В июне 2014 года на конференции Google I/O вместе с новой версией операционной системы Android 5 была представлена целая философия дизайна от Google — Material Design.



Разрабатывая прежние Android-версии Aviasales, мы далеко не во всем «слушали» Google. Теперь же, с выходом Android 5, было решено опробовать новые гайдлайны, и о наших впечатлениях я расскажу ниже.


Первые впечатления


Как бы это ни прозвучало, но Material Design это не просто сборник Do's and Don'ts, это своя система, своя философия. В Material Design есть своя физика, а при проектировании дизайна нужно учитывать то, как каждый экран будет выглядеть в 3D, на какой высоте располагается каждый элемент, и как будет выглядеть тень с учетом падающего на элемент света.


В самом начале гайдлайны Google противоречили вышедшим от него же приложениям. Это вносило диссонанс в рабочий процесс, и мы сами решали, как нужно поступать.

Мы начали с основных экранов, а на моднейшую Floating Action Button, как и завещал Google, возложили основную функцию приложения — поиск билетов. Вот только одна проблема: кнопка есть, а вьюшки в Android SDK для неё нет, писали сами.



Хоть мы и стараемся сделать приложение более удобным, процесс покупки билетов поменять не в силах, он происходит через WebView на стороне контрагентов, которые не всегда заботятся о том, чтобы их сайт было удобно использовать на мобильных платформах. Единственное, что в новом Андроиде подсластило эту пилюлю — WebView наконец-то отвязали от системы. Она будет обновляться независимо. А значит, меньше проблем при покупке авиабилетов на сайтах наших партнёров.

Одной из ключевых особенностей Material Design стала адаптация под разные версии операционной системы, для чего Google в том числе предоставил целую группу Support Library. Ярким примером является V7 Cardview Library, которая, впрочем, не сильно облегчила адаптацию под старые версии Android, потому что в L и до L Cardview будут иметь разные отступы от краев экрана. Мы решили эту проблему с помощью setUseCompatPadding, но столкнулись с другой: в старых версиях Android Cardview не скругляет углы контента внутри нее, а вместо этого добавляет отступы, вписывая картинку в радиус. Одним из поверхностных решений этой проблемы является скругление углов у самой картинки, которую мы вписываем в Cardview, но будьте бдительны: не для всех случаев это решение будет подходящим.

Несмотря на неплохую попытку Google дать возможность разработчикам адаптировать свои приложения под разные версии ОС, масса веселых штук в «материале», таких как Ripple Effect, не поддерживаются в ранних версиях, в то время как у нашего же приложения очень много пользователей с API версиями ниже. В связке Look&Feel пользователи четверки, по большому счету, получат только Look — это основной посыл библиотек совместимости от Google.


Новые сервисы


При всей нашей увлеченности новыми гайдлайнами, мы не забывали и о новых функциях приложения. В новой версии мы полностью пересмотрели концепцию календаря цен. Теперь он более наглядно показывает стоимость билетов на ближайшие даты и позволяет увидеть разницу между прямыми рейсами и рейсами с пересадками.

Для удобства пользователей мы выбрали самые лучшие (быстрые и дешевые) билеты и поместили их в отдельную вкладку в выдаче, которая стала возможной, благодаря заимствованию Tapbar из Google I/O приложения :|

Еще одним нововведением стало появление в Android-версии дополнительной информации о рейсе, являющейся сводной статистикой:

  • какие самолеты выполняют этот рейс;
  • средняя задержка отравлений;
  • процентное соотношение рейсов, прилетевших вовремя;
  • рейтинг пунктуальности маршрута.




Анимации


Мы полностью анимировали появление формы поиска на главном экране и Floating Action Button в момент создания подписки на интересующее пользователя направление:



К сожалению, мы не успели детально проработать все анимации, так что в какой-то степени мы вынужденно используем подход Google, который демонстрирует новые анимации с каждым свежим релизом приложения.


Впечатления дизайнеров и разработчиков


Марк, дизайнер Aviasales

Сразу после анонса Google я выпросил у руководства два дня, чтобы сурово начитаться и вникнуть в основные принципы новой экосистемы. Я пришел рано утром в офис и два дня с 8 до 23 сидел и разбирал каждую мелочь. Надо сказать, что я действительно хорошо овладел материалом и приступил к работе. Для меня было откровением, что платформа, которая всегда была отстающей (субъективно по меркам дизайна и объективно по in-app’ам), сделала серьёзную заявку на своё визуально представление.

Самой большой радостью стали Meaningful Transitions (анимации переходов), которые мне не давали реализовывать из-за сроков релизов. Сейчас же сама платформа дала нам зелёный свет на крутые интерфейсные решения и анимацию.

Это была моя первая ошибка. Желание поскорее сделать анимацию привело к тому, что сначала мы реализовали не настолько важные вещи, а только потом занялись проработкой деталей интерфейса. Тут же мы столкнулись с проблемой отсутствия какой-либо поддержки от Корпорации добра, и наши разработчики, страдая, реализовывали анимации вручную. Это круто, как прокачка в личном плане, но мы делаем продукт и оговоренные даты релизов надо соблюдать.

Вторым неверным шагом я субъективно считаю строгое соблюдение рекомендаций Google. Мы страстно соблюдали гайдлайны и делали всё по ним, но результат нам показался немного пресным. Суть не в том, что мы хотели веселья, просто по факту это не так симпатично, как на картинках у Google.

Параллельно со всем мы смотрели на примеры приложений от Google и часто звучало что-то вроде: «А почему так? Ведь вы сами же учите другому». В интернете было много обсуждений и мемов по этому поводу. В принципе, можно понять ситуацию: совсем новые гайды, сложно сразу учесть все моменты и сделать всё правильно. Но с другой стороны, мы, как разработчики, намучились с постоянной нехваткой материала и заявленных возможностей платформы.

Что получилось в итоге: новый взгляд на то, как можно работать с интерфейсами. Google дал достойный ответ Apple, и лично я знаю много людей, которые перешли с iPhone на, допустим, Nexus 5. Классно, что появилась возможность реализовать интересные анимации, не теряя в цвете. Но есть одна большая проблема: старые устройства. Люди с топовыми моделями просто не представляют себе, что в мире полно пользователей с очень старыми телефонами. Мы, как разработчики, видим реальную картину: таких устройств много, и мы их обязаны поддерживать. Это больно и печально, часто хочется плакать в углу, но пока с этим ничего не сделать. Вполне естественно, что не все гонятся за технологиями.

В общем, релиз состоялся, и мы получили положительный отклик от пользователей, но работы всё равно еще много :)


Игорь, Android-разработчик Aviasales:

Понравилось то, что Google четко задал все отступы, размеры шрифтов, цвета и т.д. и т.п., которые нужно использовать в приложении.

– Из минусов: есть определенное количество новых элементов интерфейса (bottom sheet, snackbar, floating button), которые активно рекомендуются в гайдлайнах, но при этом отсутствуют в SDK. Немного смягчается боль тем, что в интернете можно найти библиотеки с этими элементами.

– Сначала писали как бы вслепую, так как Android L вышел намного позже, чем гайдлайны к нему, и до конца было не ясно, какие возможности предоставит Google, а что придется писать самим. Была только preview-версия Android L, по которой было мало что понятно.



Андрей, Android-разработчик Aviasales

– В конечном итоге, не всё так плохо — поддерживать 4/5 стало значительно проще, чем 2/4. Разработчикам, которые пытаются поддерживать 2/4/5, я настоятельно рекомендую вступать в профсоюз minSdkVersion14.



Вместо вывода


Впечатления от новой философии дизайна Google, если не касаться некоторых нюансов, положительные, ведь в Google поняли, что дизайн — это такая же неотъемлемая часть приложения, как и техническая составляющая. Выпустив подробные гайдлайны, они упростили взаимодействие между командой, построив своеобразный мост между дизайнером и разработчиками.

Мы верим в то, что Material Design — это огромный скачок навстречу качественному контенту в Google Play.

Наши предыдущие посты:

» А у нас есть SDK, а у вас?

А

Комментарии (16)


  1. tehnolog
    30.04.2015 14:18
    +3

    Кстати, где-то видел информацию, что в новой версии support-библиотеки добавили Floating Action Button и скоро эту библиотеку нам покажут. Надеюсь, что и про SnackBar не забудут.


    1. Mecid
      30.04.2015 15:08

      Обещали, но не добавили.


    1. bluebyte
      30.04.2015 16:01
      -4

      Даже боюсь представить, зачем вам библиотека для fab.


  1. Archon
    30.04.2015 15:42

    Разработчикам, которые пытаются поддерживать 2/4/5, я настоятельно рекомендую вступать в профсоюз minSdkVersion14

    Смотрю свою статистику, разница в численности между аудиторией на 2.3.х и аудиторией на 5.х составляет около одного процента от общей массы, причём в каких-то случаях на один процент отстаёт первая группа, в каких-то — вторая.

    Поэтому уж простите, но я останусь в клубе minSdkVersion9. Да, поддерживать 2.2 сейчас уже слишком геморно и выхлоп не стоит затрат, но обеспечив в новом проекте поддержку 2.3, можно получить около 5% дополнительных пользователей. Стоит ли оно того — решать вам.


    1. bluebyte
      30.04.2015 16:25
      +1

      Не хочется рушить вашу славную картину мира, где 5% юзеров с андроид 2.3 приравниваются к тем, у кого пятерки. Но всё же. Еще больше года назад наша статистика показывала, что на двойках люди билетов не покупают. Мы фокусируемся там, где можем быть полезны. Мир жесток.


      1. Archon
        30.04.2015 16:56
        +1

        По покупающим клиентам, что удивительно, в моей славной картине мира разница между 2.3 и 5.0 тоже минимальна (и, кстати, покупающих клиентов мало что на 2.3, что на 5.0). В том и дело, что каждый решает сам для себя, когда наступает пора дропать поддержку старых версий. Лично я для себя ещё со времён Андроида 1.6 решил, что рассматривать прекращение поддержки мы начинаем, когда количество активных (скажем, за месяц) пользователей с этой версии падает ниже 1%. Каждая компания и команда ставит свою планку, и если вы уже смогли отказаться от 2.3, не потеряв в продажах больше, чем тратилось на её поддержку — могу за вас только порадоваться.


    1. reydan Автор
      30.04.2015 16:55
      +1

      для minSdkVersion8 у нас есть отдельная версия приложения, так что мы их не бросаем.


      1. Archon
        30.04.2015 16:58
        +2

        О, даже 8. Молодцы. Вопросов больше не имею.


  1. iEcho
    30.04.2015 16:39
    +2

    Получилось очень здорово. Спасибо за статью и обновление.


  1. afeozzz
    30.04.2015 16:44
    +2

    Как вы сделали анимацию летящего самолета? По вектору точек?
    А так, не бросающиеся в глаза цвета и плавные анимации, отлично получилось.


    1. bluebyte
      30.04.2015 17:52
      +3

      Если кратко то так: берем Projection при каждом изменении зума. Получаем из него координаты точек начала и конца в переводе на экранные пиксели. Из начало в конец строим Path в виде Cubic Bezier Curve. По Path равномерно собираем точки, получаем для них координаты. Между точками самолет летит по прямой. Наклон самолета выставляем по Path. Сам самолетик является маркером. Тысяча костылей, но дают нужный визуальный эффект, и с производительностью боль мень неплохо.


  1. Mofas
    30.04.2015 17:18
    +5

    Уже больше года (а может и полтора) ни один заказчик не просит нас о поддержке ОС менее 4.0.


  1. 03uk
    30.04.2015 20:21

    с самого начала следил за вашим дизайном на dribbble, очень вдохновляло сделать что то крутое, а анимацию с FAB вы не хотите в open-source выложить?


  1. jaleel
    01.05.2015 00:46
    +1

    В самом начале гайдлайны Google противоречили вышедшим от него же приложениям.

    С самого начала ребята из Google говорили подождать и все будет. Их поставили перед такими же условиями, как и всех остальных. Такая своеобразная философия гугла — общие инструменты для всех. Не знаю насколько это хорошо.

    Вот только одна проблема: кнопка есть, а вьюшки в Android SDK для неё нет, писали сами.

    Оно и хорошо наверное — по сути то ничего такого в ней нет, а дальше самому придумать можно.

    масса веселых штук в «материале»

    Добавлю еще, что с 21 версии андроида можно менять трекинг и кернинг у шрифта (если поддерживает), но об этом мало пишут. Хотя конечно можно было сделать это и раньше если захотеть.

    Тут же мы столкнулись с проблемой отсутствия какой-либо поддержки от Корпорации добра, и наши разработчики, страдая, реализовывали анимации вручную. Это круто, как прокачка в личном плане, но мы делаем продукт и оговоренные даты релизов надо соблюдать.

    В плане анимаций дизайнеры почему-то постоянно ищут волшебную палочку. Типа вот же нарисовано.
    Но решение всегда одно — много времени и толковый разраб, т.к. инструменты не сильно поменялись с выходом материала.


  1. Stas911
    01.05.2015 18:52
    +1

    Здорово, что обновляетесь часто и следуете трендам. Я вот устал уже Мегафон пинать, чтобы они что-то с клиентом Мультифона сделали — он как будто прямиком из Андроида 1.6. Каждый раз запускаю и плачу.


  1. atetc
    08.05.2015 10:11

    Коллеги, я собрал большинство Material библиотек тут goo.gl/XMzZDl
    Если вам есть что добавить, буду признателен.

    P.S. какие из них кстати вы использовали?