Добрый день! В первой части я рассказывал о том, как получал визу и искал жилье, а в этой расскажу, как найти работу в Германии и как это делал я. Забегая вперед, скажу, что в Берлине мне потребовалась 10 дней, чтобы получить первый оффер, который я в итоге и принял. Но приготовления были, конечно, более длительными.

Предварительная подготовка


Я начал готовиться еще в России. Так как опыта работы программистом у меня по сути и не было, я решил, что нужно “потренироваться на кошках” и походить на интервью в московские компании. Думаю, это мне многое дало в плане уверенности в себе. Сразу понимаешь, что надо отвечать, какие задания, скорее всего, получишь, как нужно исправить резюме. Самый неудобный вопрос был: “А почему вы работали начальником отдела, а теперь хотите простым программистом?” А в остальном, все было нормально, за исключением того, что первые несколько интервью я с треском провалил. В итоге, с конца июля по середину августа я посетил штук 10-12 собеседований и даже получил предложение работы. Но главными результатами для меня было отполированное резюме, цепляющее глаз HR, а также уверенность, что собеседование на должность программиста я пройти могу.

Конечно, если вы программист с хорошим опытом, то этот шаг вам не нужен. Но если вы никогда не чувствовали уверенности на собеседованиях, очень рекомендую потренироваться до поездки. Вы все равно ничего не теряете.

Резюме и профиль Linkedin


Обычно в материалах о переезде в Германию пишут о сайтах monster.de и XING, но у меня с ними как-то не пошло. Я честно пытался, но особых откликов не получил.

Linkedin


Намного больший эффект был от профиля в Linkedin, на котором я и сосредоточился.

Методом последовательного приближения я довел его до состояния легкой сексуальности. По крайней мере недостатка внимания со стороны HR нет даже сейчас. Кроме того, через полгода после переезда мне понадобилось сменить работу, и это удалось сделать за 2 недели. При том, что я еще рассчитывал на заметную прибавку в зарплате.

В общем, рекомендую. Если испытываете проблемы с самостоятельным заполнением, вот ссылка на мой профиль. Берите, меняйте пункты и buzzwords на свои так, чтобы в итоге букв получилось примерно столько же.

Поясню несколько моментов:
  • Пишите только правду.
  • Не скромничайте.
  • HR ищут по buzzwords, ибо они все равно не понимают, что за этими словами стоит. Позаботьтесь об HR).
  • Не пишите “выполнял обязанности и работал работу на протяжении трех лет”. Напишите о том, чем вы гордитесь и о чем готовы с радостью рассказать на интервью.
  • Не тратьте много времени на первую версию. Все равно идеально не выйдет.

В общем, стандартный agile. Короткая итерация, проверка на клиентах, внесение изменений.

Резюме


Резюме в Германии вещь формальная, но необходимая. Стандартом является документ длиной 2 страницы. Наверное, на немецком. Но так как мы ищем англо-говорящую компанию, то и резюме у нас будет на английском.

Собственно, для экономии слов снова приведу своё резюме в качестве reference-болванки. В комбинации с советами с сайта www.careercup.com это вам даст достаточный минимум для того, чтобы написать свое собственное, подходящее под немецкие стандарты.

Поиск работы удаленно


Примерно с середины августа я начал откликаться на вакансии в Берлине. Не могу сказать, что работодатели охотно отвечали. Агенства не откликались совсем. Однако, через неделю я указал место жительства Берлин и стало бодрее. За последние две недели в России я откликнулся на два десятка вакансий и мне удалось пообщаться с двумя HR. Одна дама была очень милой и сказала, что если я буду в Берлине, они не прочь со мной пообщаться лично. Так же она подсказала мне сайт поиска квартиры wg-gesucht.de (вы знакомы с ним по первой части)

Источники вакансий, которые я использовал:
  • Linkedin
  • Berlinstartupjobs
  • Искал компании базирующиеся в Берлине и делал запрос у них на их сайтах.

Плюс сейчас я бы добавил:

Надо сказать, что в тот момент у меня не было определенного плана действий. У меня не было в Берлине знакомых, и я не знал, как там обстоят дела с работой. Я не был уверен, что смогу трудоустроиться и выбирал между двумя вариантами:
  1. Поступить более радикально и поехать в Берлин, разобраться на месте.
  2. Все-таки устроиться на работу в Москве, чтобы набраться опыта программирования.

Однако, в этот момент моя жена получила подтверждение, что берлинский ВУЗ принимает ее на учебу. Так что, в каком-то смысле у меня не осталось выбора. Поэтому я купил билет и полетел.

На месте


После решения вопроса жилья, я мог сосредоточиться только на поиске работы. К каналам поиска, которые я озвучил выше, добавились походы по различным start-up конференциям, meetup’ам и hackatlon’ам.

Мероприятия


В Берлине подобные вещи проводятся практически каждый день, причем одновременно в нескольких местах. Для поиска я использовал эти ресурсы:

Я успел побывать на относительно большом мероприятии Start-up Safary и потренировать навык самопрезентации. А потом я попал на еще одно прекрасное мероприятие — HackerX, о формате которого стоит рассказать подробнее:

Все действо похоже на вечеринку speed dating, когда девушки сидят за столами, а молодые люди подсаживаются к ним за столики на 5 минут и пытаются заинтересовать их своей персоной. Только вместо девушек — работодатели, а вместо молодых людей… молодые люди в поисках работы. Такой формат позволяет вам убить сразу нескольких зайцев:
  • Раздать свое резюме примерно 20 компаниям и пройти небольшое интервью примерно с 10 из них.
  • Отточить свою презентацию. После 3-4 раунда вы сможете за одну минуту рассказать о себе все самое важное.
  • Завести знакомство с другими разработчиками.
  • В конце концов, бесплатно поесть пиццы, выпить пива и получить много фана.

Кстати, 29 и 31 марта в Берлине как раз планируется такое мероприятие. Так что, можете еще успеть. Разработчики попадают на это мероприятие по инвайтам.

Но даже если вы пропустите, других конференций и meetup’ов вполне хватит для сбора необходимых контактов.

Интервью и оффер


Как раз после HackerX у меня набралось 5-6 откликов, на которых я и решил сосредоточиться. Из них после первых раундов отвалились все компании, кроме двух. Надо сказать, что задания и формат интервью довольно сильно варьируются. Кто-то больше интересуется на soft-skills, кто-то предпочитает довериться codility, но, в целом, на собеседованиях примерно то же, что и в Москве. Только на английском.

Одна компания довольно быстро предложила мне оффер, а в другой я прошел “все круги ада”, включая пробные полдня работы, но в конце концов они так меня и не пригласили.

В итоге, 16 сентября у меня на руках был оффер в 39к (что означает 39 000 евро в год до вычета налогов) для работы front-end разработчиком. Прямо скажем, если вы хороший разработчик, вас такое не вдохновит. Однако, я принял этот оффер руководствуясь следующими соображениями:
  1. На тот момент я не был хорошим разработчиком.
  2. Если я хороший разработчик, то после оформления бумаг и периода адаптации компании либо придется предложить мне большие деньги, либо я просто найду другую работу.
  3. Я могу сделать еще один раунд сбора откликов и хождения по интервью. Допустим примерно через месяц мне предложат работу в стабильной компании, тысяч на 43-44. По деньгам это выйдет тоже самое, но при этом есть риск пролететь.
  4. У меня был Termin в ABH (Auslanderbehorde — ведомство по делам иностранцев) на 22 сентября. Все как раз хорошо укладывалось.

Я уверен, если вы хороший специалист, вы сможете сразу получить лучшие условия, чем получил я. Но все равно, я советую вам для начала не скряжничать и уступать в финансах. Через полгода вы сможете вернуться к денежному вопросу, уже когда оформите все бумаги. На первом этапе главная ваша задача — получить контракт как можно быстрее. Это должно быть приоритетом.

Оформление бумаг


Напоследок я коснусь вопросов оформления бумаг.

Документы на Blaue Karte


По этой ссылке вы сможете найти список документов, необходимых для подачи документов в Берлине, а также необходимые для заполнения формы.
В основном это:
  • Контракт
  • Свидетельство о регистрации в Берлине
  • Переведенный диплом

Там же есть ссылка по которой можно записаться на подачу (ищите Make an appointment). Записываться лучше сильно заранее, чтобы не ждать месяц уже после того, как вы подписали контракт. Смотрите больше деталей в FAQ (АБХ). Если Termin на ближайшее время найти не удастся, идите к открытию, берите талон и пробуйте сдать документы в порядке живой очереди.

Страховка


В Германии обязательная медицинская страховка, отчислять ее будет ваш работодатель. Чтобы не ломать себе голову, в начале выбирайте крупную государственную компанию. Позже у вас будет время сменить ее если захотите. Многие выбирают AOK, я выбрал DAK. Выбирал по отзывам в интернете.

После того как я заключил контракт, я пошел в офис страховой, попросил англоязычного менеджера и вручил себя ему (точнее ей) в руки. Насколько я помню, при себе нужно иметь паспорт, контракт и регистрацию. Также попросите менеджера выдать вам бумагу о том, что теперь вы у них числитесь. Эта бумага вам понадобиться при оформлении на работу. Через несколько дней вам по почте придет ваша страховая пластиковая карточка, которую вы будете использовать при походе к врачам. Страховка будет действовать не только на вас, но и на жену и детей. Жене также нужно будет пойти в страховую с регистрацией, переводом свидетельства о браке и паспортом.

Налоговый класс


За налоговым классом лучше всего идти в Finanzamt по месту жительства. Если вы, например, переезжаете с женой, которая не будет работать первое время, то вам выгоднее взять налоговые классы 3/5. Мы поступили так: когда моя жена приехала и зарегистрировалась, мы вместе пошли в Finanzamt, в порядке живой очереди подошли к женщине и объяснили ситуацию. Она нам выдала бумаги о том, что у меня 3 класс, а у жены 5. Эту бумагу я отнес на работу. Более подробно читайте в FAQ (Налоги).

Социальный номер (Identifikationsnummer)


За социальным номером никуда идти не надо. Он сам в какой-то момент приходит по почте. После того как он придет, копию этого свидетельства нужно будет отнести работодателю.

Послесловие


На этом в общем то и все. Я надеюсь, этот материал поможет тем, кто задумывался над переездом в Германию, но не знал с чего начать. Как видите, если действовать поэтапно и в правильной последовательности, эта задача по силам “простому российскому программисту”. Главное — желание и вера в собственные силы. Для тех, кто решится повторить мой путь, я желаю удачи и… добро пожаловать в Германию!

PS. В первой части я обещал таймлайн моих действий. Раз обещал, выполняю.

Таймлайн


30 мая получил расчет на работе в Москве
10 июня подал документы на визу
16 июня получил визу
4-15 июля отпуск
21 июля начал искать работу в Москве
14 августа начал искать работу в Берлине
23 августа купил билет
1 сентября прилетел в Берлин
2 сентября договорился о квартире
4 сентября подписал контракт на аренду
5 сентября зарегистрировался
16 сентября получил оффер
19 сентября согласился на оффер
22 сентября подписал контракт и подал документы на Blaue Karte
1 октября вышел на работу

UPDATE (20 янв 12:31): Тут прямо с места в карьер набралось много вопросов в комментариях (включая нерасскриненые). Я постараюсь ответить на все, но не могу обещать, что сделаю это сразу) Наберитесь терпения.

И еще одна маленькая ремарка. Я писал этот текст как HOWTO для тех кто хочет переехать. Мне не интересно обсуждать тему «Германия лучше/хуже России». Этот вопрос сугубо индивидуальный. Давайте попробуем сосредоточиться на технологии переезда, а не доказывать друг другу, где лучше жить.

Комментарии (104)


  1. Sergunka
    20.01.2016 08:34
    +3

    Скорость получения предложения по работе впечатляет. Неужели рынок в Германии так разогрет? Что-то подобное я только могу сказать было в Долине во времена дот ком бума, когда если верить легендам «все водители такси пошли в тестировщики» (с) Моя хорошая знакомая как-то рассказывала, что она торговала пончиками на Маркет стрит в Сан Франциско и кто-то ее надоумил пойти в тестеры ободрительно сказав у тебя же диплом архитектора строителя так в тестерах то же самое, что снипы проверять. Надо отдать должное тестер из нее вышел очень толковый… но в минуты тяжкие она настольгически вспоминала пончики и как ее булочная в конце смены после 12 часов ночи подкармливала бомжей оставшемися пончиками от утренней выпечки.


    1. chilicoder
      21.01.2016 03:43

      За всю Германию не знаю, но в Берлине очень даже.


    1. alexeygrigorev
      22.01.2016 09:17

      «Подогрет» в том плане, что работы тут много и новичкам найти ее не сложно. Студентов после универа разбирают как горячие пирожки


  1. SkyHunter
    20.01.2016 09:50

    Хм, а у вас в резюме очепятка: «But of cause, I have enough skills in HTML, CSS».

    ielts.studyhorror.com/questions/difference-of-cause-of-course/38


    1. chilicoder
      20.01.2016 12:46

      Спасибо! Это было одной из целью расшаривания резюме, проверить на ошибки)


      1. darkfrei
        21.01.2016 22:40

        Резюме плохое. Нет, не по содержанию, кто на него смотрит. Оформление сейчас (и давно началось) подразумевает вертикальную полосу, где слева — даты, а справа — информация. Что-то вроде этого.


        1. i_vino
          22.01.2016 18:40
          +4

          Вертикальная полоса разделяет тех, кого берут на работу и тех, кто резюме по вертикальной полосе оценивает.


    1. KaterinkaN
      20.01.2016 14:18

      я так понимаю, что в LinkedIn тоже самое с «More then a web developer»
      Причем на самом видном месте )


      1. chilicoder
        20.01.2016 14:18

        спасибо, исправил


      1. darkfrei
        21.01.2016 22:43

        По-русски звучит нормально, ну и по-немецки тоже. Обычно взаимное понимание ценится куда важнее грамматической верности.


  1. KIper
    20.01.2016 10:19
    +7

    Можно задам несколько вопросов:
    Хотелось бы узнать про: хватает ли ЗП для комфортно существования?
    Сколько, в среднем, тратиться в месяц на необходимый прожиточный минимум (еду, жильё, транспорт)?
    Остаются ли фин средства на развлечения (клубы, бары, экскурсии)?
    И при какой ЗП/мес всё это происходит, если конечно не серкет?
    Спасибо!


    1. chilicoder
      20.01.2016 13:15
      +1

      вот выкладка из комментария к первой части
      megamozg.ru/post/23232/#comment_689448

      Вы учтите, что даже 39к это хорошая зп для Германии. Такому народу уже социальная помощь не положена. И налоговая шкала _примерно_ такая:
      40 к ~ 2300 в мес на руки
      50 к ~ 2700 в мес на руки
      60 к ~ 3000 в мес на руки

      т.е. в целом, будете жить не хуже других. Потому что кроме этого каждый год можно списывать налоги на разное (ноутбуки, транспорт, учеба), получить высокий уровень здравоохранения бесплатно (к примеру многое из зубного лечения покрывается вашей страховкой) и прочее и прочее.

      Также в Берлине больше возможностей для проф. роста. Начиная с того, что тут есть центры разработки Amazon, eBay, Groupon и прочего (вожделенного Google нет) и заканчивая тем, что нормальные работодатели выделяют бюджеты на обучение сотрудников. Им это выгодно, они эти затраты все равно на налоги спишут, а вы бесплатно можете на конференции ездить. Я вот в прошлом году ездил в Братиславу и Париж.

      В общем, как представитель среднего класса здесь вы получаете блага, примерно соответствующие должности топ-менеджера в московской компании. Вот представьте, к примеру, как директор по маркетингу в условном московском мегафоне живет (или если для немосковских регионов, то директор филиала мтс). Вот примерно такой уровень.

      Поэтому все эти меряния пипизарплатами вообще не применимы. Тупой перевод зарплат похож на сравнение условный попугаев в синтетических тестах. Ну получили одно число больше другого… а практического знания никакого.

      Смотрите шире.


      1. KIper
        20.01.2016 13:37
        +1

        Спасибо!
        Те комментарии я тоже прочитал, просто подумал если у Вас немного по другому, то как раз мог «вывести нечто среднее» из этих «показателей».
        «перевод/сравнение зарплат» я как раз и не имел ввиду, было интересно узнать как живётся с вот такой ЗП «40 к ~ 2300 в мес на руки», что бы попробовать оценить для себя «степень» комфортности жития-бытия.


        1. Infanty
          20.01.2016 15:20
          +1

          Тут уже не совсем в деньги упирается. Как говорит chilicoder: «39к это хорошая зп для Германии» и «40 к ~ 2300 в мес на руки». Это около средней зарплаты водителя метро S-Bahn. В Берлине на окраине снять однушку например стоит 400 — 500 евро, трёшку около 1000, сдаётся всё без мебели. Еда в среднем 200 евро на человека в месяц, при этом это просто еда дома (без походов в ресторан каждый выходной): салатик дома, каша, стейк. Машины не такие уж и дешёвые, если им до 10 лет, а если больше то довольно дорогое обслуживание. Вещи, продукты, товары — не дороги, но и бесплатно. Свет и коммунальные услуги (отопление + вывоз мусора и т.п.) дороговаты — может на двоих в однушке выходить 50 + 150 евро. Отопление — если будете топить сильно, то ещё к концу года к тем 150 евро в месяц могут прислать на тысячу — полторы счёт. Очень дороги услуги, например заменить нагреватель воды размером с системный блок стоит 100 евро, нужна консультация юриста — 90 евро и т.п., нужно привыкнуть, что час любой услуги стоит 100 евро и исходя из этого рассчитывать стоимость любой предполагаемой к заказу услуги. В предшествующем посте в комментариях была в среднем по больнице раскладка по Франкфурту на Майне.

          Кредит получить довольно сложно, особенно на покупку недвижимости есть минимальная зарплатная планка. Стоимость квадратного метра в Берлине сейчас около 2k евро. При этом чем выше зарплата, тем выше налоги: При заработке в 7500 в месяц (90k в год), на руках остаётся лишь чуть более 4k евро. При этом есть шутка — 10k евро зарабатывает только директор банка, т.е. 90k в год это очень, очень много, это начальник отдела или директор департамента. Конечно если большая международная корпорация там 90k можете умножать и на 2 или 3 но попасть на такую должность это как стать космонавтом.

          С открытием бизнеса такая же проблема, рентабельность на уровне 10% в год, при открытии ИП налоги могут быть до 1k евро в месяц (с учётом неплохой медицинской страховки). Т.е. бизнес в среднем окупается за 10 — 15 лет и чтоб получать 90k зарплату в своём бизнесе необходимы первоначальные вложения в среднем в 1 миллион евро.

          С медициной не всё гладко, лечат в основном полагаясь на твою страховку (далее упрощённо), на накопленную сумму из страховых платежей + все ваши страховые платежи на 5 лет вперёд, будет лечение дороже — то не всегда компенсируют и если выбраны платежи на 5 лет вперёд, то будь добр их платить и не болеть следующие 5 лет (упрощённо). Поэтому медицинская страховка это очень дорого.

          В школе со средних классов нормально если ребёнок занимается с репетитором и не с одним, стоимость часа занятий в зависимости от направления 20 — 40 евро.

          Т.е. на 45k в год можно просто жить, но если хочется жить неплохо, то нужно или работать вдвоём или расти самому в должности, что бы за пару лет вырасти до 120k в год (очень ограниченный список компаний и должностей). Но с таким же успехом и в Москве можно вырасти до 5k на руки и так же жить довольно хорошо (это как зарабатывать 10k на руке в Берлине). Важно где у Вас фана от города и жизни будет больше, но работать много и упорно придётся везде, что бы жить хорошо и быть звездой в своей области оправдывая вложения работодателя.


          1. panvladislav
            21.01.2016 11:30

            Ну вот это больше похоже на правду, и никаких христианских соплей.


      1. jkoz
        20.01.2016 15:38

        А какая у вас страховая, если не секрет? Наша покрывает только осмотр, у коллег так же.

        И про возврат налогов тоже интересно — с чего именно можно вернуть и что для этого делать?


        1. drcolombo
          21.01.2016 16:02
          +2

          с чего именно можно вернуть и что для этого делать

          Вернуть можно много с чего. Что делать — хотя бы раз сходить к налоговому консультанту (Steurberater), выслушать всего его советы, взять заполенную им декларацию, все хорошенько вызубрить, а следующую декларацию заполнять самому в Elster'е. Ничего криминального в том, что с первого раза самостоятельно не получится — нет. Пришлют письмо с вопросами, Вы поправите — отправите правки назад.


  1. alex_19
    20.01.2016 13:17

    А подскажите пожалуйста, как удалось получить Blue card с гроссом в 39к? Если я правильно понимаю, там 46400 требование:

    www.bluecard-eu.de/eu-blue-card-germany/application.html

    И огромное спасибо за статьи!


    1. chilicoder
      20.01.2016 13:18
      +2

      Qualified employment with a minimum gross salary of EUR 49,600 per annum or, in shortage occupations, a gross salary of EUR 38,688 per annum


      Вот программисты как раз входят в эти shortage occupations


  1. SkyLord
    20.01.2016 13:43
    +1

    Спасибо за статьи, делюсь ими регулярно для всех интересующихся, так как самому описывать лень :)

    У меня несколько вопросов.

    1. “А почему вы работали начальником отдела, а теперь хотите простым программистом?
    А действительно, почему? Неужели толковые менеджеры тут не нужны? Интересуюсь, потому что сам вообще-то поступил так же, но я «вырос» до СТО из девелоперов и программирование никогда не забрасывал, поэтому не боялся собеседований на эту позицию. Но имею таки амбиции снова «порулить».

    2. Вы в июне подавались на визу изначально с расчетом на переезд в сентябре? Почему так заранее?


    1. chilicoder
      21.01.2016 02:16

      1) Я не рассчитывал, что смогу найти работу менеджером в Берлине. У меня для этого ни образования, ни языка (точнее двух). Вот получу немецкий диплом, подтяну языки, смогу претендовать на менеджеровские позиции. Если захочу), ибо меня сейчас нравится программировать.
      2) В июле надо было ехать на учебу. Переезд держал в голове, но в тот момент все было слишком неопределенно. Если посмотрите по тексту, я в Москве по программерским собеседованиям только в июле пошел. Т.е. в июне это все было вилами по воде.


  1. Valdayka
    20.01.2016 14:14
    +2

    Про Hacker.x мероприятие так себе, я бы еще дал совет зарегаться на Xing и искать работу на indeed.de что очень поомгает. А так милости просим в наш уютный чатик slack-files.com/T09S9JDU1-F0HHEG8PK-c9396c730a Очень много советов по германии которые возникают по переезду и в целом свяазанными с ними. Herzlich Willkommen )


    1. alexeygrigorev
      22.01.2016 09:21

      спасибо за ссылку на чат!


  1. KonstantN
    20.01.2016 14:14

    В Вашем профайле LinkeIn написано: «More then a web developer»
    Полагаю, должно быть "… than ...", т.е. «Больше, чем веб-разработчик».
    Спасибо за статью.


    1. chilicoder
      20.01.2016 14:15

      спасибо!


  1. landstalker
    20.01.2016 14:21

    Спасибо, очень позновательно.

    Я искал вакансии, но под свой профиль «системное администрирование» ничего толкового не нашел… Девелоперов и программеров отрывают с руками) Так что буду переучиваться или доучиваться… Раздел про опыт из первой части немного вдохновляет, я боялся, что переучивание может занять много времени, ведь берут наверняка только с большим опытом.


    1. IharBury
      22.01.2016 23:33

      Термин DevOps знаком?


  1. rasswet
    20.01.2016 14:21

    Насколько важную роль имеет диплом? если он не профильный это крупный минус?


    1. jkoz
      20.01.2016 15:25
      +1

      Если ваш вуз есть тут на анабине, это уже хорошо. Проверьте тут anabin.kmk.org.
      Если есть вуз, но нет специальности, лучше сделать подтверждение диплома в zab. Если интересно, могу расписать подробнее чуть позже


      1. rasswet
        20.01.2016 16:44

        вуз нашел, у него H+ статус, специальность тоже нашел. Только по специальности я инженер-экономист (или менеджер), а по факту работаю программистом. не по специальности.


        1. rasswet
          20.01.2016 16:44

          вот это смущает.


        1. jkoz
          20.01.2016 16:46
          +1

          Инженер написано, должно все быть хорошо. Я тоже инженер-электроэнергетик был.


          1. rasswet
            20.01.2016 16:47

            хорошо, спасибо вам за помощь! Буду теперь знать, что диплом не самый пропащий


    1. alexeygrigorev
      22.01.2016 09:23

      Для работодателя диплом значения не имеет. А вот для решающих выдать голубую карту — он имеет критическое значение. Без Н+ вуза карту не получить


      1. rasswet
        22.01.2016 11:06

        мне выше подсказали, что наличие в дипломе слова инженер- это не плохой шанс, несмотря на то, что фактически претендую на роль программиста.


  1. OrphenXY
    20.01.2016 14:21

    Большое спасибо за статью! Если не секрет почему именно Берлин? Дело было только в учебе жены? Рассматривали другие страны? Наслышан очень по поводу США, Канады, и Новой Зеландии. Их рассматривали? Спасибо:)


  1. savvadesogle
    20.01.2016 15:27

    Спасибо!
    Какие дальнейшие планы? В общем интересно, что было после 1го октября.


  1. eBooks
    20.01.2016 15:27
    +1

    Прежде всего, большое спасибо за статьи! Сам планирую перебраться в Берлин, пусть даже и не в качестве наёмного работника. Вообще, Берлин, по-моему, во многих отношениях — мало с чем сравнимый, классный мегаполис.

    Хочу спросить о Ваших ощущениях как не очень опытного программера, в особенности на первом месте работы. К примеру, как на Ваши возможные «ляпы», ну или просто недостаток практического опыта (системы управления версиями, например), реагировали коллеги, менеджеры?

    Также было бы очень интересно больше узнать о Вашей учёбе в Fachhochschule Koln. Это Вы однозначно молодец, кстати!


  1. olku
    20.01.2016 16:45
    +1

    указал место жительства Берлин

    Чуть ли не самое важное. Поисковик же.


  1. Sergunka
    21.01.2016 07:37
    +1

    Ярослав,

    поверьте на слово я много видел резюме. Ваше беспорно запоминается так как написано в очень милой провинциальной манере — это очень подкупает. На мой взгляд очень граммотный ход так как в мире-чистогана резюме пишется довольно сухо с максимум информативности в каждой строчке. Судя по результату резюме сработало.

    Я бы переписал Ваш текущий опыт примерно так с

    In January 2015 we moved from Joomla application with incorporated Ember elements to pure Ember application. For data an existing quasi-REST API is used.

    Key points: Responsiveness basing on Bootstrap; Adaptiveness for tablets; Modular CSS with LESS; Building script with Grunt; SVG for icons, Animations for more natural interactions

    In February, infrastructure for automated testing added. QUnit and Ember-QUnit used.


    На:

    * Migration project from Joomla Content Management System with embedded Ember functionality to pure Ember application server based on Bootstrap, Adaptiveness for tablets, Modular CSS with LESS, Building script with Grunt, SVG for icons, Animations for more natural interactions.

    * Added infrastructure for test project and test automation using QUnit and Ember-QUnit.


    Так же по тексту очень много мелких заморочек старайтесь использовать один размер фонта — что-то важное выделяйте, но лучше пользуйтесь правилом если это не важно, то не пишите.

    Посмотрите мой линкидин профайл.
    https://www.linkedin.com/in/sergey-vyatkin-1072456

    Я уже довольно давно в ИТ скоро просто буду писать три слова — Contributor in Cloud Platform — больше похоже и не надо.

    То что касается личных качеств к примеру, что Вы жизнерадостный и общительный человек. Уж не знаю надо ли это писать в резюме так же как и возраст и место рождения — думаю, что не надо. Просто улыбнитесь на фотографии — улыбка просматривающему Ваше резюме даст куда больше информации чем десятки слов.

    Удачи Вам.

    Вы делаете очень большое дело делясь опытом с другими.
    Спасибо

    Сергей


    1. chilicoder
      22.01.2016 23:50

      Спасибо, Сергей! Я думаю, я по итогам всех советов сделаю очередную итерацию)


  1. drcolombo
    21.01.2016 16:06
    +1

    В Германии обязательная медицинская страховка, отчислять ее будет ваш работодатель

    Ну как бы в корне не правда.
    1. Есть государственная и приватная страховки. Какую из них иметь — Вам решать.
    2. Работодатель платит половину от государственной страховки. Вторую половину вычитают из Вашей «грязной» (брутто) зарплаты наряду с налогами и прочими взносами.


    1. trickii
      22.01.2016 11:05

      не совсем, частную страховку можно выбрать только от ЗП около 54 в год, на ней можно экономить, если выбирать с тарифами. Но есть и опасности попасть на нестраховой случай. Есть пара знакомых, которые были на частной, но вернулись на государственную.

      Плюс есть и страховки с бонусами, к примеру, регулярные обследования, хорошее состояние, некурящий и прочее, позволяет набирать балы и в некоторых страховках возвращать до 400-500 евро в год на семью.

      Страховку оплачивает работник и фирма, но страховка покрывает всю семью.


      1. drcolombo
        22.01.2016 12:42

        Кстати, еще момент (немного оффтоп) — сколько не смотрю на людей с приватными страховками, не могу взять в толк — в чем их смысл? Аппарат МРТ привезут новее, чем тот, что стоит в госпитале? Назначат лекарства по цене в 2 раза выше? Когда сидишь в очереди к доктору — все равно сидишь часа полтора в общей очереди со всеми… Не понимаю смысла платить больше :)


        1. trickii
          22.01.2016 12:49

          В принципе по уровню обслуживания разницы не будет. Но есть врачи, которые работают только с частными страховками, за счет этого очереди меньше. К примеру, если это не терапевт, а узкий специалист.

          Потом, частная страховка может быть просто меньше. Т.к. можно подобрать себе тарифный план. Ну и может для человека важен статут, кто его знает.


          1. i_vino
            22.01.2016 19:02
            +2

            Будет и разница в уровене обслуживания. Например гос. пациентам врач имеет право выписывать не все те лекарства, которые он считает нужными, а частным — все.
            Плюс разница в сроках приёма — были реальные такие случаю, звоню:
            — Мне нужен «термин» у вашего врача
            — Ближайший свободный через полтора месяца
            — У меня частная страховка
            — Сегодня сможете?


        1. i_vino
          22.01.2016 19:11
          +1

          Еще система так устроена, что для пациентов с гос. страховками у врача есть глобальные договоренности со страховками, (для примера цифры выдуманные, но отражают идею) например «домашний врач» — получает оплаченным 10 минут на пациента, неважно сидел он 5 минут или 25. Конечно врач пытается в соответствии с Гиппократом уделять каждому, столько времени, сколько нужно, но сами понимаете — когда кто-то час времени требует, а тебе только за 10 минут заплатят — это не в кайф. А с частными проще — сколько нужно, столько и оплачивают.


  1. FoxInSox
    22.01.2016 23:21

    Было бы круто если бы рассказали о собеседованиях подробнее: какие задачи, сколько этапов, сколько времени, может вопросы на которые вы не смогли ответить, еще какие-то сложности. Тем более не все в курсе «как там в Москве».


    1. trickii
      24.01.2016 19:18
      +1

      На первой работе, устраивался на фронтенда, технических вопросов вообще небыло. Просто поговорили, они спросили, чем занимался и в таком духе. Потом месяц практики и взяли на место.
      Вторую работу менял на PHP девелопера, задали несколько вопросов — запрос mysql с join, пара простых задач на сортировку массива и функцию, где переменная по ссылке передается. Небольшой вопрос по поводу селекторов в jquery. Потому пригласили на пол-дня поработать, написал небольшой скрипт и всё
      Сейчас уже третья, сначала делал небольшой сайт, телефонную книгу, на обработку около 2 млн. строк, потом собеседование, тут мы вместе с проверяющим, прошлись, есть на гите проект с различными косяками и прочим. Не помню как называетс. Но, в общем, просто показываешь, что темы ты знаешь — стиль кода, разбираешься в чужом коде, обработка и сохранение данных. Просто смотриш чужой код и говоришь о косяках.

      На паре мест просили тестовое задание сделать, как-правило, ничего сложного. Всё стандартно.


  1. ikashnitsky
    22.01.2016 23:21

    Такая классная статья и без единой картинки.
    Запилите свой таймлайн в качестве простенькой визуализации


  1. Karfev
    22.01.2016 23:21

    Доброго времени суток!
    Ярослав, большое спасибо за замечательные статьи.
    Подскажите, насколько сложно вам учить немецкий и насколько он необходим в Берлине в повседневной жизни?


    1. chilicoder
      23.01.2016 00:40

      На первых порах, в Берлине достаточно комфортно и с английским. Но в какой-то момент вы естественно придете к идеи, что надо его изучать.

      Я переезжал после года обучения, я считаю, это мне довольно неплохо помогло. Поэтому в первой части я посоветовал поучиться до переезда.

      Я думаю, что можно обойтись совсем без немецкого, но лучше об этом спросить тех, кто учил немецкий уже в Германии.

      Учить немецкий, когда знаешь английский и русский мне показалось достаточно просто. Он прикольный.


  1. spaceoberon
    22.01.2016 23:21

    Толковая статья. Автору респект. Я прожил в Берлине почти 20 лет. Там и проработал почти столько же. Вернулся в Россию 4 года назад. Если у автора или читателей будут какие вопросы, смогу, наверно, дополнить информацию автора.
    Работал я разработчиком софта в теперь уже весьма крупной компании.


    1. andreycha
      24.01.2016 01:40

      Глупый наверное вопрос, но тем не менее: почему вернулись?


      1. spaceoberon
        24.01.2016 14:19
        +1

        Ну почему сразу глупый… Скажу, что личное. Не связано с работой или еще с чем. У меня немецкий в совершенстве. Инженерная должность, подтвержденный диплом, немецкое гражданство получил. Вроде, условия лучше некуда. Просто надоело там. Скажу. что проблем там не меньше, чем в России. Просто они другие, вот и все. В Германии необходимо четко знать три вещи:
        — это законопослушная страна и соблюдать их правила надо неукоснительно;
        — как везде в капстранах, деньги основа всего;
        — Германия страна Старого Света и с историей, которую сами немцы в части своей стесняются, в части своей, гордятся, но тайно.
        В общем, там нельзя так просто завести друзей и насаждать свое общество и свою точку зрения.


      1. chilicoder
        24.01.2016 22:55

        почему же глупый. комментарий ради вопроса и писался


  1. tankomazzz
    22.01.2016 23:21

    извините за вопрос, а какой у Вас уровень английского? (что позволяет работать не в нейтив среде)


    1. chilicoder
      23.01.2016 02:13

      Средненький. В целом, я не испытываю проблем, чтобы что-то сказать и достаточно хорошо понимаю. Но всегда хочется большего.

      Фильмы смотрю с некоторым напрягом. К презентациям нужно усиленно готовиться.

      Но в целом, то что почти все вокруг не native speakers английского сильно помог.


  1. Dyach
    22.01.2016 23:21
    +1

    А как обстоят дела с сирийскими беженцами?


  1. cherep
    22.01.2016 23:21
    +1

    Вы не пробовали вернуть себе налоги за первый год работы? По законодательству Германии зарплата 16к не облагается налогом. Раз вы вышли на работу в октябре, то вы можете вернуть налог за первый год, т.к. 16к не заработали. Меня этому трюку научил мой лендлорд, я общался с Финанцамтом, они попросили прислать декларацию, и тогда вернут налог.
    И расскажите про смену работы. Ваш новый работодатель оформлял новую Блюкард? Были с этим проблемы? Как это влияет на получение ПМЖ в будущем? Насколько я знаю, нужно прожить минимум 21 месяц в Германии, чтобы претендовать на ПМЖ. Этот срок при смене Блюкард обнуляется или нет?


    1. drcolombo
      23.01.2016 14:15
      +1

      Скажу за BK:
      1. работодатель ни первую, ни вторую, ни какую другую BK не оформляет. Это сугубо Ваша личная проблема.
      2. если у Вас еще есть привязка к работодателю (а она есть первые пару лет, хотя у кого-то изначально нет — не понятно, как ABH это обосновывает), то Вам необходимо перед сменой работы получить «добро» от ABH. Иначе могут быть проблемы в последствии. В принципе, «нет» они могут сказать лишь по одной причине — ЗП на новом месте ниже ЗП на предыдущем или еще хуже — ниже порога получения BK. После этого Вам выдают новую BK с привязкой к новому работодателю. И так до окончания первых 2-х лет владения ею.
      3. 21 месяц, это если Вы сдадите B1. Если влом ходить на курсы и сдавать (а это таки время), то по истечении 33 месяцев получите ПМЖ, если сможете на бытовом уровне объясниться с ABH (хотя бы типа «здрасьте, я Вася Пупкин, хочу ПМЖ», ну и т.п., ответить на пару-тройку вопросов)
      4. никакие сроки при смене работодателя не обнуляются. Единственное, если Вы ушли (или Вас «ушли») с одной работы и за три месяца потом Вы не подписали новый контракт — тогда да. Вас вообще «попросят» из страны и придется начинать весь процесс заново.


  1. nikitabeznosikov
    22.01.2016 23:21

    Большое спасибо за статью, очень познавательно.
    Подскажи пожалуйста какой был уровень знаний именно как front-end разработчика. Что знал, что умел на момент поисков работы уже в Берлине (технологии, фреймворки, библиотеки и тд).


    1. chilicoder
      24.01.2016 23:14

      Прошел javascript курсы на codeacademy. Прочитал Eloquent Javascript. Прочитал Javascript Garden. Несколько pet-проектов на backbone и angular. Тетрис как то написал. Довольно много задач из codility и codewars. Наверстал штук 5-6 страниц из онлайн видео-курсов. Прошел mongoDB курс, знал как писать SQL запросы. Писал до этого на Delphi.
      Ну и надо не забывать, что я до этого работал начальником веб-разработки. Т.е. я знаю хорошо, что это такое, поддержка и разработка крупного интернет ресурса. Не первый год в индустрии.

      Если бы заходил совсем с нуля, было бы сильно дольше, конечно пришлось бы идти в российские компании, чтобы получать практический опыт. По моим наблюдениям, даже при некотором наставничестве, если человек начинает путь веб-разработчика с нуля (допустим из архитектора домов или из инженера по оптике), то ему где-то год требуется для того чтобы в принципе начать ориентироваться в этом мире, во второй он идет в джуниоры в сомнительную контору (ибо не может оценить адекватность), а на третий, если все хорошо, переходит в компанию, где он по настоящему может вырасти как разработчик.


      1. rasswet
        25.01.2016 11:19

        если бы сейчас начали учить, в каком порядке лучше это делать? или в таком как выше написано это и будет оптимально?


        1. chilicoder
          25.01.2016 13:00
          +2

          Я думаю, тут все очень индивидуально, каждому приходится искать свой собственный путь.

          Если все таки пытаться советовать, то я советую обычно так:
          — Идите маленькими шагами. Записались на курс, закончите его. Начали читать книгу, прочитайте всю. Начали pet-project, обязательно доведите его до состояния, когда можно кому-то показать.
          — Обеспечивайте себя фидбеком. Вы должны показывать свои поделки кому-то. И не обижайтесь, если люди будут говорить, что это фигня и вообще вы идиот. На фигню, спрашивайте как можно улучшить. На идиота не обращайте внимание, просто людям нужно оправдать собственное бездействие.
          — После получения фидбека, намечайте себе новые шаги… маленькие. Обычно вы будете очень мотивированы первые несколько дней на то, чтобы улучшить свою поделку (надо ж доказать, что вы можете лучше).


    1. chilicoder
      24.01.2016 23:19
      +1

      Очень сильно помогает ходить по собеседованиям. Вы, конечно, проваливаетесь с треском, НО при этом всегда в конце интервью спрашивайте «Чтобы вы посоветовали мне, чтобы подтянуть свои знания?» В 30% вам какойто бред говорят (не во всех компаниях интервьюеры адекватные), но в большинстве случаев люди дают дельные советы. Т.е. если вам чтото посоветовали в двух местах, это надо учить.


      1. Sergunka
        25.01.2016 07:19

        Очень качественное наблюдение. Практически состояние разгона приходит после 20 интервью причем не зависимо первый раз или в десятый ищешь работу. С опытом вполне возможно получить предложение по работе просто с первого интервью, но это довольно редко всеж прийдется походить через десятко другой.