В ходе обсуждения всех «за» и «против» смарт-тв под нашим первым хабрапостом на 100 комментариев — прозвучали самые различные оценки и мнения. Кто-то сделал акцент на вендор-локи, другие критиковали функцию Automatic Content Recognition, третьи предлагали вариант «тв+медиасервер» на основе старого ПК, а им в ответ — писали в защиту смарт-тв.

Сегодня мы решили продолжить тему и обсудить, где принято платить «телевизионный налог».

Фотография: Gaspar Uhas. Источник: Unsplash.com
Фотография: Gaspar Uhas. Источник: Unsplash.com

Взносы по-шведски

Как только в стране появилось телевидение [1956 год], желающих приобщиться к просмотру обязали ежегодно вносить в казну двадцать пять шведских крон [$40 или около 3 тыс. руб. по сегодняшнему курсу с учетом инфляции]. Платежи администрировала государственная компания, которую сразу переименовали из «Телеграфного Агентства» в «Телеверкет».

Учет вели по домохозайствам, но по мере реструктуризации вещательных структур решили перейти к сборам только с совершеннолетних граждан, включив сумму ежегодного взноса [к 2018 году он составлял $282,5 или 22 тыс.руб по текущему курсу] в так называемый general public service tax. Его размер сделали в 1,5 раза ниже.

Швеция была в шаге от «налога на домашний интернет». В период с 2013 по 2014-й в стране разбирались, позволяют ли местные законы учитывать его в качестве средства доступа к телевидению. На тот момент сборы по ТВ-налогу составляли около 800 млн евро в год, хотя регулятор тратил на свою деятельность около 146 млн. Его попытка расширить поступления за счет новой трактовки закона [в пользу взносов за интернет] обернулась неудачей.

Инициативу поддержали судебные инстанции, но верховный суд все-таки отменил их решения, хотя регулятор — так и не компенсировал излишние сборы. Хотя в Швеции действует своя версия «налога на болванки», включающая плату за внешние и встроенные носители, если их объем превышает пороговые значения. Последние определили даже для компьютеров и смартфонов.

Такой налог оплачивают отдельно — сверх общего, что мы обсудили выше.

Фотография: Cindy Tang. Источник: Unsplash.com
Фотография: Cindy Tang. Источник: Unsplash.com

Сколько в долларах и евро

Самые высокие ежегодные взносы за ТВ — в Австрии [€335] и Швейцарии [€322]. В UK, Дании и Германии — в полтора раза ниже. Кстати, граждане последней уже выступали против обязательства уплачивать такой «налог» около пяти лет назад, но не добились льгот [от взносов освободили студентов, получающих поддержку от государства].

Для сравнения, в США средняя сумма ежегодных сборов с домохозяйства составляет около $450, включая скрытые взносы. И там тоже не все довольны ситуацией.

Растянуть на интернет

Сделать это пробовали не только в Швеции.

В 2014 году министр экономики Венгрии предложил ввести телеком-налог в размере $0,5 [сегодняший эквивалент 150 форинтов с учетом инфляции] за использование 1ГБ данных, полученных или отправленных внутри страны. Инициатива привела к демонстрациям и получила отрицательную характеристику на уровне ЕС. После этого правительство свернуло реформу.

Во Франции план по модернизации аудиовизуальных каналов, включающий замещение доходов от ТВ-рекламы взносами за использование новых средств коммуникации, начали обсуждать еще в 2008 году, а в середине прошлого — взяли и распространили налог на транснациональные ИТ-компании, зарабатывающие с помощью рекламы на основе анализа данных граждан страны.

В конце 19-го такую инициативу приняли в Италии и начали обсуждать в Чехии, а в этом — в число стран, взявших курс на похожие меры в отношении ИТ-сектора, вошло и UK.

Фотография: Pablo Garcia Saldana. Источник: Unsplash.com
Фотография: Pablo Garcia Saldana. Источник: Unsplash.com

Так, взносы за ТВ плавно перетекли в «налог на болванки», который постепенно становится «сетевым» и чем-то похожим на известный налог «на Гугл». Выступит ли вся Европа в едином порыве или нас ждет волна вариаций сборов в связке с телевизионными — покажет время.


Наши подборки по теме на Хабре:


Дополнительное чтение в Мире Hi-Fi: