В прошлый раз мы выяснили, что стриминговые сервисы скупают все, что относится к подкастингу, но делают это с умом. С точки зрения эксклюзивных прав их интересуют только известные спикеры, продюсеры и программы. Остальные шоу такие платформы планируют всего лишь агрегировать и предлагать поверх массива общедоступного контента свои услуги: платный стриминг музыки, аудиокниг и подкастов — полноценную «вертикаль» сервисов по подписке.

Фотография: Gabriele Diwald. Источник: Unsplash.com
Фотография: Gabriele Diwald. Источник: Unsplash.com

Цель стратегии — сформировать полузакрытую экосистему под капотом единого приложения, чтобы эффективнее удерживать слушателей и не позволять им отвлекаться на чужой контент.

К такому положению дел стремятся практически все игроки этой индустрии, поэтому ситуация все больше напоминает развитие событий вокруг онлайн-кинотеатров. Ставка последних на эксклюзив уже привела к раздражению аудитории. Произойдет ли что-то подобное с подкастами, если платформы будут и далее обострять борьбу за популярные программы?

Осторожно, шоу «разбирают»

Формат подкастов стал мощной альтернативой для радиопередач благодаря открытой модели распространения контента. Выпускать свои программы может кто угодно — для их дистрибуции достаточно простой RSS-обертки, она же используется и для агрегации различных подкастов.

Механизмом свободно пользуются разработчики приложений для прослушивания подкастов — например, Марко Армент (Marco Arment), который представил Overcast для iOS в 2014 году. Кстати, в одно время с релизом он инвестировал 50 тыс. долларов в развитие студии по производству подкастов под названием Gimlet Media. [Ее выкупили за 230 млн в 2019-м.]

Фотография: Annie Spratt. Источник: Unsplash.com
Фотография: Annie Spratt. Источник: Unsplash.com

Открытый формат поддерживают и те, кто проектирует инструменты для авторов программ — хостинги подкастов и feed-бернеры, позволяющие учитывать требования витрин [вроде Apple Podcasts] к формированию RSS-лент. С их помощью ведущие быстрее находят свою аудиторию, а она — может легко подписываться на аудиопередачи и следить за новыми выпусками.

Но сделки по поглощению разработчиков таких продуктов крупными вендорами происходят все чаще. Вместе с Gimlet Media «шведы» в прошлом году купили и интегрировали в свою «вертикаль» сервис Anchor, задействовав весь его инструментарий. В свою очередь, SiriusXM летом приобрели похожий продукт — Simplecast, а Apple забрала ScoutFM, специализирующийся на подкаст-рекомендациях.

«IT-шоппингом» в этом году все-таки не обошлось. Стриминговые контент-провайдеры продолжили разбирать студии, записывающие собственные шоу, а инвесторы — вкладывать десятки миллионов в продюсеров новых хитов разговорного жанра.

Именно так сложилась судьба подкастинговой платформы Luminary, которую пытаются «вытянуть» по аналогии с Gimlet. В конце прошлого года туда даже пригласили топ-менеджера HBO Саймона Саттона (Simon Sutton). Но пока дела у компании идут скромно. Говорят, что с начала кризиса Luminary пришлось вывести за штат часть сотрудников, а некоторых — сократить.

Фотография: ConvertKit. Источник: Unsplash.com
Фотография: ConvertKit. Источник: Unsplash.com

Если монополисты будут и дальше втягивать независимые проекты в свои орбиты влияния, от открытого рынка подкастов может остаться лишь незначительное число нишевых игроков.

Не в лучшей форме

Инвестиции и громкие сделки не всегда являются показателем прироста слушателей и интереса со стороны рекламодателей. Пока этому рынку еще только предстоит взять планку в миллиард долларов. [Прогноз для США, где один только «падающий» сегмент ТВ-рекламы в 70 раз превышает эту сумму.] Получится ли сделать рывок в контексте оттока аудитории к новостям и политическим программам — большой вопрос. Сейчас у подкастов есть множество «конкурентов», которые не собираются отступать. Это — видеостримы и игровые трансляции. Как развивается эта борьба, и чего можно ждать — обсудим в следующем материале.


Заметки и дополнительное чтение в Мире Hi-Fi: