А вот и обещанное продолжение предыдущего поста, посвященного попытке сравнить проекторы с профессиональными ЖК-панелями и видеостенами. В первой части я, в основном, коснулся вопросов, связанных с принципом работы, установкой и подключением такого оборудования. Даже о диагонали изображения речь шла строго в этом контексте – как это влияет на сложность установки и подключения, и не более.


Самое время коснуться вопроса качества изображения, а также, наконец, сравнить стоимость получения большого изображения при использовании ЖК-панелей и проекторов.


Давайте же закроем эту тему!


Для тех, кто спешит


«Не хочу я читать очередную занудную статью, дайте мне выводы!» – вам сюда: выводы №2.


Большая «бесшовная» картинка


Думаю, не нужно особо расписывать, о чем идет речь: если речь идет об изображении, которое нельзя получить силами одной ЖК-панели или одного проектора, то два и более изображений потребуется «сшивать» или каким-то образом объединять.


Посмотрим, как это происходит при использовании проекторов:


Пример обратной проекции на специальную «пленку обратной проекции».


Прежде всего, изображения двух проекторов можно сочетать двумя способами:


Наложение и сведение изображений проекторов


Два изображения могут накладываться просто одно на другое. Иногда это используется для увеличения яркости. Например, когда 2 или 4 проектора объединяются в «стек», это приводит к общему увеличению яркости изображения в 2 или 4 раза. Вроде логично.


Яркий пример – то, как проекторы Epson использовались на одной из площадок фестиваля Круг Света 2018, о чем я рассказывал в другом посте. Там изображения двух или трех проекторов сводились в единую картинку и из трёх проекторов яркостью 15000 люмен. Получался своеобразный «мегапроектор» яркостью до 45000 лм.


В нашем репортаже можно увидеть, как выполнялась эта процедура:



«Сшивка» нескольких изображений проекторов в одно единое


Объединение нескольких проекций в одну позволяет создать громадное бесшовное изображение даже в многоэкранной инсталляции.


Стадии сшивки двух изображений: коррекция геометрии и ликвидация области взаимного наложения двух изображений.


Для этого несколько изображений должны проецироваться немного «внахлест» по краям, а настройка области, в которой два изображения накладываются, происходит в несколько этапов:


  1. Сначала с помощью функции «сдвиг объектива» несколько изображений совмещаются пиксель-в-пиксель – так, чтобы появилась область взаимного наложения изображений;
  2. Затем с помощью функции «Edge Blending» (на примере наших проекторов) настраиваются зоны плавного затухания яркости, в результате чего одно изображение плавно переходит в другое (это и позволяет сделать шов незаметным, иначе в области пересечения была бы заметна полоса «двойной» яркости);
  3. Затем на стороне источника сигнала задается размер этой области перехода. Другими словами, часть изображения дублируется на нескольких экранах, а общее разрешение изображения немного снижается;
  4. В дополнение к этому, эстеты могут откалибровать баланс белого по 9 зонам экрана для различных уровней яркости. Это позволяет исключить возможность неоднородности изображения по яркости или цветовому оттенку.



Здесь приведен пример дизайна рекламной видеостены: единое изображение проецируется на многочисленные «осколки зеркала» в виде панелей с различной диагональю и «бьется» на фрагменты только там, где задумано геометрией стены. Схожего эффекта можно достичь и просто на белой стене, с соответствующим «фрагментированным» видео в качестве изображения проекции. Даже дешевле получится!


«Сшивка» экранов ЖК-видеостены


Тут тоже, думаю, ни для кого не секрет, что ЖК-панели можно «подгонять» друг к другу впритык, что было подробно описано в первом посте по теме.


Однако между соединенными в видеостену ЖК-панелями всегда будет присутствовать рамка. Ее толщина зависит от конкретной модели. В идеальном случае (и самом дорогостоящем варианте) она может составлять менее миллиметра.



А бюджетные панели и вовсе могут обладать рамкой в 4 мм и более.


С другой стороны, если по-честному, в сфере цифровой рекламы рамка часто становится как бы «дизайнерской фишкой». Вы наверняка видели такие инсталляции, состоящие словно из хаотично разбросанных панелей различной диагонали, проецирующих единое изображение.


Пример интерфейса ПО для управления видеостеной – мы видим, как видеоконтент «распределяют» по панелям, расположенным под различным наклоном.


Однако во многих других случаях это может оказаться проблемой и не подойдет для случаев, когда предполагается, что наблюдатель имеет возможность подойти к стене так близко, что сможет разглядеть «стыковочные швы».


Видеостены, безусловно, тоже можно и нужно калибровать, даже если они шли в одной партии. При этом, в отличие от проекторов Epson со встроенной камерой, которая позволяет серии проекторов по расписанию автоматически калибровать свои проекции так, чтобы они обладали одинаковой цветопередачей и яркостью, панели нужно калибровать внешним устройством.



И, уверен, вы не раз встречали ситуацию, когда в случае ЖК-стен на эту процедуру попросту «забивали» и одна сшитая картинка пестрила разными оттенками в разных сегментах стены или какие-то панели в стеке и вовсе вышли из строя.


С одной стороны – такой себе даже авангард, а с другой – форменное безобразие.


Другие параметры изображения


Если говорить о разрешении изображения, видеостена обычно обладает преимуществом перед проекторами, поскольку каждая панель в массиве имеет разрешение Full HD (как наиболее распространенный вариант), что в итоге может обеспечить более резкую картинку после сшивки.


Исключением тут будет разве что сравнение видеостены из четырех Full HD-панелей с проектором с нативным 4K или 4K, полученным путем «сдвига изображения», что немногим хуже.


Тем не менее, нужно видеть разницу между возможностями видеостены и потребностями заказчика: часто система, рассчитанная на большие диагонали, строится под контент в формате 4K, так что избыточные пиксели могут оказаться невостребованными и проецировать крупные «виртуальные» пиксели, интерполированные из 4K-сигнала.


Также нелишним будет напомнить принцип, что чем меньше экран, тем раньше высокое разрешение потеряет актуальность при удалении зрителя от экрана. Это особенно важно при создании информационных панелей. Опять-таки, углубляться не буду, об этом уже рассказывалось в предыдущем посте.


Сравнение 120-дюймового изображения проектора с 65-дюймовой интерактивной панелью. Единственная заметная ошибка состоит в том, что панель демонстрирует «горчичный» цвет скатерти вместо ярко-желтого, хотя обладает более глубоким черным цветом. Кроме того, у данной панели выбор цветового режима отсутствует, тогда как у проектора он есть.


Проекторы Epson, как и у большинство панелей, предлагают режимы цветопередачи, обладающие различным уровнем точности. Как правило, устройство способно обеспечить максимальную яркость при некотором дисбалансе цветов (к примеру, с некоторым переизбытком синего или зеленого). Менее точные режимы часто неплохо себя показывают в ярко освещенных помещениях, успешно справляясь с внешней засветкой. А при умеренной или нулевой засветке уместным будет сделать ставку на высокую точность цветов.


Данную тему я также освещал в блоге:



Некоторые производители панелей по тем или иным причинам отказываются от возможности выбора режима цвета пользователем, аргументируя это стремлением к точности и единообразию цветопередачи у всех устройств. Тем не менее, отсутствие различных режимов гарантией точности цветопередачи, собственно, никогда не являлось.


На протяжении последних лет компании Epson удалось многого добиться в плане улучшения точности цветопередачи, и нет ничего удивительного в том, что ЖК-панели порой проигрывают проекторам по данному параметру при сравнении «бок о бок».


Что касается единообразия, то все проекторы Epson обладают режимом «sRGB», или «Нейтральный», которые всегда будут давать почти идентичное с точки зрения цветовых оттенков изображение. В итоге, нет никаких оснований говорить о превосходстве проекторов, либо ЖК-панелей по точности цветов, хотя панели зачастую по понятным причинам дают более глубокий черный цвет в условиях частичной засветки.


Яркая, разборчивая, контрастная проекция в умеренно освещенном помещении.


Доллары за квадратный дюйм изображения


Ох, и «скользкая» же тема… Но раз уж пообещал ее коснуться в предыдущем посте, то сдержу слово и сделаю это как можно более наглядно и без какого-либо «маркетингового буллшита».


Начну с того, что яркость имеет прямое отношение к «воспринимаемой» наблюдателем цветопередаче устройства. Можно поставить рядом два монитора – один ярче, другой темнее – и почти в 100% случаев цвета на том, что ярче, будут восприниматься как более сочные и эффектные. Несмотря на то, что частота вибрации жидкого кристалла и спектры излучаемых оттенков у них могут быть идентичны.



Поэтому было бы интересно прикинуть, как именно параметр яркости ЖК-панелей, измеряемой в нитах (канделы/м2) соотносится со световым потоком проекторов, который измеряется уже в люменах. Это поможет нам хоть как-то сравнить проекторы и видеостены по их стоимости.


Давайте посчитаем


Для начала сразу же договоримся зафиксировать на неизменном уровне яркость и диагональ изображения, чтобы сравнение было максимально предметным.


Далее определим ориентировочную стоимость проектора и видеостены под конкретную диагональ.


Как я уже говорил, чтобы получить диагональ в 110 дюймов потребуется 4 ЖК-панели. Такая диагональ без проблем достигается одним недорогим офисным проектором с ценой от 30 тыс. до 60 тыс. рублей. Хотя… Для этого можно выбрать и на порядок более дорогостоящий инсталляционный проектор с яркостью от 5000 люмен...


В общем, без заранее известных условий эксплуатации (уровень освещенности помещения, требования к цветопередаче т.п.) задачка получается ну очень размытая.


Но я не сдамся и рассмотрю варианты с большей диагональю, где универсальный проектор уже «не прокатит» и все же потребуется раскошелиться на инсталляционный аппарат.


Панель 3?3 или 165 дюймов


Итак, следующий шаг – это видеостена из 9 панелей, дающая диагональ 165 дюймов. Размер 165-дюймового изображения у проектора составит 365?205 см или 366?222 см в зависимости от выбранного соотношения сторон (16:9 или 16:10). И вот для такой диагонали уже потребуется яркий инсталляционный проектор, а стоимость девяти ЖК-панелей от одного из популярных производителей составит от 4 млн. до 6 млн. рублей (по результатам моего исследования цен, вы вольны провести свое).


Что касается проекторов, то данную диагональ способен выдать Epson EB-L1755U со световым потоком в 15000 люмен. И обойдется он заказчику примерно в 2,4 млн. рублей. Безусловно, есть и другие варианты – с большей яркостью и с менее выгодным соотношением цены и яркости, но я прикидываю максимально «общий» вариант решения задачи.


Видеостены для digital signage.


При этом яркость вышеупомянутых панелей будет в среднем находиться в диапазоне 500-700 нит (канделы/м2). Давайте теперь попробуем определить, проектор с каким световым потоком потребуется, чтобы получить проекцию схожей яркости.


Площадь экрана составит около 8 м2. Стало быть, проектор на 15000 люмен дает 1875 люмен/м2 (а это – освещенность 1875 люкс). Чтобы получить ниты, делим на 3,14 и получаем ~600 нит. Оговорюсь на всякий случай, что для вычисления яркости предполагается усиление поверхности экрана (gain) равное 1,0, т.е. «просто белая стена/матовый белый экран» без каких-либо ухищрений для фокусировки отражаемого света от поверхности.

А ведь бывают экраны и с «усилением», но они предполагают, что зритель имеет возможность перемещаться в ограниченном диапазоне, а не обходить экран со всех сторон.


Таким образом, один проектор в моем примере заменяет 9 панелей по яркости и диагонали, будет существенно проще в установке и обойдется значительно дешевле.


Больше, еще больше!


Но что произойдет, если противопоставить этот же проектор видеостене еще большего размера?


Демонстрация 300-дюймового экрана в сочетании с блокирующим засветку ALR-экраном от компании Screen Innovations.


Следующий уровень диагонали – 220 дюймов (16 панелей по 55 дюймов каждая).


Как вы понимаете, яркость видеостены остается неизменной. Цена 16-ти панелей составит уже в районе 7–10 млн. рублей. Один проектор Epson EB-L1755U при диагонали 220 дюймов способен обеспечить 1153 люмен на квадратный метр (площадь экрана составит примерно 13 м2), что можно конвертировать в 367 нит, а это вполне соответствует яркости бюджетных ЖК-панелей, которые все равно будут дороже.


Однако, если говорить об инсталляциях в затемненном помещении или в темное время суток, то следует учитывать рекомендацию SMPTE: яркость изображения проектора должна составлять 48 нит (14 фут-ламберт).


Это именно тот уровень, который рекомендуется для классических кинотеатров. Т.е. изображение рассматриваемого проектора может при некоторых условиях выйти далеко за пределы диагонали в 165 дюймов, сохраняя высокое качество. А мы вообще получили не 48, а 367 нит при диагонали 220 дюймов, не меняя проектор, а лишь перенеся его на новое место!


И этого мало! Даешь экран еще больше!


Пойдем еще дальше и возьмем в качестве примера… проекцию на церковь в Коломенском (фестиваль «Круг Света» в 2019 году, мой пост с «инсайдом»).


Площадь проекции на церковь составила около 2750 м2, что примерно соответствует экрану диагональю 3250 дюймов (70?39 м). В инсталляции были задействованы 12 проекторов Epson с общей яркостью в 240 000 люмен. Получается, что они давали всего 88 люмен на квадратный метр, или 28 нит.


И все же, этой яркости вполне хватило чтобы организовать зрелищный вечерне-ночной маппинг:



Считать стоимость ЖК-стены подобной диагонали не стал. Страшно. Но в данном случае заказчик даже проекторы не покупал, а взял их в аренду, ибо это рациональнее, чем покупать 12 инсталляционных проекторов и затем положить их на склад до следующего года.


Подведем итоги


Кратко и по пунктам, чтобы вас не утомлять:


  • У проекторов и видеостен есть свои особенности в плане изображения: проекторы способны обеспечить бесшовное изображение даже в многоэкранной инсталляции, видеостены обладают более глубоким уровнем черного при засветке и могут обладать преимуществом по резкости изображения.
  • Проекторы, как правило, обеспечивают более простую установку, более простое подключение, простоту хранения и транспортировки, отсутствие головной боли по поводу возможности повреждения большого экрана и т.п.
  • Проекторы позволяют элементарно и «естественно» увеличивать диагональ, если позволяют условия освещения: перенес проектор на новое место/вставил другой объектив – вот тебе новая диагональ. Если судить по нашему опыту, в ряде случаев именно диагональ изображения будет для заказчика абсолютным приоритетом. Задача большинства инсталляций какая? — Создать у зрителя «вау-эффект». И достичь такого результата куда проще, увеличив диагональ изображения, а не его яркость.
  • При выборе оборудования в подавляющем большинстве случаев следует отталкиваться от конкретных задач заказчика и действовать в рамках ограниченного бюджета. По нашем опыту, которым я постарался поделиться в этих двух публикациях, проекторы позволяют получить отличный результат в рамках ограниченного бюджета в львиной доле задач от заказчиков.
  • Если снизить требования, предъявляемые к яркости, или дополнительно подготовить помещение, то можно взять проекторы подешевле или вообще обойтись одним ярким аппаратом. Таким, например. Соответственно, стоимость каждого дюйма диагонали станет исключительно низкой, оставив ЖК-панели далеко позади.
  • Многие задачи в принципе не могут быть решены с помощью видеостен (маппинг на здания и сложные объекты, мобильные презентации), а сами проекторы позволяют работать с поверхностями, не приспособленными к креплению на них тяжелых ЖК-панелей. Проекторы демонстрируют невероятную способность создавать изображение любой формы, любого размера и в любом месте. Проще говоря — они универсальнее.
  • К преимуществам видеостен же можно отнести некоторые эстетические факторы, такие как отсутствие в поле зрения какого-либо лишнего оборудования кроме самого экрана.

Вот таким я и мои коллеги видим список достоинств и недостатков двух рассматриваемых типов устройств.


Epson EB-L1755U проецирует на столик. Тут снова иллюстрируется принцип, что почти любой проектор – габаритный и не очень – может работать как с большими, так и с малыми поверхностями.


Ваши комментарии?


Мы очень старались, когда готовили эти публикации. Конечно, нам было бы крайне интересно узнать ваше мнение. Особенно, если вам приходилось сталкиваться с тематикой данной публикации на практике. В любом случае, будем рады вашим комментариям как по данной теме, так и предложения по темам будущих постов.


Благодарю за внимание!