Далее в результате общения по телефону в течение нескольких часов клиент снимает со счета в банке все свои деньги и тут же вносит наличные на лицевой счет злоумышленников у оператора сотовой связи.
Думаете это «сюр»? Нет, это реальный случай.
После того, как клиент банка понимает, что его обманули, он идет в полицию.
При приеме заявления и получении объяснений у потерпевшего полиция сразу предупреждает, что деньги вернуть не удастся.
Что в таком случае можно сделать?
Напрашивается обращение в службу безопасности банка, в котором у клиента открыт счет.
Логично, что информация о клиенте и его счете в банке может попасть к злоумышленникам из банка.
Однако ключ к доверию клиента, которым пользуются злоумышленники, — его имя и отчество и четыре цифры карты — можно узнать в приложении на смартфоне, оформляя фиктивный перевод денег в онлайн банке по номеру телефона.
То есть, чтобы получить «ключ» к клиенту, достаточно просто наугад вводить телефонные номера в приложении банка.
Обращение в банк может помочь найти того, кто инициировал фиктивные переводы, если банк сохраняет логи прерванных операций в онлайн банке.
Однако это еще не означает — вернуть деньги.
Следующее направление действий клиента — это оператор связи, на лицевой счет у которого переведены деньги.
В рассматриваемом случае оператор связи даже отказывается принимать заявление, потому что у клиента банка (потерпевшего) нет оригиналов чеков. Чеки потерпевший оставил в полиции.
Тем не менее, оператор связи — важный источник информации, у которого можно получить информацию о том, кому принадлежит лицевой счет и куда делись деньги.
Эту информацию должна запрашивать полиция.
Но потерпевшего уже предупредили, что полиция работать не будет. А полномочия потерпевшего в уголовном процессе ограничены, чтобы заставить полицию работать.
Более того, даже если злоумышленники будут установлены и осуждены, для возмещения потерпевшему вреда необходимо будет заявлять в суде отдельные требования.
То есть без суда не обойдется. Поэтому можно не ждать полицию, а самостоятельно заявить требования о взыскании неосновательного обогащения в гражданском процессе.
Первый вопрос, к кому предъявить требования?
К оператору связи конечно.
Понятно, что сам оператор может (!) деньги потерпевшего и не присваивал, но других лиц потерпевший не знает.
Нужен формальный ответчик в суде для возбуждения производства по делу.
Далее потерпевший заявляет в суде об истребовании информации о лице, на которого оформлен лицевой счет у оператора связи.
После получения информации клиент банка может в качестве ответчика поменять оператора связи на злоумышленника или привлекать злоумышленника в качестве соответчика вместе с оператором связи.
Важно, что лицо, на которое оформлен лицевой счет может и не быть злоумышленником-конечным получателем денежных средств.
Поэтому в гражданском процессе по взысканию неосновательного обогащения возможно потребуется истребовать другие доказательства, которые в совокупности позволят установить злоумышленников и получить решение о взыскании с них денег.
Кстати, информация из банка о логах здесь также может пригодиться.
К сожалению, нельзя забывать, что получить решение о взыскании денег, это еще не означает получить сами деньги.
super-guest
Всё-таки какое же здесь у нас дно… В США можно просто онлайн оспорить любую операцию и банк обязан в течение месяца провести расследование самостоятельно и либо вернуть деньги, либо нет. И на практике это реально работает, просто работает, представляете? А можете себе представить такое со сбером?
«Хабаровск и Белорусы — красавчики!» (с)
JustDont
Нет, не обязан. То, что банки в США в основном (но не всегда и не при любых обстоятельствах) берут все fraud-риски на себя — результат конкуренции между ними, а вовсе не требования законодательства. Поэтому же в конкретной неудобной для банка ситуации он вполне может переложить эти риски на вас, и ничего не вернуть. В договорах банковского обслуживания компенсация фрода обычно идёт по разряду прав (но не обязанностей) банка, или если по разряду обязанностей — то с оговоренными ограничениями.
edogs
A_HREF
Могу. 10 лет назад засветил гдето свою дебетовую карту, и с неё сняли мелкими суммами где-то 20к рублей. Пришел в отделение банка, написал заявление. Через неделю или две мне всё вернули. Ни в какую полицию я не ходил.
sshikov
А я свою засветил, и с нее просто не сняли, потому что не смогли. Потому что антифрод у сбера уже работал на тот момент (два года назад).
kdmitrii
Ууу как прямо ЛЮБУЮ операцию?
Т.е например при переводе по свифту они вам вернут деньги? И откуда позвольте узнать они спишут деньги для возврата? А если речь идёт про операции с картами так это елементарно оспариваемо где угодно.