Люди давно мечтали создать летающие автомобили. Это так заманчиво, даёт незабываемое ощущение свободы. Лети куда хочешь, езжай куда хочешь. По крайней мере, так кажется тем, кто не сидел даже за джойстиком в авиасимуляторе. Тем не менее, желание подчинить небеса своим «железным коням» очень велико. Ещё Генри Форд, величайший авторитет автомобилестроения, лет 70 назад прогнозировал, что автомобилям прямая дорога в облака. Однако прошло уже немало лет, а особого прогресса в сфере «автолётов» не наблюдается. Вероятно, причина в том, что все экспериментальные образцы и летали плохо, и ездили не лучше. Помимо множества технических проблем, летающие автомобили создают кучу сложностей юридического характера. Например, относить их наземному транспорту или авиационному? Кто должен заниматься регулированием движения? В общем, как тут не вспомнить про «рождённого ползать».

Но в последнее время начались определённые подвижки. Всё чаще появляются любопытные новости из США, что вполне логично, учитывая их либеральное законодательство в сфере владения и использования населением транспортных средств. Скажем, если у вас есть права на вождение автомобиля или мотоцикла, а также лицензия пилота, то можно совершенно официально приобрести себе вот такой пепелац под названием Plane Drive PD-2:

image

Он представляет собой легкомоторный самолёт Glasair Sportsman со складным крыльевым оперением, к которому приделали половину мотоцикла (50 л.с.) и установили два передних поворачивающихся колеса. По шоссе этот гибрид может разгоняться до 110 км/ч, а запас хода составляет 320 км.



Из походного положения в боевое PD-2 переводится быстро и просто: достаточно снять «мотоблок», погрузить его позади сидений и перевести крылья в полётное положение. Воздушный винт вращается двигателем Lycoming мощностью 210 л.с. Дальность полёта достигает 760 км, а максимальная скорость — 240 км/ч. У себя на родине PD-2 стоит $60 000 — на уровне автомобиля премиум-класса.

Американская компания Terrafugia избрала иной подход. Вместо надругательства над самолётом они создали именно автомобиль, способный летать. К сожалению, получившийся автолёт Terrafugia Transition не имеет особых преимуществ перед PD-2, зато стоит аж $279 000. И в отличие от того же PD-2, он сертифицируется как автомобиль, а не мотоцикл.

image

Мотор здесь один, бензиновый Rotax мощностью 100 л.с. С помощью вариатора крутящий момент передаётся либо на колёса, либо на воздушный толкающий винт. Максимальная скорость по шоссе достигает 110 км/ч, запас хода 1300 км, расход топлива примерно 6,7 л на 100 км). Если захочется полетать, нужно опустить поднятые вверх крылья и переключить трансмиссию с колёс на винт. Максимальная скорость полёта составляет 185 км/ч, дальность — 780 км (при расходе 11 литров в час). Автолёт оснащён навигационной системой. Если его собьют зенитки возникнет аварийная ситуация, можно будет выпрыгнуть с парашютом. О доверии покупателей к этому образцу техники говорит тот факт, что за всё время с серийного выпуска — с 2012 года — продано только два экземпляра.



Но не в одних лишь США создаются автолёты. Словацкая компания AeroMobil создала очень стильно выглядящий аппарат, представляющий собой гибрид самолёта и спорткара. Основу конструкции составляет пространственная стальная рама, обшитая панелями из композиционных материалов. Крылья и элементы шасси также изготовлены из композитов. В «наземном» варианте длина составляет 6000 мм, ширина — 2240 мм, что удовлетворяет нормативам Евросоюза для легковых автомобилей. Здесь используется бензиновый четырёхцилиндровый оппозитный двигатель Rotax мощностью 100 л.с. Средний расход по шоссе составляет около 8 л, запас хода — 875 км. Максимальная скорость 160 км/ч.

image

image

Стоит отметить, что в мае произошла первая авиакатастрофа с участием AeroMobil. Им управляли разработчик автолёта, который успел выпустить аварийный парашют.

Для взлёта AeroMobil требуется участок шоссе или грунтовки длиной 300 м. Максимальная скорость полёта 200 км/ч, дальность — 700 км (расход 15 л на 100 км). Автолёт оснащён навигационной системой, автопилотом и дублирующей системой безопасности, которая может автоматически выпускать парашют и смягчать падение аппарата. Серийный выпуск начнётся в 2017 году, стоимость составит 200 000 евро.

На поприще автолётов отметились и немцы. Компания Carplane GmbH создала вот такой аппарат:

image

image

Потомки тевтонских рыцарей выбрали двухбалочную конструкцию. Однако это не самое примечательное в автолёте: разработчики явно вдохновлялись возможностями Автоботов, сделав Carplane настоящим трансформером. В походном положении крылья и воздушный винт находятся в пространстве между двумя фюзеляжами автолёта. А если захочется повторить подвиг Матиаса Руста, с помощью электродвигателей крылья разворачиваются в полётное положение, а задняя часть автолёта раздвигается, увеличивая общую длину аппарата с 5,44 до 7,45 м.

Двигатель мощностью 150 л.с. разгоняет аппарат по шоссе до 176 км/ч, максимальная лётная скорость 222 км/ч. При крейсерской скорости в 200 км/ч дальность полёта составляет 830 км.

Даже на первый взгляд очевидно, что автолёт сложен в производстве и дорог. Косвенно об этом свидетельствует и то, что Carplane до сих пор не может начать серийное производство.



Английская компания Parajet International решила не городить огород со сложными конструкциями и переделками. Они вообще не стали заморачиваться — просто оснастили багги толкающим винтом и парафойлом. Вариант для сильных духом, так сказать. К преимуществам получившегося автолёта можно отнести хорошую проходимость и отсутствие сложной крыльевой механизации. Правда, процесс взлёта с мягким парашютом-крылом лёгким не назовёшь.

image

Вес Parajet Skyliner составляет всего 420 кг, бензиновый двигатель Ford EcoBoost развивает мощность в 125 л.с. Максимальная скорость по шоссе составляет 185 км/ч, лётная — 88 км/ч. Дальность полёта составляет 320 км, потолок — 4500 м. Для Syliner не страшен отказ двигателя в воздухе, он может спокойно планировать на парафойле. Несмотря на простоту конструкции, просят за аппарат немало — 90 000 евро.



Само собой, не стоит ожидать, что в ближайшие годы мы сможем наблюдать, как автолёты пристраиваются к журавлиным стаям. Однако сам факт появления вполне работоспособных моделей не может не вдохновлять. Конечно, это транспорт далеко не для всех (да и автомобили тоже, если начистоту), но было бы чертовски приятно вдавить тапок в пол и полететь.

Комментарии (32)


  1. Juster
    04.09.2015 15:58

    мне вот интересно, а возможно ли, что в городах начнут строить подземные тоннели для автомобилей, которые будут проходить напрямую через целые районы?


    1. OdaN
      04.09.2015 16:03
      +1

      Лефортовский тоннель в Москве, не? 3,2 км
      Но эстакады имхо проще и дешевле


      1. urbain
        04.09.2015 16:52

        Вы там, кстати, никогда в пробке не стояли? Натуральная газовая камера!
        Это о проблеме вентиляции таких сооружений.


        1. OdaN
          04.09.2015 17:02
          +1

          я там периодически на мотоцикле езжу. Там даже стоять не надо — газовая камера и есть.


          1. Juster
            04.09.2015 19:49
            +2

            надеюсь, лет через 10 ситуация разрешится с появлением большого количества электро- и водородомобилей


        1. ncix
          04.09.2015 20:48

          Стоял не раз. В режиме рециркуляции воздуха в салоне ничего особо не заметно.


    1. lavmax
      05.09.2015 13:51

      Чикаго. Хотя дорого это. В большинстве городов проблема с местом только в самом центре. А туда сейчас тенденция скорее ограничивать вьезд машин. А в остальных местах вполне есть место для обычных автострад. В густонаселенных районах с экранами или даже арками-тоннелями.


    1. vadimzz
      05.09.2015 17:56

      Откройте Google Maps, возьмите любой большой город Западной Европы (или Южной)) и вы внезапно увидите ЭТО. Автомагистрали в городе. Они строят их лет 50 уже. Конечно, не всегда это именно сплошные туннели, распространены просто магистрали с туннелями, обвязанные сеткой развязок с городскими дорогами, идущими параллельно.

      Вот вам восточная часть Афин, к примеру.
      https://www.google.ru/maps/@38.0063995,23.8371892,1721m/data=!3m1!1e3?hl=ru

      Так что ваш вопрос не очень понятен.

      P.S. Автомагистрали в городе — это настоящие магистрали. То есть построенные по всем нормам ЕС с проектной скоростью 130-40 с широкими полосами, аварийными полосами и разгонно-тормозными полосами.


  1. Tonna
    04.09.2015 16:06
    +1

    1. delfi
      04.09.2015 16:12
      +1

      А главное — какой простой интерфейс, ничего лишнего. Вот только как управлять вертикальным наклоном


  1. nullptr
    04.09.2015 16:26
    +13

    Лет этак через 30 жду статью с заголовком «Подземные автомобили — радикальное решение проблемы управления авиационным трафиком».


  1. ivan386
    04.09.2015 16:38
    -4

    С такими машинами из пропки не вылезеш.


  1. SHVV
    04.09.2015 17:02
    +1

    Почему если летающий автомобиль, то обязательно самолёт, а как же например этот автожир PAL-V ONE?


    1. ivan386
      04.09.2015 18:09

      Это уже более реальный вариант борьбы с пробками.



  1. lexore
    04.09.2015 17:22

    Имхо, перспективнее пассажирские квадрокоптеры/квадролеты.


    1. SpiritOfVox
      05.09.2015 02:53

      Вряд ли. Вертолёты обычной схемы с одним или двумя винтами эффективней нежели квадрокоптеры. В мелких устройствах они получили распространение т.к. их устройство проще и соответственно дешевле.


  1. Alexey2005
    04.09.2015 17:44
    +2

    Мало того, что все тротуары запаркованы напрочь, а из каждых шести полос дороги доступны только четыре (прямо на зебрах тоже паркуются не моргнув глазом), так теперь машины ещё и крыши зданий облепят…


    1. kekekeks
      04.09.2015 20:06
      +3

      Вы так говорите, как будто эти крыши для чего-то полезного используются.


  1. vilky
    04.09.2015 17:55
    +1

    Зашла, чтобы написать: «Почему всем так хочется полетать на собственном драндулете у меня над головой и никто не грезит о роющем автомобиле?» — но вижу, что этот вопрос уже у многих созрел!


    1. eugenius_nsk
      09.09.2015 15:04

      Как это никто не грезит? А как же разнообразные проекты подземных лодок?


  1. baldr
    04.09.2015 18:13
    +4

    Я верю в прогресс, но, честно говоря, не верю, что летающие автомобили (или как их будут там называть) будут так же распространены в городах как сейчас обычные автомобили.
    Автомобиль он едет по земле — если пробка, то он стоит. Если кончилось топливо — стоит. Если поломался — стоит.
    С летающими так не получится, а опасности от них в разы больше. Если он на крыльях — то скорость в городах опасна, а если с несущим винтом — то тоже я бы не хотел встретить его за окном…
    Как в «Пятом Элементе» — я бы не хотел такого летающего хаоса.


    1. extempl
      04.09.2015 19:47
      +5

      Автомобиль он едет по земле — если пробка, то он стоит. Если кончилось топливо — стоит. Если поломался — стоит.
      Да, только если он стоит, то создаёт пробку. А автолёт что? Закончилось топливо, упал и никому не мешает! Преимущество налицо!


      1. ncix
        04.09.2015 20:56
        +1

        И не будет заторов из-за аварий, опять же!


  1. Darth_Biomech
    04.09.2015 18:54
    +1

    Емнип для абсолютно всех летающих автомобилей обязательна и лицензия пилота, и они классифицированы как летательные средства. Которым разрешено взлетать только с ВПП, да и для получения лицензии пилота требования к здоровью конские. Мне кажется, в основном это является причиной непопулярности летающих автомобилей, а не технические заморочки.


    1. SpiritOfVox
      05.09.2015 03:01

      Законодательство в разных странах разное, поэтому вряд ли следует утверждать о необходимости лицензии для всех летающих автомобилей.

      Требования по здоровью так же отличаются в разных странах. Помимо этого они различаются по типам аппаратов. Даже у нас требования для частных пилотов проще чем для профессионалов. В штатах требования по здоровью ещё слабее и это не мешает им безопасно летать.

      Популярности летающих автомобилей мешает неразвитость инфраструктуры, конские цены, отсутствие необходимости/пропаганды и проблемы с погодой. На машине можно ехать ночью при довольно сильном дожде и ветре, а у летательных аппаратов есть как их технические метеоминимумы, так и минимумы по подготовке пилота.


    1. catharsis
      05.09.2015 18:52

      ну, и отдельно самолет и автомобиль пока что дешевле и удобнее.


  1. worldmind
    04.09.2015 19:32

    Летающий индивидуальный транспорт это идеально, но только если им управляет не человек, а робот.
    Ещё есть концепт от Владимира Пирожкова.


  1. aram_pakhchanian
    05.09.2015 18:33

    Предлагаю вместо того, чтобы летать, сделать более плотной инфраструктуру, чтобы не приходилось ни летать, ни ехать.


    1. Mithgol
      07.09.2015 11:39

      Вместо города строить километровые небоскрёбы на 50 000 человек, причём строить вплотную друг к другу — так, что ли?

      Дык ить всё равно придётся ехать, вот только на лифте.


      1. aram_pakhchanian
        12.09.2015 00:01

        Под и над землей. Ездить на лифтах куда безопаснее, чем летать на автомобилях. Причем лифты могут ездить и вертикально и горизонтально. Для перемещения между зданиями можно натянуть канаты и пускать по ним вагончики, как на лыжных курортах. В общем, куда лучше организованные заранее маршруты, чем хаотическое движение машин по воздуху.


  1. Fuzzyjammer
    05.09.2015 19:09
    +1

    Гибриды автомобилей и самолетов так и останутся вот такими неуклюжими поделками — уж слишком разные требования предъявляются к летательному аппарату, где конструкторы борются за каждые сто грамм веса, и к автомобилю, который возит на себе тонну (буквально) элементов активной и пассивной безопасности.
    В настоящий момент применение авиации в качестве транспорта ограничивается вовсе не техническими возможностями, но законодательными ограничениями и/или человеческими возможностями — зачем, в принципе, нужен авто-авиа гибрид, если технически можно и сейчас на вертолете или STOL-самолете добираться из дома до офиса и обратно (опустим вопрос экономической целесообразности)? Вот только нельзя — нельзя летать над многими крупными городами, нельзя садиться и взлетать на/с проезжей части (плюс еще есть опасность проводов, но это отдельная проблема). Почему? Потому что управление летательным аппаратом сложнее, а последствия катастрофы страшнее.
    Мне представляется реальным более массовое появление летательных транспортных средств в городах только после того, как будет создан совершенный автопилот, причем не в нынешнем его виде, а способный работать в условиях плотнейшего трафика — аналогично тому, что сейчас творится на дорогах, только в трех измерениях. Но пока компании все работают над таким автопилотом для двумерного трафика…