Задумавшись над сменой профессиональной деятельности, Елена приняла решение пройти один из онлайн-курсов и выбрала курс «Продакт-менеджер» от ProductStar. Он помог ей не только по-другому взглянуть на свою работу, но и позволил учесть многие особенности при общении с командой и заказчиками, а также применить полученные знания и в обычной жизни.

«?Продакт — это крайне универсальная профессия, даже ваша жизнь — это тоже своего рода продукт, в котором есть условный бэклог, пути развития, критерии оценки и т.д.»

Елена Мышенкова

— Кем вы работаете?

— Моя должность называется «специалист по маркетингу», но это только потому что у нас, в Белоруссии, в реестре должностей недостает многих нужных профессий. Из основных моих функций я могу назвать: во-первых, бизнес-анализ, в особенности та его часть, которая касается «перевода на общечеловеческий язык» желаний и мыслей клиента, чтобы можно было оформить на их основе какое-нибудь техническое задание; во-вторых, юзабилити — лаборатории у нас нет, поэтому юзабилити сугубо экспертное, то есть анализ либо текущего сайта, либо требований к будущему сайту, анализ аналогичных сервисов, аудитории, бизнес-процесса и, в конце концов, подготовка рекомендаций; также есть периодическое обязанности, касающиеся контента и стратегии.

— А что из этого, по-вашему, относится к продакт-менеджменту?

— После прохождения курса я могу сказать, что, в принципе, практически все вышеперечисленное напрямую пересекается с деятельностью продакта. Дело в том, что специфика белорусского рынка такова, что у многих компаний-заказчиков нет своих продакт-менеджеров. У них может быть, например, маркетолог, или директор по развитию, или директор по продажам — и понимание того, что заказчику нужен, к примеру, интернет-магазин. В итоге получается, что я и есть продакт, но со стороны разработчика, потому что со стороны заказчика продакт-менеджеров нет в принципе. Я сама все выясняю и в итоге становлюсь своего рода посредником между заказчиком и своими коллегами.

— Вы упоминали, что хотели сменить место работы, но после прохождения курса решили этого не делать. Почему?

— В значительной степени изначальная причина такого желания заключалась в личных обстоятельствах. У меня была депрессия и, казалось, что нужно как-то взять жизнь под контроль посредством смены профессии. Я очень долго выбирала из целой таблицы онлайн-курсов и в итоге выбрала ProductStar — и, кстати, ни капли не пожалела. После того, как я закончила учиться, я несколько пересмотрела свое отношение к своей текущей работе и сейчас использую полученные на курсе знания для работы с клиентами. Некоторые клиенты даже говорят, что хотят работать только со мной и больше ни с кем, и это, конечно, очень приятно.

Такая ситуация — это следствие того, о чем я и говорила ранее: у клиентов нет своих продактов. Когда начинаешь задавать продакт-овнерам вопросы, то выясняется, что про одно они не подумали, про другое они не знают, про третье им нужно пофантазировать и так далее. Практически все в последнее время приходят с запросом: «А что можно сделать? У нас есть примерное понимание того, чего мы хотим, а какими способами можно это организовать?». Поэтому я сейчас стала незаменимым сотрудником и для клиентов, и для шефов, и на текущий момент у меня нет особого желания что-то менять. Однако учитывая, что у меня теперь есть два диплома продакта и полученные знания я применяю в работе, то, возможно, через какое-то время я над этим задумаюсь.

— У вас было такое, что прохождение какого-то урока из курса заставило вас посмотреть на свою работу с другой стороны?

— Мы прошли большое количество разных тем и многое из пройденного я так или иначе уже где-то слышала, поэтому мне сложно сказать про какую-то конкретную лекцию, но благодаря учебе я начала иначе смотреть на продукт, который в итоге должен получиться. Что мне понравилось, когда я выбирала курсы в ProductStar, так это то, что мы затрагивали практически все ключевые направления. Не просто «как управлять командой», «как ставить им задачи» и так далее, там был материал и о deeplink-ах, и о прототипировании, и много чего еще.

Даже с точки зрения юзабилити — с прототипами я работаю достаточно давно и хорошо знаю эту тему, но даже в этой сфере поменялся фокус с точки зрения работы над конкретным продуктом. Тексты я пишу очень давно, с командой работаю тоже очень давно, но благодаря этому курсу у меня в голове все это сложилось в конкретную систему работы над продуктом, и не важно, большой это проект или маленькие наработки, и что вообще продукт из себя должен представлять.

— Как долго вы работали в этой области до прохождения курса?

— Сайты я делаю около восемнадцати лет. Чуть позже я стала заниматься этим как заказчик или проект-менеджер, параллельно проходила разные курсы: предпринимательские, курсы по юзабилити и так далее.

— Какую книгу или несколько книг вы могли бы порекомендовать к прочтению людям из той же сферы?

— Книг, так или иначе касающихся этой темы, очень и очень много. Вообще, отучившись на ProductStar и поглядывая, как учатся другие (а я психолог по образованию и это моя небольшая профессиональная деформация — наблюдать за поведением других), могу сказать, что это зависит от того, какой бэкграунд у человека. Навскидку могу вспомнить книгу Розенфельда и Морвинда «Информационная архитектура в Интернете». Она помогает структурировать знания о продукте, о процессах и все это собрать в единую структуру. Работая с клиентами, с коллегами и наблюдая, как работают конкуренты, я бы сказала, что это одно из самых проблемных мест, потому что заказчики очень стихийно думают, а исполнители не углубляются в тему и получается то, что получается.

— Последний вопрос: что вы можете посоветовать тем, кто только начинает проходить курс?

— Я бы посоветовала очень внимательно слушать лекции и выполнять задания, порой бывает полезно «выходить за рамки», то есть делать не только то, что сказано в задании, но и добавлять что-то от себя, делать работу чуть шире и глубже, добавлять комментарии и так далее. Еще могу сказать, что, как показала практика, не факт, что пройдя курс, вы будете работать именно продакт-менеджером, но продакт — это крайне универсальная профессия, потому что почти все можно воспринимать как продукт. Даже вашу профессиональную жизнь — это тоже своего рода продукт, в котором есть условный бэклог и у которого есть пути развития, критерии оценки и так далее.

Это стало мне наиболее очевидно именно потому, что я не ушла в продакты, потому что полученные знания я применяю не только в продукте, у меня постоянно получается находить им применение в разных проектах. Поэтому мне сейчас очень хорошо заметно, что это довольно универсальное знание. Могу провести аналогию со своим образованием: я ни дня не проработала психологом, но это тоже крайне универсальное знание, полезное почти везде, где хоть как-то участвуют люди. Точно так же и с продактом — продукты в нашей жизни настолько же вездесущи, как и люди.

Хочешь получить знания, которые тебе точно пригодятся?

Оставляй заявку на наш годовой курс «Профессия: Продакт-менеджмент»? и прокачивай свои навыки!