Доброе время суток, хабраюзер! Сегодня мы попытаемся немного разобрать реактивность, которая лежит в основе одного из самых хипстерских фреймворков — Meteor.

Для начала приведем немного сухой теории из Википедии:
Реактивное программирование — парадигма программирования, ориентированная на потоки данных и распространение изменений. Это означает, что должна существовать возможность легко выражать статические и динамические потоки данных, а также то, что выполняемая модель должна автоматически распространять изменения сквозь поток данных.

К примеру, в императивном программировании присваивание a = b + c будет означать, что переменной a будет присвоен результат выполнения операции b + c, используя текущие (на момент вычисления) значения переменных. Позже значения переменных b и c могут быть изменены без какого-либо влияния на значение переменной a.

Сразу оговорюсь, что данный пост нацелен больше на садистов новичков, нежели на матерых JS-гуру.

* велосипедируем — пишем свой велосипед, подглядывая на уже готовую реализацию.

Для простоты изложения будем писать для код для клиентской части, однако, с небольшими изменениями, его можно будет использовать и на сервере.

Для начала нам потребуется некий глобальный объект, в котором мы сможем хранить все наши зависимости.
var Deps = {
  funcs: [], // массив функций, в которых творится реактивность
  vars: [] // массив массивов с реактивными переменными
};

Каждый раз, когда мы будем создавать новое реактивное окружение, в оба массива будут вставляться нужные нам данные. В частности, в массив funcs у нас будет попадать функция, внутри которой располагаются реактивные переменные, за судьбой которых надо следить. В массив vars же под тем-же индексом будет попадать массив реактивных переменных, за судьбой которых и следит наше реактивное окружение.

Следующим шагом нам потребуется реализовать само реактивное окружение, также известное как Tracker. Оно представляет из себя функцию, которая принимает в качестве аргумента другую функцию и сразу же вызывает ее. Однако, за кулисами происходит магия: как только трекер вызывает нашу функцию, в нем активируется специальный флаг, указывающий, что идет сбор информации обо всех реактивных переменных в нашей функции.
var Tracker = function(fn) {
  Tracker.active = true; // устанавливаем флаг
  var count = Deps.funcs.push(fn); // вставляем функцию в список трекеров
  Deps.vars[count - 1] = []; // инициализируем массив для помещения туда реактивных переменных

  fn();

  Tracker.active = false;
};

На данный момент все это бесполезно потому что у нас нет главной сущности — реактивной переменной. Под ней мы понимаем объект, имеющий аксессоры к его единственному свойству. Аксессоры — это геттер и сеттер, функции, что заменяют собой получение и задание нужного нам свойства, разбавляя это действие своей логикой.
Наша реактивная переменная должна принимать аргумент при инициализации — стандартное значение. При вызове геттера (обычно, это метод .get без параметров) мы должны проверить, вызывается ли он внутри реактивного окружения, а затем записать нашу переменную в список отслеживаемых переменных. При вызове же сеттера (обычно это метод .set с параметром val — новое значение переменной) мы должны записать это значение в свойство объекта и обновить все зависимости.
var ReactiveVar = function(val) {
  this.value = val; // инициализируем значение переменной по-умолчанию
};
ReactiveVar.prototype.get = function() {
  if(Tracker.active) { // мы внутри реактивного окружения
    Deps.vars[Deps.vars.length - 1].push(this); // втыкаем переменную в стак для связи ее с трекером
  }

  return this.value; // возвращаем значение свойства
};
ReactiveVar.prototype.set = function(val) {
  this.value = val; // обновляем значение свойства

  for(var i = 0; i < Deps.vars.length; i++) {
    if(Deps.vars[i].indexOf(this) > -1) { // зависимость найдена
      Deps.funcs[i](); // вызываем функцию окружения заново
    }
  }

  return this.value; // возвращаем значение свойства
};

Соберем все вместе и получим почти готовую библиотеку:
Заголовок спойлера
(function() {
  var Deps = {
    funcs: [],
    vars: []
  };

  var Tracker = function(fn) {
    Deps.funcs.push(fn);
    Deps.vars.push([]);
    Deps.tracker = true;

    fn();

    Deps.tracker = false;
  };

  var ReactiveVar = function(init) {
    this.value = init;
  };

  ReactiveVar.prototype.get = function() {
    if(Deps.tracker) {
      Deps.vars[Deps.vars.length - 1].push(this);
    }

    return this.value;
  };

  ReactiveVar.prototype.set = function(val) {
    var i = 0;
    var self = this;
    this.value = val;
    Deps.vars.forEach(function(arr) {
      if(arr.indexOf(self) > -1) {
        Deps.funcs[i]();
      }
      i += 1;
    });
  };
  
  // убираем window. для NodeJS приложения
  window.Tracker = Tracker;
  window.ReactiveVar = ReactiveVar;
})();


Теперь давайте попробуем использовать реактивность в наших целях! Для этого реализуем самый простой секундомер. Нам потребуется 1 реактивная переменная и интервал, тикающий каждую секунду:
var time = new ReactiveVar(1); // инициализируем значение

Tracker(function() {
  var curTime = time.get(); // начинаем отслеживание изменений переменной
  document.querySelector('#time').innerHTML = curTime; // изменяем DOM в связи с изменением нашей переменной
});

setInterval(function() {
  time.set(time.get() + 1); // так как мы находимся вне реактивного окружения, то не подписываемся на события обновления переменной time, однако, обновляем все зависимости этой переменной
}, 1000);

Вот и все. Как мы смогли увидеть, реактивность в JS — это не что-то из разряда фантастики, а очень даже простая парадигма программирования.

Комментарии (17)


  1. vintage
    04.09.2015 02:47

    Рекомендую почитать: habrahabr.ru/post/235121


  1. chuikoffru
    04.09.2015 04:42

    Большое спасибо! Я думал там что-то более из ряда вон выходящее. А модели в ангуляре по такому же принципу работают? Или двойные биндинги по другому работают?


    1. AMar4enko
      04.09.2015 07:33

      Модели ($scope) в AngularJS работают через dirty-checking. Это одна из причин, почему его так любят лишний раз пнуть.
      В Angular2 будет поддержка реактивности и иммутабельных данных.


    1. vintage
      04.09.2015 10:37

      На самом деле в Метеоре всё несколько сложнее. Например, автозапускаемые функции исполняются не немедленно, а отложенно.


      1. mannaro
        04.09.2015 11:03

        Да, но целью я ставил показать новичкам, что реактивность — это просто. В будущих статьях разберем реализацию реактивности так, как она сделана в метеоре от и до.


        1. vintage
          04.09.2015 11:38

          В таком случае её можно было бы реализовать ещё проще. Как в KnockoutJS, например.


  1. chuikoffru
    04.09.2015 04:44

    Следующей статьей хотелось бы увидеть на примере этого же фреймворка как устроено локальное хранение коллекций, как и где они храниться?!)


    1. gibson_dev
      04.09.2015 09:02
      +1

      Не более чем в памяти (сервера или/и клиента — смотря где созданы) за это отвечает minimongo


  1. knagaev
    04.09.2015 12:28
    +1

    А что такое хипстерский по отношению к фреймворку?


    1. mannaro
      04.09.2015 12:57

      Фреймворк для хипстеров. Это как, например, программистский.


  1. m0sk1t
    04.09.2015 13:00

    Блин, смотрю в код, понимаю код, а понять принцип не могу, парадигма ломке не поддаётся… Либо я тупой, либо надо отдохнуть…


    1. Myshov
      06.09.2015 10:20
      +1

      Смотри, у нас есть некие отслеживаемые данные и соответствующие действия, которые будут выполнены при изменении этих данных. При изменении данных, благодаря зависимостям возникает «волна» изменяющихся данных, которые переводят всю систему из одного состояния в другое, которое есть результат выполнения некоторых действий, например, выполнение формулы в табличном процессоре (Excel, Calc), расчет ипотечного кредита на сайте банка при каждом движении ползунка или изменении поля для ввода суммы кредита и т.п.

      В данном случае в статье функция передаваемая в Tracker описывает то, какой процесс будет выполнен. При этом самое первое выполнение Tracker'а формирует эту динамическую систему (реактивное окружение), которое раскладывает все отслеживаемые данные и «соответствующие действия» по своим местам. И затем уже вызов метода set реактивной переменной с некоторым новым значением инициирует «волну» пересчета ипотечного кредита :) Как-то так.


      1. vintage
        06.09.2015 11:52
        +1

        Тут главное быть осторожным и не писать в трекере что-то типа:

        isOpened.set( !isOpened.get() )
        

        А то бесконечный цикл вам обеспечен :-)


        1. mannaro
          06.09.2015 15:02

          Для этого можно дописать условие :)


          1. vintage
            06.09.2015 23:43

            Какое?


            1. mannaro
              07.09.2015 02:24

              Например, такое:

              // in ReactiveVar.prototype.set
              if(Deps.vars[Deps.vars.length - 1].indexOf(this) > -1) {
                console.error('Error: Infinity loop');
                return;
              }
              

              Это не сработает на вложенных трекерах, но мы их и не рассматривали здесь. Таким образом, если в текущем окружении мы уже отслеживаем изменение переменной, то отменяем ее обновление и показываем соответствующее сообщение для разработчика.


              1. vintage
                07.09.2015 10:25

                Ну ок, для одного трекера проблему решили. А что будем делать с пинг-понгом между трекерами?