Несмотря на обилие в интернете разнообразных статей о направлениях веб-дизайна, разобраться в том, какой дизайн визуально устарел, а какой в тренде и почему, довольно нелегко. Для начала нужен глобальный взгляд на новейшую историю веб-дизайна, чтобы не запутаться в деталях. В этой статье рассказана краткая история визуальных направлений последних лет и даны их ключевые отличительные признаки.

Речь здесь пойдет именно о визуальной эволюции веб-дизайна, с небольшой оглядкой на вехи в развитии технологий. Дело в том, что, хотя влияние технологий заметно, оно не является определяющим. Например, и скевоморфный, и «плоский» дизайн можно сделать, применяя один и тот же стек технологий.

Итак, поехали.

Первая декада XXI века — карамельный веб «2.0»


Выступая на конференции Future of Web Design в Hью-йорке, известный американский дизайнер Elliot Jay Stocks описал «то, что люди подразумевают под визуальным дизайном в стиле веб 2.0», следующими признаками:

• яркие цвета;
• бейджи «специальное предложение», налепленные на страницу;
• глянцевость, стеклянность, «карамель» в иконках и иллюстрациях;
• закругленные углы;
• градиенты;
• паттерны на фон с диагональными линиями;
• отражения.



Эти клише наполняли интернет в основном с 2003 по 2010. Часто технологии не очень поспевали за модой. Вспомним, например, верстку закругленных уголков, которая делалась с помощью картинок. Однако, как видно из этого же примера с уголками, мода подхлестывала технологии.

2011 — скевоморфизм


С начала второго десятилетия XXI века на смену «карамельному» тренду пришел истинно натуралистичный дизайн.

Скевоморфизм — это использование элементов дизайна очень похожих визуально на их аналоги в реальном мире. В промышленном дизайне, например, широко известна история о том, что двигатель в первых автомобилях поместили впереди, так как это казалось интуитивным: ведь лошади же спереди повозки.

Детально прорисованная трехмерная иконка «мусорная корзина» или «кожаный» фон приложения-календаря у iOS того времени — характерные примеры скевоморфизма. Существует и другое толкование этого слова, близкое понятию affordance, однако, здесь мы говорим о скевоморфизме именно как о визуальном стиле.

Черты скевоморфизма в вебе:

• трехмерные элементы;
• приглушенная, натуралистичная цветовая схема;
• элементы, выглядящие как ткань, кожа или другой физический материал, с реалистичными швами и текстурой;
• «тисненые» буквы;
• «занавесочки», ленточки, печати.



Параллельно этому тренду в моду входили и более фундаментальные вещи, связанные с развитием браузерных технологий, облегчением труда верстальщика и, скажем прямо, формированием вкуса у веб-дизайнеров, которые, наконец, окончательно стали отдельной профессией.

Это в моде и по сей день:

• интересная, разнообразная типографика;
• следование законам печатного дизайна в оформлении текста;
• большие фотографии на фон.

Надо сказать, что все это время законодателем мод был по сути один крупный бренд с инноваторским имиджем, угадайте кто? Ну конечно, Apple. Элементы веб 2.0, а затем и скевоморфизма впервые появились на их сайтах и приложениях.

Но в 2010–2011 году на сцену стиля вышли сразу два конкурента.

2010 — Windows Metro (он же Microsoft design language и Modern UI)


В 2010 году Microsoft представил общественности свой новый дизайн, радикально отличный от прошлого. Основной упор в стайлгайде был сделан на «плоские» элементы и типографику, в отличие от прежних, «иконочных» интерфейсов. Изменения преподносились как «по-настоящему цифровой дизайн».

Так как и Apple тоже в это время начал вводить элементы минимализма, это быстро стало трендом, захлестнувшим интернет.





Не в последнюю очередь огромная популярность «плоского» дизайна связана с техническими потребностями в эпоху стартапов и мобильных устройств. Как никогда важно стало быстро делать сайты и приложения, которые бы выглядели адекватно и на десктопе и на экране смартфона. Со скевоморфными элементами трудно сделать действительно responsive дизайн, а с плоскими — пожалуйста, и выглядит стильно.

2011 — Twitter Bootstrap


Twitter Bootstrap был представлен как фреймворк для облегчения жизни программистам фронт-энда, а по сути стал проводником нового стиля.

Легкость и визуальная аккуратность фреймворка сыграли немаловажную роль в его стремительном распространении. Но основной причиной было, конечно же, решение «под ключ» целого комплекса характерных задач фронт-энд разработки. То, что можно сразу получить и качественный код под все платформы, и хороший дизайн, привлекло тысячи разработчиков. А в интернете начались разговоры про то, что все сайты стали на вид одинаковые…

Однако существует мнение, что ни тогда, ни сейчас Bootstrap не являлся законодателем мод, а скорее их прямым отражением. В Bootstrap 1.0 применялись градиенты, больше было теней и другого ненавязчивого 3d, характерного для эпохи заката скевоморфизма.

Вот, например, как изменилось модальное окно c кнопками:

Bootstrap 1:



Bootstrap 3:



2012 — Flat Design


Скевоморфизм стал превращаться в ругательное слово, а маятник моды качнулся в другую сторону — в полную силу вошел тренд «плоский дизайн» со следующими визуальными признаками:

• минимализм;
• двухмерность, без теней и глубины;
• на первом плане контент;
• возврат ярких цветов.





Даже кнопка, для которой был традиционен affordance — приподнятая форма, похожая на форму физических кнопок, — стала плоским прямоугольником.

Продолжают активно развиваться тренды, ставшие модными еще в эпоху скевоморфизма:

• интересная типографика и ориентация на печатный дизайн;
• большие фотографии и даже видео на фоне сайтов.

2013 — борьба трендов


Накал страстей в разгар борьбы наступающего плоского и не сдающегося скевоморфного дизайна достиг апогея. Это стало одной из самых обсуждаемых тем в интернете не только среди дизайнеров. Аргентинское агенство In tacto даже выпустило на эту тему игру.



Агентство похвасталось успехами в известном видеоролике.

Тем временем, прогресс не стоит на месте и в 2014 году вышли два «визуальных языка», которые, возможно, решат исход борьбы.

2014 — Google Material Design


Подробнейший стайлгайд от Google впечатляет не столько новизной дизайна, сколько уровнем пиара и масштабом донесения до аудитории. Google действительно удалось стать законодателем мод в дизайне приложений, для которых предназначался стайлгайд. Однако очень быстро появилось и несколько фреймворков Material Design для веба, большая часть которых сделана не в Google (например, вот Material Design в Angular.js).

Как объяснил дизайнер John Weley на конференции Google I/O 2014, в противоположность подходу Microsoft, которые объявляли свой Metro “authentically digital”, Google хотели вернуться к реальному, «нецифровому» миру, найти натуралистичную, в чем-то даже скевоморфную метафору для интерфейса. Однако метафора, которую они выбрали, все же оказалась самым плоским, что было в физическом мире — это бумага.

Соответственно, почти все в интерфейсе выглядит и ведет себя, как бумага. Экраны — это листы бумаги, а на них — чернила. В дизайн вернулись тени, отбрасываемые, когда один лист располагается над другим. Снова появилась приподнятая кнопка, но теперь она не нажимается (не «опускается») при клике, а выдает эффект растекающихся чернил. Бумага, тем не менее, имеет и ряд нереалистичных свойств, например, у нее нет текстуры, а листы могут бесшовно соединяться и разделяться.

Стиль Google Material Design в целом поддерживает тенденции минимализма, использования ярких цветов и интересной типографики.

Из нового же он привел в моду следующее:

• возврат теней и глубины в дизайн;
• иконки используются много, они в целом плоские, но с тенями, складками и «глубиной»;
• анимации в стиле метафоры «бумажных листов».



Анимация впервые настолько адекватно поддерживает общую стилевую идею и практически выступает на первый план стайлгайда. Почти в каждом разделе присутствуют примеры с интересной и обоснованной анимацией.

2014 — IMB Design Language


В конце прошлого года компания IBM выложила в открытый доступ свой новый design language.

Как сказано в блоге IBM, вдохновляющей идеей для нового дизайна была аналогия с человеческими языками. Язык – это то, что позволяет людям общаться, понимать друг друга и вместе решать задачи. Подобным образом и визуальный язык – design language – призван помочь дизайнерам и разработчикам продуктов «заговорить на одном языке», и между собой, и с пользователями.



IBM Design Language в отличие от Google Material Design не дает рекомендаций по размерам отступов, а задает общефилософский хороший тон в дизайне. Например, есть несколько абзацев о золотом сечении и вариантах сетки, но нет никаких шаблонов и ограничений «вот так будет в стиле IBM, а вот так совсем нет», как это сделано в Material Design. Нежелание дарить ленивым готовые шаблоны авторы стайлгайда объясняют стремлением дать свободу новым идеям. На фоне разговоров о том, что все сайты и приложения стали одинаковыми, звучит заманчиво.

Иногда конкретные цифры и гайдлайны все же можно разыскать. Например, в разделе Иконографика есть следующая рекомендация: «не скругляйте уголки, тогда иконки будут иметь более строгий «научный» вид».

Сравните иконки Google Material Design



… и IBM Design Language:



В IBM Design Language большое внимание уделено акценту на пользователя и контент, а также опять-таки анимации. За основу концепции движения взяты бессмертные принципы диснеевской анимации. Кратко, но довольно емко рассказано, в чем секрет притягательности и стильности некоторых приемов. Даются интересные примеры, например, про то, как блок warning при появлении двигается тяжело, с замедлением, своей тяжеловесностью привлекает внимание и создает впечатление важности.

2015, что дальше?


Судя по акценту на движения элементов в двух нашумевших стилях 2014 года, анимация становится новым полем, на котором разыграется битва трендов.

И это понятно, ведь технологии сделали создание анимаций как никогда ранее легким. А в визуальном веб-дизайне сейчас, похоже, сложилась ситуация, когда что-то новое привнести трудно. Это ведет к тому, что законодатели стиля не пытаются резко реформировать «плоский дизайн», а перемещают акцент на анимации, чтобы сделать их своей узнаваемой «фишкой». Так что самое интересное нас ждет, конечно, впереди.

Комментарии (23)


  1. freextraz
    08.04.2015 18:25

    иконки используются много, они в целом плоские, но с особенным образом отрисованной «длинной тенью»;

    Этого нет в Material как раз.


    1. EuEye Автор
      08.04.2015 22:10
      +1

      Здесь имеет место путаница понятий.

      Есть вот такая тень:
      image

      А есть вот такая:
      image

      Последняя картинка — из Material как раз. Причем у обоих вариантов «ноги растут» вообще из iOS 7
      image

      Да, сам термин long shadow в Material и правда не употребляется, возможно, вы правы, выводить в характерные особенности под данным именем не стоило.


      1. justusebrain
        09.04.2015 19:54

        Откуда в iOS 7 тени?


        1. EuEye Автор
          10.04.2015 21:59
          +1

          Самое интересное, что теней там нет, однако на тренд этот факт повлиял прямо противоположным образом!

          Был целый скандал по поводу «stripped off» теней, иконки казались неживыми. Многие дизайнеры стали все равно делать тени или хотя бы пытаться рисовать иконки так, чтобы и плоский стиль был соблюден, и иконки имели бы глубину. Появились варианты, где тень как бы есть, но в то же время ее в классическом понимании нет, она плоская. Так этот тренд плоских теней и возник.


  1. SerafimArts
    08.04.2015 21:26

    >> А в визуальном веб-дизайне сейчас, похоже, сложилась ситуация, когда что-то новое привнести трудно

    Ну почему же трудно. По крайней мере в вебе, предполагаю, ресурсы потихоньку начнут уходить в трёхмерность, подобные решения уже начали появляться, например: www.yaranyared.com/

    Вот полный список: www.chromeexperiments.com/

    Да, пока что это сложно, но со временем будут появляться более удобные решения для создания таких ресурсов. Да и кто не хотел бы похвастаться перед пользователями таким сайтом?


    1. stardust_kid
      09.04.2015 11:19
      +1

      Трехмерность не нужна. Такие демки как вы показываете были еще в 2007-8 на флеше, правда. Как демка круто, но представьте магазин или новостной сайт с таким подходом.


      1. SerafimArts
        09.04.2015 12:24

        Ну если немного воображения… и посчитать, что сделано качественно, без лишних элементов… Думаю всё же вполне возможно, только не в качестве основного тренда веб-дизайна, да.


      1. SelenIT2
        09.04.2015 12:39

        Вполне могу представить магазин c чем-то таким, если не для основной витрины, то как минимум для блока типа «Товары по акции» :)


        1. stardust_kid
          09.04.2015 12:58

          Это хорошо 1-2 раза посмотреть, попробуйте 10 раз подряд.


          1. SelenIT2
            09.04.2015 15:58

            А 10 раз подряд и не надо, достаточно до первого заветного клика:)


            1. stardust_kid
              09.04.2015 16:03

              Больше всего денег приносят повторные покупки, как правило. Эта же раскладывающаяся хреновина крадет пару секунд моего времени.


              1. SerafimArts
                09.04.2015 17:33
                +1

                Ну ничто не мешает совместить подход Material с трёхмерными анимациями.


  1. cmepthuk
    08.04.2015 22:11
    +7

    Об анимации. Дорогой веб-дизайнер, если ты читаешь это сообщение — пожалуйста, не делай из сайтов нечто похожее не презентацию powerpoint годов 2009..2011 с вырви-глаз анимацией. Да, круто что браузеры поддерживают потрясные технологии, круто что ты освоил некоторые приемы, но, пожалуйста, не делай этого. Спасибо.

    p.s. Автор — спасибо за пост, прочитал с удовольствием


    1. xargon
      08.04.2015 23:52

      Да ладно вам, нет никаких вырви-глазных анимаций на посещаемых сайтах. В остальных случаях — это даже не дизайнеры, а верстальщики порой играются (людям вообще это свойственно, вспомните что творилось на пике популярности flash). И это пройдет. Why so serious?


      1. cmepthuk
        09.04.2015 07:48

        Просто оставлю ссылку на обсуждение несколькими днями ранее: habrahabr.ru/post/255099/#comment_8363841


    1. SelenIT2
      09.04.2015 11:47
      +1

      Но с другой стороны, анимация, поясняющая характер изменений и согласованная с действиями пользователя, может быть полезной. Примеры самого Гугла*, выглядят достаточно симпатично и убедительно, по-моему.

      Вообще, по-моему, у Гугла получилась довольно удачная попытка сочетать плюсы плоского минимализма (легкость, аккуратность, ориентация на контент) и реализма (наглядность и интуитивность). Другое дело, что это тоже может приесться, как любая мода. Интересно будет посмотреть, что придет ему на смену.

      к p.s. ППКС:)

      * кстати, первые главы спецификации материального дизайна уже доступны на русском


  1. stardust_kid
    09.04.2015 11:17

    Анимация не нужна. Ну то есть, когда модный дизайнер в очечках покажет недалекому клиенту страницу с параллаксом и изнасилованным скроллом, клиент воскликнет: «YOBA! Дайте две.» Правда через пару месяцев, клиент увидит как упала конверсия (скролл-то тормозит, а процессор греется), и скажет уже нечто другое.
    Проблема с Material Design несколько другая, идея неплохая, правда вторичная по отношению к Metro. Но как бы то ни было Google сам не будет следовать этим правилам. Потому что продуктов у них много, и пока дизайнеры переделают/утвердят появится нечто новое.


  1. Zyamilon
    10.04.2015 16:44

    Спрошу, пожалуй, здесь. Ребята, а как по-умному называется огромная горизонтальная навигационная панель, которая следует за «скроллом» и всегда присутствует на экране?
    Пара плохих, но все же примеров. 1, 2.


    1. SelenIT2
      10.04.2015 19:46

      «Липкое меню»?


    1. EuEye Автор
      10.04.2015 22:27
      +1

      Fixed/sticky menu
      фиксированное/липкое меню


      1. Zyamilon
        11.04.2015 01:03

        Благодарю! Буду теперь знать врага в лицо и мб какие-нибудь плагины расширения найду для отключения фиксации. :D
        Зачем их вообще делают — хз. Словно у пользователей инстинкт скроллинга вверх/нажатия home атрофирован.


        1. SelenIT2
          11.04.2015 02:09

          Вообще говоря, скроллить пальцами большую страницу, скукоженную в одну узкую колонку на андроидофоне, действительно быстро наскучивает, так что какой-нибудь аккуратный «гамбургер», скромно «прилипший» где-нибудь в уголке и по явному требованию раскрывающий варианты навигации, мог бы быть очень даже в тему. Другое дело, что любое что угодно, постоянно висящее в поле зрения, вызывает соблазн повесить туда что-нибудь типа рекламы… да побольше, побольше (© детский анекдот:)


          1. Zyamilon
            11.04.2015 03:33

            Не пользуюсь планшетами и изредка читаю статьи со старенького андроидофона при помощи оперы мини. Там проблемы проскроллить нет — нужно лишь резко потянуть сверху вниз.
            А вот липкое меню отнимает ценное пространство, «помогает» случайно нажать на него и просто создает проблемы рендеринга (аппарат слабый).
            И все бы ничего, я готов смириться даже с етим, но… зачем они делают меню таких огромных размеров, да к тому же с минимум полезного функционала? На втором примере особенно виден клинический случай — текст статьи начинается ниже середины экрана.