В преддверии старта курса Golang Developer. Professional приглашаем всех желающих на бесплатный демо-урок по теме: "Интеграционные тесты на Go".

А сейчас традиционно публикуем полезный перевод.


Я почти уверен, что любой, кто изучал когда-либо Go, слышал, что «горутины похожи на легковесные потоки» и что «можно спокойно запускать сотни и тысячи горутин». Некоторые люди узнавали, что «горутина весит около 2 килобайт», скорее всего, из примечаний к релизу Go 1.4, и еще меньше людей узнавали, что это изначальный размер ее стека.

Все эти утверждения верны, и я хочу продемонстрировать почему это так, исследовать с вами что такое горутина, сколько места она занимает, и наметить отправные точки для всех, кто интересуется внутренним устройством Go.

В рамках этого исследования я буду использовать ветку Go 1.14, поэтому все фрагменты кода будут ссылаться на нее.

Планировщик горутин

Планировщик горутин (Goroutine scheduler) является перехватывающим задачи (work-stealing) планировщиком, который был введен еще в Go 1.1 Дмитрием Вьюковым вместе с командой Go. Его диздок доступен здесь и включает рассуждения на тему возможных будущих улучшений. Существует множество замечательных ресурсов, помогающих разобраться, как он работает, но основная суть заключается в том, что он пытается управлять G, M и P; горутинами, машинами (потоками) и процессорами.

«G» - это просто горутина Golang.

«M» - это поток ОС, который может выполнять что-либо или же бездействовать.

«P» можно рассматривать как ЦП в планировщике ОС; он представляет ресурсы, необходимые для выполнения нашего Go кода, такие как планировщик или состояние распределителя памяти.

В рантайме они представлены как структуры: type g, type m или type p.

Основная задача планировщика состоит в том, чтобы сопоставить каждую G (код, который мы хотим выполнить) с M (где его выполнять) и P (права и ресурсы для выполнения).

Когда M прекращает выполнение нашего кода, он возвращает свой P в пул свободных P. Чтобы возобновить выполнение Go кода, он должен повторно заполучить его. Точно так же, когда горутина завершается, объект G возвращается в пул свободных G и позже может быть повторно использован для какой-либо другой горутины.

Чтобы запустить горутину, запускающую на выполнение main либо из кода, структура g инициализируется с помощью функции malg 

//Выделяет новую g со стеком, достаточно большим для stacksize байтов.
func malg(stacksize int32) *g {
	newg := new(g)      // <--- все начинается здесь 
	if stacksize >= 0 {
		stacksize = round2(_StackSystem + stacksize)
		systemstack(func() {
			newg.stack = stackalloc(uint32(stacksize))
		})
		newg.stackguard0 = newg.stack.lo + _StackGuard
        newg.stackguard1 = ^uintptr(0)
        ...
        ...
    }
    return newg
}

которая вызывается из newproc и newproc1.

// Создаем новую g, выполняющую fn с narg байтами аргументов, начинающихся с argp. callerpc - это адрес оператора go, который ее создал. Новая g помещается в очередь g, ожидающих запуска.

func newproc1(fn *funcval, argp unsafe.Pointer, narg int32, callergp *g, callerpc uintptr) {
  ...
    acquirem() // отключаем вытеснение менее приоритетных задач, потому что оно может удерживать p в локальном var
	siz := narg
    siz = (siz + 7) &^ 7
  ...
	_p_ := _g_.m.p.ptr()
	newg := gfget(_p_)
	if newg == nil {
		newg = malg(_StackMin) // !!! <- здесь происходит магия
		casgstatus(newg, _Gidle, _Gdead)
		allgadd(newg) 
	}
  ...
}      

Итак, теперь мы готовы проанализировать саму горутину!

Объект горутины 

Длина объекта горутины составляет порядка 70 строк. Позвольте мне удалить комментарии и навести небольшой порядок:

type g struct {
    stack            stack   
    stackguard0      uintptr 
    stackguard1      uintptr 
    _panic           *_panic 
    _defer           *_defer 
    m                *m      
    sched            gobuf
    syscallsp        uintptr        
    syscallpc        uintptr        
    stktopsp         uintptr        
    param            unsafe.Pointer 
    atomicstatus     uint32
    stackLock        uint32 
    goid             int64
    schedlink        guintptr
    waitsince        int64      
    waitreason       waitReason
    preempt          bool 
    preemptStop      bool 
    preemptShrink    bool 
    asyncSafePoint   bool
    paniconfault     bool 
    gcscandone       bool 
    throwsplit       bool 
    activeStackChans bool
    raceignore       int8     
    sysblocktraced   bool     
    sysexitticks     int64   
    traceseq         uint64   
    tracelastp       puintptr 
    lockedm          muintptr
    sig              uint32
    writebuf         []byte
    sigcode0         uintptr
    sigcode1         uintptr
    sigpc            uintptr
    gopc             uintptr         
    ancestors        *[]ancestorInfo 
    startpc          uintptr         
    racectx          uintptr
    waiting          *sudog        
    cgoCtxt          []uintptr     
    labels           unsafe.Pointer
    timer            *timer        
    selectDone       uint32        
    gcAssistBytes    int64
}

 

Вот и все!

Попробуем подсчитать суммарный размер; uintptr весит 64 бит, т.е. 8 байт в нашей архитектуре, так же как и int64. Логические значения имеют размер в 1 байт, а слайс - это просто указатель плюс два инта.

Есть более сложные типы, такие как timer (~70 байт), _panic (~40 байт) или _defer (~100 байт), но в целом я насчитал около 600 байт.

Хм, это кажется немного подозрительным… Откуда взялось пресловутое значение «2 кб»?

Давайте подробнее рассмотрим первое поле структуры…

Стек горутины

Первое поле структуры g имеет тип stack.

type g struct {
	// Параметры стека.
	// stack описывает фактическую память стека: [stack.lo, stack.hi).
	// stackguard0 - указатель стека, сравниваемый по мере роста стека Go.
	// stackguard1 - указатель стека, сравниваемый по мере роста стека C.
...
	stack       stack  // смещение, известное runtime/cgo
	stackguard0 uintptr // смещение, известное liblink
	stackguard1 uintptr // смещение, известное liblink

 

Сам стек представляет собой не что иное, как два значения, обозначающих его начало и конец.

type stack struct {
	lo uintptr
	hi uintptr
}

К этому времени вы, вероятно, зададитесь вопросом: «А каков же размер этого стека?», или уже догадаетесь, что 2 килобайта относятся к этому стеку!

Горутина стартует с минимального размера стека в 2 килобайта, который увеличивается и уменьшается по мере необходимости без риска когда-либо закончиться.

Эта отличная статья Дэйва Чейни более подробно объясняет, как это работает. По сути, перед выполнением любой функции Go проверяет, доступен ли объем стека, необходимый для функции, которую он собирается выполнить; если нет, то выполняется вызов runtime.morestack, который выделяет новую страницу, и только после этого выполняется функция. Наконец, когда эта функция завершается, ее возвращаемые аргументы копируются обратно в исходный фрейм стека, а все невостребованное пространство стека высвобождается.

Хотя минимальный размер стека определен как 2048 байтов, рантайм Go также не позволяет горутинам превышать максимальный размер стека; этот максимум зависит от архитектуры и составляет 1 ГБ для 64-разрядных систем и 250 МБ для 32-разрядных систем.

Если этот предел достигнут, будет выполнен вызов runtime.abort. Превысить этого размер очень просто с помощью рекурсивной функции; все, что вам нужно сделать, это

package main

func foo(i int) int {
	if i < 1e8 {
		return foo(i + 1)
	}
	return -1
}

func main() {
	foo(0)
}

 

И мы видим, что приложение паникует, стек больше не может расти и выполняется вышеупомянутый runtime.abort .

$ go run exceed-stack.go
runtime: goroutine stack exceeds 1000000000-byte limit
fatal error: stack overflow

runtime stack:
runtime.throw(0x1071ce1, 0xe)
	/usr/local/go/src/runtime/panic.go:774 +0x72
runtime.newstack()
	/usr/local/go/src/runtime/stack.go:1046 +0x6e9
runtime.morestack()
	/usr/local/go/src/runtime/asm_amd64.s:449 +0x8f

goroutine 1 [running]:
main.foo(0xffffdf, 0x0)
...
...

Итак, сколько горутин вы можете запустить?

Я использую скрипт из Приложения к статье, скопированный отсюда.

На ноутбуке среднего уровня я могу запустить 50 миллионов горутин.

По мере роста числа возникают две основные проблемы: использование памяти (и начинается свопинг) и более медленная сборка мусора.

$ ~ go run poc-goroutines-sizing.go

# 10 Тысячь горутин
Number of goroutines: 100000
Per goroutine:
  Memory: 2115.71 bytes
  Time:   1.404500 µs

# 1 Миллион горутин
Number of goroutines: 1000000
Per goroutine:
  Memory: 2655.21 bytes
  Time:   1.518857 µs

# 3 Миллиона горутин
Number of goroutines: 3000000
Per goroutine:
  Memory: 2700.37 bytes
  Time:   1.637003 µs

# 6 Миллионов горутин
Number of goroutines: 6000000
Per goroutine:
  Memory: 2700.29 bytes
  Time:   2.541744 µs

# 9 Миллионов горутин
Number of goroutines: 9000000
Per goroutine:
  Memory: 2700.27 bytes
  Time:   2.857699 µs

# 12 Миллионов горутин
Number of goroutines: 12000000
Per goroutine:
  Memory: 2694.09 bytes
  Time:   3.232870 µs

# 50 Миллионов горутин
Number of goroutines: 50000000
Per goroutine:
  Memory: 2695.37 bytes
  Time:   5.098005 µs

Заключение

На этом пожалуй все!

Есть планировщик горутин, с помощью которого код Go планируется для запуска на хосте. Затем есть сами горутины, в которых фактически выполняется код Go, и есть стек каждой горутины, который увеличивается и уменьшается, чтобы приспособиться к выполнению кода.

Я рекомендую бегло просмотреть src/runtime/HACKING.md, где многие концепции и соглашения кода в среде выполнения Golang объясняются более подробно.

Надеюсь, вы узнали что-то новое и у вас появились кое-какие отправные точки, чтобы разобраться в коде самого языка Go.

До встречи!

Ссылки

  • https://stackoverflow.com/questions/8509152/max-number-of-goroutines

  • https://medium.com/a-journey-with-go/go-how-does-the-goroutine-stack-size-evolve-447fc02085e5

  • https://dave.cheney.net/2013/06/02/why-is-a-goroutines-stack-infinite

  • https://www.ardanlabs.com/blog/2018/08/scheduling-in-go-part1.html

  • https://medium.com/@genchilu/if-a-goroutine-call-a-new-goroutine-which-one-would-scheduler-pick-up-first-890002dc54f8

  • https://povilasv.me/go-scheduler/

Приложение

package main

import (
	"flag"
	"fmt"
	"os"
	"runtime"
	"time"
)

var n = flag.Int("n", 3*1e6, "Number of goroutines to create")

var ch = make(chan byte)
var counter = 0

func f() {
	counter++
	<-ch// Блокируем эту горутину
}

func main() {
	flag.Parse()
	if *n <= 0 {
		fmt.Fprintf(os.Stderr, "invalid number of goroutines")
		os.Exit(1)
	}

	// Ограничиваем количество свободных потоков ОС до 1
	runtime.GOMAXPROCS(1)

	// Делаем копию MemStats
	var m0 runtime.MemStats
	runtime.ReadMemStats(&m0)

	t0 := time.Now().UnixNano()
	for i := 0; i < *n; i++ {
		go f()
	}
	runtime.Gosched()
	t1 := time.Now().UnixNano()
	runtime.GC()

	// Делаем копию MemStats
	var m1 runtime.MemStats
	runtime.ReadMemStats(&m1)

	if counter != *n {
		fmt.Fprintf(os.Stderr, "failed to begin execution of all goroutines")
		os.Exit(1)
	}

	fmt.Printf("Number of goroutines: %d\n", *n)
	fmt.Printf("Per goroutine:\n")
	fmt.Printf("  Memory: %.2f bytes\n", float64(m1.Sys-m0.Sys)/float64(*n))
	fmt.Printf("  Time:   %f µs\n", float64(t1-t0)/float64(*n)/1e3)
}

Записаться на бесплатный демо-урок