные приложения для дальнейшего увеличения этого показателя.

Это не единственный пример, когда телеком-оператор начинает заниматься на первый взгляд непрофильными для себя активами. Например, ранее представители телекоммуникационного рынка делали попытки входа в финансовый сектор — та же компания МТС представила «МТС Банк», свои банковские карты запустили «МегаФон» и «Билайн». Помимо этого операторы сотовой связи предоставляют своим клиентам доступ к сервисам платного ТВ, трансляциям игр и другим медиапродуктам.

Процесс диверсификации бизнеса телекоммуникационных компаний начался несколько лет назад, а заинтересованность операторов связи сторонними сферами стала проявляться еще раньше.

Главная причина диверсификации активов кроется в том, что доходы операторов связи от предоставления голосовой связи и передачи данных постепенно снижаются. В части регионов России проникновение сервисов такого рода достигло максимума — около 100%, а если сложить отчетные данные операторов, то и превысило ее. Таким образом, рынок операторских услуг не может развиваться с использованием прежней стратегии и предоставления традиционных услуг. Более того, рынок сокращается. По данным «ТМТ Консалтинг», среднемесячный доход от одного абонента в третьем квартале 2016 года у той же компании МТС снизился на 5,2%. У «Мегафона» за аналогичный период времени падение составило 6,9%, а у «Вымпелкома» (бренд «Билайн») — на 2,7%. Среди причин снижения доходов также уменьшение количества поездок за рубеж, а значит и снижение трат в роуминге, составлявших солидную часть доходов операторов.

Общемировая динамика примерно такая же — у телекоммуникационных компаний, операторов связи, идет постепенное снижение ARPU:

Динамика снижения ARPU (доходов с одного абонента)

В сложившейся ситуации операторы связи переходят в новые для себя отрасли бизнеса и создают дополнительные сервисы для своих пользователей. В частности, это могут быть технологии умного дома и разного рода систем раннего предупреждения и реагирования на появление внешних факторов вроде повышения температуры и задымленности. Кроме того, сотовые операторы начинают зарабатывать на медиаконтенте в социальных сетях или предоставлении собственной инфраструктуры в аренду.

Схожая ситуация наблюдается и среди телеком-операторов, специализирующихся на работе с корпоративными заказчиками.

Сравнение доходности B2B и B2C сервисов телекоммуникационных компаний США (Источник)

В течение последних нескольких лет B2B сервисы развиваются быстрее, чем B2C (рис. 2). Превосходство первых над вторыми наблюдается с 2014 года — этому  способствует стремление бизнеса проводить цифровую трансформацию, которая, в свою очередь, позволяет повысить операционную эффективность и конкурентоспособность даже в условиях глобальной «уберизации» самых разных отраслей. По данным аналитического агентства IDC, в 2018 году объем средств, вложенный компаниями со всего мира в дигитализацию, составит $1,3 трлн.

В первую очередь, компании занимаются внедрением ИТ-решений, позволяющих повысить эффективность собственной работы. Речь здесь идет о UC и MDM-сервисах (унифицированных коммуникациях и управлении мобильными устройствами). Кроме того, бизнес интересуют инструменты, предлагающие клиентам новые услуги или разработку бизнес-модели нового типа: Big Data, контакт-центры и интернет вещей.

Телеком-операторы активно выходят и на такое направление, как кибербезопасность. Пример — компания Vodafone, запустившая целый спектр сервисов по информационной безопасности для бизнеса. Эта тенденция прослеживается как в России, так и в мире. В этом году, по данным нашего совместного исследования с IDC, рынок корпоративных услуг информационной безопасности в РФ достигнет 6 млрд рублей. Обладая сильной экспертизой по защите собственной инфраструктуры и опорной сети, операторы фактически являются одним из лидеров на рынке решений информационной безопасности, что особенно заметно в условиях дефицита профильных специалистов в других компаниях.

Процесс трансформации и диверсификации традиционного бизнеса телекоммуникационных компаний уже необратим. Многие представители традиционного телекоммуникационного бизнеса ищут «золотую середину» —  синергию между обычным телекомом и сервисными компаниями. Развиваются новые сервисы, приобретаются или создаются дочерние компании, дающие клиентам новые решения. Один из примеров синергии — покупка «МегаФоном» Mail.Ru Group. Анализ больших данных позволяет персонализировать такие сервисы, чтобы предоставлять клиентам более качественные услуги. Это повышает лояльность, и клиенты уходят к конкурентам реже. Как следствие, повышается доходность бизнеса.

 

Поделиться с друзьями

Об авторе

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта